Модель организации образовательного пространства школы как точки роста развития села

0

Аннотация

Основной идеей проекта является конструирование образовательного пространства школы как полигона, где отражены тенденции муниципальной и региональной среды сегодняшнего дня, что дает возможность обучающимся приобретать «жесткие» и «мягкие» компетенции. При данной модели образовательного пространства основной целью для учащихся является освоение позиции проектировщика, активно открывающего и строящего собственную профессиональную образовательную траекторию, что способствует повышению интереса и мотивации к обучению, выступает активизирующей профессиональной ориентацией. Реализация активизирующей профессиональной ориентации становится одним из факторов мотивации обучающихся к построению своего личного образовательного маршрута. Профориентация понимается не как узкоспециализированная область психологического знания или образования, а как средство социализации молодежи, формирует способности к профессиональному самоопределению и целеполаганию — опираясь на анализ рынка труда. Учащиеся приобретают навыки проектного мышления и способность строить жизненные планы с учетом своих возможностей и задач, стоящих перед регионом и страной.

Общая информация

Ключевые слова: профориентация, проектирование, образовательный маршрут, мотивация, компетенции

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210420

Благодарности. автор благодарит за помощь в реализации модели образовательного пространства школы Ю.В. Москалеву.

Получена: 07.09.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Юмагужина Г.Р. Модель организации образовательного пространства школы как точки роста развития села [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 241–251. DOI: 10.17759/bppe.2024210420

Полный текст

Введение

В настоящее время перед педагогическим сообществом ставятся новые задачи в обучении школьников — освоение современных технологий и практик будущего, подготовка к которым начинается с формирования навыков будущего, таких как технологические компетенции, умение работать в команде, эффективная коммуникация, умение анализировать и видеть ресурсы для проектирования своего образовательного маршрута и профессионального будущего и другие [5; 8; 13]. Для этого необходимо строить образовательный процесс, используя современные формы, методы и практики формирования и усиления мотивации детей и подростков к обучению, деловой и социальной активности [1; 2; 6; 9; 14].

Проект «Современная школа» позволяет внедрять новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение учащимися базовых навыков и умений, повышая мотивацию к учению и вовлеченность в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» — в рамках центров цифрового и гуманитарного образования «Точка роста». 

Используя возможности и ресурсы Центра гуманитарного и цифрового образования, проекта «Наставничество», создан образовательный проект школы МОБУ с. Абзаково «Выбираем будущее».

Модель деятельности школы

Модель деятельности строится из блоков, пересекающихся между собой через межпредметные связи, коммуникации с профессиональным образованием, с движением «Молодые профессионалы» и проектом «Наставничество» — усиливая и расширяя возможности образовательных программ компетенций матрицы [13; 14]. Обучающийся имеет возможность в течение каждой четверти выбрать и познакомиться с тремя компетенциями, что позволяет к 9–11-му классу принять осознанное решение по выбору будущей профессии и спроектировать образовательный маршрут своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, одним из современных механизмов образовательного процесса в школе становится, по нашему мнению, реализация активизирующей профессиональной ориентации учащихся (рис. 1). Пространство школы организуется с привлечением — на основе сетевого взаимодействия — всех заинтересованных структур: общее образование, дополнительное образование, профессиональное образование, общественные организации, промышленные предприятия и бизнес-структуры. При проектировании такого пространства за основу берутся проблемы села, района, республики.

Рис. 1. Схема активизирующей профориентации

Описание проекта

Цель проекта: организация образовательного пространства школы, способствующего самореализации и личностному росту учащихся на каждой ступени образования — через сетевое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

  • стабильность роста успеваемости и качества знаний учащихся, увеличение числа победителей олимпиад, призеров конкурсов, успешное поступление в вузы, в СПО;
  • формирование у обучающихся способностей к профессиональному самоопределению, целеполаганию, анализу ситуации на рынке труда, своих личных возможностей и ресурсов;
  • освоение технологий профессионального выбора, навыков проектирования своего профессионального будущего и построения образовательного маршрута обучающимися;
  • организация сетевого взаимодействия с системой профессионального образования, бизнес-структурами, общественными организациями;
  • организация образовательного процесса через усиление межпредметных связей и интеграцию общего и дополнительного образования.

