Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы

1376

Аннотация

В статье показаны предпосылки и специфика использования электронных ресурсов в российских вузах, рассмотрены приоритеты развития электронного образования. Выявлены проблемы использования электронных ресурсов в образовательном процессе для смешанной формы обучения, т. е. когда электронное обучение является одной из составляющих образовательного процесса, а не заменяет его. Представлены преимущества и недостатки использования электронного обучения в учебном процессе для очной формы обучения, с опорой на проведенный в одном из российских вузов опрос студентов и преподавателей, использующих электронные ресурсы. Проведенный анализ результатов исследования позволяет оценить степень эффективности применения электронного обучения, выявить перспективы развития смешанного обучения с использованием электронных ресурсов и его возможности. Предложены рекомендации по повышению эффективности использования электронных ресурсов в образовательном процессе путем интеграции и взаимного дополнения технологий традиционного и электронного обучения.

Общая информация

Ключевые слова: smart-образование, электронное обучение, смешанное обучение, электронный курс, онлайн-обучение, образовательный процесс

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210209

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Дворянчиков Н.В., Калашникова Т.В., Печникова Л.С., Фролова Н.В. Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 2. С. 76–83. DOI: 10.17759/pse.2016210209

Литература

  1. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8–13.
  2. Дистанционное обучение в СНГ. Тренды развития 2010–2013 [Электронный ресурс] // Smart Education. 2010. URL: http://www.smart-edu.com/distantsionnoeobuchenie-v-sng-trendy-razvitiya-2010-2013.html (дата обращения: 25.12.2015).
  3. Корнилова Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2. С. 55–62. doi:10.17759/pse.2015200206.
  4. Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 25–34. doi: 10.17759/pse.2015200304.
  5. Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? base=EXP&n=310858&req=doc (дата обращения: 25.12.2015).
  6. Программа развития электронного образования на 2014–2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.herzen.spb.ru/img/files/puchkov/5MRG_19.09_PRAEO-Sobolev.pdf (дата обращения: 25.12.2015).
  7. Развитие навыков для инновационного роста России [Электронный ресурс] // М.: Алекс, 2015. 172 с. URL: http://www.hse.ru/data/2015/04/06/1096342275/russia_skills.pdf (дата обращения: 25.12.2015).
  8. Результаты опросов преподавателей и студентов об использовании электронных курсов в учебном процессе [Электронный ресурс] // Электронное обучение в ТПУ. 2015. URL: http://portal.tpu.ru/eL/news/news?pid=1071098&n=55414#1071098 (дата обращения: 25.12.2015).
  9. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития Smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету [Электронный ресурс] // Smart education. 2012. URL: http://smartmesi.blogspot.ru/2012/03/smart-smart.html (дата обращения: 25.12.2015).
  10. Allayarova Z.S., Kalashnikova T.V., Moiseenko Y.A. Leadership as a Control Method in the Period of Changes // Proceedings of The International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences 2014 (RPTSS-2014) (Tomsk, Russia, 16–18 October 2014). Procedia Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 166. P. 43–47.
  11. Global Education Futures (GEF) [Electronic resource]. URL: http://edu2035.org/ru/ (дата обращения: 25.12.2015).
  12. King E., Boyatt R. Exploring factors that influence adoption of e-learning within higher education // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46. Issue 6. P. 1272–1280. doi: 10.1111/bjet.12195.
  13. NMC Horizon Report. 2015 Higher Education Edition [Electronic resource] // The New Media Consortium. 2015. URL: http://www.nmc.org/publication/nmc-horizon-report-2015-higher-education-edition/ (дата обращения: 25.12.2015).
  14. Survey Confirms Growth of the Flipped Classroom [Electronic resource] // Faculty Focus. Higher Education Teaching Strategies From Magna Education. 2013. URL: http://www.facultyfocus.com/articles/edtech-news-and-trends/survey-confirms-growth-ofthe-flipped-classroom/ (дата обращения: 25.12.2015).

Информация об авторах

Дворянчиков Николай Викторович, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1462-5469, e-mail: dvorian@gmail.com

Калашникова Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры инженерного предпринимательства, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ФГАОУ ВО НИ ТПУ), Томск, Россия, e-mail: tvkalash@tpu.ru

Печникова Леонора Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ), Москва, Россия, e-mail: pech56@mail.ru

Фролова Наталья Владимировна, доктор юридических наук, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал) ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», Нижневартовск, Россия, e-mail: nat68366847@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4213
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1376
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2