Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола

1627

Аннотация

Представлено исследование половой специфики мотивационного и ценностно-смыслового отношения к учебе у старшеклассников. Обследо- ваны школьники 9–11-го классов (от 15 до 17 лет) двух школ г. Москвы с традиционной парадигмой обучения. Мотивировки выявлялись факторным анализом ответов на 70 утверждений для групп юношей и девушек отдель- но (опрошены 162 человека, в том числе 82 юноши и 80 девушек). Струк- тура ценностных ориентаций исследовалась кластерным анализом ранжи- рования 10 общечеловеческих (Рокич) и 12 учебных ценностей (опрошено 109 человек, в том числе 60 девушек и 49 юношей). Выявлялись также кор- реляции между характером мотивации и ценностными ориентациями (39 юношей и 48 девушек опрошены одновременно по двум методикам). В ито- ге выявлено, что девушки видят возможность самореализации в познании, самосовершенствовании и преодолении препятствий, в то время как боль- шинство юношей самореализуются в аффилиативной сфере. У девушек характер мотивации хорошо соответствует выбираемым ценностям, тогда как у юношей взаимосвязи мотивации и ценностей неоднозначны. Учет по- ловой специфики подростков позволяет повысить эффективность учебной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: старшеклассники, ценности, мотивация, пол

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220307

Для цитаты: Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 63–70. DOI: 10.17759/pse.2017220307

Полный текст

Введение

Наиболее важным условием эффективности школьного образования является воспитание необходимой мотивации учебной деятельности старшеклассников, которая в значительной степени определяется половой спецификой . В исследованиях [Вартанова, 2012; Кудинов, 1998; Саулина, 2015] были получены результаты, свидетельствующие о различиях психологических характеристик у подростков разного пола . Эта половая специфика распространяется как на когнитивную сферу, так и на сферу интересов [Саулина, 2015] . Соответствующие психологические различия проявляются, в частности, в мотивационной сфере и в ценностно-смысловых установках

Как справедливо отмечал Б . Г. Ананьев [Ананьев, 1980], психологическое исследование мотивации поведения личности невозможно без социально-психологического изучения самих ценностей, именно в них сходятся различные психологические характеристики личности . В отличие от мотива, который всегда индивидуален и обособляет жизненный мир субъекта, ценность есть то, что, напротив, приобщает индивида к некоторой надындивидуальной общности и целостности [Василюк, 1984] . Проблему ценностей, однако, нельзя рассматривать отдельно от источников активности - потребности и мотивации . Д . А . Леонтьев [Леонтьев, 2007] отмечает, что по функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности достаточно очевидным образом относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации . На рубеже развития личности, в переходный период ценностные ориентации школьников часто вступают в противоречие со сложившейся системой мотивов и потребностей, приводя их к качественной перестройке . При этом основным индикатором развития личности можно считать степень перехода изначально осознанных ценностей из разряда только знаемых в регуляторы поведения, степень интеграции их в общую систему мотивации В связи с этим взаимосвязь текущих мотивов и усваиваемых ценностных ориентаций можно рассматривать в качестве одного из механизмов личностного роста и развития [Вартанова; Вартанова, 2012] .

Таким образом, выявление системы взаимосвязей мотивации и ценностей в старшем школьном возрасте представляется важной проблемой для понимания как структуры личности, так и механизмов ее развития в ходе школьного обучения . Но в этом комплексе условий необходимо учитывать также и пол детей - от этого существенно зависит не только специфика социальных ролей и обусловленность этим личностных планов и ценностей будущей активности, но и психологический возраст (имеется существенная гетерох- ронность в физическом и психологическом развитии юношей и девушек), а следовательно, и зрелость мотивационно-ценностных систем личности

Цель данной работы - выявить половую специфику мотивации (мотивационного профиля) и ценностно-смыслового отношения старшеклассников к учебе

Гипотеза исследования - существует связь между полом старшеклассников, с одной стороны, и мотивацией учения, ценностно­смысловым отношением старшеклассников к учебе - с другой .

Методика

Для исследования вариантов мотивировок (мотивации) учебной деятельности был разработан специальный опросник [Вартанова, 2015] . В исходном варианте в него вошло 70 утверждений, отражающих возможные варианты мотивировок учебы в школе в настоящем и отношения к профессиональному будущему путем оценки по 5-балльной шкале степени согласия с каждым утверждением

Ценности изучались с помощью модифицированной методики Рокича [Вартанова; Вартанова, 2016] . Иерархия 22 общечеловеческих и учебных ценностей определялась путем их ранжирования: названия соответствующих ценностей из общего перечня вписывались в бланк в порядке их важности

В опросе добровольно (при согласии родителей) приняли участие школьники 9-11-х классов (возраст от 15 до 17 лет) двух школ г . Москвы с традиционной парадигмой обучения: по методике 1 опрошены 162 человека, в том числе 82 юноши и 80 девушек; по методике 2 опрошено 109 человек, в том числе 60 девушек и 49 юношей .

Результаты

В результате факторного анализа полученных ответов опросника по всей выборке в целом было выделено четыре фактора, которые получили следующую интерпретацию . Фактор 1 - мотивация самоопределения (учеба как долг, как необходимость для продолжения учебы и успешной карьеры в будущем) Фактор 2 - статусная мотивация, или мотивация признания в коллективе (признание, одобрение, авторитет) . Фактор 3 - познавательная мотивация (ориентация на процесс познания, на решение сложных задач и преодоление трудностей) . Фактор 4 - мотивация общения . Факторный анализ, проведенный по двум группам - для юношей и девушек отдельно, показал определенную специфику . Так, для юношей уверенно выделяются только три фактора, четвертый оказался на уровне шума, тогда как на выборке девушек уверенно выделяются все четыре фактора. Интерпретация факторов по отдельным группам показала определенное сходство с общегрупповыми факторами: первые три фактора также можно в целом интерпретировать как факторы мотивации самоопределения (1), фактор признания в коллективе или статуса (2) и фактор познавательной мотивации (3). Четвертый же фактор - общение (ориентация на групповую работу), выделяемый по всей выборке, оказался характерным только для девушек . Для юношей же четвертый фактор отражает учебный процесс как долг . При этом содержание первых факторов наполнено несколько по-разному для юношей и девушек . Так, содержание мотивации самоопределения характеризуется не только общими высказываниями о пользе учебы для будущей карьеры, но для юношей дополняется высказываниями о достойном месте среди товарищей, тогда как девушки свое успешное будущее связывают еще и с необходимостью хорошо учиться Для юношей в фактор признания в коллективе (2) кроме собственно престижных (связанных с авторитетом) входит много высказываний про одобрение родителей, учителей и одноклассников, т е признание в коллективе скорее связано с принятием и одобрением . У девушек же признание в коллективе связано только с престижем, желанием быть лучше остальных . Для них одобрение и принятие является скорее средством для дальнейшей успешной жизни, входит в фактор мотивации самоопределения (1) . В содержании познавательной мотивации (фактор 3) существенных различий для юношей и девушек не обнаруживается

Результаты ранжирования ценностей были проанализированы с помощью кластерного анализа внутри групп юношей и девушек по отдельности (табл . 1) . Это позволило выделить четыре группы ценностей Первые два кластера в большей степени связаны с установками, касающимися повседневной практики учебной деятельности, вторые два связаны с ценностями самоопределения и будущей жизни В первый кластер вошли аффи- лиативные ценности, к которым юноши добавляют творчество и глубокие знания, тогда как девушки - успешную учебу Во второй кластер - ценности самореализации - юноши дополнительно включают успешную учебу, свободу и уверенность в себе, а также наличие хороших друзей, а девушки - творчество, преодоление препятствий, красоту природы и искусства, а также глубокие и прочные знания и получение удовольствия В третий кластер - ценностей, связанных с будущим, - у юношей дополнительно попали ценности получения удовольствия и преодоления препятствий, а также красота природы и искусства, в то время как девушки связывают свое будущее с ценностями свободы, уверенности в себе, активной жизни и наличием верных друзей Четвертый кластер - любви, здоровья и счастливой семейной жизни - дополняется только юношами ценностью «активная, деятельная жизнь».

Далее с помощью корреляционного анализа проводилось сопоставление результатов ранжирования ценностей с выраженностью мотивации выявленных типов для групп юношей и девушек . Для первых (39 полных опросов по двум методикам) обнаружены следующие значимые (р < 0,05) корреляции:

1)         выраженности мотивации самоопределения с уменьшением значимости ценности «творчество» (г = -0,40);

2)         выраженности мотивации признания в коллективе с уменьшением значимости ценностей «интересный разговор» (г = -0,47) и «мой авторитет» (г = -0,44) и прямая связь на уровне тенденции (r = 0,35) с «признанием в коллективе»;

3)         выраженности познавательной мотивации с увеличением значимости ценности «получение удовольствия» (г = 0,48);

4)         выраженности мотивации социальной ответственности (учебы как долг и необходимость) с ранжированием важности ценности «здоровье» (г = 0,57) и уменьшением значимости ценности «интересный разговор» (r= -0,51) .

Таблица 1

Результаты кластерного анализа ранжирования ценностей юношами и девушками

Юноши

Девушки

Кластер 1

1

Быть лучше других

1

Быть лучше других

2

Мой авторитет

2

Одобрение окружающих людей

3

Признание в коллективе

3

Успешная учеба

4

Интересный разговор

4

Мой авторитет

5

Одобрение окружающих людей

5

Признание в коллективе

6

Глубокие и прочные знания

6

Интересный разговор

7

Творчество

 

 

Кластер 2

8

Успешная учеба

7

Получение удовольствия

9

Самосовершенствование в учебе

8

Глубокие и прочные знания

10

Свобода

9

Самосовершенствование в учебе

11

Познание

10

Познание

12

Уверенность в себе

11

Преодоление препятствий

13

Наличие хороших и верных друзей

12

Творчество

 

 

13

Красота природы и искусства

Кластер 3

14

Получение удовольствия

17

Материально обеспеченная жизнь

15

Преодоление препятствий

18

Наличие хороших и верных друзей

16

Материально обеспеченная жизнь

19

Интересная работа

17

Красота природы и искусства

20

Свобода

18

Интересная работа

21

Уверенность в себе

 

 

22

Активная, деятельная жизнь

Кластер 4

19

Счастливая семейная жизнь

14

Счастливая семейная жизнь

20

Любовь

15

Любовь

21

Здоровье

16

Здоровье

22

Активная, деятельная жизнь

 

 

 

В группе девушек (48 полных опросов по двум методикам) обнаружены следующие значимые (p < 0,05) корреляции:

1)         выраженности мотивации самоопределения с увеличением значимости ценностей «любовь» (r = 0,36) и «счастливая семейная жизнь» (r = 0,40), а также с уменьшением значимости ценности «получение удовольствия» (r = -0,36);

2)         выраженности мотивации признания в коллективе с увеличением значимости ценностей «признание в коллективе» (r = 0,50), «быть лучше других» (r = 0,41), «познание» (r = 0,36), а также с уменьшением значимости ценности «получение удовольствия» (r = -0,51) . ;

3)         выраженности познавательной мотивации с увеличением значимости ценностей «красота природы и искусства» (r = 0,49), «познание» (r = 0,40), «самосовершенствование в учебе» (r = 0,47), «глубокие и прочные знания» (r = 0,45) .

Для выраженности мотивации общения никаких значимых взаимосвязей с ранжированием ценностей не обнаружено

Обсуждение

Как следует из полученных результатов, половая специфика затрагивает одновременно и мотивацию, и систему ценностей, а также взаимосвязи между ними Так, в результате факторного анализа высказываний- мотивировок была выделена статусная мотивация, или, как она была условно обозначена, мотивация признания в коллективе Однако в этот фактор входили высказывания,
связанные не только с самоутверждением, но и с потребностью принятия (аффилиаци- ей) . По мнению Е . Д . Божович [Божович, 2000], потребность в признании и потребность в самоутверждении - это две формы одной и той же социоген­ной потребности, потребности в аффилиации Эти формы, однако, имеют определенные содержательные (личностно-смысловые) различия . Потребность в признании проявляется в стремлении к взаимопониманию с другими, к уважению и интересу с их стороны . Потребность в самоутверждении проявляется в стремлении к престижу, желании заметно отличаться от других, привлекать к себе особое внимание . Сложный характер взаимосвязи признания и самоутверждения подтверждается и нашими результатами, которые также позволяют описать половую специфику сочетания этих форм мотивации Содержательно у девушек в отличие от юношей в данном типе мотивации помимо наличия мотива уважения и признания преобладает мотив самоутверждения . Результаты ранжирования ценностей показывают, что у девушек признание в коллективе и престиж связаны с успехом в учебе У юношей же потребность в уважении и признании связаны с ценностями творчества и наличием глубоких и прочных знаний В литературе также отмечается, что у девушек- подростков отношение к учебе обусловлено стремлением к успешности при изучении школьных предметов, а у юношей - внешней мотивацией (занять определенное положение, заслужить похвалу и уважение) [Собкин, 2015] . Это можно объяснить разными социальными требованиями (установками и стереотипами) к юношам и девушкам, спецификой обратной связи, которую они получают от взрослых [Карабанова, 2007] Зарубежные исследования полоролевых стереотипов также показывают, что различные ожидания учителей, родительские ожидания влияют на самовосприятие ребенка [Берн, 2004; Dweck C S, 1978] . Кроме того, как свидетельствуют полученные данные, у девушек в фактор мотивации самоопределения, включающий учебу как долг и необходимость для успешного будущего, входят высказывания о необходимости одобрения родителей, учителей и одноклассников, поскольку это для них является одним из средств обеспечения благополучного будущего При ранжировании ценностей благополучное будущее у девушек также связано с наличием хороших и верных друзей, свободой и уверенностью в себе Для юношей комплекс высказываний, характеризующий мотивацию самоопределения, включает помимо высказываний о необходимости хорошо учиться для будущей карьеры также утверждение о стремлении занять достойное место среди товарищей У них будущее связано в большей степени со статусной мотивацией В понимании самореализации в данный период обучения в школе также наблюдаются существенные половые особенности . Юноши в своем ценностно-смысловом поле связывают успешную учебу с уверенностью в себе и эмоциональной поддержкой друзей То есть для них успешная учеба и самосовершенствование в учебе в большей степени связаны с социальным контекстом (свобода, друзья) . У девушек же самореализация связана с соответствующими этой мотивации ценностями - преодолением препятствий, творчеством, глубокими и прочными знаниями, самосовершенствованием в учебе Это подтверждается и корреляционными связями выраженности данной мотивации с этими же ценностями В целом в группе девушек аффилиативные, познавательные и прагматические мотивы связаны с соответствующими им ценностями, что свидетельствует о смысловом единстве их мотивационной системы и более зрелом восприятии процесса учения

