Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи

1420

Аннотация

В статье продолжается обсуждение темы психологического сопровождения замещающих семей. Рассматриваются задачи, которые поставлены перед психологами в результате изменения законодательства, касающегося семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Дан обзор новых эмпирических данных об особенностях личностного развития у бывших приемных детей и возможностях замещающей семьи в компенсации у них нарушений, входящих в структуру «сиротского симптомокомплекса». Выделены причины, препятствующие данному процессу. Описаны сходные феномены формирования материнского отношения у замещающих матерей и бывших воспитанников, особенности влияния психологических проблем замещающих матерей на решение задач автономии и доверия у приемных детей. Обосновывается эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи. Представлена система мишеней сопровождения в социальных, семейных, интерперсональных, интрапсихических контекстах и динамике ее становления и развития. Описывается структура психологического сопровождения, виды и содержание деятельности психолога.

Общая информация

Ключевые слова: замещающая семья, личностное развитие, сиротский симптомокомплекс, психологическое сопровождение, эколого-динамический подход

Рубрика издания: Психология семьи

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Ослон В.Н. Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 27–37.

Полный текст

 

В последние годы в законодательном поле семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, произошли изменения1, 2, 3. Расширилась категория замещающих семей - потребителей психологических услуг. Если раньше основными клиентами психологов были воспитанники учреждений, которые жили в патронатных семьях, то в новых условиях именно семья получила возможность стать субъектом специализированного психологического сопровождения независимо от формы приема ребенка. В рамках закона Москвы столичные психологи получили доступ к семьям не только в процессе их подготовки к приему, но и в континууме осуществления замещающей семейной заботы. Все это поставило новые задачи перед специалистами, которые заняты организацией и осуществлением психологической помощи семьям, воспитывающим приемных детей. Понадобились эмпирические данные, позволяющие уточнить мишени психологической помощи семьям, особенно осуществляющим прием на постоянной основе. Актуальной стала задача организации системы психологического сопровождения любой замещающей семьи в соответствии с ее потребностями на различных этапах приема, направленного на создание благоприятных условий в ее экологическом пространстве и динамике развития. Соответственно, потребовалось и определение содержания, видов деятельности психологов по сопровождению в новых условиях.

Замещающая семья вне системы психологического сопровождения
(краткий обзор последних авторских исследований)

С целью уточнения мишеней психологической помощи замещающим семьям автором был проведен ряд дополнительных исследований4, где объектами стали: молодые люди (как бывшие воспитанники семей, так и выпускники учреждений для детей-сирот); замещающие матери; семьи, осуществляющие прием в рамках родственной и неродственной опеки. Представители замещающих семей, включенные в выборку, не получали психологической помощи ни на одном из этапов приема.

Прежде всего, мы хотели выяснить: отличаются ли по своему личностному развитию и готовности решать задачи ранней взрослости молодые люди из замещающих семей от своих сверстников из других систем альтернативной заботы? Если да, то в чем это различие4? Результаты исследования еще раз подтвердили явное преимущество воспитания ребенка в замещающей семье. По сравнению с бывшими воспитанниками учреждений, выходцы из замещающих семей отличались более высоким уровнем личностной зрелости, который проявлялся в таких показателях, как:

•   жизнестойкость [там же];

•отношение к собственному ребенку и брачному партнеру;

•   выбор пути самореализации в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

•   намерения реализовать свои цели;

•   реальные жизненные достижения.

Бывшие подопечные имели более высокий уровень образования 5 (р≤0,001), достоверно чаще (р≤0,003) ориентировались на его продолжение, проявляли более высокую профессиональную и социальную активность, выше оценивали свои жизненные перспективы по основным сферам жизнедеятельности (р≤0,007). Их жизненные планы чаще были связаны с созданием семьи и рождением ребенка (р≤0,001). По сравнению с выпускниками институциональной системы воспитания, они обладали и более высоким потенциалом в со­владании со стрессом (р≤0,020). Их уровень жизнестойкости2 достоверно выше и соответствовал средней популяционной норме - 81,2097 баллов (для сравнения - у выпускников институциональной системы данный показатель составил 75,0444 баллов). Значимые различия между выпускниками институциональной системы воспитания и бывшими воспитанниками замещающих семей достигнуты и по таким компонентам жизнестойкости, как «во­влеченность» (р≤0,002), «принятие риска»

(р≤0,037). Последние отличались следующим:

•   более высоким уровнем мотивации к деятельности и интереса к собственной жизни;

•   в большей степени были открыты новому опыту;

•   ставили перед собой более сложные цели и старались их достичь;

•   обладали более высокой самооценкой и ощущали себя более самоэффективными.

Бывшие подопечные замещающих семей проявляли и большую сензитивность и эмпатию в отношении своих партнеров, детей и родителей. Результаты исследования явно указывали на характерные проявления «сиротского симптомокомплекса» у тех, кто воспитывался в таких условиях, т. е. данные симптомы не были скомпенсированы в условиях замещающей семьи. Они проявились в переживаниях недостаточного контроля над жизненными обстоятельствами, высоком уровне тревоги и беспокойства по поводу собственного будущего. Бывшие воспитанники замещающих семей практически в той же степени, что и бывшие воспитанники учреждений, переживали перманентное ощущение дефицита социальной поддержки по основным направлениям6 [4; 7]. Особенно это касалось поддержки близкого окружения. Абсолютное большинство таких респондентов (более 75 %) оценивали уровень воспринимаемой поддержки как «недостаточный». Для выходцев из замещающих семей неразрешенными остались проблемы доверия и автономии, которые особенно ярко проявились в восприятии мира как враждебного и не принимающего (в оценках каждого 2-го опрошенного). Молодые люди, независимо от статуса, жаловались на стигматизацию и эксклюзивные установки работодателей и коллективов. Это показывает, что проявления «сиротского симптомокомплекса» в определенной мере фиксируются обществом.

Анализ психологических проблем замещающих матерей7 и бывших подопечных выявил ряд сходных феноменов.

Во-первых, это касалось снижения оценки своих способностей «контролировать результат происходящего»2, а также неудовлетворенности уровнем воспринимаемой поддержки. Чаще всего данные проявления наблюдались в семьях с родственной опекой (р≤0,001). По данным показателям выявлены достоверные различия в группах замещающих и биологических матерей (р≤0,003).

Во-вторых, у замещающих матерей и бывших подопечных женщин выделены и некоторые схожие феномены в формировании материнской сферы. В обеих группах была зафиксирована тенденция к повышенной чувствительности к «социальным» стимулам в ущерб «биологическим»5. Их объединяла и повышенная «откликаемость» на стимулы, идущие от беспомощности и зависимости ребенка (у замещающих матерей это было взаимосвязано с высоким уровнем потребности в «заместительной» функции приемного ребенка, которая не была выявлена у бывших приемных детей). Как и у замещающих матерей, традиционные «материнские» функции «смещались» у последних в сторону традиционно «отцовских» при определенном дефиците первых. Замещающие матери и их бывшие подопечные испытывали недостаточный уровень положительных эмоций во взаимодействии с ребенком. По этому показателю также были достигнуты значимые различия в группах замещающих и биологических матерей.

Обращает на себя внимание тот факт, что у бывших воспитанников замещающих семей родительское отношение в большей степени зависит от реакции на ребенка членов расширенной семьи, а не брачного партнера (чаще в родственной опеке). Это взаимосвязано с брачным статусом замещающих матерей. Как показали результаты исследования, практически каждая третья замещающая мать осуществляет прием в рамках «неполной» семьи (32,9%). Среди «биологических» семей доля неполных оказалась значительно ниже (16,3 %о). По всей вероятности, мы можем говорить о передаче паттерна отношения к ребенку в замещающих семьях и сложности формирования родительского отношения у приемных детей.

