К концепции психологического сопровождения замещающей семьи

3361

Аннотация

В статье представлены ключевые положения концепции психологического сопровождения замещающей семьи, которые были выделены автором в ходе многолетнего эмпирического исследования становления и развития семьи с приемным ребенком и практики психологической помощи различным субъектам семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Раскрыто понятие «замещающая семья». С позиции интегративного подхода описаны задачи, которые должна решать семья в процессе осуществления замещающей семейной заботы. Даны характеристики «достаточно» и «недостаточно» ресурсных семей для приема ребенка, рассмотрены изменения, которые происходят в семейной системе в динамике осуществления приема в течение семи лет. Выделены и описаны два основных направления в психологическом сопровождении замещающей семьи: «экологическое» и «континуальное». В рамках каждого направления определены его мишени и субъекты. Представлены также этапы сопровождения и задачи, которые стоят перед специалистами, основные характеристики и стратегии сопровождения, модель его организации.

Общая информация

Ключевые слова: замещающая семья, психологическое сопровождение, модель, организация, континуальный подход, экологическая психология

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Ослон В.Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 3. С. 44–53.

Полный текст

 

В настоящее время в российских замещающих семьях воспитываются около 80 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Построение системы их психологического сопровождения является насущной задачей науки и практики. Однако научно обоснованной концепции психологического сопровождения семьи, воспитывающей приемного ребенка, которая учитывала бы всю сложность и динамичность процессов ее становления и развития, а также особенности ее социальных контекстов до сих пор не представлено. Отсутствие концепции стало одной из причин хаоса, который наблюдается в настоящее время в попытках организовать психологическое сопровождение семей с приемными детьми[1] [8].

Теоретико-методологические основы

Методологической основой психологического сопровождения замещающей семьи является системный подход [6]; [2]; [13]; [12]. Этот подход позволяет осуществлять сопровождение семьи как динамической системы в различных социальных кон­текстах, а также вооружает специалистов целостным взглядом на сопровождение. В качестве методологических оснований мы также рассматриваем:

•   теории и концепции, объясняющие причины формирования нарушений в развитии у детей в условиях материнской и других видов депривации и раскрывающие возможности и пути их компенсации [1]: [4];

•  отечественные теории развития в рамках культурно­исторического подхода [3]; [11]; [17];

•  концепции активизации личностного потенциала, позволяющие взглянуть на развитие личности с позиции ее ресурсов [5].

Замещающая семья как субъект психологического сопровождения.

Мишени сопровождения

Замещающую семью мы рассматриваем как особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития. Эта система «перегружена» задачами, которые семья должна решать в процессе осуществления замещающей семейной заботы:

•   необходимо справиться с проблемами базисной семьи (как показали результаты многолетнего исследования, семьи, как правило, идут на прием в ситуации кризиса);

•   принять и интегрировать ребенка, пережившего травму сиротства, нередко эмоционально и когнитивно уязвимого;

•   стать для него реабилитационной средой, валидирующим окружением;

•   преодолеть естественное для любой системы сопротивление;

•   актуализировать системные и личностные ресурсы;

•   конструктивно отреагировать на семейные кризисы и избежать деструктивного развития [9].

Изменяется и экология семьи. В окружении семьи появляются новые специалисты, она вынуждена выстраивать взаимодействие с различными учреждениями и службами. Более жестким становится уровень общественного контроля над семьей.

Полимодальность задач, которые должна решать замещающая семья в процессе своего становления и развития, определяет характеристики ее психологического сопровождения. К ним можно отнести системность, многоуровневость, а также про- лонгированность, непрерывность и этап- ность.

В психологическом сопровождении семьи с приемным ребенком выделяется два основных направления, которые условно можно назвать «экологическим» и «континуальным».

«Экологическое» направление[2]

В рамках данного направления сопровождение осуществляется на различных уровнях системы «жизненных сред» (социальных контекстов) замещающей семьи.

К основным мишеням сопровождения мы можем отнести следующие.

1.   На уровне макросистемы важнейшей мишенью является психологическая готовность общества к принятию замещающей семейной заботы в качестве основной формы жизнеустройства детей-сирот, а также готовность к созданию нормативных правовых, организационных условий для ее развития и сопровождения у представителей законодательной и исполнительной власти. В настоящее время замещающая семья, несмотря на декларативные заявления, продолжает оставаться в ситуации социальной эксклюзии, которая нередко выталкивает ее на маргинальные позиции и способствует деструктивному развитию.

2.   На уровне экзосистемы основной мишенью становится поддерживающая среда для замещающих семей в территории их проживания. Это связано с инициированием наиболее благожелательного для замещающих семей регионального законодательства, с подготовкой специалистов различных институтов социальной системы защиты детства (органов опеки, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, служб сопровождения семьи), формированием у них необходимых профессиональных и личностных компетенций[3]. Мишенью сопровождения является и привлечение «достаточно ресурсных» семей для приема детей-сирот.

3.   На уровне мезосистемы к мишеням психологического сопровождения можно отнести взаимодействие замещающей семьи и ее ближайшего окружения (членов расширенной семьи, друзей, педагогов, а также, если это не противоречит интересам ребенка, его биологическую семью). Задачей сопровождения становится актуализация ресурсов поддержки семьи, формирование благоприятного социального контекста вокруг замещающей семейной заботы в ближайшем окружении.

4.   На уровне микросистемы к мишеням сопровождения можно отнести переструк­турирование семейной системы, специфические родительские компетенции, а также депривационные нарушения в развитии у приемного ребенка, формирование у него более безопасной картины мира и себя.

Включение приемного ребенка вносит значительные изменения в функционирование семьи: изменяются ее внешние и внутренние границы, уровень близости между ее членами, образуются новые коалиции, происходит перераспределение семейных ролей, вырабатываются новые правила взаимодействия и взаимоотношений и т.д. Семья, как и любая система, начинает сопротивляться изменениям. Нередко это приводит ее к «истощению» ресурсов, формированию «системных защит», которые препятствуют включению приемного ребенка в семью. Поведение семейной системы в процессе изменений также становится мишенями сопровождения.

Одним из условий интеграции ребенка в новую семью является формирование реалистичных ожиданий, требований членов базисной семьи и приемного ребенка друг к другу. Каждая из сторон, как правило, наполнена фантазиями об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке». Разочарование нередко создает почву для неприятия и формирования страхов взаимного разрушения. Создается опасность застревания ребенка в роли идентифицированного клиента и закрепление функций инвалидирую- щего окружения за семьей. Родители убеждаются в «недостаточном соответствии» ребенка возможностям и требованиям семьи, игнорируют его особенности, не замечают положительных изменений в поведении. Это актуализирует эмоциональную и когнитивную уязвимость у ребенка, активизирует паттерны «сиротского» поведения. В результате формируется «порочный круг», который нередко приводит к отторжению и отказу от ребенка. Мишенями психологического сопровождения становятся взаимные ожидания и страхи. Замещающих родителей обучают умению наблюдать за поведением ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его потребностями и возможностями. Особенно это актуально для тех замещающих родителей, которые идентифицируют школьную успеваемость ребенка с собственной родительской успешностью, и для тех, кто относится к ребенку как к «психологическому костылю» в решении проблем отношений в семье. В первом случае дети начинают чувствовать пропасть между требованиями родителей и собственными возможностями, что может привести к нарушениям поведения и взаимодействия, к постоянной фрустрации с обеих сторон и эмоциональному отвержению ребенка. Во втором - ребенок начинает страдать от «эмоциональной перегруженности» проблемами замещающих родителей и нести «груз ответственности» за ситуацию в семье. Это лишний раз подтверждает его убежденность в собственной неэффективности и невозможности контролировать жизненную ситуацию.

Поддержание баланса в семье между зависимостью и автономией ее членов является важным условием интеграции приемного ребенка. Следствием нарушения баланса становится гипо- и гиперопека в воспитании. Как показывают результаты исследования [9], для замещающих семей чаще свойственна склонность к гиперопе­ке. Нередко ребенок принимается в семью в ситуации «пустого гнезда» или «ожидания пустого гнезда». Страх родителей не справиться с воспитанием ребенка, остаться в «пустом гнезде» провоцирует тревогу и сверхконтролирующее поведение. Ребенок, испытывая бессознательное стремление к слиянию с взрослым, в силу особенностей «сиротского» развития, подкрепляет эту тревогу своим поведением, что приводит к конфликтам, а возможно и к более серьезным нарушениям взаимодействия. Мишенью сопровождения становится контролирующее поведение родителей, а также их навыки «контейнирования» тревоги.

