Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования

721

Аннотация

Показана роль «Федеральной библиотеки информационно-методических ресурсов инклюзивного высшего образования» в развитии инклюзивного образования. Подчеркивается, что последнее требует разработки и распространения в педагогической и студенческой среде адаптированных для различных нозологий информационно-методических материалов и материалов нормативно-правового характера для организации поступления, обучения, трудоустройства и сопровождения лиц с инвалидностью. Материалы статьи включают как описание такой информационной платформы, так и содержание основных концептуальных положений формирования и распространения методических материалов адаптированных для лиц с проблемами зрения и слуха информационно, что обеспечивает повышение качества и доступности высшего образования для такой категории пользователей. Представлено описание структуры, функционала и регламента работы этой открытой информационной системы.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, информационная система, высшее инклюзивное образование, открытая система, образовательный контент, цифровой контент, федеральная библиотека, информационно-методические ресурсы, адаптированные информационно-методические ресурсы

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230211

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Марголис А.А., Рубцов В.В., Панюкова С.В., Сергеева В.С. Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 102–110. DOI: 10.17759/pse.2018230211

Полный текст

 

Введение

Одним из серьезных препятствий на пути развития высшего инклюзивного образования является проблема доступности качественных информационно-методических материалов для преподавателей и студентов с инвалидностью.

Разработка и адаптация образовательного контента для лиц с инвалидностью является дорогостоящим и сложным технологическим процессом. Например, для адаптации образовательного контента для лиц с проблемами приема-передачи информации используются программы невизуального доступа к информации или программы речевого ввода для поиска информации, или программы создания субтитров к видеоматериалам. Существует ряд ограничений для использования подобных продуктов в инклюзивном высшем образовании. Необходимо иметь в штате вуза подготовленного специалиста и разработчиков. Не каждый вуз может себе позволить их содержание.

Выходом из сложившейся ситуации может быть разработка специальной информационной системы, которая позволит собирать адаптированные информационно-методические ресурсы в цифровом формате. В ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов (РУМЦ) Московского государственного психолого-педагогического университета в рамках Государственного задания была разработана информационная система «Федеральная библиотека информационно-методических ресурсов инклюзивного высшего образования» (далее — Федеральная библиотека)

Система предназначена для накопления и свободного распространения адаптированных для инклюзивного высшего образования учебно-методических материалов (цифрового контента).

Целью создания Федеральной библиотеки информационно-методических ресурсов ин­клюзивного высшего образования является сбор, систематизация, хранение доступного для всех заинтересованных лиц учебного, учебно-методического, справочного, иллюстративного, нормативно-правового и иного материала для организации образовательной деятельности студентов с инвалидностью.

Основными задачами создания и внедрения информационной системы стали: обеспечение качества цифрового контента и его доступности для студентов с инвалидностью, их родителей, преподавателей и руководства вузов. Стратегической задачей является позиционирование информационной системы «Федеральная библиотека» как части единой электронной информационно-образовательной среды высшего инклюзивного образования.

Перечислим принципы формирования информационно-методического контента Федеральной библиотеки: адаптивность, открытость и доступность, качество, интерактив­ность, комплексность и системность, защита авторских прав

Принцип адаптивности предполагает, что цифровой контент Федеральной библиотеки должен быть пригодным для восприятия людьми с инвалидностью. В том числе: с ограниченными возможностями зрения и слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Материалы должны быть представлены в удобном для восприятия формате.

В библиотеке размещаются учебные пособия и дидактические материалов в текстовом, графическом, аудио и видео формате, фонд оценочных средств, дистанционные учебные курсы, массовые открытые учебные курсы, адаптированные для использования студентов с различными нозологиями. Предполагается и адаптация педагогических подходов к потребностям конкретного обучаемого с инвалидностью.

Принцип открытости и доступности означает, что любой студент, преподаватель, руководитель или специалист, заинтересованный в использовании и дальнейшем развитии ин­клюзивного высшего образования, вправе получить бесплатный доступ к информационным ресурсам, размещенным на площадке Федеральной библиотеки. Размещение в открытом доступе цифрового контента, адаптированного для использования преподавателями и студентами с инвалидностью, способно внести значительный вклад в решение проблем, стоящих перед высшим инклюзивным образованием. Использование открытых ресурсов обеспечивает возможность обмена знаниями в научно-педагогическом сообществе между различными учреждениями и странами.

Принцип качества — предполагает обеспечение высокого качества цифрового контен­та для людей с инвалидностью и их педагогов, соответствие размещаемых в библиотеке материалов определенному набору требований. Материал должен быть представлен в формате, пригодном для лиц, имеющих проблемы с восприятием визуальной или звуковой информации, учитывать физиологические особенности студента. Пользователь системы должен понимать, в каком случае этот продукт он может использовать, для чего, какой учебный курс он дополняет, чему является альтернативой и пр. В описании материала должна быть представлена информация об авторе и рецензентах.

Авторские разработки обязательно проходят экспертную оценку и только после этого публикуются в ресурсной базе библиотеки.

Принцип интерактивности подразумевает обратную связь между автором и пользователем, возможность опубликовать отзыв, задать вопрос автору. Размещаемые электронные образовательные ресурсы тоже должны соответствовать принципу интерактивности. Интерактивность контента дает возможность пользователям взаимодействовать с представленными ресурсами, получать отклик на действия пользователя, осуществлять поиск той или иной информации с помощью голоса или с помощью нажатия горячих клавиш; получать при необходимости подсказки и прочее.

Принцип комплексности и системности предполагает сбор, систематизацию, поиск материалов для организации поступления, обучения, трудоустройства и сопровождения лиц с инвалидностью, предназначенных для всех участников учебного процесса и для студентов с инвалидностью различных нозоло­гий в том числе.

В библиотеке размещаются следующие электронные ресурсы в соответствии с ГОСТ Р 52657-2006: учебный материал, учебно-методический материал, справочный материал, иллюстративный и демонстрационный материал, дополнительный информационный материал, нормативный документ, научные материалы.

Принцип защиты авторских прав необходим для защиты интеллектуальной собственности, которые должны быть отражены в юридических контрактах и договорах c авторами публикаций. В процессе договорной работы с авторами должны быть заранее определены масштабы использования материалов с открытыми лицензиями в рамках программ в сфере инклюзивного высшего образования. Авторы могут применять, например, вариант «некоторые права защищены» или, по мере необходимости, другие варианты лицензирования. Предусматривается присвоение публикуемым материалам ISBN-кода. Многократное использование, преобразование и распространение открытых ресурсов без ограничений или с минимальными ограничениями разрешает Открытая лицензия. Открытые лицензии обеспечивают защиту авторских прав в том случае, когда контент может быть легко скопирован без разрешения автора и предоставлен для открытого доступа. Лицензии предоставляют определенные права на использование открытых ресурсов, освобождая от ограничений традиционного авторского права. Педагогам важно иметь четкое представление о правах и условиях использования созданных ими учебно-методических материалов, о вариантах использования этих материалов третьими лицами.

Выделим категории пользователей информационной системы «Федеральная библиотека информационно-методических ресурсов инклюзивного высшего образования»:

—         преподаватели, координаторы инклю­зивного образования, руководители вузов для организации и проведения образовательного процесса;

—         абитуриенты, студенты и выпускники с инвалидностью для освоения основных профессиональных образовательных программ высшего образования;

—         родители (законные представителей);

—         методисты (эксперты) РУМЦ для размещения и проведения экспертизы представленных на портале материалов;

—         представители Министерства образования и науки РФ для получения информации о наличии в Федеральной библиотеке адаптированных учебно-методических материалов по УГСН и нозологиям.

С целью удобного пользования ресурсами библиотеки организовано виртуальное пространство для каждой категории пользователей системы:

—         кабинет РУМЦ (для каждого центра) — дает возможность искать, скачивать, размещать и рецензировать адаптированные учебно-методические материалы;

—         кабинет Минобрнауки России — представляет сервисы для проведения анализа размещенных адаптированных учебно-методических материалов, формирования отчетных таблиц, построения диаграмм и графиков; возможен и экспорт отчетов, формируемых платформой, в формат электронных таблиц. Кабинет Министерства образования и науки РФ содержит сервисы для экспертно-аналитического сопровождения деятельности сети вузов-партнеров и ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

—         кабинет Пользователя — обеспечивает возможность регистрации, поиска, просмотра и скачивания учебно-методических материалов для любого пользователя, которому интересны представленные материалы.

Наибольшее количество функций по наполнению баз Федеральной библиотеки ресурсами и управлению цифровым контентом имеет кабинет РУМЦ. Администратор, методист (сотрудник) РУМЦ получает права на выполнение следующих действий:

a)         просмотр, редактирование и каталогизация адаптированных учебно-методических материалов вузов;

b)         ведение списка РУМЦ; регистрация методистов РУМЦ (для Администратора РУМЦ);

c)         управление регистрационными данными пользователей: создание, редактирование и удаление регистрационных данных пользователей территориально закрепленных вузов;

d)         загрузка и размещение адаптированного цифрового контента или ссылок на него для доступа экспертов;

e)         ведение списка территориально закрепленных за РУМЦ вузов с указанием наименования, статуса и географического расположения вуза;

f)          регистрация пользователей с административными функциями — от вузов, территориально закрепленных за РУМЦ;

g)         организация рецензирования и публикации адаптивных учебно-методических материалов (курса лекций, методических рекомендаций, мультимедийных файлов, ссылок на онлайн ресурсы) территориально закрепленных за РУМЦ вузов-партнеров и сотрудников РУМЦ.

Каждый материал проходит три этапа утверждения: «проект», «на экспертизе», «открытый доступ». На первых двух этапах материалы видны только представителям РУМЦ и экспертам, после прохождения третьего этапа — всем посетителям портала. Размещение материалов в открытом доступе предполагает следующую последовательность: представление материалов с двумя рецензиями в РУМЦ, затем экспертиза материала членами Экспертного Совета, после чего материал имеет статус «федеральный доступ» или «отклонено».

Каждый пользователь, в зависимости от своей роли, регистрируется в том или ином кабинете системы. Для каждой роли пользователя предусмотрен отдельный пользовательский интерфейс. Предусмотрены следующие роли пользователей Федеральной библиотеки:

a)         пользователь — обучающийся, преподаватель, методист, технический работник, имеющий индивидуальный неограниченный доступ к опубликованным материалам;

b)         пользователь с административными функциями — представитель вуза, имеющий право размещения адаптированных учебно­методических материалов в федеральной библиотеке для их последующего рецензирования экспертами РУМЦ;

c)         методист РУМЦ — представитель РУМЦ, имеющий право рецензирования и публикации адаптированных учебно-методических материалов в федеральный доступ, а также изменения статуса адаптированных учебно-методических материалов, размещенных территориально закрепленными за РУМЦ университетами;

d)         администратор РУМЦ — назначенный специалист, имеющий полный доступ к функциям Федеральной библиотеки, включая регистрацию методистов РУМЦ, управление регистрационными данными всех категорий пользователей, рецензирование и публикацию всех размещенных адаптированных
учебно-методических материалов в федеральный доступ;

e)    представитель Минобрнауки — назначенный пользователь от Минобрнауки РФ, имеющий доступ ко всему массиву информации библиотеки для анализа размещенных материалов и представления результатов анализа в виде электронных таблиц, диаграмм или инфографики.

Состав размещаемого контента, схема утверждения и перечень пользователей показаны на рис. 1.

В Федеральной библиотеке могут быть размещены не только адаптированные учебно-методические материалы в текстовом формате, но и адаптированный мультимедийный контент. В качестве информационных ресурсов Федеральной библиотеки могут быть представлены ссылки на электронные учебные курсы, размещенные в системе дистанционного обучения РУМЦ. Ссылки должны иметь аннотацию с кратким описанием электронного учебного курса и быть доступны пользователям.

 
Рис. 1. Размещение, схема утверждения и использование материалов Федеральной библиотеки

Авторы в качестве учебно-методических материалов, размещаемых в Федеральной библиотеке, представляют: учебно-методические комплексы, программы дисциплин и практик, онлайн-курсы, пособия, курсы лекций, инструкции, учебные материалы, рекомендации для учащихся, рекомендации по методике преподавания, учебники, видеоролики, средства оценки и тестирования и любые другие полезные для педагогов, студентов и их родителей материалы.

Дистанционные учебные курсы в Федеральной библиотеке не размещаются, а доступ пользователей к ним обеспечивает РУМЦ, на базе которого функционирует система дистанционного обучения.

Федеральная библиотека обеспечивает ввод, хранение и загрузку файлов с адаптированными учебно-методическими материалами следующих форматов:

—         документы в форматах PDF (pdf); Microsoft Word (doc, docx); LibreOffice (odt);

—         презентации в формате Microsoft Power Point (ppt, pptx, pps), LibreOffice (odp);

—         изображения в формате JPEG (jpg); PNG (png);

—         аудио файлы в формате MP3 (mp3);

—         видео файлы в форматах AVI, MPEG, MOV.

Размер загружаемых файлов определяется доступным дисковым пространством сервера.

Наименование размещаемых материалов соответствует рубрикатору информа­
ционных ресурсов в соответствие с ГОСТ Р 52657-2006.

