Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование К концепции психологического сопровождения замещающей семьи 3651Ослон В.Н. АннотацияВ статье представлены ключевые положения концепции психологического сопровождения замещающей семьи, которые были выделены автором в ходе многолетнего эмпирического исследования становления и развития семьи с приемным ребенком и практики психологической помощи различным субъектам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Раскрыто понятие «замещающая семья». С позиции интегративного подхода описаны задачи, которые должна решать семья в процессе осуществления замещающей семейной заботы. Даны характеристики «достаточно» и «недостаточно» ресурсных семей для приема ребенка, рассмотрены изменения, которые происходят в семейной системе в динамике осуществления приема в течение семи лет. Выделены и описаны два основных направления в психологическом сопровождении замещающей семьи: «экологическое» и «континуальное». В рамках каждого направления определены его мишени и субъекты. Представлены также этапы сопровождения и задачи, которые стоят перед специалистами, основные характеристики и стратегии сопровождения, модель его организации. Ключевые слова: замещающая семья, психологическое сопровождение, модель, организация, континуальный подход, экологическая психология Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
... В первом случае дети начинают чувствовать пропасть между требованиями родителей и собственными возможностями, что может привести к нарушениям поведения и взаимодействия, к постоянной фрустрации с обеих сторон и эмоциональному отвержению ребенка. Во втором – ребенок начинает страдать от «эмоциональной перегруженности» проблемами замещающих родителей и нести «груз ответственности» за ситуацию в семье. Это лишний раз подтверждает его убежденность в собственной неэффективности и невозможности контролировать жизненную ситуацию. Поддержание баланса в семье между зависимостью и автономией ее членов является важным условием интеграции приемного ребенка. Следствием нарушения баланса становится гипо- и гиперопека в воспитании. Как показывают результаты исследования [9], для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопеке. Нередко ребенок принимается в семью в ситуации «пустого гнезда» или «ожидания пустого гнезда». Страх родителей не справиться с воспитанием ребенка, остаться в «пустом гнезде» провоцирует тревогу и сверхконтролирующее поведение. Ребенок, испытывая бессознательное стремление к слиянию с взрослым, в силу особенностей «сиротского» развития, подкрепляет эту тревогу своим поведением, что приводит к конфликтам, а возможно и к более серьезным нарушениям взаимодействия. Мишенью сопровождения становится контролирующее поведение родителей, а также их навыки «контейнирования» тревоги. Важнейшей мишенью психологического сопровождения становятся специфические родительские компетенции у замещающих родителей. К ним относятся: умения обсуждать с приемным ребенком сложные ситуации его социального анамнеза, реагировать на его трудное поведение, не игнорируя и не отвергая его чувства, поддерживать баланс между потребностями биологических и приемных членов семьи, находить поддержку для себя и семьи в трудных ситуациях Мишенью также является организация пространства в семье, которая начинается с самого простого: четкого распределения жилых зон и закрепления за ними определенных функций. Важным является и выделение зоны «удовольствия», где вся семья могла бы играть и отдыхать, а также пространства, которое ребенок мог бы маркировать как собственное. Депривационные нарушения в развитии у приемного ребенка тоже являются мишенью психологического сопровождения [4]. ... Литература
Статьи по теме
Организационная психология, Педагогическое образование | Самкова И.А. Развитие системы психологического сопровождения в дошкольном образовании Организационная психология, Педагогическое образование | Андронникова О.О. Психологическая служба в системе высшего образования: проблемы и актуальные задачи Психология здоровья, Психология личности | Куртанова Ю.Е., Щербакова А.М., Хохлова А.Ю., Белозерская О.В., Щербаков А.П., Васильева Е.А., Мамина К.Л. Психологическое сопровождение детей, находящихся на длительном лечении в условиях изоляции Психология личности, Социальная психология | Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А., Маневский Ф.С., Александрова Н.Х., Бабакова Л.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|