Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9086Новости 1793Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий 1484

Соколов В.Л.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, учитель гимназии № 10 г. Пушкино, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: svladmir@yandex.ru

Аннотация

В центре внимания статьи – проблема диагностики универсальных учебных действий в свете введения новых образовательных стандартов. Рассмотрен опыт проведения диагностики анализа и рефлексии как компонентов теоретического мышления у младших школьников. Приводится пример теста, построенного на традиционном содержании обучения математике, который позволяет провести диагностику анализа и рефлексии. Предлагаются модели построения диагностических заданий, подробные комментарии к каждому из них. Приводятся результаты апробации теста на 74 испытуемых (учащиеся вторых и четвертых классов) и их обсуждение. Автор констатирует разброс в успешности выполнения тестовых заданий, видит резервы развития анализа и рефлексии у младших школьников, подчеркивает возможность развития данных компонентов теоретического мышления на программном учебном материале.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Достижение данной цели предполагается осуществить с помощью развития универсальных учебных действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний учащимися, формирование умений [4, с. 27]. С неизбежностью встает вопрос об оценке достижений школы в решении задачи формирования универсальных учебных действий. Решением данной проблемы занят сейчас не один научный коллектив (см., напр.: [4; 5]).
Остановимся на двух познавательных универсальных учебных действиях:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности [6, с. 98–99].
Литература
  1. Гуружапов В. А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Эльконина-Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1997. № 4.
  2. Гуружапов В. А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М., 2010.
  5. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / Под ред. П. Г. Нежнова, Б. И. Хасана, Б. Д. Эльконина. М., 2007.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. М., 2010.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика