Вестник практической психологии образования
2024. Том 21. № 4. С. 140–151
doi:10.17759/bppe.2024210413
ISSN: 2658-3100 (online)
Система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений: опыт специалистов Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации
Аннотация
В данной работе рассматривается опыт оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений специалистами Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Рассмотрены теоретические подходы к определению психологических последствий кризисных ситуаций, описаны специфические особенности и этапы оказания экстренной и кризисной психологической помощи, которые легли в основу представленной системы. Освещена практика работы специалистов в чрезвычайных ситуациях с участием несовершеннолетних (вооруженные нападения в образовательных организациях, случаи суицидов, ДТП и другие несчастные случаи с наличием пострадавших и жертв среди несовершеннолетних и др.), а также с участниками образовательных отношений, проживающих или эвакуированных с территорий повышенной опасности (в том числе территорий, вовлеченных в последствия боевых действий).
Общая информация
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь, чрезвычайная ситуация, кризисная ситуация, психологическая служба, несовершеннолетние
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210413
Получена: 25.08.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Ульянина О.А., Ермолаева А.В., Волков Д.С., Комолова О.С., Соколова Е.Е. Система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений: опыт специалистов Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 140–151. DOI: 10.17759/bppe.2024210413
Полный текст
Введение
Все чаще в образовательных организациях можно наблюдать ситуации, требующие кризисного вмешательства, такие как: суицид, травля, вооруженное нападение, необходимость интеграции в общество несовершеннолетних из числа вынужденных переселенцев. Особая роль в решении озвученной проблемы отводится психологической службе образовательной организации [8]. В связи с этим особую актуальность представляет экстренная психологическая помощь, направленная на оказание своевременной, профессионально выстроенной, централизованной и согласованной психологической поддержки участникам образовательных отношений, оказавшимся в кризисной ситуации. Выраженную опасность для психологического состояния детей представляют такие кризисные ситуации, в которых отмечаются: угроза жизни и здоровью значимым близким, восприимчивость информационного освещения трагических событий в СМИ, эмоциональная дестабилизация окружающих, вынужденная смена условий жизнедеятельности, разрыв значимых социальных контактов и др. [3; 7; 14].
Такая помощь позволит в значительной мере снизить риск развития негативных последствий психотравмирующих ситуаций, депрессивных и тревожных расстройств, различных аддикций.
Система экстренной и кризисной психологической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования — это комплекс и порядок мер оказания психологической помощи — в зависимости от типа кризисной или чрезвычайной ситуации, в которой оказались участники образовательного процесса.
В настоящее время изучение психологических последствий кризисных ситуаций является одной из актуальных тем научных исследований. Кризисная ситуация в образовательной организации — это происшествие, которое причиняет вред жизни и здоровью участникам образовательных отношений, окружающей среде, организации, образовательному процессу, имиджу школы и др. [4; 13; 16].
Б.Д. Карвасарский отмечал, что кризисная психологическая помощь подразумевает наличие у человека определенного «кризисного состояния» [9] в результате внезапного, неожиданного, субъективно значимого травмирующего события, а Y. Alexander [15] выделял определенные стадии психосоциального реагирования на травмирующие обстоятельства (например, террористический акт).
Специфические особенности экстренной и кризисной психологической помощи как направления практической психологии определяются условиями, в которых оказывается помощь пострадавшим, участникам и свидетелям:
- наличие психотравмирующего события, требующего незамедлительного оказания экстренной психологической помощи с целью минимизации неблагоприятных воздействий на когнитивную, эмоциональную, личностную сферы пострадавшего;
- оказание экстренной психологической помощи должно быть осуществлено в короткие сроки с момента возникновения кризисной ситуации;
- некомфортные условия для работы психолога (отсутствие помещений, бытовых условий и др.);
- наличие большого количества пострадавших, нуждающихся в незамедлительной психологической помощи [2].
Эксперты в области экстремальной психологии [12] подтверждают, что своеобразие условий работы психолога в процессе оказания экстренной и кризисной психологической помощи определяет некую трансформацию общих этических принципов, принятых для оказания психологической помощи, в особые принципы, характерные именно для деятельности по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи.
Основными целями оказания экстренной и кризисной психологической помощи в образовательной организации являются: возвращение образовательной организации в штатный режим функционирования в короткий отрезок времени, а также снижение интенсивности возможных негативных последствий кризисной ситуации [1].
Как показывает отечественный опыт, экстренная психологическая помощь оказывается специалистами психологической службы МЧС России, Минздрава России, а также антикризисными подразделениями, созданными в учреждениях социальной защиты, организациях, подведомственных Минпросвещения России [10].
Специалисты отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее — ФКЦ МГППУ) реализуют деятельность по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи — по поручению Министерства просвещения Российской Федерации — в случае возникновения на территории образовательной организации чрезвычайной или кризисной ситуации с большим количеством пострадавших, а также при наличии особых условий, в которых оказывается психологическая помощь (например, в пунктах временного размещения для переселенцев, при отсутствии в субъекте Российской Федерации специалистов необходимого профиля или их участии в рамках других задач). Для экстренной психологической помощи пострадавшим создается мобильная антикризисная бригада специалистов сектора экстренного реагирования и психологического консультирования отдела экстренной психологической помощи ФКЦ МГППУ (далее — СЭРиПК) [6].
Деятельность по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи реализуется в соответствии с алгоритмом, включающим 3 этапа.
- Подготовительный этап. Сотрудниками ФКЦ МГППУ осуществляется сбор необходимой информации о возникшей чрезвычайной/кризисной ситуации.
Из числа сотрудников СЭРиПК определяется состав мобильной антикризисной бригады, обозначается роль каждого ее участника. На основании собранных данных готовится первичный план работы со всеми участниками чрезвычайной/кризисной ситуации. С целью получения дополнительной информации и координации совместных действий устанавливается взаимодействие с руководством образовательной организации, органами местного самоуправления, на территории которого располагается образовательная организация.
В ходе подготовительного этапа проводится совещание с оперативным штабом, сформированным из представителей Министерства просвещения Российской Федерации, исполнительных органов власти в сфере образования субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и администрации образовательной организации. В ходе совещания осуществляется оценка ситуации на месте происшествия, формируется сводная группа специалистов различных ведомств, привлеченных к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи, проводится инструктаж специалистов на местах.
- Основной этап (на базе образовательной организации). В ходе основного этапа создается консультативный пункт, проводится собрание с педагогическим составом образовательной организации. До несовершеннолетних доводится информация о возможности обращения к специалистам дистанционной психологической службы «Детского телефона доверия», выявляются потребности несовершеннолетних в оказании им психологической помощи. На основании полученной информации проводится групповая и индивидуальная психологическая работа со всеми участниками образовательных отношений и другими категориями пострадавших. При необходимости производится сопровождение траурных и иных мероприятий. На основании проделанной работы осуществляется ведение документации, готовятся ежедневные отчеты о работе, в оперативный штаб передаются актуальные сведения.
- Заключительный этап. Специалистами ФКЦ МГППУ осуществляется подготовка отчета о проведенных мероприятиях на месте оказания кризисной и экстренной психологической помощи. Со специалистами мобильной антикризисной бригады проводятся мероприятия, направленные на профилактику эмоционального и профессионального выгорания, организуется обмен опытом. Специалисты ФКЦ МГППУ по запросу психологов на местах оказывают им пролонгированную методическую поддержку в дистанционном формате [5].
На заключительном совещании с участием представителей образовательной организации, администрации населенного пункта, исполнительных органов власти в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних подводятся итоги проведенных мероприятий. В конце этого этапа также осуществляется супервизия специалистов психологических служб образования, участвующих в ликвидации последствий.
Возможность получения психологической поддержки с помощью дистанционных методов, в формате телефонного или онлайн-консультирования, видеовстреч позволяет охватить большое количество целевых групп, которые могут находиться на удаленном от консультанта расстоянии и, при необходимости, сохранять анонимность [10].
