Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Психологические особенности подростков, склонных к ксенофобии 1462Дозорцева Е.Г. Гурина О.Д. АннотацияВ статье представлены материалы исследования, направленного на определение наличия и степени выраженности ксенофобических установок у подростков, а также их связей с уровнем развития моральных суждений и индивидуально-психологическими особенностями. Предполагалось, что выраженность и характер данных феноменов имеют гендерную специфичность и различаются у подростков с условно нормативным и девиантным поведением. Полученные данные подтверждают выдвинутые гипотезы и свидетельствуют, что проявления ксенофобии среди подростков имеют корреляты в развитии морального сознания и индивидуально-психологической сфере, обладают существенными гендерными особенностями. У подростков с девиантным поведением риск развития ксенофобических установок выше, чем у их социально адаптированных сверстников. На основании полученных результатов делается вывод, что для профилактики ксенофобии в подростковой среде необходимо уделять особое внимание общему развитию личности ребенка, формированию его морального сознания, повышению уровня эмпатии и снижению агрессивности. Ключевые слова: подростковый возраст, девиантное поведение, индивидуально-психологические особенности, ксенофобия, развитие моральных суждений, гендерные особенности Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Фрагмент статьи
В последнее время в средствах массовой информации часто появляется информация о новых случаях проявлении ксенофобии, национализма, экстремизма в среде несовершеннолетних. Крайним выражением этой тенденции становятся окрашенные ксенофобией агрессивно насильственные преступления, или «преступления ненависти», характеризующиеся выраженным враждебным отношением к жертвам – лицам другой национальности, расы и религии. В работах зарубежных и отечественных авторов ксенофобия рассматривается в связи с такими явлениями, как интолерантность, предубеждение, враждебность. Причины ее возникновения изучаются в рамках различных подходов, описывающих факторы и динамику формирования этого феномена [1; 3; 5; 6; 8; 9; 10–13]. Следуя теории социальной идентичности [13] и концепции развития ксенофобических установок Г. У. Солдатовой и ее коллег [8], можно заключить, что предпосылки к возникновению ксенофобических установок зарождаются в достаточно раннем возрасте. Однако наиболее отчетливо они начинают проявляться у подростков. Формирование самосознания и самостоятельных взглядов, мировоззрения в подростковом и юношеском возрасте служат основой для структурирования и закрепления социальных установок, в том числе ксенофобических, в ценностно-смысловой сфере молодого человека. Ксенофобические установки у молодежи уже были предметом ряда исследований [8; 13]. Однако такие тенденции мало изучены у отдельных категорий подростков. В частности, мало исследованы гендерные особенности этих установок, не проводилось специального изучения особенностей ксенофобии у подростков с девиантным поведением. В то же время можно предположить, что в силу склонности к нарушению социальных норм такие подростки скорее могут реализовать ксенофобические установки в противоправных действиях. В предшествующих исследовательских работах было установлено, что ксенофобические установки имеют непосредственное отношение к смысловой и морально-нравственной сфере личности, а также могут быть связаны с определенными индивидуально-психологическими особенностями, повышающими степень риска поведенческих проявлений ксенофобии. Вместе с тем эти работы не затрагивали подростковый контингент с упомянутыми особенностями, не акцентировали роль гендерного фактора. Возникшие в этой связи новые вопросы и гипотезы легли в основу проведенного нами исследования. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова Е.В. Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами Юридическая психология | Бусарова О.Р., Евсина Е.О. Декина Е.В., Шалагинова К.С. Мотивационно-личностные особенности обучающихся в поликультурной среде сельской местности |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|