Анализ экспектаций замещающих матерей в отношении поведения приемного ребенка в настоящем и будущем в какой- то мере объяснил и наличие проблем автономии и доверия у выходцев из замещающих семей. Замещающие матери в силу своей высокой потребности в «заместительной функции ребенка» гораздо реже по сравнению с биологическими были ориентированы на его «самостоятельность» (р≤ 0,004). Зависимость ребенка «фиксировалась» (чаще всего в семьях с родственной опекой) с помощью гиперпротекции как ведущего стиля воспитания. В структуре экспектаций биологических и замещающих матерей мы также обнаруживаем достоверные различия по такому параметру как наличие у ребенка в будущем поддерживающей сети (наличие надежных и верных друзей (р<0,007). Замещающие матери в структуру будущей поддерживающей сети ребенка чаще всего включали либо себя, либо асоциальных представителей общества. Они считали эту потребность либо недостаточно значимой для ребенка, либо отрицали возможности ребенка в ее создании. Выявлен здесь и более низкий уровень доверия к ребенку, по сравнению с биологическими матерями (коэффициент доверия 1,6 при значении шкалы от 1 до 3. В биологических семьях он составил 2,6). Подавляющее большинство (90,3% опрошенных замещающих матерей) были уверены, что у приемного ребенка невозможно воспитать ответственное и надежное поведение в близких отношениях.

В таких семьях выявлен и низкий уровень «взаимной идентификации»8. По данным исследования, в абсолютном большинстве московских замещающих семей (58% семей с родственной опекой и 67% нерод­ственной) члены базовой семьи и приемные дети не отождествляют друг друга ни по одному компоненту идентификации (ни по «внешнему виду», ни по «манере поведения», ни по «реакциям на то или иное событие») [6]. Отсутствие идентификации с приемным ребенком провоцирует у замещающих родителей разочарование в приеме и отказ от ребенка. Ее же наличие тесно взаимосвязано с позитивными изменениями в психическом развитии приемного ребенка (соответственно: произвольность - р≤0,005, «Я-концепция» - р≤0,013; идентичность - р≤0,013; общение - р≤0,001; интеллект - р≤0,021).

В рамках проведенного исследования было доказано, что компетенции, которые необходимы родителям, чтобы воспитать приемного ребенка, формируются длительное время, но самое главное - их крайне сложно перенести на воспитание другого приемного ребенка. Прием каждого ребенка требует включение семьи в процесс подготовки [5]. Полученные эмпирические данные еще раз указали на необходимость создания специализированной системы психологического сопровождения замещающих семей.

Модель психологического сопровождения замещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода

Под психологическим сопровождением замещающей семьи мы понимаем систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий, обеспечивающих эффективность замещающей семейной заботы. Предметом такого сопровождения выступают социально-психологические усло­
вия эффективности замещающей семейной заботы, которые определяются целым рядом факторов. К ним относятся:

«ресурсность» базовой семьи для приема;

потребности приемного ребенка в замещающей семейной заботе;

их возможности в интеграции в новое системное целое.

Замещающая семья существует в достаточно специфическом экологическом пространстве. На ее становление оказывают влияние факторы различных контекстов: социальных, семейных, интерперсональных, интрапсихических. В своем развитии она проходит ряд этапов, нормативных кризисов, что позволяет говорить о собственных закономерностях развития замещающей семьи. Эколого-динамический подход к сопровождению позволяет учитывать влияние данных факторов, оказывать на них реструк­туризирующее воздействие, а также выстраивать систему мишеней для оказания практической помощи. В рамках данного подхода делается попытка сформировать целостное представление о закономерностях и существенных связях в области изучения и психологической помощи замещающей семье. Он позволяет синтезировать научные знания о семье, ребенке, факторах, оказывающих влияние на их развитие (табл. 1).