Планирование и организация пролонгированного сопровождения пострадавших после чрезвычайной ситуации в образовательной организации осуществляется на протяжении всех этапов оказания экстренной психологической помощи и включает в себя выделение группы риска, определение наличия на местах специалистов с соответствующими профессиональными компетенциями, материально-технического оснащения [11]. Специалистами СЭРиПК по запросу психологов, оказывающих пролонгированную психологическую помощь, осуществляется методическая поддержка, супервизии сложных случаев.
Анализ практического опыта
Работа специалистов СЭРиПК по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в 2021–2024 годах реализуется по следующим направлениям:
- оказание экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в связи с происшествиями с участием несовершеннолетних (вооруженные нападения на образовательные организации, случаи попыток и завершенных суицидов, ДТП и другие несчастные случаи с наличием пострадавших и жертв среди несовершеннолетних и др.);
- оказание экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, проживающим или эвакуированным с территорий повышенной опасности (территорий проведения СВО; субъектов Российской Федерации, граничащих с территориями проведения СВО; территорий боевых действий на Ближнем Востоке и др.).
В рамках оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в связи с ситуацией вооруженного нападения на образовательные организации специалисты СЭРиПК охватили более 3500 человек как в индивидуальном, так и в групповом формате, а работа была направлена на стабилизацию психоэмоционального состояния, оказание психологической поддержки и формирование оптимального взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений.
Спецификой оказания помощи в данном направлении является выстраивание психологического сопровождения образовательной организации после вооруженного нападения, что включает в себя проведение мероприятий, направленных на оказание психологической помощи и поддержки несовершеннолетним, их родителям, педагогическим работникам, психологическую подготовку участников образовательных отношений к выходу несовершеннолетних на очное обучение. Важной задачей также является содействие в возобновлении учебного процесса, которое может быть отсрочено во времени, а может накладываться на этап оказания экстренной психологической помощи, как в г. Брянске.
Отдельные специфические задачи могут стоять перед специалистами СЭРиПК в зависимости от текущей ситуации и ресурса субъекта Российской Федерации, например, специалисты СЭРиПК могут осуществлять сопровождение траурных мероприятий.
В целом, основными видами деятельности специалистов СЭРиПК в случаях вооруженных нападений на образовательные организации являются:
- экстренная психологическая помощь, направленная на минимизацию острых стрессовых реакций у всех участников образовательных отношений;
- просветительская и информационная работа с администрацией и педагогическим составом образовательной организации с целью повышения психологической компетентности по вопросам, связанным с возрастными и психологическими особенностями переживания травмирующих событий, психологическими аспектами возобновления учебного процесса, спецификой взаимодействия с несовершеннолетними после произошедшего;
- психологическая работа с несовершеннолетними как в индивидуальном, так и групповом формате с целью отреагирования эмоций, связанных с произошедшим событием, актуализации ресурсов, переработки травматического опыта и выстраивания перспективы на ближайшее будущее;
- взаимодействие с родителями (законными представителями), в том числе участие в родительских собраниях, с целью оптимизации эмоционального состояния, информирования о признаках психотравматизации, а также о возможности получения психологической помощи, что в дальнейшем способствует эффективной профилактике различных патологических состояний, обусловленных кризисной ситуацией.
В рамках выездов специалистов СЭРиПК на территории проведения СВО, а также работы с вынужденными переселенцами в ПВР и ДОЛ психологическая помощь и экспертно-методическая поддержка оказана более 4000 участникам образовательных отношений.
Основной спецификой оказания экстренной и кризисной психологической помощи в данных условиях является частое отсутствие мотивации обращения за психологической помощью. Поэтому особую важность приобретает активная позиция психолога: не ждать, когда нуждающиеся сами обратятся за помощью, а устанавливать контакт и осуществлять оценку их психоэмоционального состояния в ходе наблюдения и беседы, прояснять наличие запроса на психологическую помощь.
