Коррекция эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей-инвалидов, посредством программы «Живительный глоток»

30

Аннотация

Статья посвящена анализу влияния психокоррекционной программы «Живительный глоток» на эмоциональное состояние женщин, воспитывающих детей с ОВЗ. Программа реализовывалась в АНО Иппоцентр «Лучик» г. Ульяновск. В приведенном экспериментальном исследовании приняли участие 56 женщин в возрасте от 25 до 54 лет, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте от 4 до 28 лет. В качестве инструментария использована «Методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (авторы Л.А. Курганский и Т.А. Немчин). Сравнительный анализ данных, полученных по результатам программы, показал наличие значимых различий в эмоциональном состоянии респондентов по показателям: психическая активация, интерес, эмоциональный тонус и комфортность. Таким образом, программа «Живительный глоток» является доказанно эффективным коррекционным мероприятием, которое позволяет женщинам, воспитывающим ребенка с ОВЗ, принять самих себя и внешние условия своей жизни, снизить тревогу и беспокойство за ребенка и свои действия во взаимодействии с ним, настроить на принятие решения, расширить спектр интересов, снять внутреннее напряжение и ощутить себя в зоне комфорта.

Общая информация

Ключевые слова: ОВЗ, дети-инвалиды, эмоциональное состояние, психологическое сопровождение

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210110

Благодарности. авторы благодарят Т.А. Лучникову, директора ОГКУ СО Многопрофильный центр реабилитации «Подсолнух» в г. Ульяновске, за помощь в сборе данных для исследования.

Получена: 15.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Власова Н.В., Данилова Л.Ю. Коррекция эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей-инвалидов, посредством программы «Живительный глоток» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 125–134. DOI: 10.17759/bppe.2024210110

Полный текст

Введение

Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является сильнейшим стрессогеном для всей семьи. Это влечет за собой кардинальные изменения психологического, социального и соматического характера, которые обнаруживаются у всех ее членов.

Говоря о психологических трудностях в семьях с особенным ребенком, можно выделить три основных направления.

Во-первых, это личностные проблемы родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как показывают исследования Е.В. Гребенниковой, И.Л. Шелехова и О.Г. Берестневой [3], среди матерей, воспитывающих детей-инвалидов, преобладает психосоматический тип реагирования на ситуацию. Для них характерно глубокое внутреннее переживание проблем ребенка. Несмотря на то, что внешне они остаются спокойными, корректными и сдержанными, подавление эмоций, в первую очередь негативных, приводит к развитию психосоматических заболеваний, а также к усилению жертвенности и чувства вины. Так, F. Mohammadi с соавторами на основании проведенного исследования утверждают, что матери детей-инвалидов гораздо чаще подвергаются домашнему насилию, более склонны к употреблению наркотических препаратов и суицидальному поведению [18].

Во-вторых, сами взаимоотношения родителей, имеющих ребенка с инвалидностью, претерпевают существенные изменения. Так, согласно статистическим исследованиям, около 50% браков распадаются, если в семье рождается ребенок с ОВЗ. В этом случае матери приходится брать на себя всю полноту ответственности за выполнение функций семьи, лечение, воспитание и содержание ребенка. Женщина, как правило, отказывается от построения новых отношений, испытывая при этом чувство одиночества, ощущение собственной ущербности и непривлекательности. Помимо этого, матери ребенка-инвалида зачастую приходится отказываться от профессиональной карьеры, резко ограничивать круг социальных контактов, вынужденно снижать уровень материальных притязаний. Так, по данным исследований О.С. Ефимовой, более 50% женщин оставляют работу и полностью посвящают себя уходу за ребенком [6].

И, наконец, у родителей встает вопрос о выстраивании отношения к самому ребенку с ОВЗ. Принятие диагноза ребенка как определенного вызова трудной жизненной ситуацией и его особенностей — довольно сложный аспект в психологическом и социальном контексте. Так, «матери, субъективно оценившие вызов как сильный, чаще используют копинг-стратегии мысленного ухода от проблемы, отрицания, поведенческого ухода, прием успокоительных, а оценивающие вызов как слабый — позитивное переформулирование, юмор и планирование» [11]. Схожие результаты можно увидеть и в зарубежных исследованиях [16; 17; 19].