 

Таблица 1

Теоретическая модель психологического сопровождения замещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода

 

Контек­сты со­прово­ждения

Факторы, оказывающие влияние на становление и развитие замещающей семьи

Теоретические основания

 

Макроси­стема

Установки социальной эксклюзии в отношении детей-сирот, неготовность общества к принятию замещающей семейной заботы в качестве основной формы жизнеустрой­ства детей-сирот, несформированность ценностей замещающей семейной заботы у населения

Теория экологических систем (U. Bron- fenbrenner)

 

Экзскм- стема

Организация социальной поддержки в территории проживания семьи и принятие ее семьей, характер взаимодействия семьи (приемного ребенка) и институтов детства

Теория экологических систем (U. Bron- fenbrenner)

Концепции влияния социальной сети и социальной поддержки (Laireiter и U. Baumann)

 

Мезоси­стема

Взаимодействие замещающей семьи (приемного ребенка) и ее ближайшего окружения, актуализация ресурсов социально- поддерживающей сети, уровень воспринимаемой поддержки

Теория экологических систем (U. Bron- fenbrenner)

Концепции влияния социальной сети и социальной поддержки (Laireiter и U. Baumann; G. Sommer и T. Fydrich)

 

 

Организация деятельности психологической службы

Теория экологических систем (U. Bron- fenbrenner)

Концепции развития психологической службы в образовании - А. Г. Ас­молов, М. Р. Битянова, И. В. Дуброви­на, Ю. М. Забродин, В. А. Иванников, В. В. Рубцов и др.

 

Макроси­стема

Готовность семьи к системным изменениям, реакция системы на изменения, обусловленные приемом (семейный стресс, семейные защиты и ресурсы, переструктурирова­ние системы), нормативные и ненорматив­ные кризисы;

Семейные паттерны, направленные на воспроизводство социального сиротства в семейной системе

Системный подход к семье

S. Minuchin, M. Bowen, В. М. Wagner & Reiss, В. И. Панов; С. P. Rutter, P. A. Co­wan, Heming & Miller

Системный подход к семье

S. Minuchin, M. Bowen, В. М. Wagner & Reiss, А. Холмогорова; С. P. Rutter, P. A. Cowan, Heming & Miller

 

Интерпер­с опаль­ный

Формирование взаимной идентификации у членов семьи

Теории развития в рамках культурно­исторического подхода: Л. С. Выгот­ский, М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова, В. С. Мухина

Формирование родительской потребностно- мотивационной сферы, активизация материнского (родительского) поведения у замещающих матерей (родителей)

Теория привязанности

J. Bowlby, V. Fahlberg и др.

Концепция развития материнской сферы: Г. Г. Филиппова

Интрапси- хический

«Субъективная          картина           мира»,

депривационные нарушения в развитии у детей и их компенсация в условиях замещающих семей

Теория психической депривации И. Лангмейер, З. Матейчик, отечественные теории развития в рамках культурно-исторического подхода (А. С. Выготский, М. И. Лисина, Л. Ф. Обухова, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых), Концепции, описывающие задачи возрастного развития (E. Erikson, D. Birren, Л. В. Порхачева, К. Я. Джус)

 

Идентичности (личностная, социальная) у приемного ребенка

Теория психосоциального развития (E. Erikson)

Теории идентичности (E. Erikson), статусная модель идентичности (J. Marcia)

 

Активизация «личностного потенциала» у приемных детей, формирование компонентов жизнестойкости

Концепции социальной компетентности и жизнестойкости (S Muddy, Д. А. Леонтьев)

 

Выделенные здесь факторы становятся мишенями психологической помощи, определяют его содержание, являются основой для разработки технологий и программ сопровождения.

При организации деятельности по сопровождению учитываются этап становления семьи в качестве замещающей, а также динамика ее потребностей в характере, глубине и интенсивности помощи (табл. 2). Это позволяет структурировать процесс сопровождения, выделять его уровни, определять содержание и виды деятельности психологов.

