Введение
В настоящее время перед педагогическим сообществом ставятся новые задачи в обучении школьников — освоение современных технологий и практик будущего, подготовка к которым начинается с формирования навыков будущего, таких как технологические компетенции, умение работать в команде, эффективная коммуникация, умение анализировать и видеть ресурсы для проектирования своего образовательного маршрута и профессионального будущего и другие [Дубровина, 2013; Игнатьева, 2020; Слободчиков, 2004]. Для этого необходимо строить образовательный процесс, используя современные формы, методы и практики формирования и усиления мотивации детей и подростков к обучению, деловой и социальной активности [Алексеев, 2002; Алексеев, 2003; Забродин, 2016; Митина, 2023; Чернявская, 2021].
Проект «Современная школа» позволяет внедрять новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение учащимися базовых навыков и умений, повышая мотивацию к учению и вовлеченность в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» — в рамках центров цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».
Используя возможности и ресурсы Центра гуманитарного и цифрового образования, проекта «Наставничество», создан образовательный проект школы МОБУ с. Абзаково «Выбираем будущее».
Модель деятельности школы
Модель деятельности строится из блоков, пересекающихся между собой через межпредметные связи, коммуникации с профессиональным образованием, с движением «Молодые профессионалы» и проектом «Наставничество» — усиливая и расширяя возможности образовательных программ компетенций матрицы [Слободчиков, 2004; Чернявская, 2021]. Обучающийся имеет возможность в течение каждой четверти выбрать и познакомиться с тремя компетенциями, что позволяет к 9–11-му классу принять осознанное решение по выбору будущей профессии и спроектировать образовательный маршрут своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, одним из современных механизмов образовательного процесса в школе становится, по нашему мнению, реализация активизирующей профессиональной ориентации учащихся (рис. 1). Пространство школы организуется с привлечением — на основе сетевого взаимодействия — всех заинтересованных структур: общее образование, дополнительное образование, профессиональное образование, общественные организации, промышленные предприятия и бизнес-структуры. При проектировании такого пространства за основу берутся проблемы села, района, республики.
Рис. 1. Схема активизирующей профориентации
Описание проекта
Цель проекта: организация образовательного пространства школы, способствующего самореализации и личностному росту учащихся на каждой ступени образования — через сетевое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
- стабильность роста успеваемости и качества знаний учащихся, увеличение числа победителей олимпиад, призеров конкурсов, успешное поступление в вузы, в СПО;
- формирование у обучающихся способностей к профессиональному самоопределению, целеполаганию, анализу ситуации на рынке труда, своих личных возможностей и ресурсов;
- освоение технологий профессионального выбора, навыков проектирования своего профессионального будущего и построения образовательного маршрута обучающимися;
- организация сетевого взаимодействия с системой профессионального образования, бизнес-структурами, общественными организациями;
- организация образовательного процесса через усиление межпредметных связей и интеграцию общего и дополнительного образования.
В образовательном пространстве школы создается матрица современных компетенций (см. таблицу), которая позволяет школьникам попробовать себя в разных видах деятельности. Обучающиеся, двигаясь по матрице компетенций, имеют возможность познакомиться с различными компетенциями, попробовать себя в деятельности, близкой к реальной, и отработать технологии выбора будущей профессиональной деятельности [Алексеев, 2003; Аминов, 2021; Зимняя, 2004; Осадчева, 2023; Психология труда: Учебник, 2003]. Данная работа матрицы строится за счет часов внеурочной деятельности, дополнительного образования, обновления содержания и совершенствования методов обучения предметных областей «Технология», «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках центров цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».
Обучающиеся проходят практико-ориентированные проектные сессии с элементами организационно-деятельностных игр: совместно со школой, работодателями, организациями профессионального образования проектируется игровая среда для знакомства с разными профессиями, обучающимся предоставляется возможность понять, проанализировать и отрефлексировать ситуации, свои возможности и ресурсы [Алексеев, 2002; Павлов, 2000; Щедровицкий, 2005]. Для таких мероприятий разрабатываются кейсы с практическими задачами из жизни села, производства и района. Обучающиеся имеют возможность в рамках сессии получить опыт проектирования своего профессионального и образовательного маршрута, что формирует социально активный, социально значимый тип личности, готовый к осознанному выбору будущей профессии [Алексеев, 2003; Аминов, 2021; Гарднер, 2007; Дубровина, 2013; Осадчева, 2023; Психология труда: Учебник, 2003].
