Психологическая наука и образование
2012. Том 17. № 2. С. 103–107
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
«Георгий Иванович Челпанов – основоположник системы научной психологии и психологического образования в России»: Юбилейный симпозиум к 150-летию со дня рождения
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Юбилейные даты
Тип материала: отчет о событии
Для цитаты: Гусева Е.П., Серова О.Е. «Георгий Иванович Челпанов – основоположник системы научной психологии и психологического образования в России»: Юбилейный симпозиум к 150-летию со дня рождения // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 103–107.
Полный текст
16 февраля 2012 состоялся юбилейный симпозиум «Георгий Иванович Челпанов - основоположник системы научной психологии и психологического образования в России», посвященный 150-летию со дня рождения выдающегося отечественного ученого, создателя и первого директора Психологического института. Это мероприятие было организовано научно-исследовательской группой «Научный архив» ПИ РАО в рамках V съезда Российского психологического общества (направление «История и методология психологии») и проведено в «исторической» Малой аудитории Психологического института.
В ходе выступлений участников симпозиума были представлены результаты архивных разысканий и историко-психологических исследований сотрудников Научного архива ПИ РАО, Московского государственного университета, крупных региональных научных центров - Нижегородского государственного университета и Ярославского педагогического государственного университета, - имеющих давний опыт работы в направлении изучения широкого круга аспектов научного творчества Г.И. Челпанова и его последователей.
Участники симпозиума были включены в обсуждение ряда актуальных историкопсихологических проблем:
• реконструкция малоизвестных страниц творческой биографии Г.И. Челпанова, его роли в истории развития университетского психологического образования и в создании учебно-методической литературы по психологии для образовательных учреждений среднего и высшего звена;
• современное состояние и перспективы развития Психологического института, созданного им в качестве научно-образовательного центра международного уровня;
• новое понимание методологии, открывающей возможности подлинной реконструкции и адекватного осмысления психологического наследства, полученного нами от чел- пановского поколения психологов, воспитанных московской психологической школой.
Заседание проходило под председательством действительного члена РАО, профессора В.В. Рубцова. В своем вступительном слове он особо выделил следующее.
Имя Георгия Ивановича Челпанова - выдающегося философа, логика, психолога и педагога - занимает особое место в истории отечественной психологии. С этого имени начинается сама история нашей научной психологии как самостоятельной отрасли отечественного научного знания и история системной организации психологического образования в России. Мы, его последователи, должны всегда помнить, что достижения современной психологии имеют свое начало в той научной школе, которая была основана Г.И. Челпановым и его учениками в стенах Психологического института им. Л.Г. Щукиной в начале XX века. В контексте актуальных теоретико-методологических, социокультурных и научно-образовательных проблем современной психологии и педагогической практики специфика челпановского подхода к пониманию всего многообразия конкретных научно-психологических исследований и их философского осмысления как единого проблемного поля науки о духе обретает со временем новую степень значимости.
По специальному приглашению организаторов в работе симпозиума приняли участие представители научного и культурного сообщества Украины из города Мариуполя - города детства и юности Г.И. Челпанова. В качестве почетных гостей выступили заместитель директора Института повышения квалификации Приазовского государственного технического университета Г.И. Дорожко и декан педагогического факультета этого же университета И.Ф. Марченко. Они передали собравшимся в исторической аудитории Психологического института студентам МГППУ, научным сотрудникам, преподавателям и практическим психологам из Москвы, С.-Петербурга, Ярославля, Новокузнецка, Самары, Уфы слова приветствия и пожелания успешной работы от ректора ПТГУ, заслуженного деятеля науки Украины, профессора В.С. Волошина и заведующего кафедрой социологии, доктора философских наук В. В. Харабета. Почетные гости рассказали о работе, которую проводит ПГТУ совместно с Федерацией греческих общин Украины по возрождению, сохранению и популяризации научного наследия их великого земляка - Г.И. Челпанова.
Выступление ведущего научного сотрудника научно-исследовательской группы «Научный архив» ПИ РАО, кандидата психологических наук Е.П. Гусевой стало обстоятельным рассказом, знакомящим слушателей с малоизвестными событиями и историко-психологическими фактами жизни и деятельности Г.И. Челпанова, имеющими важное значение для воссоздания его духовно-нравственного облика как ученого- первопроходца, гражданина и патриота своего Отечества. Выступление сопровождалось презентацией новых фотодокументов из собрания Научного архива РАО, которая позволила слушателям составить наглядное представление об историко-культурном контексте эпохи конца XIX - начала XX века и круге конкретных лиц семьи Челпановых.
В докладе ведущего научного сотрудника научно-исследовательской группы «Научный архив» ПИ РАО, кандидата психологических наук О.Е. Серовой были представлены результаты анализа фундаментального научного труда Г.И. Челпанова «Проблема восприятия пространства», свидетельствующего о создании им на рубеже XIX-XX веков самобытной научной концепции восприятия пространства как живого, становящегося явления, как творческого акта воссоздания в психологическом образе бесконечности и единства абсолютного бытия. Проведенные Б.М. Тепловым, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Н.Н. Волковым и другими в 30-х годах прошлого века экспериментальные исследования различных аспектов пространственного восприятия, результаты которых обладали широким спектром возможностей для решения актуальных прикладных задач, созданная позже - в 70-х годах ХХ века - А.И. Миракяном в духе челпановских идей инновационная концепция трансцендентальной психологии, интенсивный рост духовно-культурологических тенденций в мировой психологической науке - яркие доказательства жизненности и научно-практического потенциала психологического наследия Челпанова в формате современности.
