Введение
Все чаще в образовательных организациях можно наблюдать ситуации, требующие кризисного вмешательства, такие как: суицид, травля, вооруженное нападение, необходимость интеграции в общество несовершеннолетних из числа вынужденных переселенцев. Особая роль в решении озвученной проблемы отводится психологической службе образовательной организации [Организация деятельности по, 2022]. В связи с этим особую актуальность представляет экстренная психологическая помощь, направленная на оказание своевременной, профессионально выстроенной, централизованной и согласованной психологической поддержки участникам образовательных отношений, оказавшимся в кризисной ситуации. Выраженную опасность для психологического состояния детей представляют такие кризисные ситуации, в которых отмечаются: угроза жизни и здоровью значимым близким, восприимчивость информационного освещения трагических событий в СМИ, эмоциональная дестабилизация окружающих, вынужденная смена условий жизнедеятельности, разрыв значимых социальных контактов и др. [Бурлакова, 2018; Голубева, 2019; Cahill, 2020].
Такая помощь позволит в значительной мере снизить риск развития негативных последствий психотравмирующих ситуаций, депрессивных и тревожных расстройств, различных аддикций.
Система экстренной и кризисной психологической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования — это комплекс и порядок мер оказания психологической помощи — в зависимости от типа кризисной или чрезвычайной ситуации, в которой оказались участники образовательного процесса.
В настоящее время изучение психологических последствий кризисных ситуаций является одной из актуальных тем научных исследований. Кризисная ситуация в образовательной организации — это происшествие, которое причиняет вред жизни и здоровью участникам образовательных отношений, окружающей среде, организации, образовательному процессу, имиджу школы и др. [Быховец, 2019; Юл, 2001; Xiao, 2017].
Б.Д. Карвасарский отмечал, что кризисная психологическая помощь подразумевает наличие у человека определенного «кризисного состояния» [Психотерапия: Учебник /, 2007] в результате внезапного, неожиданного, субъективно значимого травмирующего события, а Y. Alexander [Terrorism and Medical, 2021] выделял определенные стадии психосоциального реагирования на травмирующие обстоятельства (например, террористический акт).
Специфические особенности экстренной и кризисной психологической помощи как направления практической психологии определяются условиями, в которых оказывается помощь пострадавшим, участникам и свидетелям:
- наличие психотравмирующего события, требующего незамедлительного оказания экстренной психологической помощи с целью минимизации неблагоприятных воздействий на когнитивную, эмоциональную, личностную сферы пострадавшего;
- оказание экстренной психологической помощи должно быть осуществлено в короткие сроки с момента возникновения кризисной ситуации;
- некомфортные условия для работы психолога (отсутствие помещений, бытовых условий и др.);
- наличие большого количества пострадавших, нуждающихся в незамедлительной психологической помощи [Банников, 2011].
Эксперты в области экстремальной психологии [Шойгу, 2019] подтверждают, что своеобразие условий работы психолога в процессе оказания экстренной и кризисной психологической помощи определяет некую трансформацию общих этических принципов, принятых для оказания психологической помощи, в особые принципы, характерные именно для деятельности по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи.
Основными целями оказания экстренной и кризисной психологической помощи в образовательной организации являются: возвращение образовательной организации в штатный режим функционирования в короткий отрезок времени, а также снижение интенсивности возможных негативных последствий кризисной ситуации [Артамонова, 2021].
Как показывает отечественный опыт, экстренная психологическая помощь оказывается специалистами психологической службы МЧС России, Минздрава России, а также антикризисными подразделениями, созданными в учреждениях социальной защиты, организациях, подведомственных Минпросвещения России [Ульянина, 2022].
Специалисты отдела экстренной психологической помощи Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее — ФКЦ МГППУ) реализуют деятельность по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи — по поручению Министерства просвещения Российской Федерации — в случае возникновения на территории образовательной организации чрезвычайной или кризисной ситуации с большим количеством пострадавших, а также при наличии особых условий, в которых оказывается психологическая помощь (например, в пунктах временного размещения для переселенцев, при отсутствии в субъекте Российской Федерации специалистов необходимого профиля или их участии в рамках других задач). Для экстренной психологической помощи пострадавшим создается мобильная антикризисная бригада специалистов сектора экстренного реагирования и психологического консультирования отдела экстренной психологической помощи ФКЦ МГППУ (далее — СЭРиПК) [Вихристюк, 2018].
Деятельность по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи реализуется в соответствии с алгоритмом, включающим 3 этапа.
- Подготовительный этап. Сотрудниками ФКЦ МГППУ осуществляется сбор необходимой информации о возникшей чрезвычайной/кризисной ситуации.
Из числа сотрудников СЭРиПК определяется состав мобильной антикризисной бригады, обозначается роль каждого ее участника. На основании собранных данных готовится первичный план работы со всеми участниками чрезвычайной/кризисной ситуации. С целью получения дополнительной информации и координации совместных действий устанавливается взаимодействие с руководством образовательной организации, органами местного самоуправления, на территории которого располагается образовательная организация.
