Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8747Новости 1747Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды 1309

Рубцов С.
научный сотрудник Шотландского центра регенеративной медицины (SCRM), Университет Эдинбурга, Великобритания

Березина Т.Н.
доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8188-237X
e-mail: tanberez@mail.ru

Аннотация

Дается критерий определения эмоциональной безопасности образовательной среды: минимизация отрицательных эмоций и увеличение количества по- ложительных эмоций. Выделяются две составляющих эмоциональной безопасности: уровень отрицательных эмоций (индикатор – эмоции страха, тревоги) и уровень положительных эмоций (индикатор – эмоция радости). Подлинные эмоции рассматриваются как эмоции, вызывающие значительные физиологические изменения в организме, по отношению к обычным, которые в основном протекают на уровне психологических переживаний. Обосновывается роль подлинных эмоций в обеспечении физического и психического здоровья. Рассматривается взаимосвязь подлинных отрицательных эмоций с возникновением психосоматических заболеваний в будущем и, наоборот, улучшение показателей здоровья при переживании подлинных положительных эмоций. Показывается, что подлинные отрицательные эмоции могут возникать при переживании экзаменационной тревоги, а подлинные положи- тельные – при насыщении образовательной среды мероприятиями, способствующими творческой и интеллектуальной реализации личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема эмоциональной составляющей психологической безопасности образовательной среды – одна из актуальнейших, потому что в школьном возрасте эмоции часто оказываются причиной и поведенческих реакций, и когнитивных суждений, а также психосоматических нарушений. В классическом определении под психологической безопасностью понимается такое состояние образовательной среды, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, с одной стороны, с другой, оно способствует удовлетворению потребностей субъекта в личностно-доверительном общении, с третьей, оно создает референтную значимость образовательной среды для ее участников, и в-четвертых, способствует психическому здоровью всех вовлеченных участников [16].

Литература
  1. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность обра- зовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. № 12.
  2. Баева И. А., Баев Н. Н. Психологические ресур- сы защищенности студентов как показатель пси- хологической безопасности личности // Психологи- ческая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1.
  3. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая без- опасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Пси- хологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 3.
  4. Березина Т. Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базо- вых запахов // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохо- ва. Серия «Педагогика и психология» 2011. № 3.
  5. Березина Т. Н. Актуализация резервных воз- можностей человека и подлинные эмоции // Пси- хология и психотехника. 2009. № 7.
  6. Березина Т. Н. Вероятностная модель продол- жительности жизни // Психология и психотехни- ка. 2013. № 4.
  7. Березина Т. Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций // Вопросы психологии. 2012. № 4.
  8. Березина Т. Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состо- яние человека // Вопросы психологии. 2009. № 4.
  9. Березина Т. Н. К вопросу о существовании «запаха страха» // Психология. 2009. № 1.
  10. Березина Т. Н. Объективное измерение по- ложительных эмоций у студентов как составля- ющая оценки безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. №1.
  11. Березина Т. Н. Радость и удовольствие как базовые эмоции // Психология и психотехника. 2012. № 7.
  12. Березина Т. Н. Реакции человека на представ- ление образов спиртного // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 4.
  13. Березина Т. Н., Рыбцов С. А., Хитрякова Е. И. Стресс и резервные способности человека (мо- жет ли человек «мысленно» послать сигнал об опасности) // Мир психологии. 2008. № 4.
  14. Грачев Г. В. Информационно-психологи- ческая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.
  15. Коджаспиров А. Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого- педагогическая проблема // Безопасность об- разовательной среды: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. М., 2008.
  16. Рубцов В. В., Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как усло- вие психосоциального благополучия школьни- ка // Безопасность образовательной среды: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008.
  17. Стрижиус Е. И. Влияние тревожности на ре- зультаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успева- емости // NB: Педагогика и просвещение. 2013. № 1.
  18. Терещенко Р. Н. Эмоциональная креатив- ность как способность // Психология обучения. 2013. № 3.
  19. Ortony A., Turner T. J. What’s basic about ba- sic emotions? Psychological Review. 1990. № 97. Р. 315–331.
  20. Griffiths P.E. Basic Emotions, Complex Emo- tions, Machiavellian Emotions. In Philosophy and the Emotions A. Hatzimoysis (Ed.). 2003. Cambridge, CUP: 39–67.
comments powered by Disqus
Статьи по теме

Специальная психология  |  Розенова М.И., Екимова В.И., Кокурин А.В., Огнев А.С., Ефимова О.С.

Стресс и страх в экстремальной ситуации

CrossRef doi:10.17759/jmfp.2020090110

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика