Социальные науки и детство
2024. Том 5. № 3. С. 54–67
doi:10.17759/ssc.2024050304
ISSN: 2713-0584 (online)
Всестороннее развитие и воспитание детей в детских домах разных стран: образовательные стратегии экологического, культурного и психологического роста
Аннотация
Детские дома во многих странах играют ключевую роль в обеспечении всестороннего развития детей, оставшихся без попечения родителей. В статье анализируются образовательные программы, реализуемые в детских домах разных стран мира, с акцентом на экологическое воспитание, культурно-эстетическое развитие, психологическую поддержку и обучение жизненным навыкам. Исследование проведено на основе кабинетного анализа академической литературы, отчетов международных организаций и тематических исследований. Выявлено, что программы экологического воспитания способствуют развитию экологической грамотности и устойчивого поведения, а культурно-эстетическое воспитание развивает творческие способности и эмоциональный интеллект детей. Программы психологической поддержки и обучения жизненным навыкам помогают детям справляться с травматическим опытом и готовят их к самостоятельной жизни. Особое внимание уделяется адаптации образовательных стратегий к культурным, конфессиональным и региональным особенностям. Статья подчеркивает важность междисциплинарного подхода и необходимость дальнейших исследований для оценки эффективности таких программ.
Общая информация
Ключевые слова: детский дом, экологическое воспитание, обучение жизненным навыкам, всестороннее развитие
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050304
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 09.02.2024 № 073-00037-24-01 «Научно-методическое обоснование содержания и форм воспитательной работы с воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка и апробация критериев и показателей эффективности воспитательной работы (прикладное исследование)».
Получена: 04.09.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Телицына А.Ю., Семья Г.В. Всестороннее развитие и воспитание детей в детских домах разных стран: образовательные стратегии экологического, культурного и психологического роста [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 3. С. 54–67. DOI: 10.17759/ssc.2024050304
Полный текст
Введение
В широком смысле под воспитанием понимается процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания. В последнее десятилетие в России активно обсуждается содержание воспитания детей, включая детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот (далее при анализе международного опыта — детские дома), которое имеет свою специфику и роль самих организаций в этом процессе [Бобылева, 2022; Семья, 2018].
Если для образовательных организаций разработано достаточное количество рекомендаций по воспитательной работе [Методические рекомендации по, 2023; Примерная рабочая программа, 2024; Van den Branden; Vrielink, 2018], то для детей-сирот в условиях институционализации практически отсутствует научно-методическое обоснование такой работы. С этой позиции интерес представляют обзор и анализ программ воспитания детей-сирот в условиях институционализации в разных странах.
Система детских домов существует во всем мире: по данным ЮНИСЕФ, в учреждениях интернатного типа в 2024 году воспитывается 337287 детей, то есть примерно 277 детей на каждые 100000 детей. Однако большинство организаций являются небольшими по размеру и функционируют в рамках общин, муниципалитетов. В России в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — детские дома), находятся под надзором около 32 тысяч воспитанников.
В разных странах мира детские дома часто играют ключевую роль не только в предоставлении заботы и образования детям, лишенным адекватной родительской поддержки, но и внедряют разнообразные программы, направленные не только на удовлетворение базовых потребностей, но и на всестороннее развитие детей. Образовательные инициативы в детских домах часто выходят за рамки традиционного академического обучения, включая элементы подготовки к самостоятельной жизни, эмоциональное развитие, экологическое просвещение, культурно-эстетическое воспитание, обучение жизненным навыкам и прочее. Эти программы призваны дать детям необходимые инструменты для успешной адаптации в социальной и профессиональной сферах их будущей жизни.
Анализ международного опыта вызвал некоторые затруднения, вызванные адекватностью перевода термина «воспитание» на английский язык, которое может обозначаться словами «education», «upbringing», «training», «nurture». Разделение программ при анализе на отдельные образовательные, воспитательные с учетом реабилитационных или коррекционных составляющих работы представляется нецелесообразным. Поэтому использование терминов «образование» и «воспитание» является равнозначным.
Всестороннее воспитание и образование в детских домах все чаще признается важнейшим элементом, способствующим формированию психологической устойчивости и самостоятельности. Как отмечает McCormick, практическое обучение через экологические программы не только улучшает когнитивные навыки, но также способствует эмоциональной стабильности и формированию социальных связей [McCormick, 2017]. Аналогично, культурно-эстетическое воспитание, обсуждаемое в работе Curren & Dorn, помогает детям развивать чувство идентичности и эмоциональный интеллект через творческое самовыражение и знакомство с культурными традициями [Curren, 2018]. Эти формы образования особенно важны для детей-сирот, находящихся в институциональной заботе, поскольку они часто сталкиваются с эмоциональными и психологическими трудностями, вызванными травматическим опытом или разлукой с семьей.
Еще одним важным аспектом образования и воспитания в детских домах является его адаптация к культурным и региональным контекстам. Например, скандинавские «лесные школы» акцентируют внимание на обучении на открытом воздухе для укрепления устойчивости и экологической осведомленности, тогда как программы в Индии сосредоточены на профессиональных навыках, таких как швейное дело и основы IT, для расширения возможностей трудоустройства [Early childhood education]. Эти различия отражают разнообразие потребностей детей в разных частях мира и подчеркивают важность контекстуальных подходов к обучению и воспитанию в учреждениях.
Кроме удовлетворения непосредственных образовательных и эмоциональных потребностей, программы в детских домах часто нацелены на подготовку детей к интеграции в общество. Программы по обучению жизненным навыкам, такие как управление домашним хозяйством и инициативы наставничества, дают детям инструменты, необходимые для успешной навигации в жизни после выхода из учреждения. Например, исследование Taylor и Francis (2022) показало, что когнитивно стимулирующая среда в институциональных условиях значительно улучшает способности детей к решению проблем и повышает уровень адаптивности [Gottfried, 1998].
Разнообразие программ вызывает потребность в систематической оценке таких программ для обеспечения их эффективности и масштабируемости. Исследования подчеркивают потребность в междисциплинарных подходах, которые объединяют психологические, образовательные и социальные перспективы для решения сложных проблем, с которыми сталкиваются дети в условиях институционализации [Число детей в, 2024; Gottfried, 1986]. Понимание того, как эти программы способствуют развитию детей, является ключевым для практиков, руководства и политиков, стремящихся создать поддерживающую среду, способствующую благополучию и самостоятельности.
В данной статье анализируются различные образовательные программы, имеющие воспитательный характер, реализуемые в детских домах во многих странах мира, с фокусом на экологическое просвещение, культурно-эстетическое воспитание, психологическую поддержку и обучение жизненным навыкам. Анализ этих инициатив через междисциплинарную призму позволит выявить лучшие практики и определить возможности использования международного опыта.
Методы, организация работы и источники данных
Данная работа выполнена в формате кабинетного исследования с использованием систематического обзора академической литературы, отчетов программ и тематических исследований для анализа образовательных инициатив, реализуемых в детских домах по всему миру. Основное внимание уделено идентификации и классификации программ, направленных на развитие экологической осведомленности, культурно-эстетического воспитания, психологической поддержки и обучения жизненным навыкам.
Для целенаправленного поиска использовались ключевые слова: «воспитание», «детские дома», «экологическое воспитание», «эстетическое развитие», «психологическая поддержка» и «жизненные навыки».
Академические базы данных: рецензируемые статьи были извлечены из академических баз данных, таких как JSTOR, SpringerLink, Taylor & Francis и ERIC, что гарантирует доступ к достоверным и основанным на фактах источникам.
Отчеты организаций: UNICEF, Global Orphan Project и Orphanage Support Services Organization содержат данные о практическом применении образовательных программ.
Собранные материалы были подвергнуты качественному анализу с целью:
- определить повторяющиеся темы в различных программах;
- классифицировать программы по основным направлениям (экологическое, культурно-эстетическое, психологическое и обучение жизненным навыкам);
- сравнить стратегии реализации и результаты в разных культурных и региональных контекстах.
Кабинетное исследование было выбрано в качестве основного метода, так как оно позволяет:
- интегрировать разнообразные источники информации;
- обеспечить широкий обзор мировых практик без ограничений, связанных с проведением полевых исследований;
- провести сравнительный анализ образовательных программ в различных контекстах.
Хотя кабинетное исследование предоставляет ценные данные, оно имеет определенные ограничения:
- зависимость от вторичных данных: исследование опирается на ранее опубликованную информацию, что может не охватывать последние разработки или неопубликованные инициативы;
- культурные различия: анализ может не в полной мере учитывать местные особенности или конкретные вызовы, с которыми сталкиваются детские дома в разных регионах.