В образовательном пространстве школы создается матрица современных компетенций (см. таблицу), которая позволяет школьникам попробовать себя в разных видах деятельности. Обучающиеся, двигаясь по матрице компетенций, имеют возможность познакомиться с различными компетенциями, попробовать себя в деятельности, близкой к реальной, и отработать технологии выбора будущей профессиональной деятельности [2; 3; 7; 10; 12]. Данная работа матрицы строится за счет часов внеурочной деятельности, дополнительного образования, обновления содержания и совершенствования методов обучения предметных областей «Технология», «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках центров цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».

Обучающиеся проходят практико-ориентированные проектные сессии с элементами организационно-деятельностных игр: совместно со школой, работодателями, организациями профессионального образования проектируется игровая среда для знакомства с разными профессиями, обучающимся предоставляется возможность понять, проанализировать и отрефлексировать ситуации, свои возможности и ресурсы [1; 11; 15]. Для таких мероприятий разрабатываются кейсы с практическими задачами из жизни села, производства и района. Обучающиеся имеют возможность в рамках сессии получить опыт проектирования своего профессионального и образовательного маршрута, что формирует социально активный, социально значимый тип личности, готовый к осознанному выбору будущей профессии [2; 3; 4; 5; 10; 12].

Табл. Матрица современных компетенций школы МОБУ с. Абзаково Белорецкого района

Программы

Сроки выполнения программы

Предполагаемое участие в конкурсах по теме образовательной программы

Форма проведения образовательных программ

Проекты в рамках заявленных программ (руководитель проекта)

Направление «Инженерная школа»

«Электромонтаж»

1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих

Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, все российские

Очная

Организация наставничества в рамках «учитель — ученик», «ученик — ученик участник конкурса «Молодые профессионалы», категория «юниоры». Подготовка к конкурсу

«Основы инженерной грамотности. Станок ЧПУ»

1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих

 

Очная

Организация наставничества в рамках «учитель — ученик», «ученик — ученик участник конкурса «Молодые профессионалы», категория «юниоры», «мастер — ученик» на базе предприятия «Потенциал — недра»

«Робототехника»

1 год

 

Очная

Организация наставничества в рамках «старшие школьники учат младших» по программе «Робототехника малышам»

«3D-моделирование и печать»

1 год

 

Очная

 

«Физика для чайников»

1 год

 

Очная

Организация наставничества «старшие школьники учат младших»

«Видеопроизводство и управление дронами»

1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих

 

Очно-дистанционная

Организация наставничества в рамках «профессионал — школьник», участие в профессиональных конкурсах

Направление «IT и VR-технологии»

«Основы VR-технологий. Практика применения в образовании»

1 год

Участие в хакатонах по VR-технологиям и образовательных сессиях по направлениям VR

Очная

 

«“Кибер-Книга”, основы программирования приложений»

1 год

Участие в хакатонах по VR-технологиям и образовательных сессиях

Очная

 

«Студия мультипликации и видеороликов»

1 год

Участие в конкурсах межрегиональных, республиканских и всероссийских

   

«Мультимедийная журналистка»

1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих

Участие в конкурсах межрегиональных, республиканских и всероссийских

Очно-дистанционная

Организация наставничества в рамках «профессионал — школьник» в рамках выпуска газеты «Будь в тренде»

Профессиональные компетенции

Технологии моды

1 год для участников чемпионатов; 6 месяцев для всех желающих

Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, всероссийские 

Очная

 

Пчеловодство

1 год

 

Очная

 