Таким образом, воспитание и уход за ребенком с ОВЗ приводит к изменениям состояния родителей на соматическом, психологическом и социальном уровнях.

Многие исследователи [8; 12; 14; 15], отмечая нарушения психофизического состояния родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, в качестве причин называют: воздействие хронического стресса; повышенное ощущение тревоги, беспокойства за здоровье ребенка и возникающие жизненные трудности; нарушение режима активности и отдыха; отсутствие возможности временно перепоручить заботу о ребенке и отдохнуть, снять напряжение; сверхответственность и страх совершить неверные действия в отношении ребенка.

Кроме того, взрослые, осуществляющие уход за детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП и др. расстройствами здоровья, несут еще и большие физические нагрузки, что также отрицательно сказывается на их соматическом состоянии.

Так, Е.А. Крадинова и Е.В. Назарова фиксировали колебания АД у 45,6% матерей, бессонницу — у 36,9%, частые и сильные головные боли — у 30,9%. Многие из них страдают частыми простудами и аллергией (27,9%), сердечно-сосудистыми заболеваниями (34,1%), нарушениями деятельности ЖКТ (30,4%) и менструального цикла (20,2%), ранним климаксом (14,2%) [8].

М.Д. Будаева отмечает, что 82,5% матерей испытывают постоянное состояние тревоги, подавленности, страха, депрессии, снижения адаптационного потенциала [1]. Также им свойственны пониженная самооценка, самобичевание, неверие в свои силы, чувство вины.

В настоящее время в России разработаны специальные технологии сопровождения таких семей, такие как технология «МОЗАРТ» (авторы Н.П. Болотова, В.В. Ткачева) [11], технология психолого-педагогического сопровождения Н.А. Дубровиной [5], «Модель формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ» (М.В. Гузева и О.В. Бережная) [4]. Также проводится много работ, посвященных оценке состояния отдельных психологических характеристик родителей и способам их коррекции [2].

Большое внимание исследователи уделяют изучению влияния на психологическое состояние родителей мероприятий, связанных с участием в коллективных видах совместной деятельности: «родительские клубы», «группы поддержки» [5].

В работах, посвященных психологической поддержке матерей детей с ОВЗ, описываются не только специальные узконаправленные практики и методики, но и особенности организации культурно-массовых, досуговых, познавательных, творческих мероприятий. Все авторы отмечают, что такие мероприятия не просто оказывают положительное влияние на актуальное состояние женщин, но и повышают результативность их реабилитации по основным программам принятия ребенка с ОВЗ и выстраивания эффективного отношения к нему [7; 9; 10; 15]. Так, в исследовании АНО «Эволюция и Филантропия» в рамках проекта «Слушая с пользой» указывается, что участие в массовых мероприятиях способствует «повышению осведомленности и знаний у родителей, а также наращиванию у них психо-эмоциональных ресурсов» [13].

В то же время, специальных исследований, посвященных оценке влияния данного вида программ на психологическое состояние женщин, воспитывающих детей с ОВЗ, в настоящее время крайне мало, они разрознены, а оценка их эффективности не в полной мере соответствует доказательным методам.

В связи с этим целью работы было выбрано доказательство эффективности позитивного воздействия программы «Живительный глоток» на эмоциональную сферу личности женщин, воспитывающих детей-инвалидов.

Материалы и программа исследования

Программа «Живительный глоток» представляет собой комплексное многофункционально организованное мероприятие, построенное на основе принципов психологической профилактики, и включает в себя следующие этапы:

  1. творческие мастер-классы с применением арт-терапевтических техник, в которых участвуют дети с ОВЗ вместе с родителями;
  2. креативные занятия для женщин по выбору направления (рукоделие, театральная студия, ателье мод и др.). Основная цель занятий — дать возможность матери ребенка с ОВЗ осознать, что она имеет право выделять время для себя, своих занятий, расширить круг общения;
  3. тренинг с элементами арт-терапии, сказкотерапии и др. только для родителей. Цель тренинга — развить навыки общения, принятия себя и актуальной жизненной ситуации;
  4. завершение процесса коррекции с элементами технологий НЛП в форме тематической костюмированной фотосессии.

Данная программа успешно реализуется в АНО Иппоцентр «Лучик» г. Ульяновска с 2014 г. Отличительная особенность программы — она легко тиражируема, обладает большой степенью вариативности. Ее могут проводить различные клубные объединения родителей, НКО.

Исследование проводилось на базе ОГКУ СО Многопрофильный центр реабилитации «Подсолнух» в г. Ульяновске и АНО Иппоцентр «Лучик».

В качестве диагностического инструмента исследования была использована «Методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (авторы Л.А. Курганский и Т.А. Немчин).

В исследовании приняло участие 56 женщин в возрасте от 25 до 54 лет, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте от 4 до 28 лет с разной нозологией (ДЦП, РАС, ЗПР), проживающих в г. Ульяновске.

На первом этапе исследования все женщины, имеющие детей с ОВЗ, были опрошены с применением «Методики диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности». Распределение на 2 группы являлось произвольным, первая группа была выбрана как экспериментальная, вторая группа — контрольная. Показатели, полученные в обеих группах, прошли проверку на нормальность по критерию Колмогорова — Смирнова. В связи с чем для определения статистической значимости различий полученных данных применялся Т-критерий Стьюдента.

Результаты и их обсуждение

Результаты, полученные в исследовании на всей выборке женщин, воспитывающих детей с ОВЗ, показали, что по шкале «Психическая активация» высоким уровнем обладают лишь 7,1% респондентов, средним — 80,4%, а низкий уровень диагностирован у 12,5% обследуемых. Большая часть опрошенных заявляют о том, что периодически чувствуют себя усталыми и утомленными; при этом каждая из них ощущает хроническое чувство опустошения и отсутствия внутренней силы для преодоления жизненных проблем. Полученные результаты определяются также тем, что для данной выборки характерно стремление постоянно посредством волевых усилий настраивать себя на активацию своих внутренних ресурсов.

Согласно результатам, полученным по шкале «Интерес», только 14,3% женщин продемонстрировали высокий уровень по этой шкале, который характеризуется увлеченностью, сосредоточенностью, стремлением достигать поставленных целей. Средние показатели зафиксированы у 69,7%. В то время как у 16% матерей, воспитывающих детей-инвалидов, констатированы выраженное безучастное отношение к внешним событиям, утрата интереса к своей жизни, профессиональной деятельности и отсутствие каких бы то ни было увлечений и хобби.

Результаты по шкале «Эмоциональный тонус» распределились следующим образом: высокий уровень зафиксирован у 5,4%, средний — у 57,1%, низкий — у 37,5%. Установленный факт свидетельствует о том, что женщины, воспитывающие детей с ОВЗ, довольно часто отмечают у себя плохое самочувствие, снижение настроения, склонны к пессимистической оценке себя и своей жизни в целом.

Особенно наглядно это можно видеть в сочетании с полученными результатами по шкале «Напряжение», где респонденты продемонстрировали высокий уровень эмоционального напряжения у 16% опрошенных, средний — у 78,6%, а низкий отмечают у себя лишь 5,4% испытуемых.

Следовательно, матери, воспитывающие детей-инвалидов, ощущают довольно выраженное состояние фрустрации, обусловленное постоянной готовностью и ожиданием негативных событий, что порождает не проходящее чувство тревоги, беспокойства и волнения.

По шкале «Комфортность» в процессе обследования были получены результаты, которые также позволили предполагать, что женщины, воспитывающие детей с ОВЗ, испытывают чувство дискомфорта, им чаще свойственно либо снижение настроения, либо стремление скрыть его за маской спокойствия и равнодушия. Так, высокий уровень эмоционального комфорта зафиксирован лишь у 5,4% респондентов, средний — у 73,2%, в то время как каждая пятая женщина из опрошенных (21,4%) отмечает у себя низкий уровень эмоционального благополучия, принятия себя и внешних условий жизни.

На следующем этапе исследования после реализации программы «Живительный глоток» был проведен сравнительный анализ результатов диагностики посредством «Методики диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» в двух группах испытуемых (экспериментальной и контрольной). Результаты проведенного сравнения приведены в табл. 1.

Табл. 1. Результаты сравнительного анализа
по «Методике диагностики психической активации, интереса,
эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» в исследуемых группах

Шкалы

Среднее значение по экспериментальной группе

Критерий Стъюдента
(Т-эмп)

Среднее значение по контрольной
группе

Критерий Стъюдента
(Т-эмп)

до

после

до

после

Психическая активация

13,1

5,5

10,8*

11,21

9,68

1,7

Интерес

11,3

6,8

6,2*

10,12

7,93

2,7

Эмоциональный тонус

9,8

4,1

7,4*

8,86

6,92

2,9

Напряжение

10,6

11,5

1,8

11,5

11,78

1,8

Комфортность

11,2

4

9,9*

10,29

9

2,8

* p<0,01.

Таким образом, согласно результатам сравнительного анализа данных, полученных в первом и втором замерах в обеих исследуемых группах, следует констатировать, что программа «Живительный глоток» является доказанно эффективной для психологической коррекции эмоционального состояния женщин, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Необходимо отметить, что в процессе участия женщин в данном специализированном комплексном мероприятии психоэмоциональное состояние респондентов претерпело позитивные изменения по следующим показателям: психическая активация, интерес, эмоциональный тонус и комфортность. Следовательно, предложенная коррекционная программа позволила повысить эмоциональное восприятие женщин как самих себя, так и внешних условий жизни, снизить тревогу и беспокойство за ребенка и свои действия во взаимодействии с ним, настроить матерей на принятие решения, расширить спектр интересов, снять внутреннее напряжение и ощутить себя в зоне комфорта.

В то же время, сравнительный анализ результатов исследования по показателю эмоционального напряжения не показал значимых различий, что обусловлено небольшим периодом времени, прошедшим между выполненными психодиагностическими замерами, и не до конца прошедшей адаптацией женщин к усвоению новых знаний, навыков и полученного опыта в процессе мероприятия.

Выводы

  1. Согласно результатам эмпирического исследования, было выявлено, что женщинам, воспитывающим детей с ОВЗ, свойственны: сниженный уровень психической активации и эмоционального тонуса, утрата активного интереса к себе и своей жизни, ощущение дискомфорта, а также повышенный уровень эмоционального напряжения и тревоги.
  2. Реализуемая в ходе исследования программа «Живительный глоток» является эффективной для коррекции эмоционального состояния матерей, имеющих детей-инвалидов. Данное мероприятие позволяет изменять эмоциональное восприятие женщин как самих себя, так и своей жизни, снизить беспокойство и тревогу за своего ребенка, ощутить собственную ценность, расширить спектр своих интересов и почувствовать себя в зоне комфорта.

Заключение

Воспитание ребенка с ОВЗ и его полноценная социализация является довольно сложным процессом по аспектам детско-родительских и семейных отношений. Во многом эффективность данного процесса обусловливается психологическим состоянием матери ребенка-инвалида. Именно от ее восприятия болезни ребенка, принятия сложившейся ситуации и адекватного взаимодействия с ним зависит качество жизни подопечного. Сложности, с которыми сталкиваются женщины, занимающиеся воспитанием ребенка с ОВЗ, обусловлены целым рядом стрессогенных обстоятельств: материальные затруднения, невозможность полноценно реализоваться в профессии, сужение круга социальных контактов, физическое и эмоциональное истощение, дисгармония и дисфункциональность семейной структуры.

Как показывают результаты проведенного эмпирического исследования, следствием указанных проблем являются искажения эмоциональной сферы женщин, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Им свойственны снижение эмоционального тонуса и активности, наличие постоянной тревоги и беспокойства, пессимистический настрой и узконаправленность собственных интересов и желаний.

Реализуемая в рамках описанного экспериментального исследования программа «Живительный глоток» оказывает эффективное коррекционное воздействие на психоэмоциональное состояние матерей, воспитывающих детей с инвалидностью. Следовательно, данную технологию можно рекомендовать к использованию как в рамках других психокоррекционных мероприятий, направленных на помощь женщинам с детьми с ОВЗ, так и самостоятельно на базе специализированных НКО, «родительских клубов», волонтерских организаций.

Литература

  1. Будаева М.Д. К вопросу о психологических особенностях родителей ребенка с отклонениями в развитии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2013. Том 2. № 1. С. 24–34.
  2. Власова Н.В. Психологические особенности развития компетенций психолога-консультанта в процессе обучения в вузе // Психология и юриспруденция в динамично изменяющемся мире: материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию профессора А.И. Папкина, Москва, 19 сентября 2012 года. М.: Российский университет дружбы народов, 2012. С. 42–48.
  3. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Берестнева О.Г. Психолого педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Том 7. № 2. doi:10.15862/18PVN215
  4. Гузева М.В., Бережная О.В. Модель формирования готовности родителей к активному участию в решении проблем образования и воспитания детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // Colloquium-Journal. 2019. № 20-3 (44). С. 41–42. doi:10.24411/2520-6990-2019-10645
  5. Дубровина Н.А., Набойченко Е.С. Оптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2018. Том 20. № 8. С. 129–147. doi:10.17853/1994-5639-2018-8-129-147
  6. Ефимова О.С. Исследования внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 196–208.
  7. Калинина С.В. Группа поддержки как метод психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. Том 2. № 74. С. 79–81.
  8. Крадинова Е.А., Назарова Е.В., Кулик Е.И. Эффективность применения психофизической тренировки у родителей, воспитывающих детей с заболеваниями нервной системы, на санаторно-курортном этапе // Вестник физиотерапии и курортологии. 2016. № 4. С. 61–64.
  9. Круглова Е.Е. Клубная работа в сопровождении семей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1. С. 47–50.
  10. Куимова Н.Н., Рашванд С.В. К проблеме развития детей с синдромом Дауна до трех лет в контексте личностной позиции родителей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67. С. 393–396.
  11. Одинцова М.А., Лубовский Д.В., Гусарова Е.С., Иванова П.А. Жизнестойкость, самоактивация и копинг-стратегии матерей в условиях инвалидности ребенка как вызова [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Том 31. № 1. С. 79–106. doi:10.17759/cpp.2023310104
  12. Орлова Е.А., Горскина И.Н. Особенности жизнестойкости и копинг-стратегий у женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере женщин, имеющих детей с ОВЗ) [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 1. С. 188–202. doi:10.18384/2224-0209-2022-1-1118
  13. Сбор и анализ обратной связи от благополучателей. Практики СО НКО. М.: АНО «Эволюция и филантропия», 2019. 78 с.
  14. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: ИНФРА-М, 2023. 281 с.
  15. Хайрудинова Р.И. Развитие личностных ресурсов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной адаптации ребенка в инклюзивной среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 11.
  16. Asa G.A., Fauk N.K., Ward P.R., Hawke K., Crutzen R., Mwanri L. Psychological, sociocultural and economic coping strategies of mothers or female caregivers of children with a disability in Belu district, Indonesia // PLoS One. 2021. Vol. 16(5). doi:10.1371/journal.pone.025127419
  17. Bi X.B., He H.Z., Lin H.Y., Fan X.Z. Influence of Social Support Network and Perceived Social Support on the Subjective Wellbeing of Mothers of Children with Autism Spectrum Disorder // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. doi:10.3389/fpsyg.2022.835110
  18. Mohammadi Z., Sadeghian E., Shamsaei F., Eskandari F. Correlation Between the Mental Health and Relationship Patterns of Mothers of Children with an Intellectual Disability // International Journal of Disability, Development and Education. 2021. doi:10.1080/1034912X.2021.1895083
  19. Stallman H.M., Beaudequin D., Hermens D.F., Eisenberg D. Modelling the relationship between healthy and unhealthy coping strategies to understand overwhelming distress: A Bayesian network approach // Journal of Affective Disorders Reports. 2021. Vol. 3. doi:10.1016/j.jadr.2020.100054

Информация об авторах

Власова Наталия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3452-1133, e-mail: l1025173@yandex.ru

Данилова Людмила Юрьевна, магистрант, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-8982, e-mail: koni-73@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 190
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 30
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2