Система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений: опыт специалистов Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации

0

Аннотация

В данной работе рассматривается опыт оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений специалистами Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Рассмотрены теоретические подходы к определению психологических последствий кризисных ситуаций, описаны специфические особенности и этапы оказания экстренной и кризисной психологической помощи, которые легли в основу представленной системы. Освещена практика работы специалистов в чрезвычайных ситуациях с участием несовершеннолетних (вооруженные нападения в образовательных организациях, случаи суицидов, ДТП и другие несчастные случаи с наличием пострадавших и жертв среди несовершеннолетних и др.), а также с участниками образовательных отношений, проживающих или эвакуированных с территорий повышенной опасности (в том числе территорий, вовлеченных в последствия боевых действий).

Общая информация

Ключевые слова: экстренная психологическая помощь, чрезвычайная ситуация, кризисная ситуация, психологическая служба, несовершеннолетние

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210413

Получена: 25.08.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Ульянина О.А., Ермолаева А.В., Волков Д.С., Комолова О.С., Соколова Е.Е. Система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений: опыт специалистов Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 140–151. DOI: 10.17759/bppe.2024210413

Полный текст

Введение

Все чаще в образовательных организациях можно наблюдать ситуации, требующие кризисного вмешательства, такие как: суицид, травля, вооруженное нападение, необходимость интеграции в общество несовершеннолетних из числа вынужденных переселенцев. Особая роль в решении озвученной проблемы отводится психологической службе образовательной организации [8]. В связи с этим особую актуальность представляет экстренная психологическая помощь, направленная на оказание своевременной, профессионально выстроенной, централизованной и согласованной психологической поддержки участникам образовательных отношений, оказавшимся в кризисной ситуации. Выраженную опасность для психологического состояния детей представляют такие кризисные ситуации, в которых отмечаются: угроза жизни и здоровью значимым близким, восприимчивость информационного освещения трагических событий в СМИ, эмоциональная дестабилизация окружающих, вынужденная смена условий жизнедеятельности, разрыв значимых социальных контактов и др. [3; 7; 14].

Такая помощь позволит в значительной мере снизить риск развития негативных последствий психотравмирующих ситуаций, депрессивных и тревожных расстройств, различных аддикций.

Система экстренной и кризисной психологической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования — это комплекс и порядок мер оказания психологической помощи — в зависимости от типа кризисной или чрезвычайной ситуации, в которой оказались участники образовательного процесса.

В настоящее время изучение психологических последствий кризисных ситуаций является одной из актуальных тем научных исследований. Кризисная ситуация в образовательной организации — это происшествие, которое причиняет вред жизни и здоровью участникам образовательных отношений, окружающей среде, организации, образовательному процессу, имиджу школы и др. [4; 13; 16].

Б.Д. Карвасарский отмечал, что кризисная психологическая помощь подразумевает наличие у человека определенного «кризисного состояния» [9] в результате внезапного, неожиданного, субъективно значимого травмирующего события, а Y. Alexander [15] выделял определенные стадии психосоциального реагирования на травмирующие обстоятельства (например, террористический акт).

Специфические особенности экстренной и кризисной психологической помощи как направления практической психологии определяются условиями, в которых оказывается помощь пострадавшим, участникам и свидетелям:

  • наличие психотравмирующего события, требующего незамедлительного оказания экстренной психологической помощи с целью минимизации неблагоприятных воздействий на когнитивную, эмоциональную, личностную сферы пострадавшего;
  • оказание экстренной психологической помощи должно быть осуществлено в короткие сроки с момента возникновения кризисной ситуации;
  • некомфортные условия для работы психолога (отсутствие помещений, бытовых условий и др.);
  • наличие большого количества пострадавших, нуждающихся в незамедлительной психологической помощи [2].

Эксперты в области экстремальной психологии [12] подтверждают, что своеобразие условий работы психолога в процессе оказания экстренной и кризисной психологической помощи определяет некую трансформацию общих этических принципов, принятых для оказания психологической помощи, в особые принципы, характерные именно для деятельности по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи.

Основными целями оказания экстренной и кризисной психологической помощи в образовательной организации являются: возвращение образовательной организации в штатный режим функционирования в короткий отрезок времени, а также снижение интенсивности возможных негативных последствий кризисной ситуации [1].

Как показывает отечественный опыт, экстренная психологическая помощь оказывается специалистами психологической службы МЧС России, Минздрава России, а также антикризисными подразделениями, созданными в учреждениях социальной защиты, организациях, подведомственных Минпросвещения России [10].

Специалисты отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее — ФКЦ МГППУ) реализуют деятельность по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи — по поручению Министерства просвещения Российской Федерации — в случае возникновения на территории образовательной организации чрезвычайной или кризисной ситуации с большим количеством пострадавших, а также при наличии особых условий, в которых оказывается психологическая помощь (например, в пунктах временного размещения для переселенцев, при отсутствии в субъекте Российской Федерации специалистов необходимого профиля или их участии в рамках других задач). Для экстренной психологической помощи пострадавшим создается мобильная антикризисная бригада специалистов сектора экстренного реагирования и психологического консультирования отдела экстренной психологической помощи ФКЦ МГППУ (далее — СЭРиПК) [6].

Деятельность по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи реализуется в соответствии с алгоритмом, включающим 3 этапа.

  1. Подготовительный этап. Сотрудниками ФКЦ МГППУ осуществляется сбор необходимой информации о возникшей чрезвычайной/кризисной ситуации.

Из числа сотрудников СЭРиПК определяется состав мобильной антикризисной бригады, обозначается роль каждого ее участника. На основании собранных данных готовится первичный план работы со всеми участниками чрезвычайной/кризисной ситуации. С целью получения дополнительной информации и координации совместных действий устанавливается взаимодействие с руководством образовательной организации, органами местного самоуправления, на территории которого располагается образовательная организация.

В ходе подготовительного этапа проводится совещание с оперативным штабом, сформированным из представителей Министерства просвещения Российской Федерации, исполнительных органов власти в сфере образования субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и администрации образовательной организации. В ходе совещания осуществляется оценка ситуации на месте происшествия, формируется сводная группа специалистов различных ведомств, привлеченных к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи, проводится инструктаж специалистов на местах.

  1. Основной этап (на базе образовательной организации). В ходе основного этапа создается консультативный пункт, проводится собрание с педагогическим составом образовательной организации. До несовершеннолетних доводится информация о возможности обращения к специалистам дистанционной психологической службы «Детского телефона доверия», выявляются потребности несовершеннолетних в оказании им психологической помощи. На основании полученной информации проводится групповая и индивидуальная психологическая работа со всеми участниками образовательных отношений и другими категориями пострадавших. При необходимости производится сопровождение траурных и иных мероприятий. На основании проделанной работы осуществляется ведение документации, готовятся ежедневные отчеты о работе, в оперативный штаб передаются актуальные сведения.
  2. Заключительный этап. Специалистами ФКЦ МГППУ осуществляется подготовка отчета о проведенных мероприятиях на месте оказания кризисной и экстренной психологической помощи. Со специалистами мобильной антикризисной бригады проводятся мероприятия, направленные на профилактику эмоционального и профессионального выгорания, организуется обмен опытом. Специалисты ФКЦ МГППУ по запросу психологов на местах оказывают им пролонгированную методическую поддержку в дистанционном формате [5].

На заключительном совещании с участием представителей образовательной организации, администрации населенного пункта, исполнительных органов власти в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних подводятся итоги проведенных мероприятий. В конце этого этапа также осуществляется супервизия специалистов психологических служб образования, участвующих в ликвидации последствий.

Возможность получения психологической поддержки с помощью дистанционных методов, в формате телефонного или онлайн-консультирования, видеовстреч позволяет охватить большое количество целевых групп, которые могут находиться на удаленном от консультанта расстоянии и, при необходимости, сохранять анонимность [10].