Логистика — сопровождение грузов

6 месяцев

Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, всероссийские

Очно-дистанционная

Муниципальный чемпионат по логистики

Рекрутинг

6 месяцев 

Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные

Очная

Муниципальный чемпионат по рекрутингу

Предпринимательство

1 год

Чемпионат «Молодые профессионалы», категория «юниоры» — отборочные, региональные, всероссийские

Очная

Организация наставничества в рамках «профессионал — школьник» при подготовке к чемпионату

Направления проектов школы

Школьный музей

В течение года

Конкурсы муниципального, регионального уровней

Очная

Интерактивный школьный музей. Работа школьного музея как творческой лаборатории

Инженерная экология

В течение года

Конкурсы по экологии муниципальные, региональные и всероссийские по возможности

Очная

Организация наставничества в рамках направления «профессионал — школьники» на базе лесничества и предприятия «Потенциал — недра»

Пресс-центр: газета «Будь в тренде»

В течение года

Конкурсы региональные, республиканские, всероссийские

Очно-дистанционная 

Выпуск газеты один раз в месяц

Школьное «ТВ — Абзаково24»

В течение года

Конкурсы межрегиональные, республиканские, всероссийские

Очно-дистанционная 

Выпуск еженедельных теленовостей о жизни школы, села, района

Физкультурно-оздоровительное направление

Секция «Биатлон»

   

Очная

 

Секция «Куреш»

   

Очная 

 

Секция «Сноуборд»

   

Очная

 

Программа «Физкультура и фитнес»

   

Очная

 

Проектные сессии

Тема сессии

Срок

Эксперты / модераторы

Дополнительные ресурсы

Практические результаты сессии

Выбираем будущее. Компетенция «Инженерная экология»

1–5 сентября 2020

МГТУ им. И.Г. Носова, БГУ г. Уфа / педагоги школы, волонтеры

Сетевое взаимодействие с ООО «Потенциал — Недра»; ООО «Уральский пружинный завод»

Определение интересов и выбор спецкурсов в рамках дополнительного образования учащимися школы

Карта будущего. Село Абзаково

9–11 ноября 2020

Администрация села Абзаково, Дом культуры, амбулатория, предприниматели, родители / педагоги, волонтеры

Администрация села Абзаково, предприниматели, родительская общественность

Знакомство с социально-экономическим планом развития Белорецкого района и проектирование развития села Абзаково с учетом личных интересов учащихся и жителей села

Предпринимательская активность: идея, проект, бизнес-план

11–13 января 2021

МГТУ им. И.Г. Носова, предприниматели Белорецкого района / педагоги школы, волонтеры

Сетевое взаимодействие с участниками федерального проекта «Точка роста» Белорецкого района, предприниматели района

Проявление личных и командных предпринимательских идей школьников

Образовательный марафон «Школа — будущая профессия» 

19–20 февраля 2021

Педагоги-предметники школы, студенты МГТУ им. Г.И. Носова / педагоги школы, волонтеры

Сетевое взаимодействие с МГТУ им. Г.И. Носова

Проектирование образовательных маршрутов учащихся 7, 8, 10 классов

Выбираем будущее. Цифровое село.

5–7 апреля 2021

Педагоги-предметники школы, студенты БГПУ им. М. Акмуллы, студенты БГУ (Филиал в Стерлитамаке) / педагоги школы, волонтеры

Сетевое взаимодействие с ООО «Потенциал — Недра», предприниматели, БГПУ им. М. Акмуллы, БГУ (Филиал Стерлитамак), Администрация села Абзаково

Проектирование программы «Село Абзаково — цифровое село» учащимися школы

Профориентационная работа с обучающимися строится посредством вовлечения их в пространство проектирования, через включение в профессиональную деятельность — знакомство с современными компетенциями и участие в проектных сессиях [2; 7; 9; 11]. Основная цель профориентационной работы с обучающимися — освоение позиции проектировщика, активно открывающего и строящего собственную профессиональную и образовательную траекторию. При этом полигоном такой работы определяется окружающая среда (школа, село, район, регион) и вызовы сегодняшнего дня. Формы работы с обучающимися: проектные сессии, квесты, работа с кейсами, разработка проектов и их защита, встречи с представителями разных профессий.

