Развитие адаптационного потенциала личности студента как фактор оптимизации образовательного пространства вуза

1965

Аннотация

В статье рассмотрены сущность и содержание понятий «адаптация», «адаптивность», на основании которых сформулированы подходы к формированию данного качества у студентов педагогических вузов. Раскрыты понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство»; проанализирована сущностная характеристика понятия «воспитательно-образовательное пространство» как средства повышения качества профессионального образования.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, адаптивность, образовательная среда, воспитательно-образовательное пространство, адаптивная образовательная система

Рубрика издания: Педагогическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Михайлова Ю.Н. Развитие адаптационного потенциала личности студента как фактор оптимизации образовательного пространства вуза // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 5. С. 19–25.

Полный текст

 

Известно, что современная концепция модернизации высшего образования ориентируется на потребность общества и государства в высоком качестве подготовки специалиста, адаптированного к будущей профессиональной деятельности. В рамках государственного социального заказа важное значение имеет формирование у студентов потребности и заинтересованности в профессиональном становлении, а также осуществление высокого профессионального уровня подготовки будущих социальных педагогов к общественно и лич­ностно значимой профессиональной деятельности. Условием качественной подготовки специалистов является формирование адаптивных качеств личности, которые необходимы как в учебной, так и в профессиональной деятельности. Следовательно, высокий уровень профессиональной готовности характеризуется уровнем адаптиро- ванности и степенью сформированности качества адаптивности.

Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности обсуждаются в трудах отечественных и зарубежных ученых, представителей различных отраслей науки: педагогики, социологии, психологии, философии, экономики и др. Термин «адаптация» впервые был введен Г. Аубертом и получил широкое распространение как в естественных, технических, так и общественных науках. Он происходит от позднелатинского «adaptatio» - прилаживание, приспособление. В науке данный термин трактуется неоднозначно, в зависимости от акцента на определенную сторону процесса. В самом общем виде адаптация - это процесс приспособления строения и функций организма, особей, популяций, видов и их органов к условиям среды. В общей психологии А. В. Петровский и Р.С. Немов практически одинаково определяют понятие адаптации, рассматривая его как специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов под влиянием действий раздражителя [Петровский, 2000]. В педагогике процесс адаптации рассматривается как приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентаций индивида.

С точки же зрения социальной педагогики адаптация - это:

продукт взаимодействия человека с окружающей социальной средой, результат предметной деятельности, преобразующий и внешнюю среду, и самого носителя субъекта деятельности - человека;

процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды;

интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений;

один из механизмов социализации, который способствует активному включению личности в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций.

Таким образом, социально-педагогическая адаптация - это способность личности активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее возможности для собственного развития.

На этапе обучения в вузе процесс социально-педагогической адаптации зависит от сознательного выбора педагогической профессии в соответствии со склонностями и способностями, от усилий направленности профессионально-педагогического образовательного процесса в вузе.

Личность студента во время обучения в вузе формируется во всех отношениях: социально-психологическом, нравственном, интеллектуальном, физическом, профессиональном, социальном. Процесс социально-педагогической адаптации студентов охватывает все ступени обучения: от первого до пятого курса. Он определяется особенностями студенческого возраста, профессиональным становлением и формированием системы ценностей студента, особенностями приспособления к иной системе обучения, способностью безболезненно вписываться в контекст современных общественных и профессиональных педагогических процессов.

В категориально-терминологическом аппарате науки помимо «адаптации» используются производные общеупотребительные термины:

•   адаптивность (приспособляемость) - способность живых существ к приспособлению, свойство, качество;

•   адаптированность (приспособленность) - уровень приспособленности живых организмов к среде обитания, уровень сформированности качества адаптивности.

Понятие «адаптивность» на сегодняшний день трактуется как педагогами, так и психологами довольно широко. Так, в психологии оно выражается в согласовании целей и результатов. С точки зрения психофизиологии - это способность человека осуществлять адаптационные перестройки, приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности; выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней среды.

В педагогической литературе термином «адаптивность» обозначается способность преподавателя и образовательного учреждения в целом приспосабливать свою деятельность к особенностям обучающихся. Некоторые исследователи определяют данное понятие как средство достижения поставленных целей, как качественную характеристику системы и как свойство, присущее образовательному учреждению.

А. А. Налчаджян в своих исследованиях считает, что в одних и тех же ситуациях люди адаптируются по-разному в зависимости от способности к адаптации, т. е. адаптивности, а по уровню обладания этой способности имеются большие индивидуальные различия [Налчаджян, 1988].

Категория «адаптивность» позволяет рассматривать целостный спектр социальной активности личности с позиции не только ее наличного бытия, но и условий формирования, а также социальных перспектив развития. Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, адаптивность концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

отражающее прошлое: адаптационный потенциал представляет собой устойчивую совокупность наличных свойств, накопленных личностью в процессе ее становления и обусловливающих способность личности к оптимальному социальному функционированию и развитию;

репрезентирующее настоящее: адаптационный потенциал определяет характер актуализации наличных способностей, их практическое использование в практике социального функционирования и определяет уровень реализованных возможностей человека;

ориентированные на будущее: в процессе актуализации адаптационных потенциалов не только реализуются имеющиеся возможности личности, переходя из потенциальных в актуальные, но и развиваются новые.

Исходя из этих характеристик, можно сделать вывод, что адаптивность всегда обеспечивается активностью личности. Следовательно, адаптивность личности всегда индивидуальна, она находит свое отражение в достигнутом результате деятельности и зависит от адаптивных способностей личности и ее адаптационного потенциала.

Адаптационный потенциал - это степень активности субъектов в отношении возможных видов адаптаций, совокупность свойств, присущих индивиду в скрытом виде, которые он активизирует в процессе адаптации. В структуру данного качества могут входить:

• ценностно-нормативная структура личности и ее социально-психологические характеристики;

•   социальный статус субъекта (доход, образование, профессия, материальное положение);

•   жилищный статус, включенность в определенное социальное пространство;

•   демографический статус (здоровье, семейное положение, брачный статус, миграционная биография);

•   этнический статус.

Адаптационный потенциал позволяет индивидам более полно реализовать себя и взаимодействовать в существующей социальной среде.

В работах отечественных авторов существует несколько подходов к пониманию личностного адаптационного потенциала.

Как считает Н.Л. Коновалова, адаптационный потенциал личности - это интегрирующая, восстанавливающая характеристика психического здоровья. При этом психическая адаптивность оценивается в качестве интегрального свойства личности и рассматривается как совокупность внутренних факторов, влияющих на эффективность адаптационных изменений.

Некоторые авторы (Д. А. Андреева, С. Ю. Добряк, Н. Л. Коновалова, С. Т. Посохо­ва) рассматривают понятие «адаптационный потенциал» в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и, тем самым, используют его для обозначения свойства, выражающего возможности личности к адаптации.

Реализация адаптационных способностей, заложенных в адаптационном потенциале, зависит от активности личности и представляет интегральное образование, объединяющее социально­психологические, психические, социально­педагогические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и осуществления программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности [Посохова, 2001].

Адаптационный потенциал личности является одной из первичных задач социализации и рассматривается как уровень конструктивной результативности данного процесса; он также выполняет роль стабилизирующего фактора в системе социального функционирования личности, обеспечивающего ее целенаправленность и социальную устойчивость в условиях разрешения проблемных ситуаций, кризисов и конфликтов своей жизнедеятельности.

Анализ определений феномена адаптивности позволяет выделить некоторые его общие черты и показать, что данное понятие:

рассматривается как интегральная- переменная, характеризующая совокупность индивидуальных, социально-психологических признаков, обусловливающих эффективность адаптации;

включает не только наличные проявления адаптационных способностей, но и скрытые свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления воздействия соответствующих факторов;

определяет границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, содержит предпосылки к некоторому диапазону ответных адаптационных реакций;

связано с возрастными особенностями личности, при этом собственная активность личности выступает в качестве условия, регулирующего меру реализации потенциальных возможностей.

Высокий уровень развития адаптационного потенциала личности может быть достигнут за счет активного взаимодействия с социальной средой при максимальном использовании потенциальных возможностей социума. Условием, необходимым для достижения личностью состояния адапти- рованности, является совокупность таких социально-педагогических факторов, как социальные способности, социальные потребности, взаимодействие социальных институтов, социальные отношения, совместная деятельность, социально-значимая активность, которые характеризуют образовательную среду [Торохтий, 2010].

Следовательно, одним из внешних факторов формирования адаптивности к будущей профессиональной деятельности может являться воспитательно­образовательное пространство, уровень его развития и степень влияния на адаптивность студентов педагогических вузов.

Образовательный процесс в учреждениях высшего образования акцентирует внимание на формировании отдельных знаний, умений и навыков студентов при отсутствии комплексного педагогического воздействия, ориентации на формирование адаптивности личности будущих специалистов. В связи с этим возникает потребность в корректировке и научном обосновании социально-педагогических условий оптимизации образовательного процесса в вузе, в частности, воспитательно­образовательного пространства вуза, способствующего адаптации студентов к профессиональной деятельности.

Понятия образовательного пространства и образовательной среды в педагогической науке остаются неустоявшимися, допускают различные трактовки вплоть до синонимизации. Но ключевые слова «среда» и «пространство» отличаются друг от друга: среда - это данность, которая не является результатом конкретной деятельности конкретного человека, а пространство, напротив, появляется в результате освоения субъектом этой данности, и для его возникновения необходима специально организованная специфическая человеческая деятельность.

Основным феноменологическим аспектом взаимодействия образовательного пространства и образовательной среды является то, что образовательная среда формируется в образовательном пространстве. Наличие образовательного пространства является необходимым, но недостаточным условием формирования образовательной среды. Другим важнейшим условием формирования образовательной среды является наличие порождающей ее социальной среды. Образовательная среда должна соответствовать уровню развития ее социальной среды. Однако образовательная среда опосредованно действует на образовательное пространство.

