Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Глобальные изменения в обществе обусловливают качественные изменения самого человека - интервью с Д.И. Фельдштейном 692Полякова Т.А. АннотацияСегодня, в день своего юбилея, на страницах журнала о состоянии современной психологии и педагогике рассуждает Давид Иосифович Фельдштейн, действительный член (академик) РАО, доктор психологических наук, профессор, председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ, вице-президент РАО, заслуженный деятель науки РФ, почетный член Американской психологической ассоциации. Ключевые слова: интервью, современная психология, наука, педагогика, педагогическая психология, педагогическая практика, психология Рубрика: Юбилейные даты Фрагмент статьи
![]() ... Другая опасность, на мой взгляд, в моде на западную психологию. Посмотрите на книжные полки магазинов – они забиты трудами хороших, видных психологов Запада. Но есть же психологи в родном отечестве. И Маслоу, и Адлер не могут заменить Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурию, П.Я. Гальперина и других. Неужели мы идем к тому, что в своем отечестве ты ничего не значишь? Когда приезжаешь в США, Германию, так там чтят Леонтьева, Гальперина, Лурию значительно больше. Что же происходит у нас, в конечном счете? К чему сводится работа психолога-практика? К тестированию, к диагностике. И что берется в основу? Западные тесты. Они наработаны в другой культуре, в другом времени, они сегодня не работают здесь. Посмотрите, какой инструментарий у современного нашего российского психолога-практика. Это инструментарий западной психологии, который не работает здесь. Например, сейчас изучаются интересы современного подростка на основе опросника середины прошлого века, созданного для французской диаспоры! Как можно такое допускать? У нас есть прекрасные психологи-практики. Пока они беседуют, пока они личностно воздействуют – все хорошо. Но как только начинается диагностика – она идет по шаблонам чужой культуры и нередко приводит к плачевным результатам. - Насколько отличается психологическая литература, издаваемая в России, от той, которая издается в западных странах? - Следует заметить, что очень много делается за рубежом для популяризации лучших идей российской педагогики и психологии. Так, в Германии издано значительно больше трудов А.С. Макаренко, чем в России. Это, конечно, имеет свою предысторию. Туда в свое время бежал его брат, он и вывез рукописи. Многие работы Макаренко у нас до сих пор не изданы. А там они не просто изданы, там считается почетным придерживаться тех путей, которыми шел Антон Макаренко. У нас после распада страны стеснялись говорить о Макаренко, о Шацком. А это же были личности, разработавшие уникальные методики, настоящие педагоги. В США значительно больше издано трудов Л.С. Выготского, чем в России. Теория деятельности А.Н. Леонтьева в Германии – один из основных постулатов развития их психологической науки. Прекрасно, что они опираются на труды российских психологов, и нам бы хорошо брать в этом с них пример. ... Статьи по теме
Инклюзивное образование, Интервью и эссе | Хилькевич Е.В. Психология образования | Куланин Е.Д. О педагогическом мастерстве, психологических препятствиях в обучении и науке и образном мышлении Гусельцева М.С. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|