Таким образом, потребность в самореализации для юношей и девушек характеризуется различными системами ценностей Это обусловлено половыми различиями в данной возрастной группе, которые усилены неравномерностью темпов возрастного развития у юношей и у девушек Девушки видят возможность самореализации в познании, самосовершенствовании и преодолении препятствий, в то время как большинство юношей в подростковом возрасте самореализуются в аффилиативной сфере У них успешная учеба при наличии свободы является средством повышения собственного самоуважения, уверенности в себе, а также получения признания, одобрения и уважения со стороны ближайшего окружения

Заключение

Подводя итоги обсуждения, можно констатировать, что в результате организованного и проведенного нами исследования установлено следующее

1. Выявлена половая специфика мотива­ционного отношения к учебе, которая заключается в том, что в состав мотивации самоопределения у юношей включаются еще желание занять достойное место среди товарищей, тогда как для девушек успешное будущее связано с необходимостью хорошо учиться, при этом учеба как долг дополняется мотивом самоутверждения

2. Выявлена половая специфика ранжирования и систематизации ценностей, которая заключается в том, что потребность в самореализации для юношей и девушек характеризуется различными системами ценностей: девочки видят возможность самореализации в познании, самосовершенствовании и преодолении препятствий, в то время как мальчики в подростковом возрасте самореализуются в аффилиативной сфере.

3. Выявлена половая специфика взаимосвязей мотивационного отношения к учебе и ранжирования ценностей, которая заключается в том, что у девушек ценности будущего (любовь, счастливая семейная жизнь) связаны с мотивацией самоопределения, при этом и другие виды мотивации – аффилиации, познавательная – четко связаны с соответствующими ценностями, тогда как у юношей взаимосвязи мотивации и ценностей неоднозначны: мотивация самоопределения противоположна творчеству, а мотивация признания – статусным ценностям.

Таким образом, выявленные закономерности позволят более дифференцированно и эффективно осуществлять психологическую поддержку воспитательной работы в школе, что обеспечит качество образовательного процесса

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  2. Берн Ш. Гендерная психология: пер. с англ. М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
  3. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения: дидактическое пособие. Воронеж: МОДЭК; Москва: МПСИ, 2000. 192 с.
  4. Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивации и система ценностей // Вопросы психологии. 2012. № 3. C. 3–11. doi: WOS:000088388800072
  5. Вартанова И.И. Мотивация и внутренние конфликты старшеклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2012. № 2. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2012/n2/53544.shtml (дата обращения: 16.04.2017).
  6. Вартанова И.И., Юдина А.В. Особенности взаимосвязей учебной мотивации и локуса контроля в гимназии и школе // Ананьевские чтения – 2015 (20–22 октября 2015 г.) / Отв. ред. В.М. Аллахвердов. СПб: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. С. 159–160.
  7. Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2016. № 4(24). С. 115–121.
  8. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. 240 с.
  10. Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. 1998.Т. 19. № 1. С. 26–36.
  11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд., доп. М.: Смысл, 2007. 511 с.
  12. Саулина Е.Б. Особенности полового диморфизма когнитивных способностей и структуры интересов подростков с высоким уровнем интеллекта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т. 7. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/n1/ Saulina.phtml (дата обращения: 23.03.2017).
  13. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 3–15.
  14. Dweck C S., Bush E.S. Sex differences in learned helplessness: I. Differential debilitation with peer and adult evaluators // Developmental Psychology. 1978. V. 11. P. 147–156.

Информация об авторах

Вартанова Ирина Ивановна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0716-9648, e-mail: iivart@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2869
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 1627
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10