Табл. Матрица современных компетенций школы МОБУ с. Абзаково Белорецкого района
|
Программы |
Сроки выполнения программы |
Предполагаемое участие в конкурсах по теме образовательной программы |
Форма проведения образовательных программ |
Проекты в рамках заявленных программ (руководитель проекта) |
|
|
Направление «Инженерная школа» |
|||||
|
«Электромонтаж» |
1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих |
Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, все российские |
Очная |
Организация наставничества в рамках «учитель — ученик», «ученик — ученик участник конкурса «Молодые профессионалы», категория «юниоры». Подготовка к конкурсу |
|
|
«Основы инженерной грамотности. Станок ЧПУ» |
1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих |
Очная |
Организация наставничества в рамках «учитель — ученик», «ученик — ученик участник конкурса «Молодые профессионалы», категория «юниоры», «мастер — ученик» на базе предприятия «Потенциал — недра» |
||
|
«Робототехника» |
1 год |
Очная |
Организация наставничества в рамках «старшие школьники учат младших» по программе «Робототехника малышам» |
||
|
«3D-моделирование и печать» |
1 год |
Очная |
|||
|
«Физика для чайников» |
1 год |
Очная |
Организация наставничества «старшие школьники учат младших» |
||
|
«Видеопроизводство и управление дронами» |
1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих |
Очно-дистанционная |
Организация наставничества в рамках «профессионал — школьник», участие в профессиональных конкурсах |
||
|
Направление «IT и VR-технологии» |
|||||
|
«Основы VR-технологий. Практика применения в образовании» |
1 год |
Участие в хакатонах по VR-технологиям и образовательных сессиях по направлениям VR |
Очная |
||
|
«“Кибер-Книга”, основы программирования приложений» |
1 год |
Участие в хакатонах по VR-технологиям и образовательных сессиях |
Очная |
||
|
«Студия мультипликации и видеороликов» |
1 год |
Участие в конкурсах межрегиональных, республиканских и всероссийских |
|||
|
«Мультимедийная журналистка» |
1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих |
Участие в конкурсах межрегиональных, республиканских и всероссийских |
Очно-дистанционная |
Организация наставничества в рамках «профессионал — школьник» в рамках выпуска газеты «Будь в тренде» |
|
|
Профессиональные компетенции |
|||||
|
Технологии моды |
1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих |
Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, всероссийские |
Очная |
||
|
Пчеловодство |
1 год |
Очная |
|||
|
Логистика — сопровождение грузов |
6 месяцев |
Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, всероссийские |
Очно-дистанционная |
Муниципальный чемпионат по логистики |
|
|
Рекрутинг |
6 месяцев |
Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные |
Очная |
Муниципальный чемпионат по рекрутингу |
|
|
Предпринимательство |
1 год |
Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, всероссийские |
Очная |
Организация наставничества в рамках «профессионал — школьник» при подготовке к чемпионату |
|
|
Направления проектов школы |
|||||
|
Школьный музей |
В течение года |
Конкурсы муниципального, регионального уровней |
Очная |
Интерактивный школьный музей. Работа школьного музея как творческой лаборатории |
|
|
Инженерная экология |
В течение года |
Конкурсы по экологии муниципальные, региональные и всероссийские по возможности |
Очная |
Организация наставничества в рамках направления «профессионал — школьники» на базе лесничества и предприятия «Потенциал — недра» |
|
|
Пресс-центр: газета «Будь в тренде» |
В течение года |
Конкурсы региональные, республиканские, всероссийские |
Очно-дистанционная |
Выпуск газеты один раз в месяц |
|
|
Школьное «ТВ — Абзаково24» |
В течение года |
Конкурсы межрегиональные, республиканские, всероссийские |
Очно-дистанционная |
Выпуск еженедельных теленовостей о жизни школы, села, района |
|
|
Физкультурно-оздоровительное направление |
|||||
|
Секция «Биатлон» |
Очная |
||||
|
Секция «Куреш» |
Очная |
||||
|
Секция «Сноуборд» |
Очная |
||||
|
Программа «Физкультура и фитнес» |
Очная |
||||
|
Проектные сессии |
|||||
|
Тема сессии |
Срок |
Эксперты / модераторы |