Несмотря на эти ограничения, подход кабинетного исследования обеспечивает прочную основу для понимания воспитательных стратегий, применяемых в детских домах по всему миру.
Теоретические рамки построения программ воспитания
Программы воспитания для детей в условиях институционализации базируются на междисциплинарном подходе, объединяющем концепции из областей педагогики, психологии, социальной работы и устойчивого развития. Теоретическая рамка включает следующие ключевые аспекты:
- Теория всестороннего развития (Holistic Development Theory).
Теория всестороннего развития подчеркивает необходимость одновременного развития когнитивной, эмоциональной, социальной и физической сфер у детей. Согласно теории экологических систем — теории социализации и развития ребенка Ури Бронфенбреннера (1979), дети развиваются в многослойной среде, где взаимодействие с семьей, обществом и культурой играет ключевую роль [Bronfenbrenner, 1979]. В контексте детских домов всесторонний подход включает обучение жизненным навыкам, укрепление психологической устойчивости и развитие креативности.
- Концепция образования в интересах устойчивого развития (Education for Sustainable Development, ESD).
Экологическое воспитание в рамках детских домов рассматривается через призму ESD, предложенной ЮНЕСКО. Эта концепция предполагает развитие экологической осведомленности, навыков самостоятельного поведения и активного гражданства, что помогает детям осознать роль природы и своего влияния на окружающий мир [Bhavya].
- Теория эмоционального интеллекта (Emotional Intelligence Theory).
Теория эмоционального интеллекта Питера Саловея и Джона Майера (1990) рассматривает эмоции как полезные источники информации, которые помогают человеку осмысливать социальную среду и ориентироваться в ней [Mayer, 2005]. Данная теория подчеркивает значимость эмоционального интеллекта в развитии личности. Культурно-эстетическое воспитание в детских домах помогает детям развивать способность распознавать, понимать собственные эмоции и управлять ими, а также эффективно взаимодействовать с окружающими [Saffle].
- Теория травмы и ее последствий (Trauma-Informed Care).
Для детей, переживших разлуку с семьей и травматический опыт, важны программы, основанные на принципах работы с травмой. Психологическая поддержка может снизить негативные последствия травмы и помочь детям адаптироваться к жизни в обществе.
- Концепция адаптивного обучения (Adaptive Learning).
Эта концепция предполагает адаптацию образовательных программ к культурным, региональным и индивидуальным особенностям детей. В основе лежит идея, что образовательные стратегии должны учитывать уникальные потребности детей в разных странах и социальных контекстах [Efremova; Patriotic education: Pride].
Обзор воспитательных программ в детских домах разных стран
В различных странах в детских домах реализуются образовательные программы, направленные на патриотическое, экологическое и культурно-эстетическое воспитание, которые способствуют всестороннему развитию детей.
- Патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание в детских домах направлено на формирование у детей чувства национальной идентичности и гражданской ответственности. Это достигается через мероприятия, такие как празднование национальных праздников, изучение истории страны и участие в общественных инициативах. Исследование, опубликованное в «Journal of Social Science Education», подчеркивает важность интеграции патриотического воспитания в учебные программы для продвижения гражданских ценностей и национального единства [Malkoc].
- Экологическое воспитание. Программы экологического воспитания в детских домах направлены на развитие уважения к окружающему миру, формирование у детей понимания и уважения к окружающей среде, привитие устойчивых экологических практик. Эти программы часто включают практические занятия, такие как садоводство, проекты по переработке отходов и экскурсии на природу. Такие инициативы значительно повышают экологическую грамотность детей и формируют устойчивое поведение.
Проект «Learning Tree» (PLT). Эта инициатива включает изучение экологических наук через интерактивные занятия. Программы для детских домов адаптированы к местным условиям и включают такие мероприятия, как посадка деревьев и проекты по сохранению воды [Gottfried, 1986].
Программа Earth Partnership for Schools (EPS) включает проекты по восстановлению природных мест обитания, садоводству и компостированию, помогая детям развивать экологическую осведомленность и навыки командной работы [McCormick, 2017].
Программы игр на природе. В скандинавских странах детские дома используют подход «лесных школ», где дети строят укрытия, изучают флору и фауну и наблюдают за сезонными изменениями. Эти программы улучшают психическое здоровье и укрепляют устойчивость [Early childhood education].