На этапах подбора и подготовки мы можем разделить потребности семьи и будущего приемного ребенка. У семьи, прежде всего, актуализируются потребности в самоопределении. Ей необходимо осознать собственную ресурсность для интеграции ребенка с депривационными нарушениями в развитии, «примерить роль» замещающей, уточнить мотивацию и скорректировать собственные ожидания от приема. С этой целью она включается в диагностические процедуры, принимает участие в ориентировочном тренинге, который помогает ей сделать адекватный выбор.

Для будущего приемного ребенка необходимо осознать на доступном ему уровне собственные потребности в замещающей семейной заботе. На их формирование оказывают влияние как внешние, так и внутренние условия развития ребенка. К ним относятся:

1)   социально-демографические параметры: возраст, порядок рождения, наличие родителей, сиблингов, взрослых родственников;

2)   социальный анамнез: наличие опыта жизни в семье, стаж сиротства, причины сиротства, характер психической травмы, ее влияние на поведение ребенка;

3)   характер отношений и степень идентификации с кровной семьей, учреждением, аффилиативные потребности;

4)   личностные ресурсы и особенности защитных механизмов.

Анализ данных условий позволяет подобрать семью, которая соответствовала бы потребностям ребенка. Дети нуждаются в формировании позитивного образа семьи и в коррекции негативных паттер­нов взаимоотношений. Переходными объектами становятся подготовленные педагоги учреждений, в которых они воспитываются. Особое внимание уделяется стимуляции средств общения, которые позволяют «запустить» механизмы формирования привязанности у замещающих родителей. Эти потребности семьи и ребенка мы отнесли к базовым, а уровень, на котором они должны быть удовлетворены, обозначили как «базовый».

После того как семья определилась в своем желании принять ребенка, она начинает испытывать потребность в подготовке к системным изменениям. Для ребенка важным является завершение ситуации травмы, обусловленной утратой (разлукой) с кровной семьей, а также быть мотивированным на воспитание в новой семье. Данные потребности удовлетворяются на уровне, который мы назвали «основным». Ребенок включается в реабилитационные программы, позволяющие завершить (нивелировать) ситуацию травмы и «высвободить» ресурсы для новой идентификации. Семьи же - в работу «основного тренинга», цель которого снизить семейный стресс, актуализировать ее психологические и социальные ресурсы, создать «психологическую нишу» для приемного ребенка, сформировать специфические родительские компетенции, а также создать группу для ее психологической поддержки.

Следующий уровень связан с удовлетворением потребности семьи и ребенка в помощи по выстраиванию «идентификационного поля», созданию условий для сближения эмоциональных реакций, коррекции взаимных ожиданий. Семья и ребенок переходят на «уровень совместной подготовки» и участвуют в «совместном тренинге». Эта работа для большинства семей является завершающей.

Часть семей и детей испытывает потребность в психотерапевтической помощи, дополнительных программах психологической реабилитации. Они переходят на следующий уровень сопровождения - «терапевтический».

В континууме осуществления замещающей семейной заботы сопровождение семьи осуществляется на следующих уровнях: «базовом или уровне общей поддержки», «кризисном» и «экстренном» (табл. 2).

На «базовом уровне» сопровождение направлено на удовлетворение потребностей семьи в информировании и просвещении, а также в общей психологической поддержке. Основными видами деятельности психологов становятся публичные лекции, группа психологической поддержки, индивидуальные консультации по проблемам воспитания, образования приемных детей, подготовки их к самостоятельной жизни, тренинги по развитию родительских компетенций. Они проводятся в рамках «школы воспитания», низкопорогового «родительского клуба», «педагогической гостиной». Приемных детей включают в группы реабилитационного досуга с целью активизации их личностного потенциала. Для них проводятся индивидуальные консультации по проблемам межличностных отношений, личностного и профессионального самоопределения.

