Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) * 2068Курбангалеева Е.Ш. Веретенников Д.Н. АннотацияАНО «НИЦ «Особое мнение» провела комплексный всероссийский мониторинг доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), охвативший треть государственных вузов РФ (165 вузов в 51 регионе). Авторы изучили данный вопрос с точки зрения организаций, предоставляющих услуги высшего образования (вузы), потребителя этих услуг (студенты-инвалиды и их родители) и дополнили полученную картину данными мониторинга и включенного наблюдения, что позволило выделить основные блоки проблем на пути получении инвалидами и лицами с ОВЗ высшего образования на этапах профориентации, поступления в вуз, непосредственно обучения и дальнейшего трудоустройства. В частности, исследователи указывают на законодательное ограничение «один вуз – одна специальность» для поступления инвалидов по квоте, проблемы при получении инвалидами необходимых для поступления в вуз документов, недостаточную обеспеченность вузов элементами доступной среды и специальными техническими средствами обучения инвалидов, низкую информативность сайтов вузов и пр. Также авторы предлагают конкретные шаги по повышению доступности высшего образования для инвалидов, например, внесение поправок в законодательные акты, ограничивающие возможности инвалидов в сфере высшего образования, изменение практики работы органов медико-социальной экспертизы (МСЭ) в части предоставления необходимых для поступления в вуз документов, дополнение функционала ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) инженерно-технической и кадровой составляющей, введение единого стандарта раздела сайтов вузов, посвященного обучению инвалидов, и т. д. * При реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации». Ключевые слова: инвалиды, лица с ОВЗ, высшее образование, мониторинг, доступность, профориентация, обучение, трудоустройство, МСЭ Рубрика: Мониторинги Тип: научная статья Фрагмент статьи
У инвалидов и лиц с ОВЗ вопросы профориентации, получения образования, в том числе высшего, и последующего трудоустройства на данный момент решаются с большими трудностями. Часто они вынуждены существовать фактически в замкнутой среде, ограниченной себе подобными и/или ближайшими родственниками. Статьи по теме
Социальная психология | Зайцева Н.Г., Колесникова У.В. Инклюзивное образование, Клиническая психология | Зыков А.А., Васильева А.Е., Давыдова Е.Ю. Инклюзивное образование, Клиническая психология | Алмазова А.А., Никандрова Т.С., Тушева Е.С., Хаустов А.В. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|