Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Динамика развития саморегуляции поведения у мальчиков – воспитанников социальных приютов 1119Привина М.Д. АннотацияВ статье приводятся результаты исследования личностного уровня саморегуляции поведения у мальчиков 9–16 лет, воспитанников социальных приютов. Показано, что составляющие саморегуляции поведения у данной категории мальчиков имеют отличия и развиваются неравномерно. Так, большинство различий в ценностно-смысловой сфере к 15–16 годам сглаживается, а особенности, проявляющиеся в подсистеме рефлексии и активности, либо усиливаются, либо сохраняются. Выделены характерные для мальчиков – воспитанников социальных приютов особенности саморегуляции поведения, сохраняющиеся на протяжении всего подросткового возраста. Ключевые слова: саморегуляция, подростковый возраст, ценностные ориентации, личностный смысл, рефлексия, самооценка, референтная группа, социальный приют, девиантное поведение Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
… Для исследования была выбрана модель саморегуляции, предложенная А. С. Шаровым (2000). В работах указанного автора понятие «регуляция» связывается с понятием «граница», т. е. регуляция рассматривается как процесс «ограничения» активности личности. Он считает, что активность личности не имеет бесконечное количество степеней свободы, а их уменьшение и есть направленная регуляция. По его мнению, в структуру регуляции входят все основные компоненты личности, разделенные на следующие подсистемы: 1) ценностно-смысловая сфера (потребности, мотивы, цели, ценности, смыслы) осуществляет функцию внутренних психологических границ и воплощается через активность;
В русле данного подхода к определению саморегуляции отклоняющееся поведение понимается как демонстрация недостатка внутренних ограничений, а следовательно, и неэффективности саморегуляции [5]. Подростковый возраст, являясь одним из критических моментов в психологическом развитии личности, накладывает отпечаток на ценностно-смысловую сферу: наблюдается ее перестройка, деформация, недоразвитие [11]. В условиях формирующейся системы мотивов уместно говорить об участии в саморегуляции поведения направленности личности, выражающейся в совокупности мотивов, ориентирующих деятельность и относительно не зависящих от наличных ситуаций [6]. Существует много видов активности, однако с позиции задач нашего исследования мы остановимся на общении как ведущей деятельности в подростковом возрасте [5]. В подростковом возрасте интенсивно идет развитие рефлексии, определяя качественный скачок в развитии самооценки. Такое развитие идет в течение подросткового возраста следующим образом: от рефлексии в основном отдельных поступков через рассмотрение черт своего характера и своих взаимоотношений с людьми к существенному возрастанию критичности по отношению к себе [1]. В таком контексте, с учетом особенностей исследуемого возраста, мы понимаем саморегуляцию как совокупность подсистем: ценностно-смысловой (направленность личности, ценности, смыслы), активности (сфера общения), рефлексии (развитие навыка в целом, самооценка, самоконтроль). … Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта Юридическая психология | Рябова М.Г., Канунников Р.И. Юридическая психология | Душкин А.С., Гончарова Н.А., Коноплева И.Н., Костина Л.Н., Ковальчук И.А. Декина Е.В., Шалагинова К.С. Мотивационно-личностные особенности обучающихся в поликультурной среде сельской местности |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|