Планирование и организация пролонгированного сопровождения пострадавших после чрезвычайной ситуации в образовательной организации осуществляется на протяжении всех этапов оказания экстренной психологической помощи и включает в себя выделение группы риска, определение наличия на местах специалистов с соответствующими профессиональными компетенциями, материально-технического оснащения [11]. Специалистами СЭРиПК по запросу психологов, оказывающих пролонгированную психологическую помощь, осуществляется методическая поддержка, супервизии сложных случаев.

Анализ практического опыта

Работа специалистов СЭРиПК по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в 2021–2024 годах реализуется по следующим направлениям:

  • оказание экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в связи с происшествиями с участием несовершеннолетних (вооруженные нападения на образовательные организации, случаи попыток и завершенных суицидов, ДТП и другие несчастные случаи с наличием пострадавших и жертв среди несовершеннолетних и др.);
  • оказание экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, проживающим или эвакуированным с территорий повышенной опасности (территорий проведения СВО; субъектов Российской Федерации, граничащих с территориями проведения СВО; территорий боевых действий на Ближнем Востоке и др.).

В рамках оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в связи с ситуацией вооруженного нападения на образовательные организации специалисты СЭРиПК охватили более 3500 человек как в индивидуальном, так и в групповом формате, а работа была направлена на стабилизацию психоэмоционального состояния, оказание психологической поддержки и формирование оптимального взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений.

Спецификой оказания помощи в данном направлении является выстраивание психологического сопровождения образовательной организации после вооруженного нападения, что включает в себя проведение мероприятий, направленных на оказание психологической помощи и поддержки несовершеннолетним, их родителям, педагогическим работникам, психологическую подготовку участников образовательных отношений к выходу несовершеннолетних на очное обучение. Важной задачей также является содействие в возобновлении учебного процесса, которое может быть отсрочено во времени, а может накладываться на этап оказания экстренной психологической помощи, как в г. Брянске.

Отдельные специфические задачи могут стоять перед специалистами СЭРиПК в зависимости от текущей ситуации и ресурса субъекта Российской Федерации, например, специалисты СЭРиПК могут осуществлять сопровождение траурных мероприятий.

В целом, основными видами деятельности специалистов СЭРиПК в случаях вооруженных нападений на образовательные организации являются:

  • экстренная психологическая помощь, направленная на минимизацию острых стрессовых реакций у всех участников образовательных отношений;
  • просветительская и информационная работа с администрацией и педагогическим составом образовательной организации с целью повышения психологической компетентности по вопросам, связанным с возрастными и психологическими особенностями переживания травмирующих событий, психологическими аспектами возобновления учебного процесса, спецификой взаимодействия с несовершеннолетними после произошедшего;
  • психологическая работа с несовершеннолетними как в индивидуальном, так и групповом формате с целью отреагирования эмоций, связанных с произошедшим событием, актуализации ресурсов, переработки травматического опыта и выстраивания перспективы на ближайшее будущее;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями), в том числе участие в родительских собраниях, с целью оптимизации эмоционального состояния, информирования о признаках психотравматизации, а также о возможности получения психологической помощи, что в дальнейшем способствует эффективной профилактике различных патологических состояний, обусловленных кризисной ситуацией.

В рамках выездов специалистов СЭРиПК на территории проведения СВО, а также работы с вынужденными переселенцами в ПВР и ДОЛ психологическая помощь и экспертно-методическая поддержка оказана более 4000 участникам образовательных отношений.

Основной спецификой оказания экстренной и кризисной психологической помощи в данных условиях является частое отсутствие мотивации обращения за психологической помощью. Поэтому особую важность приобретает активная позиция психолога: не ждать, когда нуждающиеся сами обратятся за помощью, а устанавливать контакт и осуществлять оценку их психоэмоционального состояния в ходе наблюдения и беседы, прояснять наличие запроса на психологическую помощь.

Работа на данных территориях определяется также следующими особенностями:

  • несовершеннолетние остро переживают разлуку с близкими;
  • сроки нахождения в ПВР и ДОЛ могут быть ненормированными, усугубляя неопределенность ситуации;
  • несовершеннолетние могут транслировать идеи радикально настроенных родителей (законных представителей), провоцируя конфликты;
  • сопровождающие детей педагогические работники зачастую также являются пострадавшими и нуждаются в помощи.

