Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды

3871

Аннотация

Описаны результаты двух исследований, посвященных разработке и валидизации шкалы отчуждения в учебной деятельности. В первом из них представлены результаты конфирматорного факторного анализа опросника субъективного отчуждения для учащихся на выборках студентов (N=395) и учащихся старшей школы (N=194). Шкалы опросника демонстрируют высокую внутреннюю согласованность (α=0,70−0,92) и предсказуемые связи с показателями субъективного и психологического благополучия, интернальности, осмысленности жизни, общей самоэффективности и жизнестойкости. Во втором исследовании на выборке студентов вузов (N=152) изучались связи отчуждения, выгорания и учебной мотивации с характеристиками учебной среды, благополучием и успеваемостью учащихся. Отмечается, что, согласно построенной модели, учебная мотивация и отчуждение отражают характеристики отношения студента к предмету учебной деятельности, а выгорание – результирующие характеристики процесса деятельности. Выгорание связано с неадекватной сложностью учебных задач, перегрузкой и отчуждением, а отчуждение – с низким уровнем поддержки со стороны преподавателей, недостаточной ясностью требований и нехваткой выбора в рамках учебной деятельности. Отчуждение и выгорание опосредуют связи этих характеристик учебной среды с учебной успешностью и субъективным благополучием студентов.

Общая информация

Ключевые слова: отчуждение, выгорание, утрата смысла, учебная деятельность, высшие учебные заведения

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200406

Для цитаты: Осин Е.Н. Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 57–74. DOI: 10.17759/pse.2015200406

Фрагмент статьи

По мере развития человеческой культу­ры растет объем знаний, которые студентам и школьникам приходится с необходимостью осваивать для того, чтобы включиться в чело­веческую деятельность. Образовательная сре­да предъявляет все возрастающие требования к учащимся, и соответствие этим требованиям становится для них серьезным вызовом, успеш­но ответить на который не всегда удается. Ре­зультатами чего становятся эмоциональное вы­горание, отчуждение от учебной деятельности, утрата продуктивной учебной мотивации.

