Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей 1924Майстренко В.И. АннотацияВ статье представлены результаты исследования взаимосвязи между «профессиональным выгоранием» и степенью удовлетворенности трудом среди учителей общеобразовательных учреждений г. Сургута (130 человек). Отмечается, что число учителей, относящихся к стадиям «формирования» и «сформированности» симптомов в фазах «напряжение» и «истощение», составляет около 42 %, а в фазе «резистенция» с показателями «за пределами нормы» составляет 63,5 %. Выявлено, что преобладающие потребности работников состоят «в хорошей организации труда», «в личном материальном и социальном обеспечении», «утилитарная». По результатам корреляционного анализа получено, что разброс взаимосвязей между симптомами выгорания и потребностями профессиональной деятельности составляет от –0,17 до +0,42. Особый интерес представляют зависимости, которые по результатам обеих методик представлены «за пределами нормы»: 1) потребность «в собственном развитии», которая коррелирует с симптомом эмоционального выгорания – «неадекватное эмоциональное реагирование» (r=0,37) и 2) «утилитарная» потребность, которая коррелирует с таким симптомом выгорания как «переживание психотравмирующих обстоятельств» (r=0,30). Ключевые слова: эмоциональное выгорание, напряжение, удовлетворенность трудом, резистенция, истощение, потребности Рубрика: Психология образования Тип: научная статья Фрагмент статьи
Понятие «синдром эмоционального выгорания» привнесено в отечественную науку из зарубежных исследований, имеющих приоритет в этой области [9; 10]. Можно отметить, что на сегодняшний день по данной проблеме уже опубликовано достаточно много работ, посвященных изучению синдрома эмоционального выгорания у представителей разных профессиональных групп. Анализ полученных в них результатов показыва ет, что данный синдром характерен в большей степени для представителей профессий, относящихся к сфере «человек-человек» [6]. В первую очередь это работники социальной сферы, образования, медицинские работники. Согласно современным данным [3; 4] под «психическим выгоранием» понимается
состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Этот синдром
включает в себя три основные составляющие: эмоциональ ную истощенность,
деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Первое
рассматривается как чувство эмоциональной Понятие деперсонализации означает отрицательное отно шение не только к
ученикам и коллегам, но и к труду и его предмету
Литература
Статьи по теме
Психология личности, Социальная психология | Платонов Ю.П. Феномен эмоционального выгорания личности: структурно-функциональный анализ Научная жизнь, Психологическая диагностика | Щукина М.А., Коробков А.В., Быркова П.И., Павлова Н.А. Образ Санкт-Петербургского океанариума в сознании его посетителей Клиническая психология | Каткова А.С., Вачков И.В. Психологические детерминанты возникновения внутриличностных противоречий студентов Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|