В ходе подготовительного этапа проводится совещание с оперативным штабом, сформированным из представителей Министерства просвещения Российской Федерации, исполнительных органов власти в сфере образования субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и администрации образовательной организации. В ходе совещания осуществляется оценка ситуации на месте происшествия, формируется сводная группа специалистов различных ведомств, привлеченных к оказанию кризисной и экстренной психологической помощи, проводится инструктаж специалистов на местах.
- Основной этап (на базе образовательной организации). В ходе основного этапа создается консультативный пункт, проводится собрание с педагогическим составом образовательной организации. До несовершеннолетних доводится информация о возможности обращения к специалистам дистанционной психологической службы «Детского телефона доверия», выявляются потребности несовершеннолетних в оказании им психологической помощи. На основании полученной информации проводится групповая и индивидуальная психологическая работа со всеми участниками образовательных отношений и другими категориями пострадавших. При необходимости производится сопровождение траурных и иных мероприятий. На основании проделанной работы осуществляется ведение документации, готовятся ежедневные отчеты о работе, в оперативный штаб передаются актуальные сведения.
- Заключительный этап. Специалистами ФКЦ МГППУ осуществляется подготовка отчета о проведенных мероприятиях на месте оказания кризисной и экстренной психологической помощи. Со специалистами мобильной антикризисной бригады проводятся мероприятия, направленные на профилактику эмоционального и профессионального выгорания, организуется обмен опытом. Специалисты ФКЦ МГППУ по запросу психологов на местах оказывают им пролонгированную методическую поддержку в дистанционном формате [Вихристюк, 2022].
На заключительном совещании с участием представителей образовательной организации, администрации населенного пункта, исполнительных органов власти в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних подводятся итоги проведенных мероприятий. В конце этого этапа также осуществляется супервизия специалистов психологических служб образования, участвующих в ликвидации последствий.
Возможность получения психологической поддержки с помощью дистанционных методов, в формате телефонного или онлайн-консультирования, видеовстреч позволяет охватить большое количество целевых групп, которые могут находиться на удаленном от консультанта расстоянии и, при необходимости, сохранять анонимность [Ульянина, 2022].
Планирование и организация пролонгированного сопровождения пострадавших после чрезвычайной ситуации в образовательной организации осуществляется на протяжении всех этапов оказания экстренной психологической помощи и включает в себя выделение группы риска, определение наличия на местах специалистов с соответствующими профессиональными компетенциями, материально-технического оснащения [Шойгу, 2010]. Специалистами СЭРиПК по запросу психологов, оказывающих пролонгированную психологическую помощь, осуществляется методическая поддержка, супервизии сложных случаев.
Анализ практического опыта
Работа специалистов СЭРиПК по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в 2021–2024 годах реализуется по следующим направлениям:
- оказание экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в связи с происшествиями с участием несовершеннолетних (вооруженные нападения на образовательные организации, случаи попыток и завершенных суицидов, ДТП и другие несчастные случаи с наличием пострадавших и жертв среди несовершеннолетних и др.);
- оказание экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, проживающим или эвакуированным с территорий повышенной опасности (территорий проведения СВО; субъектов Российской Федерации, граничащих с территориями проведения СВО; территорий боевых действий на Ближнем Востоке и др.).
В рамках оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в связи с ситуацией вооруженного нападения на образовательные организации специалисты СЭРиПК охватили более 3500 человек как в индивидуальном, так и в групповом формате, а работа была направлена на стабилизацию психоэмоционального состояния, оказание психологической поддержки и формирование оптимального взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений.
Спецификой оказания помощи в данном направлении является выстраивание психологического сопровождения образовательной организации после вооруженного нападения, что включает в себя проведение мероприятий, направленных на оказание психологической помощи и поддержки несовершеннолетним, их родителям, педагогическим работникам, психологическую подготовку участников образовательных отношений к выходу несовершеннолетних на очное обучение. Важной задачей также является содействие в возобновлении учебного процесса, которое может быть отсрочено во времени, а может накладываться на этап оказания экстренной психологической помощи, как в г. Брянске.
Отдельные специфические задачи могут стоять перед специалистами СЭРиПК в зависимости от текущей ситуации и ресурса субъекта Российской Федерации, например, специалисты СЭРиПК могут осуществлять сопровождение траурных мероприятий.
В целом, основными видами деятельности специалистов СЭРиПК в случаях вооруженных нападений на образовательные организации являются:
- экстренная психологическая помощь, направленная на минимизацию острых стрессовых реакций у всех участников образовательных отношений;
- просветительская и информационная работа с администрацией и педагогическим составом образовательной организации с целью повышения психологической компетентности по вопросам, связанным с возрастными и психологическими особенностями переживания травмирующих событий, психологическими аспектами возобновления учебного процесса, спецификой взаимодействия с несовершеннолетними после произошедшего;
- психологическая работа с несовершеннолетними как в индивидуальном, так и групповом формате с целью отреагирования эмоций, связанных с произошедшим событием, актуализации ресурсов, переработки травматического опыта и выстраивания перспективы на ближайшее будущее;
- взаимодействие с родителями (законными представителями), в том числе участие в родительских собраниях, с целью оптимизации эмоционального состояния, информирования о признаках психотравматизации, а также о возможности получения психологической помощи, что в дальнейшем способствует эффективной профилактике различных патологических состояний, обусловленных кризисной ситуацией.