В рамках внеурочной деятельности по выбранным проектным направлениям совместно со школой, организациями профессионального образования и представителями производств в рамках сетевого взаимодействия проектируется образовательное пространство — проектные сессии — специально организованное пространство, в котором разворачивается образовательное событие, направленное на саморазвитие учащегося в совместной с другими участниками образовательного процесса деятельности через пробы и рефлексию [1; 3; 8; 10; 13; 14]. Для таких мероприятий также разрабатываются кейсы с практическими задачами из жизни сельской местности, реального производства. На площадках разворачиваются мастер-классы по профессиям современного рынка труда, проходят встречи с производственниками и командное решение кейсов, ставятся реальные проблемы из жизни школы, района и производственной сферы предприятий. Образовательные сессии задают условия для генерации идей будущих проектов, которые представляются на внутришкольный конкурс «Лучший школьный проект». Лучшие проекты реализуются в образовательном пространстве школы. Конкурс способствует формированию у обучающихся навыков самоанализа своих интересов, способностей, навыков как ресурсов своего личного развития.

На стадии разработки находятся последующие этапы работы обучающихся с матрицей компетенций — стажировочные площадки. На данный момент с социальными партнерами обсуждается возможность организации стажировочных площадок по компетенциям «Электромонтаж», «Инженерное проектирование».

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2002. 41 с.
  2. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / Под ред. И.Н. Семёнова, Т.Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО, 2003. С. 50–64
  3. Аминов Н.А., Осадчева И.И. Единая концепция психического развития человека как научная основа эффективности школьного обучения [Электронный ресурс] // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, 2021. С. 108–111. doi:10.24412/cl-36422-2021-1-108-111
  4. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: ИД Вильямс, 2007. 512 с.
  5. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Том 5. № 3. С. 254–263. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n3/62528 (дата обращения: 30.05.2024)
  6. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 3. С. 1–15. doi:10.17759/psyedu.2016080301
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Московский исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
  8. Игнатьева О.Н., Юмагужина Г.Р. Проблемы формирования социальной ответственности у современной молодежи [Электронный ресурс] // Евразийский юридический журнал. 2020. № 10 (149). С. 462–464. doi:10.46320/2073-4506-2020-10-149-462-464
  9. Митина Л.М., Осадчева И.И., Митин Г.В. Педагог в фокусе диалога наук и образовательных практик [Электронный ресурс] // Вестник Государственного университета просвещения Серия: Психологические науки. 2023. № 4. С. 7–24. doi:10.18384/2949-5105-2023-4-7-24
  10. Осадчева И.И. Педагогические способности учащихся профильных классов как важный компонент становления будущего педагога [Электронный ресурс] // Мир психологии. 2023. № 2. С. 67–76. doi:10.51944/20738528_2023_2_67
  11. Павлов И.С. Принципы конструирования предмета и средств деятельности школьного психолога. М.: Центр профессионального образования и маркетинга молодежного рынка труда (ЦПОиММРТ), 2000. 48 с.
  12. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.В. Карпова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
  13. Слободчиков В.И., Павлов И.С., Швецов В.В., Парамонов А.И., Скворчевский К.А. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды. М.: Колледж предпринимательства, 2004. 183 с. 
  14. Чернявская В.С. Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития // Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека: Коллективная монография / Под ред. В.С. Чернявской. Владивосток: ВГУЭС, 2021. С. 8–18.
  15. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов / Из архива Г.П. Щедровицкого. Том 9. М.: Наследие ММК, 2005. 320 с.

Информация об авторах

Юмагужина Гульшат Равилевна, аспирант, Самарский филиал «Московский городской педагогический университет» (СФ ГАОУ ВО МГПУ), директор, Белорецкий педагогический колледж (ГБПОУ БПК), Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-4822-9595, e-mail: yumaguzhina.gulshat@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0