Психологическая наука и образование
2009. Том 14. № 3. С. 74–82
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Специфика модели взрослого у ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: сирота, детский дом, семейные ритуалы, модель взрослого, образец, подражание, половое сознание, гендерная идентичность
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Для цитаты: Романовский Н.В. Специфика модели взрослого у ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 3. С. 74–82.
Фрагмент статьи
... Ребенок как бы «вбирает» в себя образ отца или матери и пытается соотнести свое собственное поведение с этим образом [3]. Однако в современной психологии под идентификацией понимается механизм ситуативного уподобления (как правило, неосознанного) ребенка значимому другому как образцу на основе тесной эмоциональной связи с ним [14]. Под идентификацией понимается также способность ребенка отождествляться с кем-либо, быть похожим на кого-то длительное время. Вначале в качестве образца для идентификации выступает мать, а затем родитель, пол которого ребенок признает своим. В более позднем возрасте ребенок может идентифицировать себя с другими людьми, не являющимися родителями [14]. Посредством идентификации у ребенка формируются значимые личностные черты и механизмы, половая идентичность и ценностные ориентации.
Совместная деятельность и общение ребенка с взрослым, являющиеся необходимым условием для запуска механизма идентификации, понимаются как социальное взаимодействие. Л.С. Выготский отмечал, что в ходе социального взаимодействия с взрослым формируется личность ребенка [3]. Материалом для такого формирования являются черты, качества, характеристики, черты поведения взрослого, постепенно объединяемые ребенком в определенную модель.
На основе анализа литературы (Д. Берлингейм [1], Р. Бернс [2], Х.Би [3], Л.С. Выготский [4], Р.Кайл [8], М.И. Лисина [13], И.Ю. Кулагина [11], С.Г. Якобсон [24]) можно выделить следующие аспекты модели взрослого в сознании ребенка:
- набор психофизических характеристик, присущих взрослому;
- различные виды деятельности, осуществляемой взрослым;
- типичные для взрослого умения;
- взрослый как авторитет: интеллектуальный, морально-нравственный, оценивающий;
- взрослый в родительской роли: осуществляющий заботу по отношению к ребенку; утешитель и защитник; партнер ребенка по взаимодействию и общению;
- взрослый как объект для ролевого подражания, как тот, кем ребенок хочет стать.
Модель взрослого в сознании ребенка является собирательной, включающей черты и значимого взрослого, и иных взрослых не только из ближайшего, но и более широкого окружения, а также персонажей литературных и кинопроизведений и т.п. Можно утверждать, что чем более эмоционально насыщенным и разнообразным будет опыт взаимодействия ребенка с взрослыми, тем более полной и ресурсной в плане материала для идентификации будет модель взрослого, построенная ребенком. ...
Литература
- Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Би Х. Развитие ребенка. СПб., 2004.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984.
- Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» (в изложении). «Парламентская газета», 2 июня 2006.
- «Дискриминация инвалидов в сфере образования в России: пути преодоления»: Материалы Общественных слушаний в Государственной Думе РФ 29 сентября 2006 года. М., 2006.
- Дубровина И.В. Психологическое развитие воспитанников детских домов. М., 1990.
- Кайл Роберт. Тайны психики ребенка. Спб., 2002.
- Красвицкая Г.С., Прихожан А.М., Толстых Н.И., Кабышев О.А., протоиерей Аркадий Шатов. Вы решили усыновить ребенка. М., 2001.
- Крыгина Н.Н. Особенности половой идентификации старших подростков, воспитывающихся в условиях детского дома: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1993.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология, полный жизненный цикл развития человека. М., 2006.
- Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
- Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни. М., 1978.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (ред.). Большой психологический словарь. М., 2003.
- Москоленко Н.В. Подготовка учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы-интерната к самостоятельной жизни. Дисс…. канд. пед. наук. М., 2001.
- Недожогина Н.В. Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в условиях приюта. Автореф. дисс… канд. психол. наук. Ижевск, 2006.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб., 2005.
- Профилактика социального сиротства: Методическое пособие / Сост. и ред.
А.М. Щербаковой. Боровичи, 2004. - Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М., 1998.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
- Чупрова М.А. Нарушение интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей-сирот без опыта жизни в семье. Дисс… канд. психол. наук. МГППУ,
2007. - Щербакова А.М. Формирование у детей-сирот представлений о семье и роли родителей – основное направление работы по профилактике воспроизводства социального сиротства // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2007. № 1.
- Щербакова А.М. Проблема подготовки к самостоятельной жизни подростков-сирот, воспитывающихся в приемной семье // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2008. № 1.
- Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 6.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2187
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 611
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4