В рамках выездов специалистов СЭРиПК на территории проведения СВО, а также работы с вынужденными переселенцами в ПВР и ДОЛ психологическая помощь и экспертно-методическая поддержка оказана более 4000 участникам образовательных отношений.
Основной спецификой оказания экстренной и кризисной психологической помощи в данных условиях является частое отсутствие мотивации обращения за психологической помощью. Поэтому особую важность приобретает активная позиция психолога: не ждать, когда нуждающиеся сами обратятся за помощью, а устанавливать контакт и осуществлять оценку их психоэмоционального состояния в ходе наблюдения и беседы, прояснять наличие запроса на психологическую помощь.
Работа на данных территориях определяется также следующими особенностями:
- несовершеннолетние остро переживают разлуку с близкими;
- сроки нахождения в ПВР и ДОЛ могут быть ненормированными, усугубляя неопределенность ситуации;
- несовершеннолетние могут транслировать идеи радикально настроенных родителей (законных представителей), провоцируя конфликты;
- сопровождающие детей педагогические работники зачастую также являются пострадавшими и нуждаются в помощи.
Данные особенности определяют основные направления работ на территориях проведения СВО, в ПВР и ДОЛ:
- оказание экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений в ситуации высокой степени неопределенности;
- организационно-методическая работа по обеспечению психологической службы в системе образования, взаимодействие с представителями исполнительных органов власти и образовательных организаций;
- экспертно-методическое и психологическое сопровождение педагогических работников, помощь в адаптации к работе в новых условиях;
- психологическая поддержка несовершеннолетних и их родителей (законных представителей): психологическое просвещение, диагностическая, консультативная и профилактическая работа, направленная на адаптацию к учебному процессу после длительного периода дистанционного обучения либо его полного отсутствия.
- просветительская деятельность по профилактике экстремизма среди участников образовательных отношений.
Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, эвакуированных из зон боевых действий и территорий повышенной опасности в странах Ближнего Востока, реализуемое специалистами СЭРиПК, также включает оказание кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений, но и имеет особую специфику.
Основная работа направлена на выявление актуального психоэмоционального состояния детей, его оптимизацию, определение особенностей познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной сфер личности, изучение процесса адаптации несовершеннолетних к изменившимся условиям проживания, а также участие в организации среды, способствующей успешной ресоциализации.
В рамках данного направления была проведена работа более чем с 250 участниками образовательных отношений.
Анализ полученного опыта позволил выявить следующие психологические трудности у несовершеннолетних, эвакуированных из зон боевых действий и территорий повышенной опасности в странах Ближнего Востока:
- нарушения в эмоционально-волевой сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, трудности произвольной регуляции поведения, неадекватный уровень притязаний и самооценки);
- последствия переживания психотравмирующего опыта (насилие, свидетельства гибели близких, разлука с близкими, ранения): страх темноты, страх военных, страх голода и болезней — стремление, в связи с этим, выбирать профессии повара, врача и др., патологическое переживание утраты, осложненное тем, что объекты утраты могут быть живы, но общение с ними невозможно;
- трудности в коммуникации (как со взрослыми, так и со сверстниками);
- признаки социально-педагогической запущенности разной степени тяжести (сложности освоения образовательной программы, соответствующей возрасту, снижение уровня общей осведомленности, недостаточное развитие высших психических функций), низкая мотивация к обучению.
По результатам проведенных мероприятий обнаружено, что, в большинстве случаев, наблюдается положительная динамика адаптации несовершеннолетних при включенном психолого-педагогическом сопровождении.
По результатам работы с законными представителями у большинства из них отмечается эмоциональное напряжение, раздражительность, патологическое переживание утраты (затянувшееся горевание), подавленность, трудности в межличностных отношениях. У отдельных семей — отказ от проведения психолого-педагогических мероприятий, предлагаемых органами опеки. У педагогических работников отмечается недостаточный уровень подготовки по кризисной психологической помощи (в т. ч. с учетом культуральных и этнических особенностей), эмоциональное выгорание.
Таким образом, система оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений специалистами Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации выстраивается, опираясь на научное обоснование и практический опыт и, на сегодняшний день, отвечает актуальным вызовам современности. Данный вид помощи предусматривает слаженную работу команды кризисных психологов, предусматривающую межведомственное взаимодействие и реализующуюся в несколько этапов, от подготовительного, непосредственно основного до необходимости в пролонгации. А сами основания оказания экстренной и кризисной психологической помощи в системе образования могут быть разными и предусматривать как работу в образовательных организациях в связи с ЧП, КС, так и разворачивание консультационных пунктов для несовершеннолетних в ПВР, ДОЛ и на территориях повышенной опасности. Расширение спектра задач и запросов в рамках данной помощи обуславливают ее актуальность и востребованность, диктуя необходимость в подготовке психологов системе образования в области экстремальной психологии, а также в поиске и обосновании практических инструментов с доказанной эффективностью для работы кризисных психологов.