Важнейшей мишенью психологического сопровождения становятся специфические родительские компетенции у замещающих родителей. К ним относятся: умения обсуждать с приемным ребенком сложные ситуации его социального анамнеза, реагировать на его трудное поведение, не игнорируя и не отвергая его чувства, поддерживать баланс между потребностями биологических и приемных членов семьи, находить поддержку для себя и семьи в трудных ситуациях приема. Для замещающих родителей возрастает значимость такой компетенции как умение вербализовать чувства приемных детей.

Мишенью также является организация пространства в семье, которая начинается с самого простого: четкого распределения жилых зон и закрепления за ними определенных функций. Важным является и выделение зоны «удовольствия», где вся семья могла бы играть и отдыхать, а также пространства, которое ребенок мог бы маркировать как собственное.

Депривационные нарушения в развитии у приемного ребенка тоже являются мишенью психологического сопровождения [4]. На наш взгляд, особое значение для усилий специалистов приобретает «сенсорный», или «телесный» уровень. Он является базовым как для формирования, так и для компенсации этих нарушений. У ребенка-сироты нарушения на «телесном» уровне нередко проявляются в нарушении личностных границ. В результате ребенок в интеракциях становится либо излишне прилипчивым, либо агрессивным. Плохо осознавая собственные границы, он не чувствует границ другого человека. Нередко поведение приемного ребенка, которое члены базисной семьи оценивают как деликты (воровство, обман, сексуали­зированное поведение), является попыткой сблизиться с новой семьей.

На каждом уровне психического становления [4] можно выделить мишени психологического сопровождения приемного ребенка:

•   на сенсорном - телесные границы, энергетический потенциал;

•   на когнитивном - саморегуляция, «жизнестойкость», реалистичный и позитивный образ по- требностного будущего;

•   на эмоциональном - эмоциональная регуляция, способность к привязанности;

•   на социальном - социальная компетентность, формирование автономной роли.

Все эти мишени уточняются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и стажем его жизни в семье.

«Континуальное» направление

В континууме приема сопровождение носит системный, непрерывный, пролонгированный характер. Оно осуществляется на сложных этапах становления и развития семьи в качестве замещающей. К ним относятся:

•   подбор семьи и ребенка;

•   подготовка их к приему;

•   функционирование семьи в качестве замещающей;

•   «выход» подопечного из семьи.

Инструментами сопровождения на двух первых этапах становятся стандартизированные программы. На третьем этапе интенсивность и формы сопровождения определяются потребностями семьи, хотя могут и не соответствовать им в случае угрозы безопасности ее членов и в ситуации правонарушений приемного ребенка. В соответствии с потребностями сопровождение может осуществляться в рамках технологии социально-психологического патронажа, коучинга, реабилитационного досуга и т. д.

Отношения между специалистами и семьей носят субъект-субъектный характер. Стратегии сопровождения меняются в зависимости от ситуации в семье. В процессе подбора и подготовки, а также в период переживания кризиса это может быть «квалифицированное вмешательство», при решении проблем воспитания ребенка - сотрудничество, в ситуации «выпуска» из семьи - поддержка [10].

На каждом этапе становления замещающей семьи сопровождение имеет определенные задачи:

на первом - подбор «достаточно ресурсной» семьи для ребенка;

на втором - подготовка их к совместной жизни, помощь в создании психологического пространства для приемного ребенка в семье;

на третьем - интеграция приемного ребенка в замещающую семью и другие социальные институты, профилактика кризисных состояний и помощь в их преодолении, поддержка идентификации ребенка с биологической семьей, если это не противоречит его интересам, подготовка к самостоятельной жизни;

на четвертом - поддержка выпускника.

В случае деструктивного развития семьи и отказа от приема основной задачей психологического сопровождения становится реабилитация ребенка, подбор оптимальной формы жизнеустройства, помощь в интеграции.