Дополнительные ресурсы |
Практические результаты сессии |
|
|
Выбираем будущее. Компетенция «Инженерная экология» |
1–5 сентября 2020 |
МГТУ им. И.Г. Носова, БГУ г. Уфа / педагоги школы, волонтеры |
Сетевое взаимодействие с ООО «Потенциал — Недра»; ООО «Уральский пружинный завод» |
Определение интересов и выбор спецкурсов в рамках дополнительного образования учащимися школы |
|
|
Карта будущего. Село Абзаково |
9–11 ноября 2020 |
Администрация села Абзаково, Дом культуры, амбулатория, предприниматели, родители / педагоги, волонтеры |
Администрация села Абзаково, предприниматели, родительская общественность |
Знакомство с социально-экономическим планом развития Белорецкого района и проектирование развития села Абзаково с учетом личных интересов учащихся и жителей села |
|
|
Предпринимательская активность: идея, проект, бизнес-план |
11–13 января 2021 |
МГТУ им. И.Г. Носова, предприниматели Белорецкого района / педагоги школы, волонтеры |
Сетевое взаимодействие с участниками федерального проекта «Точка роста» Белорецкого района, предприниматели района |
Проявление личных и командных предпринимательских идей школьников |
|
|
Образовательный марафон «Школа — будущая профессия» |
19–20 февраля 2021 |
Педагоги-предметники школы, студенты МГТУ им. Г.И. Носова / педагоги школы, волонтеры |
Сетевое взаимодействие с МГТУ им. Г.И. Носова |
Проектирование образовательных маршрутов учащихся 7, 8, 10 классов |
|
|
Выбираем будущее. Цифровое село. |
5–7 апреля 2021 |
Педагоги-предметники школы, студенты БГПУ им. М. Акмуллы, студенты БГУ (Филиал в Стерлитамаке) / педагоги школы, волонтеры |
Сетевое взаимодействие с ООО «Потенциал — Недра», предприниматели, БГПУ им. М. Акмуллы, БГУ (Филиал Стерлитамак), Администрация села Абзаково |
Проектирование программы «Село Абзаково — цифровое село» учащимися школы |
|
Профориентационная работа с обучающимися строится посредством вовлечения их в пространство проектирования, через включение в профессиональную деятельность — знакомство с современными компетенциями и участие в проектных сессиях [Алексеев, 2003; Зимняя, 2004; Митина, 2023; Павлов, 2000]. Основная цель профориентационной работы с обучающимися — освоение позиции проектировщика, активно открывающего и строящего собственную профессиональную и образовательную траекторию. При этом полигоном такой работы определяется окружающая среда (школа, село, район, регион) и вызовы сегодняшнего дня. Формы работы с обучающимися: проектные сессии, квесты, работа с кейсами, разработка проектов и их защита, встречи с представителями разных профессий.
В рамках внеурочной деятельности по выбранным проектным направлениям совместно со школой, организациями профессионального образования и представителями производств в рамках сетевого взаимодействия проектируется образовательное пространство — проектные сессии — специально организованное пространство, в котором разворачивается образовательное событие, направленное на саморазвитие учащегося в совместной с другими участниками образовательного процесса деятельности через пробы и рефлексию [Алексеев, 2002; Аминов, 2021; Игнатьева, 2020; Осадчева, 2023; Слободчиков, 2004; Чернявская, 2021]. Для таких мероприятий также разрабатываются кейсы с практическими задачами из жизни сельской местности, реального производства. На площадках разворачиваются мастер-классы по профессиям современного рынка труда, проходят встречи с производственниками и командное решение кейсов, ставятся реальные проблемы из жизни школы, района и производственной сферы предприятий. Образовательные сессии задают условия для генерации идей будущих проектов, которые представляются на внутришкольный конкурс «Лучший школьный проект». Лучшие проекты реализуются в образовательном пространстве школы. Конкурс способствует формированию у обучающихся навыков самоанализа своих интересов, способностей, навыков как ресурсов своего личного развития.
На стадии разработки находятся последующие этапы работы обучающихся с матрицей компетенций — стажировочные площадки. На данный момент с социальными партнерами обсуждается возможность организации стажировочных площадок по компетенциям «Электромонтаж», «Инженерное проектирование».