Литература

  1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993. 16 с.
  2. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внут­ренняя и внешняя учебная мотивация студен­тов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35–45.
  3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опро­сник «Шкалы академической мотивации» // Пси­хологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96–107.
  4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориен­таций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.
  5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизне­стойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  6. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 87–101.
  7. Маркс К. Экономическо-философские ру­кописи 1844 года // Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. М: Гос. изд-во политиче­ской литературы, 1956. С. 517–642.
  8. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 217 с.
  9. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негатив­ных эмоций: разработка русскоязычного ана­лога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 91–110.
  10. Осин Е.Н. Категория отчуждения в психо­логии образования: история и перспективы // Культурно-историческая психология (в печати).
  11. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психоло­гия. 2007. № 4. С. 68–77.
  12. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация рус­скоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское об­щество социологов, 2008.
  13. Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увле­ченность работой: как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. М.: Когито-Центр, 2015. 137 с.
  14. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Рус­ская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–76.
  15. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологи­ческое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психо­логическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.
  16. Bakker A.B., Demerouti E. The Job Demands-Resources model: State of the art // Journal of Ma­nagerial Psychology. 2007. Vol. 22(3). P. 309–328. doi:10.1108/02683940710733115
  17. Barnhardt B., Ginns P. An alienation-based framework for student experience in higher edu­cation: new interpretations of past observations in student learning theory // Higher Education. 2014. Vol. 68(6). P. 789–805. doi: 10.1007/s10734-014­9744-y
  18. Brown T.A. Confirmatory factor analysis for ap­plied research. 2nd Ed. N. Y.: The Guilford Press, 2015. 462 p.
  19. Case J.M. Alienation and engagement: Deve­lopment of an alternative theoretical framework for understanding student learning // Higher Education. 2008. Vol. 55(3). P. 321–332. doi:10.1007/s10734­007-9057-5.
  20. Eid M., Lischetzke T., Nussbeck F.W. Struc­tural equation models for multitrait-multimethod data // Handbook of multimethod measurement in psychology / M. Eid, E. Diener (eds.). Washington, DC: American Psychological Association, 2006. P. 283–299.
  21. Jacobs S.R., Dodd D.K. Student burnout as a function of personality, social support, and workload // Journal of College Student Development. 2003. Vol. 44(3). P. 291–303. doi:10.1353/csd.2003.0028
  22. Kenny D.A., McCoach D.B. Effects of the num­ber of variables on measures of fit in structural equation modeling // Structural Equation Mode­ling. 2003. Vol. 10(3). P. 333–351. doi:10.1207/ S15328007SEM1003_1
  23. Maddi S.R. The existential neurosis // Journal of Abnormal Psychology. 1967. Vol. 72(4). P. 311–325.
  24. Maddi S.R., Kobasa S.C., Hoover M. An Aliena­tion Test // Journal of Humanistic Psychology. 1979. Vol. 19(4). P. 73–76.
  25. Maddi S.R., Kobasa S.C., Hoover M. The Alie­nation Test: A Structured Measure of a Multidimen­sional Subjective State. Unpublished Manual. Uni­versity of Chicago, 1980. 30 p.
  26. Mann S.J. Alternative perspectives on the stu­dent experience: Alienation and engagement // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26(1). P. 7–19. doi:10.1080/03075070123178.
  27. Martin-Krumm C., Oger M., Sarrazin P. Col­lege pupils’ burnout in France: Links to motivation and evolution during a school year // Understand­ing Positive Life. Research and Practice on Positive Psychology / T. Freire (ed.). Lisboa: Climepsi Edi­tores, 2009. P. 251–269.
  28. Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burn­out // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52(1). P. 397–422. doi:10.1146/annurev.psych.52.1.397
  29. Osin E. N. Alienation from Study as a Predictor of Burnout in University Students: the Role of the Educational Environment Characteristics. Psychological Science and Education, 2015, vol. 20 no. 4
  30. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social de­velopment, and well-being // American Psycholo­gist. 2000. Vol. 55(1). P. 68–78. doi:10.1037/0003­066X.55.1.68
  31. Salmela-Aro K., Kiuru N., Pietikäinen M., Joke-la J. Does School Matter? The Role of School Context in Adolescents’ School-Related Burnout // European Psychologist. 2008. Vol. 13(1). P. 12–23. doi:10.1027/1016-9040.13.1.12
  32. Salmela-Aro K., Kiuru N., Leskinen E., Nur­mi J.-E. School-Burnout Inventory (SBI): Reli­ability and validity // European Journal of Psycho­logical Asssessment. 2009. Vol. 25(1). P. 48–57. doi:10.1027/1015-5759.25.1.48
  33. Schaufeli W.B., Martinez I., Pinto A.M., Salanova M., Bakker A. Burnout and engagement in university students: A cross-national study // Jour­nal of Cross-Cultural Psychology. 2002. Vol. 33(5). P. 464–481. doi:10.1177/0022022102033005003
  34. Seeman M. On the Meaning of Alienation // American Sociological Review. 1959. Vol. 24(6). P. 783–791.
  35. Seeman M. Alienation studies // Annual review of sociology. 1975. Vol. 1(1). P. 91–123.
  36. Seeman M. Alienation and Anomie // Measures of Personality and Social Psychological Attitudes. Vol. 1 / J.P. Robinson, P.R. Shaver, L.S. Wrights­man (ed.). San Diego: Academic Press, 1991. P. 291–371.
  37. Sidorkin A.M. In the event of learning: Aliena­tion and participative thinking in education // Edu­cational Theory. 2004. Vol. 54(3). P. 251–262. doi: 10.1111/j.0013-2004.2004.00018.x

Информация об авторах

Осин Евгений Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации, Высшая школа экономики (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3330-5647, e-mail: eosin@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5039
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 3871
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 36