Психологическая наука и образование
2016. Том 21. № 3. С. 4–6
doi:10.17759/pse.2016210301
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Вступительное слово тематического редактора
Общая информация
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Тип материала: редакторская заметка
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210301
Для цитаты: Григоренко Е.Л. Вступительное слово тематического редактора // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 4–6. DOI: 10.17759/pse.2016210301
Полный текст
Идея специального выпуска российского научного журнала «Психологическая наука и образование», посвященного проблемам аутизма, родилась в контексте подготовки второй международной конференции «Аутизм. Выбор маршрута. Диагностика. Ранняя помощь. Образование. Жизнь в обществе» (Воронеж, 2016). С момента проведения первой конференции (Москва, 2014) прошло два года, и представляется важным оценить современное состояние и вклад российской науки в развитие теории и эмпирических и прикладных исследований по проблемам расстройств аутистического спектра (РАС) за прошедшее время. Я как член программной группы по подготовке конференции и представитель экспертного совета, сформированного фондом «Выход» — благотворительной организации, поддерживающей работу по созданию системы помощи людям с РАС в России, как специалист по расстройствам развития в детском возрасте и как сотрудник Московского государственного психологопедагогического университета (МГППУ) — образовательного и научного учреждения, являющегося ведущим в России по этой проблематике, стала тематическим редактором специального тематического выпуска журнала «Аутизм. Российский квадрат: диагностика, ранняя помощь, образование, жизнь в обществе».
Выпуск журнала, который вы держите в руках, — плод работы многих специалистов. Прежде всего, хотелось бы выразить благодарность авторам статей, которые проделали большую исследовательскую и аналитическую работу при подготовке текстов по тематике выпуска. Во-вторых, важно отметить самоотверженную работу, проведенную основными рецензентами выпуска – Е. И. Лебедевой, старшим научным сотрудником лаборатории психологии развития ФГБУ ИП РАН и М.А.Чумаковой, доцентом департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. В-третьих, и авторы, и рецензенты, и я как тематический редактор благодарны нашим коллегам из МГППУ – первому проректору А. А. Марголису, начальнику информационно-аналитического управления А. А. Шведовской, заведующей сектором развития научных периодических изданий Н. В. Мешковой и всей редакционной группе журнала, которые на высоком уровне сделали всю необходимую работу по подготовке выпуска.
Итак, перед вами плод нашей совместной работы, отражающей срез российской науки о РАС в ее разных формах. Выпуск открывается группой статей, каждая из которых так или иначе связана с вопросами диагностики РАС. Статья А. Б. Сорокина и коллег содержит анализ результатов использования в России переведенных с английского скрининговых инструментов, применяемых при пре-диагностике РАС. Подобные инструменты являются крайне полезными при выявлении детей с подозрением на РАС, а две следующие статьи, А. В. Хаустова с Е. В. Рудневой и Н. А. Приходы, представляют методы тестирования и оценки, которые могут и должны быть использованы при постановке диагноза РАС. Еще две статьи в этой группе, статьи Д. С. Переверзевой с коллегами и М. А. Жуковой, предлагают читателю задуматься над значимостью так называемых эндофенотипов РАС, т. е. психофизических и психофизиологических индикаторов, которые сами по себе, в изоляции, не могут являться диагностическими критериями, но, при рассмотрении в совокупности, способны дифференцировать группу людей с РАС от нейротипичных людей или людей с другими расстройствами развития.
Следующая группа статей иллюстрирует элементы того, что во многих странах мира представляет собой систему поддержки детей с РАС на ранних этапах их развития. В статье Р. Л. Эстербрук определяются общие параметры одной из составляющих системы поддержки, а именно, развития коммуникативных навыков у детей с РАС. В последующих статьях приводятся эмпирические иллюстрации непосредственной работы с детьми в рамках системы сопровождения, а именно, в части помощи в развитии навыков речи (О. Н. Первушина и коллеги) и устранения нежелательного поведение (Л. О. Колпакова).
Третья группа статей обозначает еще один аспект работы с людьми с РАС – их обучение. Статья Е. В. Самсоновой и М. Н. Алексеевой задает контекст этого направления, в ней описывается масштабность задач, стоящих как перед инклюзивным образованием в целом, так и перед учителями и другими специалистами в школе, работающими с учащимися с РАС. Статья Е. Л. Цырюльниковой продолжает это направление, представляя конкретные иллюстрации того, как людям с РАС может преподаваться математика. А статья Е. В. Деминой и А. Н. Трубицыной раздвигает контекст обсуждения, вводя категорию «дважды особенного» ребенка, т. е. ребенка с РАС, который также является и одаренным ребенком.
Наконец, четвертая группа статей знакомит читателя с еще одним важным аспектом работы с людьми с РАС – жизнью в обществе. В статье Е. Ю. Давыдовой и А. Б. Сорокина осуществляется переход от обучения к социальной проблематике, а Е. А. Черенева и коллеги приводят теоретически-методологический анализ локального и глобального опытов работы с людьми с РАС.
В целом, можно сказать о том, что состояние российского поля исследований, связанных с РАС, во-первых, характеризуется своим небольшим размером — научные работы по РАС в России найти трудно, они немногочисленны и не содержат большого эмпирического материала. Во-вторых, в этих работах используются англоязычные термины, не всегда совпадающие между собой по содержанию; разработка единого терминологического тезауруса требует групповых усилий и формирования устойчивого и унифицированного словаря. В третьих, существуют явные «провалы» в знании о РАС в России. По-прежнему нет единой статистики, например, о частоте встречаемости РАС в стране, или данных об эффективности используемых в России программ вмешательства. Наконец, нет информации о жизненных траекториях людей с РАС в России, в основном это данные о жизни человека с РАС до 10–15-летнего возраста.
Итак, работы впереди много, но уже есть значительный разбег. Есть специалисты, профессионально работающие с людьми с РАС, накапливаются необходимые психологические инструменты и для диагностики, и для вмешательства, разрабатываются экспериментальные парадигмы работы с людьми с РАС. Научное сообщество, занимающееся РАС, растет и развивается.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1724
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 461
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0