- 3. Культурно-эстетическое воспитание фокусируется на приобщении детей к различным формам искусства, музыке и культурным традициям для развития их творческого потенциала, эмоционального интеллекта и культурной осведомленности. Программы могут включать художественные мастер-классы, музыкальные уроки и участие в культурных фестивалях. В статье «Journal of Cultural Research in Art Education» обсуждается, как участие детей в художественной деятельности способствует их когнитивному и эмоциональному развитию, а также формированию уважения к разнообразным культурам [Gottfried, 1986].
- Программы арт-терапии предоставляют детям невербальные инструменты для работы с травмами. С помощью рисунков или скульптуры дети выражают эмоции и учатся справляться с трудностями [Madeja, 1975].
- Программа эстетического воспитания CEMREL интегрирует искусство в повседневную жизнь. В детских домах она включает театральные мастерские и занятия по изобразительному искусству, что способствует командной работе и самовыражению [Madeja, 1975].
- Культурные фестивали и традиции. В Японии детские дома вовлекают детей в традиционные церемонии, такие как чайные церемонии и танцы, что способствует гордости за свое культурное наследие и эмоциональной стабильности [Борисова, 2010].
- Программы психологической и социальной поддержки. Программы в детских домах направлены на преодоление последствий травм и укрепление эмоциональной стабильности.
- Групповая терапия и поддержка сверстников. В немецких детских домах круги поддержки учат детей разрешению конфликтов и развитию эмпатии через рассказывание историй и ролевые игры [Как живут подопечные, 2024].
- Терапия с участием животных. В Великобритании дети участвуют в терапии с лошадьми, что помогает им развить уверенность в себе и снизить тревожность. Также используются собаки-терапевты для создания условий комфорта и дружбы.
- Практики осознанности и регуляции эмоций. Программы осознанности в Юго-Восточной Азии включают занятия йогой, медитацией и ведение дневников, помогая детям справляться со стрессом и улучшать эмоциональную регуляцию [Early childhood education].
- Программы всестороннего развития и приобретения навыков самостоятельного проживания. Программы жизненных навыков ориентированы на независимое проживание и профессиональную подготовку.
- Мастер-классы по кулинарии и домашнему хозяйству. В странах Восточной Европы детей обучают готовить, планировать бюджет и поддерживать порядок в доме, что укрепляет уверенность в себе и самостоятельность [Число детей в, 2024].
- Профессиональная подготовка. В Кении и Индии программы предлагают обучение профессиям, таким как швейное дело, столярное мастерство и основы IT, что повышает шансы детей на трудоустройство.
- Программы наставничества. Наставники помогают детям строить доверительные отношения, дают советы по карьере и учат навыкам межличностного общения.
Во многих странах мира в детских домах реализуются различные программы, направленные на всестороннее развитие детей. Помимо упомянутых ранее инициатив, распространены следующие программы.
- Образовательная поддержка. Детские дома часто предлагают индивидуализированные образовательные программы, учитывающие уникальные потребности воспитанников. Это включает репетиторство, профессиональное обучение и занятия по жизненным навыкам, готовящие детей к самостоятельной жизни. Например, организация Orphanage Support Services Organization (OSSO) обеспечивает комплексный уход, предлагая как финансовую поддержку, так и волонтерскую помощь для удовлетворения образовательных и эмоциональных потребностей детей.
- Здоровье и питание. Обеспечение здоровья и правильного питания является важной частью заботы в детских домах. Программы включают регулярные медицинские осмотры, стоматологическую помощь, психологическую поддержку и сбалансированное питание для улучшения физического состояния. Организация World Orphan Fund развивает и поддерживает программы терапии для детей, страдающих от недоедания, пренебрежения и насилия, предоставляя безопасную и любящую среду.
- Психологическая и эмоциональная поддержка. Учитывая, что многие сироты пережили травмы, детские дома внедряют услуги консультирования, терапевтические занятия и группы поддержки для работы с эмоциональными и психологическими проблемами. Global Orphan Project, например, объединяет глобальную семью, объединенную общим видением заботы о детях и сохранения семей, предоставляя локализованную помощь, учитывающую уникальные потребности сообщества.
