Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи 1586Семья Г.В. АннотацияВ статье анализируется понятие психологической защищенности для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Показана роль психологической защищенности в развитии личности ребенка. Предлагается авторская концепция психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей, которую, помимо генотипических предпосылок, в различных социальных условиях можно рассматривать как параметрическую функцию двух групп переменных (внутренней позиции ребенка и внешних условий), которая динамически зависит от пространства и времени. Такой подход позволяет выделить четыре предельных вида состояний защищенности для исследуемой категории детей. Рассматриваются условия формирования психологической защищенности ребенка в условиях институционализации и при передаче его на различные формы семейного устройства. Показано изменение содержания внутренней позиции ребенка в детском доме от «ничейный» до отчужденной позиции выпускника «один против всех». Раскрыт феномен возникновения повышенной сензитивности к новым социальным условиям при семейном воспитании ребенка-сироты, что может обеспечить скачок в его развитии. Ключевые слова: психологическая защищенность, сирота, институционализация, замещающая семья Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
... Понятие «внутренней позиции» личности было введено Л.И. Божович, которую она понимала как направленность ее интересов и стремлений, связанных с потребностью в нахождении своего места в труде, в жизни [1]. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Б.Г. Ананьев вслед за В.Н. Мясищевым под позицией человека понимал «сложную систему отношений личности (к обществу в целом, к общностям, которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности» [3]. В.С. Мухина определяет внутреннюю позицию как особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному пути и жизни вообще, что позволяет выявить и описать особые внутренние состояния детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в различных ситуациях развития [6]. В нашем исследовании внутренняя позиция выражалась через жизненные планы, ценности, отношение к себе, другим, самостоятельность, ответственность, готовность к освоению социального пространства прав и обязанностей. В онтогенезе развития защищенности происходит изменение соотношения значимости внешних условий и внутренней позиции. Так как с течением жизни происходит развитие потребностной сферы личности, то и психологическая защищенность наполняется разным содержанием. При этом меняется и роль ребенка в обеспечении собственной защищенности. Если в первые годы жизни именно мать или лицо, заменяющее ее, обеспечивают удовлетворение потребностей ребенка, а качество выполнения этих функций определяет условия и стратегию развития личности, затем уже личные качества ребенка, его внутренняя позиция в процессе решения проблем адаптации к жизни дают ему чувство психологической защищенности. В более старшем возрасте уровень личностного развития, социальной компетентности, осознание своих потребностей, прав и обязанностей, принятых в обществе, и следование им служат основой безопасности и защищенности и позволяют уверенно строить свою судьбу. В условиях институционализации важную роль в формировании психологической защищенности играет культурный посредник (воспитатель, приемный родитель, усыновитель и т. п.), который должен строить свои взаимоотношения с ребенком так, чтобы способствовать развитию его самостоятельности и ответственности. ... Литература
Статьи по теме
Семейная психология, Социальная психология | Шульга Т.И. Основные трудности в деятельности специалистов cлужб сопровождения замещающих семей Педагогическая психология, Социальная психология | Семья Г.В. Семейная психология | Меркуль И.А., Волчанская В.О. Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|