Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов 1195

Петронюк И.С.
психолог Военно-космического кадетского корпуса, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: pis25@mail.ru

Аннотация

Опираясь на имеющийся в России богатый опыт воспитания людей, готовых сознательно посвятить свою жизнь служению Отечеству, автор обосновывает актуальность исследования становления ценностного отношения к армии у воспитанников кадетских корпусов. В статье анализируются результаты изучения субъективной оценки межличностных отношений воспитанников первого и четвертого курсов кадетского корпуса по методике С. В. Духновского. Подчеркивается, что осознание подростком принадлежности к специфической профессиональной группе военнослужащих РФ, овладение характерными ценностями и стереотипами поведения и мышления при отсутствии статуса военнослужащего стимулируют сознательное профессиональное самоопределение кадета в пользу выбора военной профессии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Среди важных факторов, оказывающих влияние на воспитательный процесс в корпусе, следует отметить, что среди обучающихся находятся подростки из разных городов России, представляющие разные национальности, социальные слои общества.
В частности, в 2007 г. абитуриенты Военнокосмического кадетского корпуса из Санкт-Петербурга и области составляли всего 19 %. В семьях абитуриентов преобладают различные стили воспитания, различные системы ценностей и т. д. В то же время в подавляющем числе случаев выбор кадетского корпуса как учебного заведения осуществляется родителями или лицами, их заменяющими. Семьи будущих кадетов часто находятся в условиях психотравмирующего характера и не способны выполнять воспитательную функцию. Результаты социально-психологического изучения личных дел абитуриентов (подростки 1992, 1993 годов рождения) показали следующее:

  1. из 172 подростков только 27 % из условно благополучных семей (наличие обоих работающих родителей, проживающих вместе);
  2. среди прочих: 11% – сирот и опекаемых. Родители 6 % подростков лишены родительских прав (без вести пропавшие, алкоголизм, бродяжничество), у 2 % – неоднократно привлекались к уголовной ответственности, у 33 % – родители умерли (часто трагически погибли), у 6 % – родители-инвалиды, у 30 % – разведены, у 11 % –
    безработные. 14 % подростков заявили, что никогда не видели одного или обоих родителей. 50 % – не могут определить круг своих увлечений.

Проведенные исследования показали также, что:

  1. у 91 % абитуриентов диагностируется психотравма;
  2. на вопрос: «Кому принадлежит идея поступления в корпус?» абитуриенты в 72 % случаях отвечают: «Мне предложили, я согласился»;
  3. анализ семейного воспитания показал, что этот процесс в семьях абитуриентов, за редким исключением, негармоничен (чаще по типу гиперпротекции). Отклонения в детско-родительских отношениях значительно влияют на процесс социально-психологической адаптации подростка в учебном заведении [7];
  4. типичным является наличие коммуникативных проблем по прежнему месту жительства и у абитуриентов, и у родителей. Последние не в состоянии научить ребенка эффективному общению, так как сами не имеют подобных навыков;
  5. из бесед с родителями кадетов становится ясно, что под «мужским воспитанием, которое должен дать кадетский корпус» чаще всего подразумевается именно приобретение навыков эффективной коммуникации.

Становление профессионально важных для профессии офицера качеств (уверенность в себе, ответственность, самостоятельность в принятии решений и др.) возможно только при развитии коммуникативной социальной компетентности. Залогом успешной адаптации подростка к военному образу жизни является становление ценностного отношения к армии как социальной группе людей, сознательно посвятивших себя служению Отечеству. Таким образом, психологическая подготовка к поступлению в военный вуз – одно из самых приоритетных направлений работы педагогического коллектива нашего учебного заведения. ...

Литература
  1. Алпатов Н. И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. № 1.
  2. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. Практическое руководство по психологической диагностике. СПб., 2005.
  3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб., 2004.
  4. Гурковский В. А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.
  5. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб., 2006.
  6. Инструкция по руководству суворовскими военными, нахимовскими военно-морскими, военно-музыкальными училищами и кадетскими (морскими кадетскими, музыкальными кадетскими) корпусами органами военного управления и распределению должностных обязанностей участников образовательного процесса. Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации № 25 от 15.01.2001.
  7. Петронюк И. С. Требования к подростку в семье как условие его адаптации в кадетском корпусе // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья»/ Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань–М., 2006.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика