Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов

1232

Аннотация

Анализируется социальная ситуация развития детей и подростков в информационном обществе, характеризующемся изменениями условий социализации. На основе культурно-исторической и деятельностной теорий рассматриваются условия развития личности современных детей и подростков, препятствия в развитии общения и понимания ими другого человека, риски ухода в виртуальное пространство общения, примыкания к асоциальным группировкам, факторы, затрудняющие развитие понимания другого человека в условиях инклюзивного образования. Прослеживается значение формирования психологической культуры детей и подростков для их духовного развития и для противодействия рискам современного общества. Показана связь развития детей и подростков как «врастания в культуру» в ходе получения образования и формирования их психологической культуры. Сформулированы приоритетные направления работы по формированию психологической культуры обучающихся в связи с возрастными задачами развития в младшем школьном и подростковом возрастах. Развитие психологической культуры рассматривается как важнейшее средство поддержки реализации современных стандартов образования и как основа для психологического здоровья обучающихся.

Общая информация

Ключевые слова: социальная ситуация развития, младшие школьники, подростки, психологическая культура, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220602

Для цитаты: Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Развитие психологической культуры обучающихся в контексте реализации образовательных стандартов // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 25–33. DOI: 10.17759/pse.2017220602

Полный текст

 
 

В современном обществе все активнее обсуждаются проблемы наступающей информационной эпохи . В этих условиях безмерно расширяются ментальные и физические возможности человека, что отражается и в сфере образования В связи с этими изменениями значительно усложняется социальная ситуация развития детей и подростков [Поливанова К.Н] . Новый поворот в развитии общества ставит перед психологической службой системы образования новые вопросы и задает новый контекст формирования психологической культуры обучающихся . Реализация современных стандартов общего образования и, прежде всего, выполнение заложенных в них требований к развитию личности школьника невозможно без поиска ответов на вопросы, поставленные стремительно меняющейся действительностью

Одним из главных становится вопрос о том, как в меняющемся обществе сохранить детей — как людей, как представителей рода человеческого. Человек — особое явление, он живет не только в физическом мире, но и в мире знаков, символов, смыслов, чувств В . П . Зинченко вспоминал: «Как-то Мамар- дашвили спросили: с чего начинается человек? Мераб ответил мгновенно: человек начинается с плача по умершему!. . . То есть с сочувствия, с духовного переживания, с духовности» [9, с . 4] . Многие авторы справедливо рассматривают духовность как присутствие человеческого в человеке . Так, В . Франкл обращал внимание на то, что духовность человека — это не просто характеристика, а кон­ституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным; духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному [Франкл, 1990] .

Психологическая культура личности является результатом духовного развития . Условия становления психологической культуры личности:

•           полноценное психическое развитие;

•           психологическая грамотность;

•           нравственное развитие человека

Правомерно рассматривать психологическую культуру как аспект общей культуры человека, связанный с его воспитанием . Именно взаимодействие воспитания и культурного развития способствует развитию человека как Человека. Л . С . Выготский отмечал, что «Культурное развитие приводит нас вплотную к вопросам воспитания» [1, с . 291] . А сам процесс освоения знаний должен пониматься как средство вхождения в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей и созидательных начал в человеке [Дубровина] .

«Врастание в культуру» Л . С . Выготский во многом связывал с эмоциональным развитием человека и предупреждал об опасности «эмоционального невежества». «Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие, и составляет предмет и заботу воспитания в той же мере, как ум и воля», ведь «... эмоции не менее важный агент, чем мысль» [3, с . 141—142] . Переживание, которое Л С Выготский рассматривал как «.как внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности» [2, с . 378], определяет, по его мнению, то, «.как тот или иной момент среды влияет на развитие ребенка» [2, с . 379] . Переживание составляет суть формирующегося внутреннего мира растущего человека, опосредует его отношения с миром Ребенок воспринимает мир, понимает его и относится к нему сквозь призму собственных переживаний, поскольку, отмечал Л С Выготский, «. только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика, все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое обращение к миру» [3, с . 141] .

Ум и чувства должны развиваться равномерно Развитие одного вне развития другого ведет к ущербности сначала личности школьника, затем студента, а затем появляются ущербные специалисты во всех областях жизни, которые делают жизнь окружающих людей, в том числе растущих детей, ущербной Особенно важными являются нравственные чувства, основу которых составляет отношение к человеку как высшей ценности Нравственные чувства возникают тогда, когда человек начинает понимать эмоциональное состояние другого, сочувствовать и сопереживать ему . Вспомним, что В . В . Давыдов в качестве основных личностных новообразований подросткового возраста называл «. способность к гибкому общению, основы практического сознания, ориентацию в сфере нравственности» [6, с . 140] . Фундаментом для перечисленных новообразований становится умение понимать чувства, настроение, интересы других людей и строить свое поведение в соответствии с этим . Эмоции детей и подростков являются своеобразными индикаторами, они указывают, насколько благополучно формируется то, что К . Д . Ушинский называл строем человеческой души

Потому и основу психологической культуры личности составляет комплекс эмоциональных переживаний, основанных на осознании безусловной нравственной ответственности перед людьми, обществом и самим собой за свои отношения, действия, поступки . Этот комплекс эмоциональных переживаний и называется совестью. В . И . Даль определял совесть как «... нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла» [7, с . 256] . Неразвитость нравственных чувств, подмена их ложными ориентирами способствуют развитию агрессивности, эгоизма, зависти, лживости . Или — жажды власти, самоутверждения за счет унижения другого . Следствием эмоционально-нравственной неразвитости человека является нарушение его отношений с миром

Под условиями развития эмоциональной связи с миром следует понимать не просто проведение каких-либо мероприятий, а всю систему работы с ребенком в семье, школе, обществе . Зачастую в школе никто не занимается проблемой организации деятельности, развитием общения Это важнейшее условие развития личности пущено на самотек

Семья выступает как первая и главная среда социализации, как источник психического развития ребенка Самое ценное, что он получает в семье, это ощущение себя нужным, любимым, это дает ему уверенность в отношениях с окружающим миром, он к нему относится также с любовью и доверием Но семьи бывают очень разными, и семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития и воспитания ребенка . Основное патогенное значение для нарушения психического и личностного развития имеет недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, т е эмоциональная депривация В жизни многих детей и подростков отсутствуют нормальные отношения между людьми как форма культуры, представленная в их семье . Дети нередко живут в ситуации насилия . Каждый случай насилия (побои, оскорбления и пр . ), пережитый ребенком, оставляет свой травматический след, который разрушающе действует на формирующуюся личность:

—        нарушается эмоциональная жизнь;

—        формируется неконструктивная направленность развивающегося мировоззрения;

—        утрачивается доверие к взрослому человеку;

—        обесценивается общение;

—        не формируется чувство собственного достоинства;

—        развиваются отрицательные душевные качества

В .А. Сухомлинский с горечью отмечал: «Иногда взрослому уму кажется непостижимым, почему подросток или юноша совершил столь жестокое, бесчеловечное преступление, как у него поднялась рука на человека, на его достоинство? Но если мы приглядимся внимательнее к такому юноше, то увидим его эмоциональное невежество, порожденное таким “букетом”, как насилие, оскорбления, недоверие, равнодушие, бессердечность со стороны старших» [17, c . 118] .

Школа — один из важнейших социальных институтов . Быть может, одна из важнейших задач школы, особенно в начальных классах — возвращение детства тем, кто в семье был его лишен . Не случайно Л . С . Вы­готский обращал внимание на то, что когда речь идет о моральных проступках детей, от легких провинностей до настоящих преступлений, то правильнее говорить не об их моральной дефективности («moral insanity»), а о социальной недовоспитанности или запущенности ребенка Он отмечал, что «. никакой особой педагогики такие дети не требуют, никаких исправительных или карательных мер, а только удвоенного социального внимания и учетверенного воспитательного воздействия среды» [3, с . 261] .

В процессе реализации образовательных стандартов, в обучении и в общении с детьми и подростками важно не только сформировать необходимые универсальные учебные действия, но дать им соприкоснуться с абсолютной ценностью человеческих отношений, пробудить в них веру в людей, в добро, в справедливость . Между тем современное образование в большей степени акцентирует внимание на проблеме успеваемости школьников, на их подготовке к сдаче ЕГЭ и значительно меньше уделяет внимания вопросам воспитания, развития самосознания, эмоциональной сферы, нравственных потребностей, интересов, гуманистического мировоззрения . Недостаточность психологической культуры современных школьников состоит, прежде всего, в том, что они имеют слабое представление о человеке вообще и о себе как личности, им неинтересен их внутренний мир [ Прихожан, 2011] .

Нередко система отношений подростков в классе, в школе остается вне поля зрения не только учителя-предметника, но даже классного руководителя и психолога Это важнейшее условие развития личности нередко пущено на самотек: как у кого общение сложится или не сложится, взрослых мало волнует, главное, чтобы дети учились . Современный подросток постепенно теряет одно из важных свойств человека — живое общение . Живому общению подростки все чаще предпочитают общение в виртуальном пространстве [Королева Д.О] . К уходу в виртуальное общение подростков толкают повышенная социальная тревожность, неразвитая эмпатия и другие проявления низкого уровня овладения своим поведением и своим внутренним миром [Холмогорова; Холмогорова, а] .

Современная образовательная ситуация несет в себе проблемы, усложняющие развитие у детей и подростков умения понимать чувства, настроение, интересы других людей Проблемы возникают в связи с широким распространением инклюзивного образования в школах и образовательных комплексах . Так, в исследовании по госзаданию 30.4390.2017/ НМ «Научно-методическая разработка технологий преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации современных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и их апробация» сотрудниками кафедры «Школьная психология» ФГБОУ ВО МГППУ были получены данные, свидетельствующие о более низком уровне понимания школьниками другого человека в межличностном взаимодействии . У четвероклассников в инклю­зивных классах были обнаружены значимо более низкие показатели понимания смысла высказываний в общении Показатели понимания невербального поведения другого человека были также несколько ниже, чем в обычных классах, хотя и незначительно Таким образом, у обучающихся в инклюзивных классах затруднено понимание эмоционального состояния другого и смысла высказываний, выражающих его состояние

Невнимание взрослых к развитию общения детей и подростков со сверстниками нередко оборачивается крупными проблемами в воспитании Неконтролируемые взрослыми сложившиеся негативные отношения между сверстниками (а сейчас к этому еще добавляется школьный буллинг, кибербуллинг и пр . ) вызывают у подростков отрицательные эмоциональные переживания, толкают их к вступлению в общение со случайными людьми и в различные молодежные группировки Между тем, по данным ряда исследований, многие современные молодежные группировки имеют черты криминальной субкультуры, экстремистскую направленность, зачастую националистического толка [Гурина, а; Курбатова] .

Что толкает подростка в их объятья? Исследования показывают [18, 22], что факторами риска становятся:

•           недоверие ко взрослым и в семье, и в школе;

•           отсутствие дружеских отношений со сверстниками;

•           ощущение ненужности никому, одиночество;

•           эмоциональная неразвитость;

•           низкий уровень нравственного сознания;

•           социальная отчужденность;

•           постоянные неуспехи в школе;

•           непонимание сути человеческой жизни и ее ценности

В этих отношениях подросток получает то, чего ему так не хватает в жизни: он становится принятым в организацию, его окружает внимание, он осваивает вместе с другими нормы, ценности, стили взаимодействия членов этого сообщества. Различные асоциальные объединения (экстремистские группировки, тоталитарные секты и др ) широко привлекают к работе с подростками психологические знания, «психологическую обработку» [Смирнова] .

Подросток часто оказывается беззащитным перед психологическим натиском в силу своей культурной невоспитанности и психологической неграмотности А государственная система образования со своими педагогическими, психологическими, социальными службами оказалась не вполне готова к противодействию подростковой агрессивности, буллингу, рискам суицидов и другим вызовам современности

Способствовать развитию личности детей и подростков и благодаря этому содействовать реализации современных стандартов общего образования педагоги и психологи могут за счет последовательной работы по формированию психологической культуры обучающихся Любая образовательная программа в школе включает в себя много разных учебных предметов . Каждый учебный предмет представляет собой область определенной науки и дает возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как с частью общей культуры Задачи воспитания психологической культуры личности школьников должны соотноситься с центральными задачами развития каждого возрастного этапа и учитывать потребности и возможности школьников на определенном этапе онтогенеза . Решение этих задач предполагает внимание к чувствам и переживаниям школьников, к их увлечениям и интересам, способностям и знаниям, по отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к жизни как таковой

При работе с младшими школьниками следует помнить, что их чувство удовлетворения, радости, гордости связано с успехами:

•           в новой деятельности — учебной;

•           в новых межличностных отношениях — с учителями и сверстниками .

Педагогам и психологам следует обязательно найти, за что можно было бы похвалить ребенка Эмоциональная поддержка способна заметно повысить его учебные и интеллектуальные достижения К успеху, к развитию способностей ребенка нельзя привести через насилие, указания, наказания, так же как нельзя это сделать через мониторинги, диагностики и пр

Основная задача начального образования — развитие общих способностей Реализуется это развитие в ведущей в этом возрасте учебной деятельности Кроме того младшие школьники активно включаются в другие виды деятельности: игру, занятия спортом, искусством, постигают элементы трудовой деятельности и др В этих видах деятельности развиваются и совершенствуются возрастные достижения ребенка, формируется потребность в общении, появляются навыки сотрудничества и др Важной составляющей психологической культуры младшего школьника становятся элементарные знания о психических процессах и их развитии в обучении Становление способностей младшего школьника требует со стороны взрослых внимания, бережного отношения к его успехам и неудачам, переживаниям Прогноз относительного уровня развития ребенка, особенно в начальной школе, должен быть очень осторожным Ранняя стандартизованная диагностика порой ведет к селекции детей, что пагубно отражается на их психическом и личностном развитии Задачей психологической службы является не столько поиск или хотя бы не только поиск одаренных, а создание условий, при которых каждый школьник мог бы почувствовать себя способным хотя бы в одной из многочисленных сфер человеческой деятельности Младший подростковый возраст (V— VI класс) можно считать сензитивным периодом для начала развития специальных способностей и интересов к разным областям знаний Поэтому при работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждении интереса не только к учебной деятельности, но и к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, характера, интересов . Этот возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением уверенности в себе, чувства собственного достоинства Именно здесь берет начало осознание растущим человеком своей индивидуальности Необходимо обращать внимание учащихся не только на их недостатки, но и на их достоинства, пробуждать и направлять не только учебные, но и внеучебные интересы Важно поддержать в детях более позитивные мысли и чувства о самих себе, зарождающуюся гордость собой как человеком, их способность относиться к себе с симпатией и юмором При взаимодействии со старшими подростками (VII— VIII класс) основной акцент следует сделать на развитии доверия к окружающим людям, развитии мотивов общения и межличностных отношений Важно поощрять подростков и помогать им осознавать свои поступки, действия и чувства по отношению к другим, в частности, к сверстникам

Повышение психологической культуры как развитие понимания другого человека и развитие культуры общения помогает подросткам развивать и поддерживать дружбу со сверстниками . По замечанию И . С . Кона [Кон, 1987], сама потребность в дружбе — нравственная потребность, которая возвышает личность, делает ее добрее, гуманнее к людям Нравственный кодекс дружбы воплощает выработанное культурой представление о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения . Не случайно общение — ведущая деятельность в подростковом возрасте, которая обусловливает развитие личности

Развитие психологической культуры подростков помогает им противостоять рискам и угрозам для их благополучия в современной социальной ситуации . С подростками в школах проводятся всевозможные опросы, мероприятия и беседы на тему «Так нельзя!» и пр .

Однако знание нормативов поведения и нравственных правил само по себе не играет для подростка решающей роли . Ему надо знать не только то, что не надо делать, но и то, что и с кем можно и что нужно делать Необходимо, учитывая, что «эмоции не менее важный агент, чем мысли» [3, с . 140], создавать на каждом уровне образования социальную ситуацию развития, основу которой составят позитивные переживания растущим человеком своей среды обитания и себя в этой среде В этом контексте не следует забывать, что в отрочестве и ранней юности необходимо овладевать не только программными учебными знаниями, но и пониманием смысла самой жизни, приобретать опыт человеческих отношений, чувств, увлечений, дружбы, любви Таким образом, психологическая культура личности должна рассматриваться как показатель нормального развития человека Систематическая работа по развитию психологической культуры детей и подростков становится основой для их психологического здоровья, в центре которого — ценностное отношение к другому человеку Мудрый М М Пришвин замечал: «самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно и всем хорошо!» [15, с . 10] . Впрочем, для нормального человеческого общения это было важно всегда Вспомним, как А С Пушкин гордился тем, что «чувства добрые... лирой пробуждал»

 

Литература

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С.Собр.соч.: В 6 т.Т.3.М.: Педагогика, 1983.368 с.
  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Выготский Л.С.Собр.соч.: В 6 т.Т.4.Детская психология.М.: Педагогика, 1984.С.376—384.
  3. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под ред.В.В.Давыдова.М.: Педагогика, 1991.480 с.
  4. Гурина О.Д. Ксенофобские установки и личностные особенности подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право.2016.Т.6.№ 1.С.39—57.doi:10.17759/ psylaw.2016060105.
  5. Гурина О.Д., Дозорцева Е.Г. Ксенофобия и молодежный экстремизм: истоки и взаимосвязи [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2012.№ 2.URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2012/n2/53445.shtml (дата обращения: 06.12.2017).
  6. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР, 1996.544 с.
  7. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: Т.4: Р — v.М.: Русский язык, 1991.683 с.
  8. Дубровина И.В. Идеи Л.С.Выготского о содержании детской практической психологии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2013.№ 3.URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3432.phtml (дата обращения: 05.12.2017).
  9. Зинченко В.П. Страсть стать человеком [Беседа с д-ром психол.наук, акад.Рос.акад.образования В.П.Зинченко]; запись М.Хромченко // Семья и школа.2002.№ 4.С.2—5.
  10. Кон И.С. Дружба.Этико-психологический очерк.2-е изд.М.: Политиздат, 1987.256 с.
  11. Королева Д.О.Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2016.Т.5.№ 2.С.55—61.doi:10.17759/ jmfp.2016050207.
  12. Курбатова Т.Н., Васильева Р.С.Граффити: субкультура или вандализм [Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№ 2.URL: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n2/61020.shtml (дата обращения: 05.12.2017).
  13. Поливанова К.Н.Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2016.Т.5.№ 2.С.5—10.doi: 10.17759/ jmfp.2016050201.
  14.  Прихожан А.М., Толстых Н.Н.Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: Сб.статей/ Под ред.Л.Ф. Обуховой, И.А.Корепановой.М., МГППУ, 2011.С.14—22.
  15. Пришвин М.М.Дорога к другу.Дневники.М.: Детская литература, 1982.175 с.
  16. Смирнова Н.С., Дворянчиков Н.В.Исследование манипулятивных стратегий воздействия, реализуемых тоталитарными сектами посредством сети Интернет [Электронный ресурс] // Психология и право.2015.Т.5.№ 2.С.16—40.doi:10.17759/ psylaw.2015100202.
  17. Сухомлинский В.А.О воспитании: Выдержки из работ.6-е изд.: М.: Политиздат, 1988.269 с.
  18. Сыроквашина К.В. Антисоциальное расстройство личности у подростков с делинквентным поведением (обзор зарубежной литературы) [Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№ 4.URL: https://psyjournals.ru/ psyandlaw/2013/n4/66208.shtml (дата обращения: 05.12.2017).
  19. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер.с англ.и нем.; общ.ред.Л.Я.Гозмана и Д.А. Леонтьева.М.: Прогресс, 1990.368 с.
  20. Холмогорова А.Б., Авакян Т.В., Клименкова Е.Н., Малюкова Д.А. Общение в Интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп // Консультативная психология и психотерапия.2015.Т.23.№ 4.С.102—129.doi:10.17759/ cpp.2015230407.
  21. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н.Общение в Интернете и эмпатия в подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования.2016.Т.8.№ 4.С. 127—141.doi:10.17759/psyedu.2016080413.
  22. Ясная В.А. Искажения идентичности у подростков с отклоняющимся поведением [Электронный ресурс] // Психология и право.2013.№ 4.URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/ n4/66212.shtml (дата обращения: 05.12.2017).

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2554
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1232
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2