Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Проблемы диагностики психологической безопасности образовательной среды. Часть 1 1483Красило А.И. АннотацияРассматривается проблема верификации понятия «психологическая безопасность». Проводится сравнительный анализ теоретического и методического арсенала современной отечественной психологии, на который можно опираться при выборе и адаптации комплекта диагностических методик. Ключевые слова: верификация понятий, деятельностный подход, взаимоотношения, психологическая безопасность, индикаторы психологической безопасности, психологическая травма, экстремальные условия, верхний и нижний пороги экстремальной ситуации, персонификатор, социальный невротик, социализированная личность, взаимоотношения власти, инсталляция персонификатора, ценностные ориентации, самооценка социовалидности Рубрика: Психология образования Тип: научная статья Фрагмент статьи
Понятие «психологическая безопасность» базируется на трех системных факторах: человек в образовании, содержание образования и педагогическое взаимодействие [3], номенклатуру эмпирических показателей которых – и соответствующих диагностических методик – предстоит построить. «Критериальной базой оценки психологической безопасности образовательной среды выступают особенности субъектов образовательного процесса (детей, их родителей, педагогов, администраторов образования), содержание образования (как совокупная целостность знаний, умений и навыков, а также способов их получения), особенности взаимоотношений в диадах: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, взрослый-взрослый» [3, с. 12]. Необходимым этапом разработки психодиагностических методик является верификация теоретических понятий [1]. Может показаться, что подобная процедура уже заложена в известных общепсихологических и социально-психологических методиках. Но если это действительно так, то получается, что мы ставим под сомнение наличие специфического содержания понятия «психологическая безопасность» [2; 3], которое в таком случае полагается либо суммой уже известных понятий, либо тенью на их пересечении. Как известно, в каждой методике заложены определенная научная парадигма и определенная теоретическая конструкция, которые специфически проявляются как в форме измерительного аппарата, так и в содержании полученных данных. Иными словами, с помощью стандартных методик исследователь осуществляет тенденциозный подбор эмпирических фактов в соответствии с заложенными в них теоретическими постулатами. Поэтому надеяться, что эмпирические данные умозрительного набора методик составят объем, соответствующий содержанию нового понятия, можно только при наличии их единой парадигмы, при отсутствии противоречий в соответствующих теоретических конструкциях и отсутствии эмпирических провалов в объеме понятий исследуемого предмета. Иными словами, при решении задач эмпирического исследования содержание теоретических понятий не может остаться просто предпосылкой выбора методик. Оно переходит на новый, методический уровень, где и обретает форму, адекватную задачам эмпирического исследования. По крайней мере, необходимо определить, что же составляет суть именно психологической безопасности, в отличие, например, от медицинско-юридического аспекта «угрозы жизни и здоровью». Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Шилин А.Ю., Трифонова А.Ю. Сергиенко Е.А., Харламенкова Н.Е. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|