Не менее важной потребностью семьи является и помощь в интеграции ребенка в образовательное пространство. Детский сад, школа нередко не готовы к включению ребенка с депривационными нарушениями в развитии и особым семейным статусом в свою образовательную среду. Психолог помогает организовать отношения сотрудничества между замещающими родителями и педагогами, создать для приемного ребенка безопасную среду.

Психологическое сопровождение на базовом уровне предоставляет возможность для абсолютного большинства замещающих родителей получить основные психологические знания в области развития, воспитания приемных детей, а самим детям - психологическую поддержку и помощь в сложных ситуациях взаимодействия. Не менее важной задачей становится создание и актуализация ресурсов социально-поддерживающей сети в границах территории проживания, организации местного сообщества для поддержки замещающих семей.

Деятельность психолога, как и других специалистов Службы, направлена на выявление и предупреждение кризиса.

На «кризисном» уровне ведущей потребностью семьи становится помощь в урегулировании семейной ситуации. В своем развитии замещающие семьи проходят через ряд так называемых «нормативных кризисов», обусловленных закономерностями развития семейной системы [6]. Их влияние на семью можно своевременно нивелировать, если она была включена в систему сопровождения на начальных этапах. Семейные системы переживают и ненормативные кризисы. При этом семьи родственной опеки нередко реагируют на эти кризисы более деструктивно.

На кризисном уровне возрастает интенсивность сопровождения. В качестве основной технологии работы с семьей используется социально-психологический патронаж. Психолог становится куратором семьи, нуждающейся в углубленной психологической помощи.

На «экстренном» уровне ведущие потребности зависят от ситуации в семье. Это может быть помощь в восстановлении привязанности между замещающими родителями и приемным ребенком, а может быть и в решении вопроса о прекращении приема. Переход семьи на менее интенсивный уровень сопровождения можно рассматривать в качестве критерия его эффективности.

 

Таблица 2

Организационная модель психологического сопровождения замещающей семьи

 

Этап сопровождения

Виды и содержание деятельности психолога

Подбор семьи и ребенка

Семья

Диагностика ресурсности семьи для приема

Ребенок

Диагностика потребностей ребенка в приеме

Подготовка семьи и ребенка к совместной жизни

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Семья

Ориентировочный тренинг по коррекции ожиданий от ребенка, уточнению мотивации приема.

Ребенок

Проведение программ по формированию позитивного образа взрослого, моделей взаимоотношений в семье с помощью переходных объектов, развитию ребенка на основных уровнях психического становления (сенсорном, когнитивном, эмоциональном, социальном), стимуляции экспрессивно-мимических средств общения.

ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ

Семья

«Основной тренинг», индивидуальные консультации по актуализации внутренних (семейной системы) и внешних (поддерживающая сеть) ресурсов семьи, созданию «психологической» ниши для приемного ребенка в семье, формированию специфических родительских компетенций.

Ребенок

Индивидуальная работа по нивелированию (завершению) ситуации травмы, формирование мотивации к помещению в замещающую семью.

УРОВЕНЬ СОВМЕСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СЕМЬИ И РЕБЕНКА

Совместный тренинг по активизации родительского поведения, коррекции взаимных ожиданий, созданию условий для выстраивания идентификационного поля в семье, «встраиванию» ребенка в «психологическую нишу» семьи.

Диагностика готовности ребенка и семьи к приему.


Подготовка семьи и ребенка к совместной жизни

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Семья (исключительно для семей, переживших серьезную психологическую травму, и (или) для семей, принимающих детей с ограниченными возможностями здоровья или серьезными нарушениями в поведении)

Тренинг по завершению ситуации травмы и овладению методами самопомощи при стрессах и (или) специализированный тренинг, позволяющий сформировать необходимые компетенции в области реабилитации ребенка.