Данные особенности определяют основные направления работ на территориях проведения СВО, в ПВР и ДОЛ:

  • оказание экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в ситуации высокой степени неопределенности;
  • организационно-методическая работа по обеспечению психологической службы в системе образования, взаимодействие с представителями исполнительных органов власти и образовательных организаций;
  • экспертно-методическое и психологическое сопровождение педагогических работников, помощь в адаптации к работе в новых условиях;
  • психологическая поддержка несовершеннолетних и их родителей (законных представителей): психологическое просвещение, диагностическая, консультативная и профилактическая работа, направленная на адаптацию к учебному процессу после длительного периода дистанционного обучения либо его полного отсутствия.
  • просветительская деятельность по профилактике экстремизма среди участников образовательных отношений.

Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, эвакуированных из зон боевых действий и территорий повышенной опасности в странах Ближнего Востока, реализуемое специалистами СЭРиПК, также включает оказание кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, но и имеет особую специфику.

Основная работа направлена на выявление актуального психоэмоционального состояния детей, его оптимизацию, определение особенностей познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной сфер личности, изучение процесса адаптации несовершеннолетних к изменившимся условиям проживания, а также участие в организации среды, способствующей успешной ресоциализации.

В рамках данного направления была проведена работа более чем с 250 участниками образовательных отношений.

Анализ полученного опыта позволил выявить следующие психологические трудности у несовершеннолетних, эвакуированных из зон боевых действий и территорий повышенной опасности в странах Ближнего Востока:

  • нарушения в эмоционально-волевой сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, трудности произвольной регуляции поведения, неадекватный уровень притязаний и самооценки);
  • последствия переживания психотравмирующего опыта (насилие, свидетельства гибели близких, разлука с близкими, ранения): страх темноты, страх военных, страх голода и болезней — стремление, в связи с этим, выбирать профессии повара, врача и др., патологическое переживание утраты, осложненное тем, что объекты утраты могут быть живы, но общение с ними невозможно;
  • трудности в коммуникации (как со взрослыми, так и со сверстниками);
  • признаки социально-педагогической запущенности разной степени тяжести (сложности освоения образовательной программы, соответствующей возрасту, снижение уровня общей осведомленности, недостаточное развитие высших психических функций), низкая мотивация к обучению.

По результатам проведенных мероприятий обнаружено, что, в большинстве случаев, наблюдается положительная динамика адаптации несовершеннолетних при включенном психолого-педагогическом сопровождении.

По результатам работы с законными представителями у большинства из них отмечается эмоциональное напряжение, раздражительность, патологическое переживание утраты (затянувшееся горевание), подавленность, трудности в межличностных отношениях. У отдельных семей — отказ от проведения психолого-педагогических мероприятий, предлагаемых органами опеки. У педагогических работников отмечается недостаточный уровень подготовки по кризисной психологической помощи (в т. ч. с учетом культуральных и этнических особенностей), эмоциональное выгорание.

Таким образом, система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений специалистами Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации выстраивается, опираясь на научное обоснование и практический опыт и, на сегодняшний день, отвечает актуальным вызовам современности. Данный вид помощи предусматривает слаженную работу команды кризисных психологов, предусматривающую межведомственное взаимодействие и реализующуюся в несколько этапов, от подготовительного, непосредственно основного до необходимости в пролонгации. А сами основания оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе образования могут быть разными и предусматривать как работу в образовательных организациях в связи с ЧП, КС, так и разворачивание консультационных пунктов для несовершеннолетних в ПВР, ДОЛ и на территориях повышенной опасности. Расширение спектра задач и запросов в рамках данной помощи обуславливают ее актуальность и востребованность, диктуя необходимость в подготовке психологов системе образования в области экстремальной психологии, а также в поиске и обосновании практических инструментов с доказанной эффективностью для работы кризисных психологов.

