Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью 2037Щербакова А.М. Шеманов А.Ю. АннотацияВ статье обсуждаются особенности развития личности человека с интеллектуальной недостаточностью. Утверждается необходимость уточнения критериев такого развития, в частности, сформированности самооценки у людей с умственной отсталостью. Обсуждаются условия и препятствия ее формирования при нарушенном развитии. Делается вывод, что в процессе анализа развития личности детей с умственной отсталостью необходимо учитывать их особые культурные и образовательные потребности, причем освоение такими детьми адекватных их потребностям форм культуры следует рассматривать как базу для последующего образования. Обсуждаются негативные последствия инклюзии детей с интеллектуальной недостаточностью без учета их особых культурных и образовательных потребностей. Ключевые слова: культурно-историческая психология, развитие личности, самооценка, умственная отсталость, интеграция, инклюзия, культурологический подход Рубрика: Клиническая и специальная психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
В отечественной психологии, следующей в русле концепции Л. С. Выготского, подчеркивается культурно-исторический характер личности. В частности, сам Л. С. Выготский писал: «Личность... не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения» [6, с. 315]. В наше же время Д. А. Леонтьев отмечает: «становление личностных механизмов овладения собственным поведением <…> преодолевает характерную для животных непосредственную детерминацию поведения внешними стимулами и актуальными потребностями, внося в нее новые, высшие закономерности, подчиняющие себе действие низших» [14, с.154]. Один из важнейших факторов развития личности ребенка – правильное формирование самооценки, являющейся аффективной оценкой представлений о себе, ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом, а также отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека (Л. И. Божович, М. И. Лисина, C. Куперсмит, У. Джеймс, Э. Эриксон, К. Роджерс). С этой способностью связываются оценочные функции самопознания, которые включают эмоционально-ценностное отношение личности к себе. При помощи самооценки индивид может оценить себя и свое поведение. В деятельности самооценивания когнитивный и эмоциональный компоненты функционируют в неразрывном единстве. Как отмечали Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. С. Неймарк, Е. И. Савонько, самооценка является свойством личности, обусловленным всей ее жизнедеятельностью; она носит общественный характер и складывается под воздействием социальных условий [4]. В качестве основных условий развития самооценки выступают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка [13]. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности личности [1]. Исходные ее формы являются непосредственным отражением оценок взрослых. По мере развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослых, начинается процесс опосредствования их собственным знанием себя. Подлинная самооценка появляется тогда, когда ребенок наполняет ее новым содержанием, вытекающим из результатов его собственной активности [2]. Развитие у ребенка способности оценивать себя психологи соотносят с такими феноменами, как самовыделение и принятие себя [21]; с возникновением этических инстанций, обусловливающих произвольность поведения [4]; с появлением представлений о своих возможностях [22]. В случае нарушений развития ребенка процесс становления его личности затруднен и своеобразен. Наибольшие трудности в этом случае вызывает изучение личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, рассматриваемой как широкое понятие, охватывающее ряд явлений: задержку психического развития, умственную отсталость, приобретенное слабоумие. Литература
Статьи по теме
Клиническая психология, Специальная психология | Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. Клиническая психология, Специальная психология | Запесоцкая И.В., Чуйкова Ж.В. Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова Е.В. Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами Посохова С.Т., Изотова М.Х. Музыкальное воздействие в практике коррекционной психологии: эмоциональный аспект Юридическая психология | Душкин А.С., Гончарова Н.А., Коноплева И.Н., Костина Л.Н., Ковальчук И.А. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|