Ребенок (для детей, переживших насилие и жестокое обращение, с расстройствами поведения перед приемом в семью)

Психологическая реабилитация ребенка

 

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ - УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ ПОДДЕРЖКИ

Информирование, просвещение замещающих родителей об особенностях развития, воспитания приемных детей, консультирование членов семьи по проблемам развития и взаимоотношений в системе, ведение групп психологической поддержки.

Консультирование педагогов по созданию ситуации психологической безопасности для приемных детей в образовательном учреждении.

Диагностика потребностей семьи в кризисном сопровождении.

Мониторинг эффективности замещающей семейной заботы.

Осуществление замещающей семейной заботы (континуум приема)

КРИЗИСНЫЙ УРОВЕНЬ

Диагностика семейных взаимоотношений.

Составление плана кризисного сопровождения семьи.

«Ведение случая», курирование семьи в рамках социально­психологического патронажа.

Индивидуальное консультирование, тренинг для приемных детей в разрешении сложных ситуаций взаимодействия в замещающей семье и сети социальных контактов.

Мониторинг семейной ситуации после выхода из кризиса и переводе на общий уровень сопровождения.

ЭКСТРЕННЫЙ УРОВЕНЬ (в ситуации отказа от приемного ребенка)

Экстренное психологическое консультирование - очное или по телефону доверия.

Психологическая экспертиза ресурсности семьи для продолжения замещающей семейной заботы.

Составление и реализация плана кризисного сопровождения.

Психологическая реабилитация ребенка в случае отказа семьи от приема.

Мониторинг семейной ситуации при сохранении семьи


 

 

Перечисленные в табл. 2 виды и содержание деятельности психологов в рамках процесса психологического сопровождения замещающей семьи являются основой для разработки их профессиональных ком­петенций.

В целом эмпирические данные, полученные в результате прикладных исследований, еще раз подтверждают, что результаты воспитания ребенка в замещающей семье несравненно выше в плане его социализации, чем в любых институциональных условиях. При этом вне системы психологического сопровождения семье трудно справиться с нарушениями личностного развития у приемных детей, более того, эти нарушения могут фиксироваться и использоваться семьей (чаще всего неосознанно) для решения собственных проблем. Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи позволяет максимально учесть процессы, которые происходят в семье, осуществляющей прием детей, оставшихся без попечения.


 1 Начало см. в: Ослон В. Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьи //
Психологическая наука и образование. 2009. № 3.

 2 ФЗ «Об опеке и попечительстве» № 48 от 24.04.08 г.; Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г.№ 12
«Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».

3 Данные работы стали частью многолетнего многофункционального динамического исследования.
Психологическая наука и образование. 2009. № 3.

 4 Для сравнения выборок использовался критерий Краскела-Уоллиса.

5 Опросник социальной поддержки G. Sommer и T. Fydrich.

 6 Опекуны, попечители, идентифицирующие себя с ролью матери.

 7 Здесь она рассматривается как «уподобление, отождествление» базовой семьи и приемного ребенка на основе принятия последним семейной роли, осознания субъектами своей «принадлежности
к новой системе», «включение правил, норм, ценностей» замещающей семьи «во внутренний мир»
ее членов и «принятие их как собственных» [3].

 

Литература

  1. Абраменкова В. В. Идентификация // Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ.ред. А. В. Петровского. М., 2006.
  2. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
  3. Ослон В. Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009.№ 3.
  4. Ослон В. Н. Некоторые особенности личностного развития в период ранней взрослости у выпускников различных форм альтернативной заботы // Российский научный журнал. 2010. № 4 (17).
  5. Ослон В. Н. Некоторые особенности материнской сферы у замещающих матерей // Российский научный журнал. 2010. № 3 (16).
  6. Ослон В. Н. Психодиагностика становления идентификации в замещающей семье // Вестник СПбГУ. Сер. 2010. № 3 (12).
  7. Холмогорова А. Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройства аффективного спектра: Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2006..

Информация об авторах

Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307, e-mail: oslonvn@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2498
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1420
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2