В своем выступлении член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ А.Н. Ждан остановилась на основных направлениях деятельности Г.И. Челпанова в Московском университете (1907-1923): здесь им была разработана система университетского психологического образования, создана первая научно-образовательная школа, основан Психологический институт (1912, официальное открытие 1914), ставший крупным центром отечественной психологической науки. В докладе были реконструированы принципы разработанной Г.И. Челпано- вым системы университетского психологического образования и представлен его портрет как выдающегося профессора Московского университета.
Доцент ННГУ им. Н.И. Лобачевского, кандидат психологических наук Н.Ю. Стоюхи- на познакомила с результатами своего многолетнего исследования истории преподавания психологии в российских учебных заведениях. Она подчеркнула, что Г.И. Челпа- нов по праву считается основателем психологии как учебной дисциплины в образовательных учреждениях среднего и высшего звена. Именно его целенаправленная и активная деятельность способствовала организации методологического и методического обеспечения психологии в качестве учебного предмета. Исследователь восстановила основные направления и содержание общественной дискуссии по вопросам введения в контекст учебной литературы достижений современного научного знания в форме практического знакомства учащихся с методом психологического эксперимента. По выводам докладчика, Г.И. Челпанову своим мастерством ученого, методолога, психолога и педагога удалось воплотить целостный образ современной ему психологической науки и психологии как учебной дисциплины в одной книге, которая называлась «Учебник психологии (для гимназий и самообразования)»: после первой публикации в 1905 году популярный учебник выдержал 15 переизданий.
В ходе своих историко-психологических исследований кандидат психологических наук, заведующий кафедрой конфликтологии Ярославского государственного педагогического университета С.А. Богданчиков констатировал существующее противоречие при описании событий 20-х годов ХХ века: хотя речь идет о двух основных борющихся в психологии лагерях - материалистическом (во главе с К.Н. Корниловым) и идеалистическом (во главе с Г.И. Челпановым), ни один из сторонников второго направления конкретно не упоминается. Открытием автора стало выявление публикаций, содержащих прямую апологию ряда идей Г.И. Челпанова, и установление нового имени - М. Окунь. Анализируя проблему авторской идентификации, докладчик сформулировал три исследовательских гипотезы, выдвигая вариант синтетического компромиссного решения вопроса. В заключение выступавший подчеркнул, что сам факт глубокой и страстной полемики этого периода, в центре которой оказались актуальные проблемы психологии, является наглядным свидетельством исторического значения и принципиальной правоты челпановских идей.
В развернутом выступлении директора Психологического института, профессора В.В. Рубцова были всесторонне рассмотрены исторические этапы становления челпановского института как всероссийского центра психологической науки, культуры и образования. В частности, он сказал, что уже в самом начале XX века Г.И. Челпанов правильно оценивал тенденции к дифференциации психологии и размыванию ее границ как научной дисциплины. Он понимал, как важно закладывать в основание института структуру, которая может выдержать испытание временем и сохранить психологию как единую науку. Не случайно отличительной особенностью института во все времена было объединение общей и прикладной психологии. Это позволяло поддерживать высокий теоретический уровень и давало возможность устоять перед общественными катаклизмами и многочисленными политическими экспериментами. Психологический институт всегда находился в центре происходящего в отечественной психологической науке, был инициатором многих прогрессивных начинаний в теории и практике, готовил кадры для нашей страны и других государств. В конце XX столетия именно Психологический институт, продолжая лучшие традиции отечественного образования, создал университетский комплекс из НИИ и вуза, который поставил на качественно новый уровень процесс подготовки психологов для всех типов современных образовательных учреждений и социальной сферы в целом.
Тематика обсуждений вызвала горячий отклик со стороны слушателей. В частности, это выразилось в спонтанном незапланированном выступлении профессора МГУ, доктора психологических наук О.Г. Носковой, подчеркнувшей многоаспектность научной проблематики, которая разрабатывалась в челпановской научной школе, и привлекшей внимание аудитории к проблеме прикладных исследований в области психотехники, инициированных Г.И. Челпановым и выполненных его учениками В.А. Экземплярским и Б.М. Северным.
На симпозиуме Научным архивом ПИ РАО была развернута экспозиция уникальных материалов, которыми пополнилось собрание фонда Г.И. Челпанова в Психологическом институте. Были продемонстрированы:
•биографические материалы семьи Чел- пановых-Парэн, со многими из которых аудитория знакомилась впервые;
• библиотека научных трудов, созданных Г.И.Челпановым в разные периоды творческой деятельности;
• документы, раскрывающие историю создания Г.И. Челпановым универсального психологического аппарата.
Организация выставочной экспозиции и работа сотрудников Научного архива по ее подготовке получили высокую профессиональную оценку, которую высказала Е.А. Агеева - научный сотрудник музея истории МГУ.
Симпозиум по замыслу организаторов проходил в формате открытого лекционносеминарского занятия по истории психологии для студентов Московского городского психолого-педагогического университета, и преследовал цель на практике познакомить их со спецификой научно-образовательной деятельности, отличающей челпановскую школу, предоставляя возможность в личном опыте ощутить тесное единение научнотеоретического поиска с решением образовательных задач. Студенты стали непосредственными участниками интерактивного научно-педагогического общения, обнаружив живой интерес к фундаментальным проблемам психологии; свидетельство их заинтересованности - активный запрос по окончании работы симпозиума на представленные материалы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1940
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 650
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0