Работа на данных территориях определяется также следующими особенностями:
- несовершеннолетние остро переживают разлуку с близкими;
- сроки нахождения в ПВР и ДОЛ могут быть ненормированными, усугубляя неопределенность ситуации;
- несовершеннолетние могут транслировать идеи радикально настроенных родителей (законных представителей), провоцируя конфликты;
- сопровождающие детей педагогические работники зачастую также являются пострадавшими и нуждаются в помощи.
Данные особенности определяют основные направления работ на территориях проведения СВО, в ПВР и ДОЛ:
- оказание экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в ситуации высокой степени неопределенности;
- организационно-методическая работа по обеспечению психологической службы в системе образования, взаимодействие с представителями исполнительных органов власти и образовательных организаций;
- экспертно-методическое и психологическое сопровождение педагогических работников, помощь в адаптации к работе в новых условиях;
- психологическая поддержка несовершеннолетних и их родителей (законных представителей): психологическое просвещение, диагностическая, консультативная и профилактическая работа, направленная на адаптацию к учебному процессу после длительного периода дистанционного обучения либо его полного отсутствия.
- просветительская деятельность по профилактике экстремизма среди участников образовательных отношений.
Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, эвакуированных из зон боевых действий и территорий повышенной опасности в странах Ближнего Востока, реализуемое специалистами СЭРиПК, также включает оказание кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, но и имеет особую специфику.
Основная работа направлена на выявление актуального психоэмоционального состояния детей, его оптимизацию, определение особенностей познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной сфер личности, изучение процесса адаптации несовершеннолетних к изменившимся условиям проживания, а также участие в организации среды, способствующей успешной ресоциализации.
В рамках данного направления была проведена работа более чем с 250 участниками образовательных отношений.
Анализ полученного опыта позволил выявить следующие психологические трудности у несовершеннолетних, эвакуированных из зон боевых действий и территорий повышенной опасности в странах Ближнего Востока:
- нарушения в эмоционально-волевой сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, трудности произвольной регуляции поведения, неадекватный уровень притязаний и самооценки);
- последствия переживания психотравмирующего опыта (насилие, свидетельства гибели близких, разлука с близкими, ранения): страх темноты, страх военных, страх голода и болезней — стремление, в связи с этим, выбирать профессии повара, врача и др., патологическое переживание утраты, осложненное тем, что объекты утраты могут быть живы, но общение с ними невозможно;
- трудности в коммуникации (как со взрослыми, так и со сверстниками);
- признаки социально-педагогической запущенности разной степени тяжести (сложности освоения образовательной программы, соответствующей возрасту, снижение уровня общей осведомленности, недостаточное развитие высших психических функций), низкая мотивация к обучению.
По результатам проведенных мероприятий обнаружено, что, в большинстве случаев, наблюдается положительная динамика адаптации несовершеннолетних при включенном психолого-педагогическом сопровождении.
По результатам работы с законными представителями у большинства из них отмечается эмоциональное напряжение, раздражительность, патологическое переживание утраты (затянувшееся горевание), подавленность, трудности в межличностных отношениях. У отдельных семей — отказ от проведения психолого-педагогических мероприятий, предлагаемых органами опеки. У педагогических работников отмечается недостаточный уровень подготовки по кризисной психологической помощи (в т. ч. с учетом культуральных и этнических особенностей), эмоциональное выгорание.
Таким образом, система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений специалистами Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации выстраивается, опираясь на научное обоснование и практический опыт и, на сегодняшний день, отвечает актуальным вызовам современности. Данный вид помощи предусматривает слаженную работу команды кризисных психологов, предусматривающую межведомственное взаимодействие и реализующуюся в несколько этапов, от подготовительного, непосредственно основного до необходимости в пролонгации. А сами основания оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе образования могут быть разными и предусматривать как работу в образовательных организациях в связи с ЧП, КС, так и разворачивание консультационных пунктов для несовершеннолетних в ПВР, ДОЛ и на территориях повышенной опасности. Расширение спектра задач и запросов в рамках данной помощи обуславливают ее актуальность и востребованность, диктуя необходимость в подготовке психологов системе образования в области экстремальной психологии, а также в поиске и обосновании практических инструментов с доказанной эффективностью для работы кризисных психологов.
