Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Эффективность телесно-ориентированной психотехники в решении проблем психомоторного развития детей 4–5 лет 1122Чернигина Е.В. Горшкова Е.В. АннотацияСтатья написана на основе дипломного исследования; посвящена изучению проблемы психомоторного развития детей, имеющих признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, и использованию методов телесно-ориентированной психотехники в психолого-педагогической работе с ними. Раскрываются особенности психики, поведения и основные трудности таких детей. Описывается разработанный для исследования комплекс методик диагностики психомоторного развития детей 4–5 лет с признаками СДВГ. Подтверждена гипотеза, что использование методов телесно-ориентированной психотехники оказывает коррекционное воздействие на ряд компонентов психомоторики детей этой категории, помогая компенсировать их отставание от возрастной нормы. Ключевые слова: психомоторика, СДВГ, координация, двигательный автоматизм, телесно-ориентированная психотехника Рубрика: Клиническая и специальная психология Фрагмент статьи
![]() … Термин синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) введен в 30-е гг. Основной симптом – «нарушение внимания»: ребенок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, часто не завершает начатое. Это создает основу для возникновения трудностей в учебе. Главной (но не единственной) причиной возникновения у детей СДВГ могут быть минимальные мозговые дисфункции (ММД) – относительно малая степень поражения ЦНС (в отличие от таких состояний, как ДЦП или умственная отсталость). При ММД задерживаются темпы развития функциональных систем мозга, обеспечивающих сложные интегративные функции (речь, внимание, память, восприятие), другие виды высшей психической деятельности. Подчеркивается, что СДВГ обусловлено общими нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне регуляции психической деятельности, но отнюдь не элементарными расстройствами восприятия, внимания и двигательных реакций [7]. По общему интеллектуальному развитию дети с СДВГ находятся на уровне нормы (или субнормы), но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. В связи с этим существует большая вероятность возникновения у них феномена школьной дезадаптации – ухудшение успеваемости, снижение интереса к учебе, а также появление тревожности, нарушение поведения и др. Гиперактивные дети отличаются от своих сверстников повышенной подвижностью, невнимательностью, импульсивностью. Для них свойственны нарушения моторного контроля, проявляющиеся в виде статико-локомоторной и динамической недостаточности. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. При обучении письму могут проявляться дисграфии (неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы). Могут отмечаться нарушения координации в пространстве, неловкость, неуклюжесть. Все это порождает у него проблемы во взаимоотношениях с окружающими, понижает самооценку. Все авторы, исследующие СДВГ, говорят о возможности проведения коррекционной работы с детьми. При этом достаточно эффективной наряду с медицинской и психотерапевтической оказывается и психолого-педагогическая помощь. В литературе, посвященной изучению СДВГ, в основном рассматриваются проблемы детей школьного и старшего дошкольного возрастов. Однако для того чтобы более успешно проводить коррекционную работу с детьми, важно как можно более раннее выявление СДВГ – задолго до того, когда проявленные признаки синдрома станут вызывать серьезную тревогу за ребенка в связи с его неуспехами в обучении. На наш взгляд, начинать и диагностику, и коррекцию можно с четырех лет, когда у детей появляются первые признаки гиперактивного поведения, прежде всего в психомоторной сфере: недостаточное развитие тонкой моторики, трудности при выполнении действий, требующих автоматизма и координации движений. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология | Катунова В.В. Проявления агрессии у учащихся с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности) Психология развития, Теория и методология | Греченко Т.Н., Харитонов А.Н., Жегалло А.В., Сумина Е.Л., Сумин Д.Л. Синхронизация электрических осцилляций в организации социальной жизни микроорганизмов История психологии | Головей Л.А., Грищенко П.А. Клиническая психология, Специальная психология | Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|