- Рекреационные мероприятия. Вовлечение детей в спорт, искусство и другие досуговые занятия важно для их социального и физического развития. Такие программы способствуют развитию командной работы, творческих способностей и создают ощущение нормальной жизни. Волонтерские организации часто помогают в проведении таких мероприятий, делясь своим временем и навыками для обогащения жизни сирот [Orphanage Volunteer Programs].
- Реинтеграция и услуги по усыновлению. Многие детские дома работают над реинтеграцией детей в общество, будь то через воссоединение с семьей или усыновление. Они оказывают поддержку в период перехода и готовят детей к жизни за пределами учреждения. Например, организация Hope and Homes for Children занимается закрытием интернатов и созданием альтернативных форм семейного воспитания, таких как усыновление, опека и семейные дома.
Воспитательные программы в разных странах имеют свою направленность.
В Китае воспитание детей в детских домах направлено на интеллектуальное развитие. Детей поощряют к участию в различных кружках и секциях, чтобы они постоянно занимались полезными и развивающими занятиями. Это способствует формированию у детей трудолюбия и стремления к знаниям [Китайские гении, манерные, 2020].
В Германии особое внимание уделяется психологической поддержке и развитию личности детей в детских домах. Работники стремятся создать комфортную и безопасную среду, предоставляя как индивидуальную, так и групповую психологическую помощь [Как живут подопечные, 2024].
В Норвегии акцент делается на предоставление детям свободы выбора и развитие их творческих способностей. Обучающие занятия в детских садах и начальной школе проводятся в игровой форме, без строгого режима дня, что способствует развитию самостоятельности и креативности у детей [Китайские гении, манерные, 2020].
В Японии до пятилетнего возраста детям предоставляется значительная свобода, что способствует их самостоятельности. Однако при нарушении этикета ребенку объясняют, почему так делать не следует. Это помогает детям уважать взрослых и традиции своего государства.
Сравнительный анализ показывает, что программы в детских домах адаптированы к уникальным вызовам каждого региона и страны.
Культурный подход к образованию: Япония и Скандинавские страны
Япония делает упор на сохранение национальных традиций через культурно-эстетическое воспитание, включая чайные церемонии, каллиграфию и традиционные танцы. Это способствует формированию у детей чувства национальной идентичности и гордости за свое наследие.
Скандинавские страны, напротив, ориентированы на взаимодействие с природой и устойчивое развитие. «Лесные школы» способствуют эмоциональной устойчивости, одновременно закладывая основы экологической ответственности. Различие в подходах обусловлено приоритетом культурного сохранения в Японии и экологической устойчивости в странах Скандинавии.
Социальная поддержка: Германия и Великобритания
Германия делает акцент на групповой терапии и развитии навыков взаимодействия через группы взаимной поддержки (peer-support), что отражает ее высокий уровень социальной защиты. Великобритания использует инновационные методы, такие как терапия с животными, что подчеркивает гибкость и адаптивность ее системы. В обоих случаях целью является снижение уровня тревожности и укрепление эмоционального благополучия детей, однако Германия ориентируется на социализацию, а Великобритания — на индивидуальные подходы к эмоциональной поддержке.
Прагматический фокус: Индия и Восточная Европа
Индия выделяется своей ориентацией на профессиональное обучение. Такие программы, как обучение ремеслам и информационным технологиям, готовят воспитанников к экономической независимости в условиях конкуренции на рынке труда. В Восточной Европе акцент сделан на практических жизненных навыках, включая управление бюджетом и ведение домашнего хозяйства, что отражает потребность в подготовке к самостоятельной жизни. Оба подхода отвечают экономическим реалиям, но различаются в степени сложности и масштабе внедрения профессиональных навыков.
Несмотря на различия, программы имеют общие черты, такие как ориентация на эмоциональное благополучие и навыки самостоятельной жизни. Это подтверждает, что вне зависимости от контекста базовые потребности детей остаются универсальными.
Проведенный анализ показывает наличие проблем, связанных с недостатком интеграции междисциплинарного подхода. Например, в странах с акцентом на профессиональное обучение недостаточно внимания уделяется психологической поддержке, что может препятствовать успешной адаптации детей. Напротив, в странах с акцентом на эмоциональное благополучие может не хватать практических навыков для взрослой жизни.
