Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи 1961Ослон В.Н. АннотацияВ статье продолжается обсуждение темы психологического сопровождения замещающих семей. Рассматриваются задачи, которые поставлены перед психологами в результате изменения законодательства, касающегося семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Дан обзор новых эмпирических данных об особенностях личностного развития у бывших приемных детей и возможностях замещающей семьи в компенсации у них нарушений, входящих в структуру «сиротского симптомокомплекса». Выделены причины, препятствующие данному процессу. Описаны сходные феномены формирования материнского отношения у замещающих матерей и бывших воспитанников, особенности влияния психологических проблем замещающих матерей на решение задач автономии и доверия у приемных детей. Обосновывается эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи. Представлена система мишеней сопровождения в социальных, семейных, интерперсональных, интрапсихических контекстах и динамике ее становления и развития. Описывается структура психологического сопровождения, виды и содержание деятельности психолога. Ключевые слова: замещающая семья, личностное развитие, сиротский симптомокомплекс, психологическое сопровождение, эколого-динамический подход Рубрика: Психология семьи Тип: научная статья Фрагмент статьи
В последние годы в законодательном поле семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, произошли изменения2. Расширилась категория замещающих семей – потребителей психологических услуг. Если раньше основными клиентами психологов были воспитанники учреждений, которые жили в патронатных семьях, то в новых условиях именно семья получила возможность стать субъектом специализированного психологического сопровождения независимо от формы приема ребенка. В рамках закона Москвы столичные психологи получили доступ к семьям не только в процессе их подготовки к приему, но и в континууме осуществления замещающей семейной заботы. Все это поставило новые задачи перед специалистами, которые заняты организацией и осуществлением психологической помощи семьям, воспитывающим приемных детей. Понадобились эмпирические данные, позволяющие уточнить мишени психологической помощи семьям, особенно осуществляющим прием на постоянной основе. Актуальной стала задача организации системы психологического сопровождения любой замещающей семьи в соответствии с ее потребностями на различных этапах приема, направленного на создание благоприятных условий в ее экологическом пространстве и динамике развития. Соответственно, потребовалось и определение содержания, видов деятельности психологов по сопровождению в новых условиях. <...> Литература
Статьи по теме
Педагогическая психология, Социальная психология | Семья Г.В. Семейная психология | Меркуль И.А., Волчанская В.О. Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта Юридическая психология | Душкин А.С., Гончарова Н.А., Коноплева И.Н., Костина Л.Н., Ковальчук И.А. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|