Литература

  1. Артамонова Е.Г., Васильева Н.Н., Глазунова Е.А., Дитерихс А.Л., Журкина Т.А., Иванова Е.В., Мелентьева О.С. Создание и обеспечение системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе образования Российской Федерации // Образование личности. 2021. № 3-4. С. 95–137.
  2. Банников Г.С., Миллер Л.В., Прокопишин Р.А., Цветков А.Ю. Особенности оказания кризисной психологической помощи детям и подросткам, пережившим травматическое событие // Проблемы развития психотерапии и медицинской психологии в Москве в условиях модернизации здравоохранения (к 20-летию создания городской психотерапевтической поликлиники № 223): материалы юбилейной конференции. М.: Маска, 2011. С. 376–381.
  3. Бурлакова Н.С. Психическое развитие детей, переживших массовые бедствия: от изучения последствий к проектированию развития на основе культурно-исторического анализа [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 17–29. doi:10.11621/npj.2018.0102
  4. Быховец Ю.В., Падун М.А. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 78–89. doi:10.17759/cpse.2019080105
  5. Вихристюк О.В., Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В., Файзуллина К.А., Логинова Е.А. Модель оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных происшествиях и кризисных ситуациях: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 87–98. doi:10.17759/bppe.2022190108
  6. Вихристюк О.В., Федунина Н.Ю., Логинова Е.А. Особенности этических норм кризисного психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 40–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Vikhristyuk_Fedunina_Loginova (дата обращения: 01.02.2024).
  7. Голубева О.Ю. Организация оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества: материалы научно-практической конференции, Москва, 29 октября 2018 года. Часть 2. М.: Издательский дом КДУ, 2019. С. 36–43.
  8. Организация деятельности по оказанию экстренной психологической помощи обучающимся в системе образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. О.А. Ульяниной [Электронный ресурс]. М.: Издательский дом «Научная библиотека»; МГППУ, 2022. 68 с. doi:10.36871/978-5-907672-03-1
  9. Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2007. 672 с.
  10. Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Файзуллина К.А., Никифорова Е.А., Семенова К.Г. Отечественный и зарубежный опыт оказания экстренной психологической помощи населению [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 114–126. doi:10.17759/jmfp.2022110311
  11. Шойгу Ю.С. Принципы оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 1. С. 162–168.
  12. Шойгу Ю.С., Тимофеева Л.Н., Курилова Е.В. Организация и оказание экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (на примере работы специалистов психологической службы МЧС России в школе № 127 г. Пермь) [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2019. № 2 (34). С. 55–63. doi:10.11621/npj.2019.0210
  13. Юл У., Уильямс Р.М. Стратегия вмешательства при психических травмах, возникших вследствие масштабных катастроф // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.А. Лейна и Э. Миллера. СПб: Питер, 2001. С. 275–308.
  14. Cahill H., Dadvand B., Shlezinger K., Romei K., Farrelly A. Strategies for supporting student and teacher wellbeing post-emergency // RicercAzione. 2020. Vol. 12(1). P. 23–38. doi:10.32076/RA12108
  15. Terrorism and Medical Responses: US Lessons and Policy Limplications / Alexander Y., Prior S. (Ed.). BRILL, 2021. 192 p.
  16. Xiao H., Carney D.M., Youn S.J., Janis R.A., Castonguay L.G., Hayes J.A., Locke B.D. Are we in crisis? National mental health and treatment trends in college counseling centers // Psychological Services. 2017. Vol. 14(4). P. 407–415. doi:10.1037/ser0000130

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Ермолаева Анна Валериевна, заместитель руководителя, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5623-6248, e-mail: ermolaevaav@gmail.com

Волков Денис Сергеевич, заведующий, сектор экстренного реагирования и психологического консультирования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-3375-9649, e-mail: volkovds@mgppu.ru

Комолова Ольга Сергеевна, психолог, сектор экстренного реагирования и психологического консультирования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-6461-4604, e-mail: komolovaos@mgppu.ru

Соколова Елизавета Евгеньевна, психолог, сектор экстренного реагирования и психологического консультирования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2098-2623, e-mail: sokolovaee@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0