Компьютерная игра как метод диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции

1249

Аннотация

В статье описана разработанная диагностическая компьютерная игра, позволяющая оценивать индивидуальный уровень развития моделирования (как компонента осознанной саморегуляции). Оценка уровня развития моделирования производилась на основе компьютерного анализа поведения респондентов в предложенной игровой ситуации. Исследование диагностической ценности предложенной игры производилось с помощью сопоставления ее результатов с результатами классического опросника. Установлено, что полученный с помощью компьютерной игры прогноз уровня развития моделирования у респондентов в 76 % – 87 % случаев соответствовал результатам оценки с помощью опросника.

Общая информация

Ключевые слова: психодиагностика, игра, саморегуляция, компьютерная игра, компьютерная обучающая среда

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Для цитаты: Корниенко П.А. Компьютерная игра как метод диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 175–181.

Фрагмент статьи

... Игра как исследовательский метод используется в психологии давно. Игровые методики использовались, в частности, для изучения саморегуляции поведения детей в лаборатории психологии саморегуляции Н. О. Сипачевым. Однако применение игры в качестве методик для психодиагностики индивидуально-личностных характеристик еще только начинается. Преимущества применения игровых методик состоят в том, что индивидуально-личностные характеристики могут диагностироваться по их внешним, отчетливо регистрируемым проявлениям, в том числе точностным и временным показателям действий обследуемых. Конечно, содержание, сценарий и правила игры должны отвечать требованию валидности, т. е. быть организованы таким образом, чтобы обеспечить выявление именно тех индивидуально-личностных характеристик, которые должны диагностироваться. Кроме того, должно выполняться требование надежности, для чего должна обеспечиваться возможность неоднократного выполнения игрового задания. Очевидно, что выполнение требований валидности и надежности возможно лишь при условии предварительных теоретических представлений о содержании диагностируемых индивидуально-психологических характеристик, а также об их типичных проявлениях в поведении и деятельности. Сказанное выше относится и к диагностике степени развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальных профилей.

В этой связи актуальным представляется изучение возможностей применения игровых методик, в частности, компьютерных игр, в качестве метода для диагностики степени развития осознанной саморегуляции поведения.

Наше исследование опирается на модель саморегуляции, которая была разработана и экспериментально проверена в работах сотрудников лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО. Подробное описание модели было дано в монографиях О. А. Конопкина и В. И. Моросановой [1; 2]. Выделяются следующие функциональные компоненты модели саморегуляции, степень индивидуального развития которых необходимо диагностировать: индивидуальные особенности планирования целей, описывающие индивидуальные различия в выдвижении, принятии и удержании целей; особенности моделирования, т. е. анализа внешних и внутренних условий деятельности и выделения комплекса условий, значимых для достижения цели; особенности программирования исполнительских действий, необходимых для достижения принятой цели; особенности контроля, оценивания и коррекции своей активности.

Целью нашего исследования является изучение возможности разработки компьютерной игры, позволяющей диагностировать индивидуальные особенности развития функциональных компонентов системы саморегуляции. Основными задачами исследования являются разработка самой игры и обоснование, что эта игра может выступать психодиагностическим средством, позволяющим оценивать компоненты саморегуляции.

Методика

Задача выбора диагностической игры решалась эвристически. В ходе предварительного анализа были выделены следующие необходимые характеристики диагностической игры: ...

Литература

  1. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
  2. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.
  3. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности
    человека // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 4.
  4. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Руководство.
    М.: Когито-Центр, 2004.
  5. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований //
    Психологический журнал. 1999. № 1. С. 47–67.

Информация об авторах

Корниенко П.А., аспирант кафедры возрастной психофизиологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2145
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1249
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5