Таким образом, понятия образовательного пространства и образовательной среды являются взаимодействующими, взаимопроникающими, взаимосодержащи- ми друг друга. Образовательная среда не только формируется в образовательном пространстве, но и сама оказывает воздействие как на объемлющую ее социальную среду, так и на свое образовательное пространство.

Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех субъектов: преподавателя, студента и среды между ними. Л. С. Выготский рассматривал трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности (активен учитель, активен учащийся, активна среда между ними). В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена по Л. С. Вы­готскому как «идеальная форма среды» [Выготский, 1996].

Термин «образовательное пространство» все чаще стал употребляться в связи с обозначением той части социального пространства, в рамках которого обществом осуществляется нормированная образовательная деятельность и трактуется как динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений.

Образовательное пространство представляет собой одну из форм взаимосвязи человека и окружающего мира. Образующийся не просто взаимодействует с образовательной средой, он может самореа­лизоваться в этом взаимодействии, осваивая культуру, выстраивая социальные отношения, вовлекая материал природы в пространство собственной жизнедеятельности.

Такая позиция дает основание утверждать, что образовательное пространство - это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, студентами, их родителями и т. д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования.

Процесс адаптации затрагивает все составляющие образовательного процесса, в том числе и воспитательный компонент, состоящий из воспитательного потенциала урочной деятельности и внеурочной работы. В современной науке воспитание рассматривается как деятельность, направленная на формирование определенных установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для подготовки к общественной жизни и производственному труду.

Воспитательно-образовательное пространство призвано обеспечить адекватную реакцию образовательной системы на изменяющиеся условия внешней среды; оказывая обратное воздействие на нее, приспосабливаться к возможностям самого образовательного учреждения и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса, развивать способности личности учащегося к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, интересов и потребностей.

Основная цель такого пространства - разбудить в студенте и максимально развить заложенный в нем потенциал саморазвития. Следовательно, чем больше студент использует возможности образовательной и воспитательной среды, тем активнее происходит его профессиональная адаптация.

Воспитательно-образовательное пространство вуза нами понимается как социально-педагогическая система:

1)   приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды и оказывающая обратное воздействие на внешнюю среду с целью обеспечения максимально возможного соответствия параметров среды существенным характеристикам образовательного учреждения;

2)   приспосабливающаяся к условиям своей внутренней среды, определяемой отношениями участников педагогического процесса между собой и к образовательному учреждению;

3)   развивающая способности личности к самоадаптации, самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей.

Сущностную характеристику воспита­тельно-образовательного пространства вуза определяют фундаментальные исследования адаптивной системы обучения. Отдельные аспекты проблемы методологического и технологического обоснования адаптивного образования разрабатывались Е.М. Авраамовой, Б.С. Гер- шунским, Н.Н. Соловьевой, И. С. Якиман­ской. Теоретические и практические основы создания и управления адаптивной системой обучения изложены в работах В.П. Беспалько, В. В. Зарубиной, Н.П. Ка­пустина, С.Н. Митина, Г. К. Селевко, В. А. Сластенина и других отечественных ученых.

Значительное влияние на становление и развитие адаптивных систем образования оказали психологические теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, деятельностного подхода к обучению А. А. Леонтьева, развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

Феномен «адаптивная образовательная система» рассматривается в работах Н. П. Капустина. Такую образовательную систему, в которой обеспечивается взаимное приспособление системы к обучающемуся и обучающегося к системе, он называет адаптивной образовательной системой [Капустин, 1999].

Подводя итог, можно сделать вывод, что современные учреждения профессионального образования гуманистической направленности есть адаптивные педагогические системы. Их миссия заключается в создании условий для формирования отношения личности к приобретаемым знаниям.

Проектирование и реализация возможностей воспитательно-образовательного пространства все чаще рассматриваются в качестве ресурса повышения эффективности образования в современных условиях. Именно оно во многом определяет образ жизни, под влиянием которого формируются установки, ценности и стереотипы личности, вводит человека в мир его будущей профессии.

Проблема формирования воспитатель­но-образовательного пространства принадлежит к числу наиболее актуальных для нашего общества и отечественной педагогической науки. Она затрагивает основополагающие представления о современном образовании, образовательной среде и ее специфике. Создание воспитательно­образовательного пространства в вузе является одним из наиболее важных моментов в процессе подготовки студентов и формировании потребности в адаптивности к профессиональной деятельности, так как способствует процессу образования и создает условия, благоприятно влияющие на профессиональное развитие личности.

Литература

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
  2. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.
  3. Налчаджян А. А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988.
  4. Петровский А. В. Психология в России: 20 век. М., 2000.
  5. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб., 2001.
  6. Торохтий В. С. Модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений // Педагогическое образование в России. 2010. № 1.

Информация об авторах

Михайлова Юлия Николаевна, аспирант, преподаватель кафедры социальной педагогики факультета социальной педагогики, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: jnm1810@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1970
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 1965
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2