Литература
- Артамонова Е.Г., Васильева Н.Н., Глазунова Е.А., Дитерихс А.Л., Журкина Т.А., Иванова Е.В., Мелентьева О.С. Создание и обеспечение системы экстренной психологической помощи в составе психологической службы в системе образования Российской Федерации // Образование личности. 2021. № 3-4. С. 95–137.
- Банников Г.С., Миллер Л.В., Прокопишин Р.А., Цветков А.Ю. Особенности оказания кризисной психологической помощи детям и подросткам, пережившим травматическое событие // Проблемы развития психотерапии и медицинской психологии в Москве в условиях модернизации здравоохранения (к 20-летию создания городской психотерапевтической поликлиники № 223): материалы юбилейной конференции. М.: Маска, 2011. С. 376–381.
- Бурлакова Н.С. Психическое развитие детей, переживших массовые бедствия: от изучения последствий к проектированию развития на основе культурно-исторического анализа [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 17–29. doi:10.11621/npj.2018.0102
- Быховец Ю.В., Падун М.А. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. С. 78–89. doi:10.17759/cpse.2019080105
- Вихристюк О.В., Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В., Файзуллина К.А., Логинова Е.А. Модель оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных происшествиях и кризисных ситуациях: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 1. С. 87–98. doi:10.17759/bppe.2022190108
- Вихристюк О.В., Федунина Н.Ю., Логинова Е.А. Особенности этических норм кризисного психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2018. Том 15. № 1. С. 40–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2018_n1/Vikhristyuk_Fedunina_Loginova (дата обращения: 01.02.2024).
- Голубева О.Ю. Организация оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества: материалы научно-практической конференции, Москва, 29 октября 2018 года. Часть 2. М.: Издательский дом КДУ, 2019. С. 36–43.
- Организация деятельности по оказанию экстренной психологической помощи обучающимся в системе образования: Учебно-методическое пособие / Под ред. О.А. Ульяниной [Электронный ресурс]. М.: Издательский дом «Научная библиотека»; МГППУ, 2022. 68 с. doi:10.36871/978-5-907672-03-1
- Психотерапия: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2007. 672 с.
- Ульянина О.А., Гаязова Л.А., Файзуллина К.А., Никифорова Е.А., Семенова К.Г. Отечественный и зарубежный опыт оказания экстренной психологической помощи населению [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 114–126. doi:10.17759/jmfp.2022110311
- Шойгу Ю.С. Принципы оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 1. С. 162–168.
- Шойгу Ю.С., Тимофеева Л.Н., Курилова Е.В. Организация и оказание экстренной психологической помощи детям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (на примере работы специалистов психологической службы МЧС России в школе № 127 г. Пермь) [Электронный ресурс] // Национальный психологический журнал. 2019. № 2 (34). С. 55–63. doi:10.11621/npj.2019.0210
- Юл У., Уильямс Р.М. Стратегия вмешательства при психических травмах, возникших вследствие масштабных катастроф // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.А. Лейна и Э. Миллера. СПб: Питер, 2001. С. 275–308.
- Cahill H., Dadvand B., Shlezinger K., Romei K., Farrelly A. Strategies for supporting student and teacher wellbeing post-emergency // RicercAzione. 2020. Vol. 12(1). P. 23–38. doi:10.32076/RA12108
- Terrorism and Medical Responses: US Lessons and Policy Limplications / Alexander Y., Prior S. (Ed.). BRILL, 2021. 192 p.
- Xiao H., Carney D.M., Youn S.J., Janis R.A., Castonguay L.G., Hayes J.A., Locke B.D. Are we in crisis? National mental health and treatment trends in college counseling centers // Psychological Services. 2017. Vol. 14(4). P. 407–415. doi:10.1037/ser0000130
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0