Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9229Новости 1819Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Требования к рефлексивно-аналитической компетентности учителя начальных классов с позиций ФГОС * 1056Репина О.К. АннотацияАктуальность работы связана с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предъявлением иных требований к профессионализму учителя. В статье дано представление авторской группы о структуре профессиональных компетенций учителя начальных классов с точки зрения нового стандарта. Более подробно описано содержание рефлексивно-аналитической компетенции как одной из важнейших. Компетенции определены как умения, формирующиеся в ходе профессиональной деятельности, что предполагает отказ от обсуждения задатков и предпосылок к педагогической деятельности. На основе результатов пилотажного исследования показано, в какой последовательности видят педагоги появление отдельных составляющих рефлексивно-аналитической компетенции в ходе своей профессиональной деятельности. Результаты исследования позволяют дать рекомендации для изменения практики подготовки будущих учителей и условий совершенствования профессионального мастерства учителя. Продемонстрирован образец экспертного листа как вариант внешних требований и способа оценки рефлексивно-аналитической компетенции учителя. Ключевые слова: аттестация, компетенции, образовательные стандарты, структура профессиональных компетенций учителя, рефлексивно-аналитические компетенции, экспертиза в образовании Рубрика: Тематические сообщения Тип: научная статья * Исследование выполнено в рамках федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы», госконтракт № П612 от 07.08.2009. Фрагмент статьи
<...> В нашей работе в структуре профессиональной компетенции учителя выделено девять компетенций: методическая, организационная, социальная, коммуникативная, информационная, рефлексивноаналитическая, правовая, результативность, профессиональные знания. В этой работе внимание уделено только рефлексивно-аналитической компетенции ввиду ее особой важности и специфичности. Рефлексия является важнейшей характеристикой теоретического мышления, формируемого у школьников. Но для того чтобы рефлексивные способности были сформированы у детей, сам учитель должен обладать хотя бы основами рефлексивного анализа. Под рефлексивно-аналитической компетенцией мы понимаем умение педагога осуществлять аналитическое (логически обоснованное) осмысление своей педагогической деятельности и принимать решения по ее оптимизации. Для формирования нового педагогического профессионализма учителя должны быть заданы развернутые требования к его профессиональной деятельности, в частности к рефлексивно-аналитическим умениям. На основании анализа нормативных документов нами было определено следующее содержание этой компетенции учителя.
<...> Литература
Статьи по теме
Ослон В.Н., Зинченко Е.А. Психология личности, Психология образования | Акулова Е.Г. Инновационные модели, Организационная психология | Баранников К.А., Реморенко И.М. Как создаются результаты: методические подходы к проектированию образовательных результатов Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|