Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики

1563

Аннотация

В статье проанализированы формы и условия получения образования в России детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обозначены факторы, способствующие изменениям в сфере образования, в том числе и инклюзивного. Определены трудности, тормозящие сближение специального (коррекционного) и общего образования, и обоснована необходимость создания модели взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования по сопровождению детей с ОВЗ в системе общего образования. Сформулированы профессиональные компетенции учителей специальных коррекционных образовательных учреждений (СКОУ), определяющие успешность работы специалиста в инклюзивной практике. Представлен опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования трех российских регионов: 1) разноуровневая модель взаимодействия систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Псковской области; 2) ресурсные центры специального (коррекционного) образовательного учреждения в Калининградской области; включение в структуру СКОУ региональных центров сопровождения дистанционного и инклюзивного образования Чувашской Республики.

Общая информация

Ключевые слова: специальное образование, интегрированное образование, инклюзивное образование, разноуровневая модель взаимодействия, сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 1. С. 103–112.

Фрагмент статьи

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ) [1] определяет, что «система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействия: преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных обра- зовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций». Согласно этому положению система специального образования является неотъемлемой частью общего образования и может рассматриваться как социальный индикатор отношений между государством и обществом. Под воздействием всемирных процессов гуманизации современное российское общество изменяет отношение к самым незащищенным его членам – детям с ограниченными возможностями здоровья. Эти изменения можно рассматривать как преодоление социальных и образовательных барьеров. Традиционное для России разделение образования на общее и специальное (коррекционное), в большей части представленное сегрегационными учреждениями, является одним из таких барьеров. Однако современный подход к образованию как к социокультурному феномену разрушает этот барьер в связи с тем, что образование создается обществом в соответствии с его потребностями и целями; не существует без общества; зависит от политической и социальноэкономической ситуации в государстве и, самое главное, оно существенно влияет на мировоззрение общества, хотя и не является единственным фактором социального благополучия подрастающего поколения. Знакомство научно-педагогического дефектологического сообщества с опытом зарубежных стран в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволило пересмотреть подходы и условия обучения разных категорий учащихся, также как возросшая активность общественных объединений родителей детей с особыми образовательными потребностями привела к отказу от ряда терминов (обучаемость–необучаемость) и появлению ряда документов правового характера.

<...>

Литература

  1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). М., 1992. Электронная версия: http://www.consultant.ru/popular/ edu/
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. Электронная версия: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_02/393.html
  3. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечествен- ной системы специального образования. Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Вып. 1. М., 2000. Электронная версия: http://ikprao.ru/almanah/1/pst5.htm
  4. Письмо Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16. М., 2003. Электрон- ная версия: http://law7.ru/regions/national-2003/ page28.htm
  5. Приказ Министерства образования Калининградской области от 13 мая 2009 г. № 462/1 «Об инновационной деятельности государственных областных специальных (коррекционных) образовательных учреждений». Калининград, 2009. Электронная версия: http:// www.edu.baltinform.ru/?pid=106

Информация об авторах

Кутепова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, Доцент, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5347-9583, e-mail: KutepovaEN@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3174
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1563
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5