Подбор «достаточно ресурсной» семьи» для приема осуществляется на основании показателей, которые были выделены в результате многолетнего эмпирического исследования эффективности замещающих семей [9] (таблица).

Все эти показатели уточняются в соответствии с потребностями приемных детей.

К «недостаточно ресурсным» для приема семьям относятся системы, которые находятся в состоянии стресса, обусловленного смертью близкого человека, тяжелой болезнью членов семьи, эмиграцией, разводом или предразводным состоянием. Особое внимание обращают семьи, которые пытаются принять ребенка «на место» своего умершего, а также семьи, где родители в детстве пережили жестокое обращение и насилие в собственных семьях. Эти семьи имеют высокую степень риска в отношении безопасности приемного ребенка. Они нуждаются в эффективной терапии собственных травматических переживаний еще до его устройства в семью.

В континууме осуществления замещающей семейной заботы семьи проходят через определенные этапы становления и развития. Семейные системы находятся в постоянном движении: «притираются» пат­терны базисной семьи и ребенка, дети растут, изменяются задачи развития семейной системы, ее потребности. Изменения в функционировании и поведении семьи в процессе данных изменений являются мишенями психологического сопровождения.

Таблица

Показатели ресурсности семьи

Изучаемая сфера

Критерии ресурсности

Социально­демографические характеристики

Возраст замещающих родителей 36-45 лет, дети некризисного возраста, при наличии полной семьи стабильность брака не менее пяти лет

Мотивация приема

Ориентация на самоценность ребенка

Ожидания от приема

Установка на постоянное размещение или длительные отношения, потребность в идентификации с ребенком, положительный прогноз влияния ребенка на семью

Социально­психологические условия семьи

Структура семьи: подвижность и готовность системы к переструктурированию. Включение в идеальную репрезентацию семьи будущих приемных детей.

Актуальное функционирование семьи: ролевая гибкость, отсутствие патологизирующих ролей в системе, открытые коммуникации, готовность к экзистенциальному партнерству, адекватность эмоционального компонента отношений к значимым людям (членам семьи) и самому себе.

Удовлетворенность качеством жизни семьи.

История семьи: Наличие модели многодетности в истории семьи, позитивного опыта приема, переживание семьей цикла «пустое гнездо», «ожидание пустого гнезда»

Ценности: Приоритет семейных ценностей

Материально­экономические условия

Удовлетворенность материальным положением семьи, экономическая мобильность, наличие в доме пространства для приемного ребенка

Индивидуальные особенности членов семьи, их личное самочувствие и связи с социумом

Ориентация на принятие ответственности и создание атмосферы безопасности в семье, высокий уровень самоконтроля у родителей, терпимость в отношениях, способность к «контейнированию» тревоги, позитивная самооценка (особенно у матери), интерес к нюансам отношений (особенно у отцов), комплиментарность личностных профилей родителей, способность к выражению и вербализации эмоциональных переживаний, а также принятию и регуляции различных, в том числе и негативных, эмоциональных реакций, наличие социально-поддерживающей сети и способность к построению эффективных взаимоотношений с ее субъектами, позитивные чувства, связанные с семьей и приемным ребенком

Особенности, цели воспитания детей, опыт воспитания детей, в том числе и приемных

Ориентация на разумную автономию, негативное отношение к физическим наказаниям, отсутствие опыта жестокого обращения в анамнезе родителей, адекватный контроль за деятельностью детей, согласованность воспитательных воздействий родителей, определенный либерализм в отношении достижений ребенка

 

Важнейшими вехами в развитии замещающей семьи являются: 12 месяцев приема (семьи начинают отказываться от детей); 24 месяца приема (к этому времени должна сформироваться идентификация у членов семьи с ее новым статусом); 36 месяцев приема (первый кризис сепарации, который начинает актуализировать потребность у замещающих семей отказаться от воспитания приемных детей); 60 месяцев приема, когда система переживает еще один сепарационный кризис.

В динамике приема выделяются также периоды, когда родители переживают наивысший уровень принятия приемных детей и собственной способности к их воспитанию (в 6, 24, 48 и 72 месяца приема). В это время семьи предпочитают осуществлять прием в автономном режиме. В «точках кипения» - год, два и три с половиной года приема - у семей актуализируется потребность в помощи специалистов вследствие обострения отношений в семье. Изучение «кривой» академической успеваемости приемных детей показывает, что она «делает скачок» на пике принятия детей и снижается в точках «кипения».

По данным лонгитюдного исследования в семьях с эффективной замещающей заботой ситуация развивается следующим образом.

В течение первого года приема семья переживает структурный кризис, что вносит значительный хаос в систему отношений семьи. Сопротивляясь изменениям, члены семьи начинают идеализировать ре- минисцентные образы сплоченности базовой семьи, вытесняя проблемы и события, которые стали триггером приема. Приемные дети активно реагируют на структурное напряжение в семье, они пытаются воспроизвести привычные паттерны взаимоотношений сиротского учреждения или кровной семьи. Чаще всего это связано с всеобщим нарушением личностных границ. Дети пытаются сформировать свое идентификационное поле в замещающей семье. Как правило, оно включает либо других приемных детей, либо наименее статусных членов семьи. Актуализируются и механизмы защиты по типу идеализации и мифо­логизации биологической семьи, переноса источника напряжения на кровных детей замещающей семьи. Важными мишенями психологического сопровождения становятся структурные изменения, которые переживает семья, интегрируя новых членов, а также системные защиты базовой семьи и приемного ребенка от взаимной интервенции.

В первые полгода приема увеличивается эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (независимо, кровные они или приемные) ожидают от нее исполнения роли лидера семьи. В это же время резко снижается социометрический и идентификационный статус отца. Важными мишенями психологического сопровождения становится целостность супружеской подсистемы, уровень эмоционального напряжения у матери и статус отца в семье. Супругов обучают техникам принятия совместных решений, помогают в организации обсуждения ситуации, сложившейся в семье. Если в семье есть прародители, то уровень неудовлетворенности у них отношениями в семье резко возрастает. Они стараются использовать свое влияние для «защиты» границ семьи от «вторжения» приемных детей. Мишенью становится ролевая структура семьи, а также активизация социальной сети прародителей.

В континууме 7-12 месяцев приема в семьях с эффективной заботой наблюдается парадоксальный феномен. У приемных детей снижаются значения показателей эмоционального неблагополучия - они повышаются у кровных детей. Кровные дети начинают чувствовать себя недостаточно эффективными. Важным является участие детей в группе поддержки с другими кровными и приемными детьми, имеющими больший опыт совместной жизни, где мишенью работы становится уникальность их ситуации и состояния.

После года приема замещающие родители начинают испытывать определенную «усталость» от проблем, связанных с поведением приемных детей. В их оценках повышается значение таких показателей как «агрессивное поведение», «наличие социальных проблем». Противоположные тенденции наблюдаются у самих приемных детей. В это время фиксируется первый «положительный» пик в оценках детей собственного эмоционального благополучия. Отношения в семье у них становятся более глубокими и дифференцированными. Как следствие у детей актуализируется потребность в исследовании личностных границ членов семьи, а также других взрослых, с которыми они пытаются вступить в отношения привязанности. Основными мишенями становятся личностные границы членов семьи, способы проявления ими своих чувств, привязанности в семье, способность родителей к рефлексии и управлению поведением детей.

К 18 месяцам приема угасает потребность семьи в использовании механизмов защиты. Семья активно занимается урегулированием проблем, обусловленных характером интеракций, неадекватностью выражения и интенсивности чувств. Родители начинают жаловаться, что испытывают чувство вины по отношению к приемным детям, что они не могут их любить и прощать, как своих детей. Они считают свою эмоциональную экспрессию неадекватной: то слишком критичной, то излишне льстивой. В рамках группы психологической поддержки в процессе ролевых игр, при анализе видеозаписи интеракций членов семьи отрабатываются адекватные способы эмоциональной экспрессии.

Примерно в три года приема актуализируется потребность в сепарации у приемных детей. Взаимоотношения к этому времени стабилизировались, и они уже могут позволить себе большую автономию. Система снова испытывает потребность в переструктурировании. В результате повышается уровень конфликтности в семье, начинают появляться или становятся более частыми случаи нарушения поведения. Возрастает уровень неудовлетворенности приемом со стороны матери. Она начинает ощущать свою «ненужность» для детей, усталость от приема. Напряженность в семье достигает своего пика примерно в три с половиной года приема и нередко провоцирует структурный кризис в системе. Вывод семьи из кризиса и становится главной мишенью сопровождения.