Заключение
Программы воспитания, реализуемые в детских домах по всему миру, различаются в зависимости от культурных, экономических и социальных условий, отражая приоритеты и потребности конкретных стран. Проведенный анализ выявил как значительные различия, так и универсальные элементы в подходах к воспитанию.
Анализ воспитательных программ выявил, что программы в ряде стран акцентированы преимущественно на одном аспекте воспитания, например, на профессиональной подготовке или психологической поддержке. Это приводит к недостаточному вниманию к другим важным аспектам, что может препятствовать гармоничному развитию детей. Например, страны с сильным акцентом на экономическую интеграцию часто не предоставляют достаточной эмоциональной поддержки, в то время как страны, фокусирующиеся на культурных ценностях, могут не учитывать практические потребности детей в трудовой жизни.
Более эффективные программы воспитания, реализуемые в детских домах разных стран, соблюдают баланс между эмоциональным, когнитивным и социальным развитием ребенка, как универсальными элементами в их подходах к воспитанию.
Для развития программ воспитания и создания эффективной системы поддержки детей в детских домах очень важно внедрение междисциплинарных подходов и обмен практиками между странами.
Различия в системе воспитания проявляются на уровне социальных, культурных и экономических условий, в которых функционируют детские дома. Вместе с тем культурная и социальная адаптация являются основой эффективности программ. Программы, ориентированные на культурные ценности и традиции, такие как участие в национальных церемониях в Японии или использование лесной педагогики в Скандинавии, демонстрируют высокую степень адаптации к местным условиям. Это подчеркивает значимость учета культурной идентичности при разработке воспитательных программ. Такой подход не только помогает детям сохранить связь с традициями, но и формирует у них чувство принадлежности, которое играет важную роль в их эмоциональном благополучии.
Несмотря на разнообразие подходов, программы в детских домах объединяет стремление к формированию у детей психологической устойчивости, эмоциональной стабильности и готовности к самостоятельной жизни. Цель воспитания остается универсальной — обеспечить детям всестороннее развитие и подготовить их к успешной жизни вне институциональной среды.
Проведенный анализ международного опыта позволяет выделить важные элементы построения системы воспитания детей-сирот в условиях институционализации.
- Междисциплинарный подход, объединяющий психологию, педагогическую теорию, устойчивое развитие и профессиональное обучение, способен обеспечить более гармоничное развитие детей. Объединение элементов культурного, экологического и профессионального воспитания с психологической поддержкой может значительно повысить эффективность программ воспитания.
- Обмен лучшими практиками как внутри страны, так и на уровне международного сотрудничества: детские дома могут заимствовать успешные элементы программ друг у друга. При этом воспитательные программы и практики должны иметь доказательную эффективность. Важно учитывать локальный контекст, чтобы адаптировать эти элементы к культурным и экономическим условиям. Успешные программы должны быть адаптированы для масштабирования, чтобы охватить большее количество детей в различных культурных и социальных контекстах.
- Проведение систематической оценки: для повышения эффективности программ необходимо внедрение механизмов оценки программ на основе качественных и количественных показателей. Необходима система показателей, с помощью которой можно оценить влияние воспитательных программ на эмоциональное состояние, когнитивное развитие и социальную адаптацию детей.
- Научное подтверждение эффективности программ: для улучшения эффективности программ необходимы регулярные и более широкие исследования с учетом региональных и индивидуальных особенностей детей.
- Инвестиции в долгосрочную поддержку. Успех программ зависит не только от их реализации в детских домах, но и от долгосрочной поддержки воспитанников после их выхода из институциональной системы. Необходима разработка программ наставничества, профессионального сопровождения и психологической поддержки для выпускников детских домов, которая может обеспечить устойчивые результаты и помочь предотвратить риски маргинализации.
Литература
- Бобылева И.А. Анализ программ воспитания в организациях для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 54–68. DOI:10.17759/ssc.2022030204
- Борисова С.П. Современное дошкольное образование за рубежом // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 132–137.
- Китайские гении, манерные англичане: как воспитывают детей в разных странах? [Электронный ресурс] // Адукар. 2020. URL: https://adukar.com/ru/news/roditelyam/vospitanie-detej-v-raznyh-stranah (дата обращения: 15.08.2024).
- Как живут подопечные в детских домах Германии? [Электронный ресурс] // Newsmon.de. 2024. URL: https://newsmon.de/n/kak-zhivut-podopechnye-v-detskih-domah/10448 (дата обращения: 15.08.2024).
- Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования (утв. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации 29 декабря 2023 г.) [Электронный ресурс] // Гарант. 2023. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408524437/ (дата обращения: 21.08.2024).
- Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования [Электронный ресурс] // Легалакт — законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. 2024. URL: https://legalacts.ru/doc/primernaja-rabochaja-programma-vospitanija-v-obrazovatelnoi-organizatsii-vysshego-obrazovanija/ (дата обращения: 21.08.2024).
- Семья Г.В., Телицина А.Ю. С уверенностью в будущее: пособие по профориентации для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Арт Гид, 2018. 212 с.
- Число детей в детских домах в Европе почти в три раза превышает среднемировой показатель [Электронный ресурс] // ЮНИСЕФ для каждого ребенка. 2024. URL: https://www.unicef.org/eca/ru/Press-relizy/chislo-detey-v-detskikh-domakh-v-Yevrope-pochti-v-tri-raza-prevyshayet-srednemirovoy-pokazatel (дата обращения: 15.08.2024).
- Bhavya R., Dange J.K. Challenges to build patriotism through value education among school children // International Journal of Research and Analytical Reviews. Special Issue. P. 359–361.
- Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. Cambridge, Massachusetts & London: Harvard University Press, 1979. 330 p.
- Curren R., Dorn C. Patriotic education in a global age. Chicago, IL: University of Chicago Press., 2018. 189 p. DOI:10.7208/chicago/9780226552422.001.0001
- Early childhood education for sustainability [Электронный ресурс] // Children & Nature Network. URL: https://www.childrenandnature.org/resources/research-digest-early-childhood-education-for-sustainability-ecefs/ (дата обращения: 15.08.2024).
- Efremova S.P., Nikolaeva L.V. Patriotic education of preschoolers in the conditions of implementation of the federal state educational standard of preschool education // European Journal of Natural History. № 6. P. 61–65.
- Gottfried A.E., Fleming J.S., Gottfried A.W. Role of cognitively stimulating home environment in children's academic intrinsic motivation: a longitudinal study // Child Development. 1998. № 69(5). P. 1448–1460. DOI:10.1111/j.1467-8624.1998.tb06223.x
- Gottfried A.W., Gottfried A.E. Home environment and children’s development from infancy through the school entry years: results of contemporary longitudinal investigations in North America // Children’s Environments Quarterly. 1986. № 3(1). P. 3–9.
- Madeja S.S. The Aesthetics of Education: The CEMREL Aesthetic Education Program // Bulletin of the Council for Research in Music Education. 1975. № 43. P. 1–18.
- Malkoc S., Ozturk F. A Comparative Review of Articles on Education of Patriotism: A Thematic Analysis // International Journal of Progressive Education. № 17(6). P. 144–157. DOI:10.29329/ijpe.2021.382.10
- Mayer J.D., Salovey P. Emotional Intelligence. N.Y.: Baywood Publishing Company, Inc., 2005. 211
- McCormick R. Does Access to Green Space Impact the Mental Well-being of Children: A Systematic Review // Journal of Pediatric Nursing. 2017. № 37. P. 3–7. DOI:10.1016/j.pedn.2017.08.027
- Orphanage Volunteer Programs Abroad [Электронный ресурс] // GoAbroad. URL: https://www.goabroad.com/volunteer-abroad/search/orphans/volunteer-abroad-1 (дата обращения: 15.08.2024).
- Patriotic education: Pride or problem? [Электронный ресурс] // Harvard Political Review. URL: https://harvardpolitics.com/patriotic-education/ (дата обращения: 15.08.2024).
- Saffle M. Aesthetic Education in Theory and Practice: A Review of Recent Research // Bulletin of the Council for Research in Music Education. № 74. P. 22–38.
- Van den Branden K. Sustainable education: basic principles and strategic recommendations // School Effectiveness and School Improvement. Vol. 23. № 3. P. 285–304. DOI:10.1080/09243453.2012.678865
- Vrielink R.O., Nijhuis-Boer V., van Horne C., Hans E., van Hillegersberg J.A. Framework for Planning and Control of the Education Organization // Smart Education and e-Learning 2018. Cham: Springer, 2019. P. 234–245. DOI:10.1007/978-3-319-92363-5_22
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0