Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Независимые методы оценки «самоценности» подростка в учебной деятельности 1768

Аминов Н.А.
кандидат психологических наук, ведущий сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия
e-mail: aminov.pirao@yandex.ru

Жамбеева З.З.
кандидат психологических наук, ведущий сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия
e-mail: zarema-z@mail.ru

Кабардов М.К.
доктор психологических наук, заведующий лабораторией дифференциальной психологии и психофизиологии, заведующий кафедрой общей психологии, Московского городского психолого-педагогического университета, Психологического института Российской академии образования, Москва, Россия
e-mail: kabardov@mail.ru

Аннотация

Представлены материалы проверки гипотезы о том, что мотивированность школьника к учебным достижениям является результатом взаимодействия внешних форм мотивирования (индивидуальные и социальные нормы оценивания учителем учебных достижений подростка) и внутренних форм мотивирования (острая реакция подростка на несправедливость или «страдание», чувство боли, которое он пережил из-за других или по своей вине). В исследовании приняли участие 41 ученик девятых классов. Отмечается, что статистический анализ межгрупповых различий и регрессионный анализ подтвердил выдвинутое предположение: у подростков, в зависимости от чувства «страдания», обнаружено более выраженное усвоение норм оценивания учителем его достижений по профилирующим предметам (математике), большая самооценка своих способностей и большая «ответственность» за выбор будущей профессии. В связи с полученными результатами особое внимание обращается на внешние факторы, которые обусловливают отношение подростка к себе: предпочитаемая ценностная ориентация учителей на индивидуальную или социальную норму оценки результатов достижений школьника может влиять на успех мотива достижения и состояние тревожности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Анализ литературы по теме показал, что поскольку взаимодействие учителя с учени­ками в процессе педагогического общения подчиняется тем же законам групповой дина­мики, что и в психотерапии, то учитель спосо­бен «достучаться» до переживаний своих уче­ников, стимулировать их выражение и прий­ти к их пониманию [1; 10; 11]. Таким образом, можно ожидать, что у школьников будет вы­являться усиление мотивации достижения, лучшая подготовка по основным предметам для сдачи ЕГЭ, а также для принятия решения в других судьбоносных моментах жизни. Под­робный теоретический анализ литературы по теме исследования представлен в статье Н.А. Аминова и З.З. Жамбеевой [2].

Литература
  1. Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика педагогических способно­стей. Претесты: методическое пособие. М.: Ис­следовательский центр проблем качества подго­товки специалистов, 1994. 221 с.
  2. Аминов Н.А., Жамбеева З.З. Разноуровне­вые связи «самоценности» личности подрост­ка в структуре интегральной индивидуальности // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 232–235.
  3. Аминов Н.А., Кабардов М.К., Жамбеева З.З. Дифференциальный подход к исследованию ме­ханизмов распознавания эмоциональных состо­яний и их осознания // Нейропсихология и пси­хофизиология индивидуальных различий. Кол­лективная монография. Вып. 2 / Под ред. проф. В.А. Москвина. М.; Белгород: Издательско­полиграфический центр «ПОЛИТЕРА», 2007. С. 226–247.
  4. Аминов Н.А., Осадчева И.И. Реформа совре­менного образования как основа трудового вос­питания // Культура. Духовность. Общество / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: изд-во УРНС, 2014. С. 103–109.
  5. Гурье П. Жизнь не всегда справедлива // Psychologies. 2014. № 72. С. 144.
  6. Жамбеева З.З. Коммуникативные способно­сти как фактор личностного и профессионально­го самоопределения: автореф. канд. … психол. наук. М., 2007. 25 с.
  7. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Лого­терапия как средство оказания помощи в жизни. М.: Генезис, 2014. 144 с.
  8. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзис­тенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2013. 236 с.
  9. Лэнгле А., Уколова Е.М, Шумский В.Б. Совре­менный экзистенциальный анализ: история, те­ория, практика, исследования. М.: Логос, 2014. 556 с.
  10. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1979. 176 с.
  11. Маслова Е.А. Формирование фасилитатив­ной направленности будущих учителей в обра­зовательной среде педагогического коллед­жа: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 25 с.
  12. Пергаменщик Л.А., Пузыревич Н.Л. «Шкала экзистенции» А. Лэнгле, К. Орглер для подрост­ков: процесс и результаты адаптации // Психоло­гическая диагностика. 2011. № 1. С. 95–119.
  13. Психодиагностика. Теория и практика: учеб­ник для бакалавров / Под ред. М.К. Акимовой; Рос.гос. гуманит. ун-т. М.: Юрайт, 2014. 631 с.
  14. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская навука, 1998. 316 с.
  15. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешо­ва И.В. Диагностика и мониторинг процесса вос­питания в школе. М.: Академия АПКиПРО, 2003. 83 с.
  16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т 2. М.: Педагогика, 1986. 392 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика