Психологические особенности подростков, склонных к ксенофобии

1211

Аннотация

В статье представлены материалы исследования, направленного на определение наличия и степени выраженности ксенофобических установок у подростков, а также их связей с уровнем развития моральных суждений и индивидуально-психологическими особенностями. Предполагалось, что выраженность и характер данных феноменов имеют гендерную специфичность и различаются у подростков с условно нормативным и девиантным поведением. Полученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы и свидетельствуют, что проявления ксенофобии среди подростков имеют корреляты в развитии морального сознания и индивидуально-психологической сфере, обладают существенными гендерными особенностями. У подростков с девиантным поведением риск развития ксенофобических установок выше, чем у их социально адаптированных сверстников. На основании полученных результатов делается вывод, что для профилактики ксенофобии в подростковой среде необходимо уделять особое внимание общему развитию личности ребенка, формированию его морального сознания, повышению уровня эмпатии и снижению агрессивности.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, девиантное поведение, индивидуально-психологические особенности, ксенофобия, развитие моральных суждений, гендерные особенности

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дозорцева Е.Г., Гурина О.Д. Психологические особенности подростков, склонных к ксенофобии // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 44–53.

Полный текст

 

В последнее время в средствах массовой информации часто появляется информация о новых случаях проявления ксенофобии, национализма, экстремизма в среде несовершеннолетних. Крайним выражением этой тенденции становятся окрашенные ксенофобией агрессивно­насильственные преступления, или «преступления ненависти», характеризующиеся выраженным враждебным отношением к жертвам - лицам другой национальности, расы и религии.

В работах зарубежных и отечественных авторов ксенофобия рассматривается в связи с такими явлениями, как интолерантность, предубеждение, враждебность. Причины ее возникновения изучаются в рамках различных подходов, описывающих факторы и динамику формирования этого феномена [1; 3; 5; 6; 8; 9; 10-13].

Следуя теории социальной идентичности [13] и концепции развития ксенофобических установок Г. У. Солдатовой и ее коллег [8], можно заключить, что предпосылки к возникновению ксенофобических установок зарождаются в достаточно раннем возрасте. Однако наиболее отчетливо они начинают проявляться у подростков. Формирование самосознания и самостоятельных взглядов, мировоззрения в подростковом и юношеском возрасте служат основой для структурирования и закрепления социальных установок, в том числе ксенофобических, в ценностно-смысловой сфере молодого человека.

Ксенофобические установки у молодежи уже были предметом ряда исследований [8; 13]. Однако такие тенденции мало изучены у отдельных категорий подростков. В частности, мало исследованы гендерные особенности этих установок, не проводилось специального изучения особенностей ксенофобии у подростков с девиантным поведением. В то же время можно предположить, что в силу склонности к нарушению социальных норм такие подростки скорее могут реализовать ксенофобические установки в противоправных действиях. В предшествующих исследовательских работах было установлено, что ксенофобические установки имеют непосредственное отношение к смысловой и морально-нравственной сфере личности, а также могут быть связаны с определенными индивидуально-психологическими особенностями, повышающими степень риска поведенческих проявлений ксенофобии. Вместе с тем эти работы не затрагивали подростковый контингент с упомянутыми особенностями, не акцентировали роль ген­дерного фактора. Возникшие в этой связи новые вопросы и гипотезы легли в основу проведенного нами исследования.

Цель настоящей работы состоит в определении наличия и степени выраженности ксенофобических установок у подростков различных категорий, а также связей таких установок с уровнем развития моральных суждений и индивидуально­психологическими особенностями. Предполагается, что наличие и выраженность данных свойств имеет гендерную специфичность и различается в группе подростков с условно нормативным и девиантным поведением.

Материалом исследования послужили данные психологического обследования 140 подростков (средний возраст испытуемых 14,5± 0,25 лет). Из них 100 подростков с условно нормативным поведением (52 испытуемых мужского пола, 48 - женского) и 40 - подростков мужского пола с девиант­ным поведением, содержащихся в ЦВСНП при ГУВД Москвы. Результаты исследования анализировались в целом по группе подростков с нормативным поведением, а также с учетом гендерной специфики и в сравнении с категорией девиантных подростков.

Для изучения выраженности ксенофо- бических установок применялась специально сконструированная методика, разработанная и апробированная нами в предыдущем исследовании. Она состоит из 9 суждений ксенофобического характера и дифференцированной балльной оценочной шкалы степени согласия либо несогласия с суждениями. Уровень развития моральных суждений определялся с помощью методики, разработанной Д. С. Ошевским [7]. Методика позволяет выделить три уровня
развития моральных суждений: эгоцентрический, группоцентрический, просоциаль- ный [2]. Для выявления индивидуально­психологических особенностей использовались индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО) Л. Н. Собчик и личностный опросник агрессивности А. Басса-М. Перри. Статистический анализ данных выполнялся с помощью непараметрических методов статистики (программный пакет SPSS 14.0.).

В исследовании фиксировались степени выраженности ксенофобических установок: отсутствие, слабая, средняя, сильная и очень сильная выраженность. Были проанализированы количественные соотношения степеней выраженности в группе подростков с условно нормативным поведением с учетом гендерной специфики, а также у подростков с девиантным поведением.

Максимальный уровень кривой распределения в группе подростков с условно нормативным поведением прослеживается в зоне слабой и средней выраженности ксенофобических установок, в группе подростков с девиантным поведением - в зоне сильной выраженности (рис. 1). Полученные различия между данными группами статистически значимы (p<0,01, критерий X2 Пирсона). В группе девочек наблюдается смещение к слабой выраженности ксенофобических установок, для мальчиков пик ответов приходится на среднюю степень выраженности установок (достоверность различий p<0,01, критерий х2 Пирсона). Данные свидетельствуют, что подростки с девиантным поведением более склонны к проявлению ксенофобии, чем их сверстники с нормативным поведением. Однако необходимо учесть, что в группе с условно нормативным поведением представлены результаты обоих полов, девочки оказываются более толерантными, чем мальчики.

Следующий этап исследования состоял в выявлении связей между ксенофоби- ческими установками, характеристиками моральных суждений и индивидуально­психологическими особенностями подростков. Анализ полученных корреляций (табл. 1) показал, что между выраженностью ксенофобических установок у подростков и уровнем развития у них моральных суждений, оценкой условий допустимости нарушений норм, наличием сдерживающих факторов существует статистически значимая обратная корреляционная связь (p<0,01). Таким образом, чем более выражены ксенофобические установки, тем ниже уровень моральных суждений и связанных с ними смысловых образований.

 

Таблица 1

Корреляционные связи между выраженностью ксенофобических установок и исследуемыми параметрами у подростков с условно нормативным поведением (N=100); (коэффициент корреляции Спирмена)

Характеристики

Выраженность ксенофобических установок

Уровень значимости корреляции

Физическая агрессия

0,489

0,01

Общая агрессия

0,328

0,01

Спонтанность

0,227

0,01

Агрессивность

0,306

0,01

Сензитивность

-0,445

0,01

Тревожность

-0,370

0,01

Уровень развития морального сознания

-0,498

0,01

Наличие сдерживающих факторов

-0,286

0,01

Оценка условий допустимости нарушения социальных норм

-0,390

0,01

 

Ксенофобические установки статистически значимо положительно связаны с агрессивностью, в частности, со склонностью к физической агрессии, а также спонтанностью, отрицательно - с такими характеристиками, как сензитивность и тревожность. Эти особенности можно рассматривать как качества, способствующие формированию и проявлению подобных установок либо тормозящих их развитие.

Для более детального анализа обнаруженных тенденций обследованная группа подростков с условно нормативным поведением была разделена на три категории по степени выраженности ксенофобиче­ских установок: низкий уровень - группа I (N=27); средний уровень - группа II (N=38); высокий уровень - группа III (N=35). Полярные группы I и III статистически значимо различались между собой по выраженности ксенофобических установок (р<0,001). В этих двух группах сравнивались показатели уровня моральных суждений и индивидуально-психологических особенностей (табл. 2 и 3).

Таблица 2

Различие уровней развития моральных суждений в группах с низкой (I группа)
и высокой выраженностью ксенофобических установок (III группа) (критерий Фишера)

Уровни моральных суждений

I группа N=27; (%)

III группа

N=35; (%)

Уровень значимости различий

Эгоцентрический

0

37.0

0,01

Группоцентрический

25,72

40,8

n.s.

Просоциальный

74,28

22,2

0,01

 

 Таблица 3

Различия характеристик моральных суждений и индивидуально­психологических особенностей в группах с низкой (I группа) и высокой выраженностью ксенофобических установок (III группа) (критерий Манна-Уитни)

Характеристики

I группа N=27

III группа N=35

Уровень значимости различий

Уровень развития морального сознания

2,77

1,85

0,01

Наличие сдерживающих факторов

6,00

4,92

0,01

Оценка условий допустимости нарушения социальных норм

7,57

5,40

0,01

Физическая агрессия

24,57

32,29

0,01

Общая агрессия

69,4

78,51

0,05

Спонтанность

2,14

4,14

0,01

Агрессивность

3,54

3,40

0,01

Сензитивность

4,65

2,74

0,001

Тревожность

4,05

3,66

0,01

Полученные данные свидетельствуют, что в группе с высоким уровнем ксенофоби­ческих установок, в отличие от аналогичной группы с их низким уровнем, статистически значимо больше представлен эгоцентрический уровень развития моральных суждений. В качестве индивидуально-психологических свойств таким подросткам свойственны повышенный уровень физической агрессии и меньшее количество факторов, препятствующих проявлению агрессии, а также спонтанность, неконформность, конфликтность при пониженном уровне сензи­тивности и тревожности. Для группы подростков с низкой выраженностью ксенофоби­ческих установок (I группа) характерен просоциальный уровень развития моральных суждений, а также тревожность и сен­зитивность (см. табл. 2 и 3).

Полученные результаты позволяют выделить комплексы психологических особенностей подростков, связанные с высоким и низким уровнем ксенофобических установок. Они представлены на рис. 2 и 3.

Таким образом, формированию выраженных ксенофобических установок у подростков способствуют повышенная агрессивность при слабой выраженности сдерживающих агрессию факторов и ориентация на группоцентрический уровень развития моральных суждений, т. е. существенная зависимость от подростковой референтной группы. Дополнительным компонентом в данном случае является низкая чувствительность к сигналам окружающей социальной среды. Напротив, препятствуют развитию подобных установок механизмы сдерживания, в функционировании которых принимают участие как индивидуально-психологические особенности в виде повышенных сензитивно­сти и тревожности, так и структуры цен­ностно-смысловой регуляции деятельности, опирающиеся на просоциальные моральные нормы (см. рис. 3).

Вместе с тем, как видно на рис. 1, существуют различия между мальчиками и девочками с условно нормативным поведением в характере распределения по уровням выраженности ксенофобических установок. Можно предположить, что разница проявится и в психологических коррелятах этих тенденций. Данные, представленные в табл. 4 и 5, подтверждают эту гипотезу.

 Таблица 4

Гендерные различия уровней развития моральных суждений у подростков с условно нормативным поведением (критерий Фишера)

Уровень развития моральных суждений

Мальчики с нормативным поведением N=52(%)

Девочки с нормативным поведением N=48(%)

Уровень значимости различий

Эгоцентрический

17,03

6,25

0,05

Группоцентрический

44,23

27,05

0,05

Просоциальный

38,74

66,7

0,01

Как видно из табл. 4, девочки в существенно большей степени, чем мальчики, демонстрируют просоциальный уровень моральных суждений и меньшую ориентацию на референтную группу и узколичные интересы. Аналогичные тенденции прослеживаются при сравнении других характеристик (см. табл. 5).

У девочек значимо ниже выраженность как самих ксенофобических установок, так и особенностей, способствующих их формированию (склонность к физической агрессии), и выше показатели качеств, препятствующих развитию и проявлению ксенофобии.

Возникает вопрос, существует ли статистически значимая разница между подростками мужского пола с социально нормативным и девиантным поведением по исследуемым параметрам. Ранее мы выяснили, что мальчикам с девиантным поведением свойственна большая выраженность ксенофобических установок, чем подросткам с нормативным поведением. Однако из всего перечня характеристик моральных суждений и индивидуально­психологических свойств различия в исследуемых группах обнаруживаются лишь по двум характеристикам (табл. 6). Вместе с тем важным представляется обнаруженный в исследовании факт, что у мальчиков с нормативным поведением значимо выше, чем у их девиантных сверстников, уровень развития морального сознания, в частности, существенно больше представлен про- социальный уровень моральных суждений (р<0,01).

Таблица 5

Гендерные различия в выраженности ксенофобических установок, характеристик морального сознания, индивидуально-психологических особенностей у подростков с условно нормативным поведением (критерий Манна-Уитни)

Характеристики

Мальчики с нормативным поведением N=52

Девочки с нормативным поведением N=48

Уровень значимости различий

Ксенофобические установки

24,42

20,85

0,05

Уровень развития морального сознания

2,21

2,60

0,05

Наличие сдерживающих факторов

5, 98

7,08

0,05

Оценка условий допустимости нарушения социальных норм

5,17

5,96

0,05

Физическая агрессия

28,57

24,90

0,01

Спонтанность

2,85

2,19

0,01

Сензитивность

3,48

4,56

0,01

Тревожность

3,04

4,13

0,01

 Таблица 6

Различия индивидуально-психологических особенностей в группе мальчиков- подростков с условно нормативным и девиантным поведением (критерий Манна-Уитни)

Характеристики

Мальчики с нормативным поведением N=52

Мальчики с девиантным поведением N=40

Уровень значимости различий

Уровень развития морального сознания

2,21

1,88

0,05

Физическая агрессия

28,57

31,38

0,05

Таким образом, у мальчиков с нормативным поведением меньше выражены свойства, способствующие проявлению ксенофобии (склонность к физической агрессии), и больше - препятствующие ему. Напротив, у подростков с девиантным поведением риск развития ксенофобических установок и реализации их в действиях существенно выше.

Полученные в исследовании результаты подтверждают гипотезу о существовании связей между выраженностью ксенофоби- ческих установок у подростков и уровнем развития моральных суждений, а также индивидуально-психологическими свойствами. Показано, что высокая выраженность ксенофобических установок соответствует пониженному (эгоцентрическому и группоцентрическому) уровню моральных суждений. Склонность к ксенофобии у подростков связана с высоким уровнем агрессивности, слабостью факторов, сдерживающих агрессию, спонтанностью, низким уровнем тревожности и сензитивности. Согласно полученным данным, к формированию ксенофобических установок в большей степени склонны мальчики, тогда как девочки проявляют не только меньшую их выраженность, но и более высокий уровень моральных суждений, а также комплекс индивидуально-психологических черт, препятствующих агрессивным тенденциям. Не исключено, однако, что полученная разница ответов в ситуации исследования может быть обусловлена более сильной ориентацией девочек на социальные ожидания окружающих и нуждается в дальнейшем изучении. Большая представленность ксенофобических установок при пониженном уровне моральных суждений и склонности к физической агрессии обнаруживается у мальчиков-подростков с девиантным поведением и позволяет отнести их к группе риска по формированию ксенофобии. Меньшая выраженность этих характеристик у мальчиков с нормативным поведением, напротив, препятствует ее развитию.

На основе результатов, полученных нами в исследовании, можно предположить, что выраженные ксенофобические установки у подростков связаны с ориентацией на нормы и правила референтной группы. Это означает, что подросток регулирует свое поведение преимущественно в рамках тех норм и правил, которые задает ему ближайшее окружение. При этом осмысление ситуаций, с которыми он сталкивается, оказывается ограниченным, а репертуар стратегий для совлада­ния с проблемами - узким. Определенные виды поведения связаны также с гендер­ными и индивидуально-психологическими особенностями подростка. Для подростков с ксенофобическими установками характерны проявления агрессии, которые могут быть уменьшены при помощи различных психотехнических средств. Работа с подростками, склонными к ксенофобии, должна быть направлена, на наш взгляд, на развитие личностных структур, препятствующих проявлению враждебного и агрессивного поведения подростков. В первую очередь, это затрагивает развитие морально-нравственной сферы, а также формирование ценностных образований, способствующих развитию тех форм поведения, которые позволяют подростку эффективно справляться с различными жизненными ситуациями, регулировать собственную деятельность, повышать способность к саморефлексии. В дальнейшем планируется более подробное изучение свойств и структур личности, способствующих возникновению ксенофобических установок и препятствующих их развитию, а также разработка методов и форм работы с детьми и подростками с целью уменьшения предпосылок формирования ксенофобии.

Литература

  1. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. URL: http://www.tolerance.ru/vek-tol/1-0-asmolov2.html/
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
  3. Ениколопов С. Н., Мешкова Н. В. Психологические аспекты «преступлений ненависти» // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2008. № 2 (15).
  4. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
  5. Кроз М. В., Ратинова Н. А. Социально-психологические и правовые аспекты ксенофобии. М., 2005.
  6. Мешкова Н. В. Ситуативные и личностные особенности межгрупповой предубежденности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009.
  7. Ошевский Д. С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения: психологический аспект. Авто реф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006.
  8. Солдатова Г. У., Макарчук А. В. Может ли «другой» стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М., 2006.
  9. Юрасова Е. Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. 2008. № 4.
  10. Aboud F. E. Children and prejudice. Oxford, 1988.
  11. Craig K. M. Examining hate-motivated aggression. A review of the social psychological literature on hate crimes as a distinct form of aggression // Aggresion and Violent Behavior. 2002. № 7.
  12. Fishbein H. D. Peer Prejudices and Discrimination: The Origins of Prejudice (second Edition). N. J., 2002.
  13. Nesdale D. Social identity and ethnic prejudice in children URL: www.vtpu.org.au/docs/crc/drewnesdale.pdf

Информация об авторах

Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, член редколлегии научного журнала «Психология и право» член редакционного совета научного журнала «Психологическая наука и образование», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1309-0485, e-mail: edozortseva@mail.ru

Гурина Оксана Дмитриевна, кандидат психологических наук, главный эксперт, Московский исследовательский центр (ГБУ г. Москвы «МИЦ»), доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4369-5450, e-mail: godgur@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3769
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1211
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 0