Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 4. С. 5–6
doi:10.17759/pse.2017220401
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Профессиональный рост учителя: оценка и ответственность
Общая информация
Рубрика издания: Педагогическое образование
Тип материала: интервью
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220401
Для цитаты: Профессиональный рост учителя: оценка и ответственность // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 5–6. DOI: 10.17759/pse.2017220401
Полный текст
Сегодня в каждом классе могут сидеть и ребенок на коляске, и ребенок с имплантатом, и дети с ОВЗ.Существует огромная специфика работы с такими детьми.А кто этому обучал педагога? Я никогда не забуду, как однажды мне как заместителю председателя общественного совета пришлось разбираться с ситуацией: заслуженная учительница заклеила первокласснику рот скотчем, чтобы он не мешал ей работать.Было, конечно, судебное дело.Когда я стал вникать, то понял, что она столкнулась с ребенком с СДВГ.Кто ее учил с таким ребенком работать? Это и есть новые условия, которые требуют новых компетенций.В школах учатся огромное число аллергиков, которые засыпают на первых уроках.У нас в каждой школе уже серьезное количество детей, для которых русский язык не родной.Для словесника это новая компетенция – изучение русского как иностранного.
– Какова связь между новыми компетенциями и НСУР?
Е.Я.: Безусловно, любое овладение новыми навыками – это целая система.Требуется и стимулирование, и выделение тех драйверов, которые идут впереди.С одной стороны, разработка НСУР – это поручение президента.Она имеет и серьезную социальную базу – люди должны иметь возможность карьерного роста, должны получать моральное удовлетворение от своего труда.Последние исследования социологов показали, что почти вдвое сократилось число учителей, которые удовлетворены своим трудом.Это опасная тенденция.Надо создавать стимулы – моральные, материальные.Это одна сторона вопроса.А вторая заключается в том, что те сложные моменты, о которых я рассказываю, требуют поиска людей, которые уже овладели или стремятся овладеть новыми педагогическими практиками.И такие люди есть.Например, одна из моих сторон деятельности – это открытие школ на базе клиник, где лежат дети с очень серьезными нарушениями здоровья.Там совершенно особенные условия обучения, нужно руководствоваться протоколами врачей, не перегружать занятиями.Мы открыли уже семь таких точек – в Калининграде, Хабаровске, Воронеже и других городах.Выезжаем туда с молодой бригадой учителей помогать местным учителям.Они заходят в палаты и педагогическая ситуация устанавливается уже через пару минут.Дети и родители не могут от этих учителей «отлипнуть».Вот они-то и есть носители передовых практик, умеющие отвечать на вызовы.И они должны быть локомотивами для всех остальных учителей.Поэтому необходимо их отмечать, поддерживать, поощрять.
– Многие учителя надеются, что НСУР сможет помочь молодым специалистам решить проблему профессионального одиночества. Какие еще дополнительные задачи решает новая система?
Е.Я.: Этих задач очень много.Начнем с того, что никто не собирается отменять существующую систему.Категории, почетные звания останутся.Мы условно назвали это горизонтальным ростом.Но сегодня, как правило, отмечаются долголетние заслуги.А нас, помимо этого, еще интересуют молодые – 25-ти, 27-ми, 35-летние люди.Они тоже должны чувствовать, что их заметили.Многие проблемы, о которых я говорю, не решаются одиночками.Требуется работа команды.А что это такое? Это люди, объединившиеся вокруг какой-то проблемы, реализуюющие какой-то проект.Например, разработка и реализация адаптивных или специализированных программ.На самом деле, мы создаем некую сеть, тем более, что Закон «Об Образовании в РФ» позволяет реализовывать сетевое общение, где идет своего рода прокачка крови, где люди обмениваются тем, что они сделали.
– Уже четыре года длится обсуждение проекта педагогическим сообществом. Учителя инертны или, наоборот, готовы к переменам?
Е.Я.: Зная мировой опыт, я должен сказать, что профессиональные стандарты существуют в любой нормальной развитой стране.Последний профессиональный стандарт в Великобритании был принял в 2012 году.Пока подавляющее большинство не знакомо ни с текстом, ни с посылами проектов.Кроме того, в некоторых регионах учителей начали пугать, угрожая увольнением после принятия стандарта.Это абсолютная ложь.Здесь есть две крайности при внедрении проекта.Первая, когда преобладает инерция: «Будет приказ, тогда и будем работать».Вторая крайность, когда спешат отрапортовать: «Мы уже готовы, мы уже все внедрили».И торопиться нельзя, и отставать нельзя.Ситуация в стране очень разная.Есть регионы, где поэтапно, спокойно все это делается, и учителя там проект поддерживают.Есть регионы, где, к сожалению, учителя живут фобиями, страхами, слухами.
– Как продолжать работать с теми, кто «не читал, но осуждает»?
Е.Я.: Другого пути нет.Условно, даже если вы против всех стандартов, сегодня вы должны по закону обучаться в соответствии с ними.Что происходит, если учительница не владеет этими приемами? Либо ей придется рисовать халтурные оценки, либо тратить нервы и идти на конфликт с детьми и родителями.Будет ли все гладко? Не будет, люди все очень разные, обстановка разная.В крупных города еще надо постараться, чтобы устроиться на работу в школу, а в некоторых маленьких городах говорят так: «Будет какое-то новое требование, мы уйдем, ищите себе тут кого-то другого».А вокруг голубая тайга.
– Как учитывался зарубежный опыт при создании профессионального стандарта и НСУР?
Е.Я.: В разных странах – разные модели.Мы изучили весь опыт в мире.А потом адаптировали это к нашим «осинам», потому что ничего нельзя переносить без модификации.
– Известно ли уже, как будет проходить оценка педагогов в системе НСУР? Это один из ключевых вопросов, который беспокоит педагогов.
Е.Я.: Это отдельная важная тема.До тех пор, пока чиновник будет оценивать учителя, все начинания будут достаточно серьезно извращаться.Сегодня аттестация – это дело регионов.Где-то учителя приносят на аттестацию килограммы портфолио, которые никто не читает, в других – отвечают на компьютерные тесты.И то и другое, конечно, ерунда.Поэтому и была зарегистрирована Ассоциация «Педагог XXI века».Мы предложили войти в нее предметникам, учителям, которые имеют большой опыт и высокий статус.В чем ее идея? В переходе к общественно-государственному совместному управлению.Само профессиональное сообщество должно оценивать своих коллег и отвечать за итоги аттестации.И тогда это будет более честно и объективно.
Метрики
Просмотров
Всего: 2325
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1222
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0