Два последующих года семья переживает достаточно мирно. Фактически у всех членов семьи повышается уровень удовлетворенности отношениями в системе, особенно такими аспектами, как близость между членами семьи, способность реагировать адекватным образом на семейные стрессы, уровень эмпатии и психологической безопасности в отношениях, согласованность норм и правил и принятие их членами семьи. В это время мишенью психологического сопровождения является общая поддержка эмоционального благополучия семьи.

В пять лет приема семья «входит» во второй кризис сепарации. Приемный ребенок, который в это время уже чувствует такую же включенность в семью, как и биологический, переживает новый пик потребности в автономии. Как показали результаты исследования, в это время повышается уровень неудовлетворенности у всех членов семьи основными аспектами отношений, особенно в эмоциональной сфере. Мишенью сопровождения становится вывод семьи из кризиса и поддержка в принятии сепарации приемного ребенка.

К организационной модели психологического сопровождения
замещающей семьи

Психологическое сопровождение должно быть организовано в рамках деятельности Уполномоченных служб по сопровождению замещающих семей [8]. Можно выделить два уровня в его организации: «линейный» и «организационно-методический».

На первом уровне предоставляются психологические услуги для клиентских групп (замещающей семье, ребенку, нуждающимся в замещающей семейной заботе, выпускнику семьи, биологической семье) по подбору, подготовке, патронажу, поддержке идентификации и т. д.

На втором - осуществляется обучение, супервизия и поддержка профессиональной деятельности специалистов службы, разрабатываются программы по сопровождению субъектов различного уровня, проводятся мониторинги эффективности замещающей семейной заботы, предоставляются услуги по кризисной помощи. Услуги на уровне линейного сопровождения предоставляются в рамках Уполномоченной организации по сопровождению замещающей семьи[5], на уровне организационно-методического - в рамках Ресурсного центра. Сопровождение осуществляют специально подготовленные психологи, которые становятся членами поли- профессиональной команды специалистов. Научно-методическим обеспечением их деятельности являются технологии социально­психологического сопровождения[6].

В целом можно выделить ключевые, на наш взгляд, положения, которые позволили бы на основе имеющихся научных знаний и результатов практики выстроить систему психологического сопровождения замещающей семьи. Прежде всего, это системный подход к сопровождению, который определяет его основные характеристики: системность, многоуровневость, пролонгированность, непрерывность и этапность. Сопровождение осуществляется по двум основным направлениям: «экологическое» и «континуальное». Первое позволяет организовать сопровождение в различных социальных контекстах, второе - в континууме приема. К субъектам психологического сопровождения можно отнести замещающую семью и ее социальную сеть различного уровня. Мишени сопровождения обусловлены спецификой «жизненных сред» семьи, а также процессами изменений в самой семейной системе в континууме приема. В качестве предмета сопровождения выступают социально-психологические условия эффективности замещающей семейной заботы. Такая работа организуется в рамках деятельности специализированных служб по комплексному сопровождению замещающей семьи.


[2] По результатам анализа ситуации, сложившейся в области сопровождения замещающей семьи в 32 регионах.

[3]  По У. Бронффенбреннеру.

[4] Перечень компетенций пазработан в рамках проект ИОП «Дети-сироты»

[5] ФЗ «Об опеке и попечительстве».

[6] Разработаны в рамках проекта ИОП МГППУ «Дети-сироты».

Литература

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2003.
  2. Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005.
  3. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. 1991. № 4.
  4. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  5. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
  6. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М., 1998.
  7. Обухова Л. Ф., Дворникова И. Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи // Психологическая наука и образование. 2008. № 4.
  8. Ослон В. Н. Организационная модель службы сопровождения замещающей семьи // Детский дом. 2009. № 1.
  9. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.
  10. Осухова Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации. М., 2001.
  11. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. М., 2007.
  12. Холмогорова А. Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей / Под ред.
    В. И. Слободчикова. М., 1999.
  13. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Harvard University Press, 1979.

Информация об авторах

Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307, e-mail: oslonvn@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2806
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 3361
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1