В Федеральной библиотеке предусмотрен поиск размещенных материалов. Пользователь может найти материал не только по его названию (рубрикатору информационного ресурса), по автору материала, по ключевым словам, но и по наименованию вуза, по нозологической категории или современному перечню укрупненных групп специальностей и направлений (УГСН). Можно найти и скачать материалы, разработанные конкретным РУМЦ или вузом с учетом уровня образования.

Размещаемые в Федеральной библиотеке материалы обязательно содержат краткое описание, целевую аудиторию, предназначение, виды занятий и условия использования.

Предполагается реализация ряда мер для разработки и наполнения педагогами информационной системы качественным цифровым контентом, адаптированным под потребности студентов с инвалидностью (далее АУММ). Планируется:

—         развивать навыки создания качественных АУММ для размещения в Федеральной библиотеке в открытом доступе;

—         публиковать собственные ресурсы и уметь искать и применять уже готовые материалы, созданные специалистами из других вузов;

—         комментировать публикации, писать отзывы на разработки размещенные в Федеральной библиотеке. Обратная связь с авторами вносит неоценимый вклад в создание качественных разработок, привлечение профессионалов к их созданию, повышению эффективности их использования в системе инклюзивного образования;

—         содействовать распространению качественных учебно-методических материалов, публиковать материалы и статьи об их использовании. Публикационная активность педагогов способствует распространению информации о качественных ресурсах для организации процесса обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в вузе;

—         участвовать в работе профессиональных сетевых сообществ по обмену опытом. Такие виртуальные сообщества также являются превосходной платформой для обмена опытом и публикации новых информационных и образовательных ресурсов или ссылок на них. Развитие веб-технологий, социальных сетей и сервисов открывает новые возможности для общения, совместной работы, расширения спектра применяемых адаптированных образовательных ресурсов, учета разнообразных потребностей студентов с инвалидностью.

Дальнейшее развитие информационной системы «Федеральная библиотека» предполагает решение следующих задач:

—         сформулировать основные принципы формирования цифрового контента для нужд инклюзивного высшего образования;

—         организовать силами структурных подразделений вузов, отвечающих за поддержку инклюзии в высшей школе, а также региональных ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с инвалидностью адаптацию и формирование цифрового кон­тента образовательной, организационной, нормативно-правовой и иной направленности для размещения в Федеральной библиотеке;

—         осуществить регистрацию Федеральной библиотеки как электронного средства массовой информации (СМИ) в Роскомнад- зоре и получить лицензию СМИ, в целях обеспечения защиты авторского права разработчикам цифрового контента для инклюзивного высшего образования;

—         создать Экспертный совет и сформировать пул экспертов по оценке качества информационно-методических материалов, представленных для размещения в Федеральной библиотеке, которое будет оцениваться на предмет соответствия принципам формирования цифрового контента для инклюзивного высшего образования по критериям качества, разработанным для таких ресурсов;

—         подготовить комплект нормативно­правовой документации, регламентирующей: предоставление подготовленных материалов на экспертизу; проведение экспертизы, на основании разработанной системы показателей качества информационно-методических материалов; деятельность Экспертного совета по оценке цифрового контента для ин­клюзивного высшего образования; процедуру публикации успешно-прошедших экспертизу материалов и, наоборот, возврата авторам материалов, не прошедших экспертизу;

—         организовать деятельность экспертов и Экспертного совета по оценке качества информационно-методических материалов, представленных для публикации в Федеральной библиотеке;

—         обеспечить организационную и правовую поддержку функционирования Федеральной библиотеки на принципах формирования открытого цифрового контента для инклюзив­ного высшего образования.

Функционирование и постепенное наполнение библиотеки цифровым контентом предоставит педагогам возможность использования готовых адаптированных учебно-методических материалов, созданных известными учеными и методистами. Эти ресурсы станут неотъемлемой частью инклюзивного образовательного процесса, позволят активизировать учебную, педагогическое сопровождение. В данной ситуации вузы, имеющие опыт обучения лиц с инвалидностью, помогут сыграть важную роль в развитии и наполнении информационно-образовательной среды. Отбор и разработка адаптированных учебно-методических ресурсов опытными преподавателями являются неотъемлемой частью этого процесса. Формирование Федеральной библиотеки предполагает создание и активное использование адаптированного цифрового контента для студентов с инвалидностью, разработанного коллегами из других вузов, постепенное наполнение электронной информационно-образовательной среды высшего инклюзивного образования.

Литература

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 27.04.2018).
  2. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016—2018 годы (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8) [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/ (дата обращения: 27.04.2018).
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства (введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ) [Электронный ресурс]. http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения: 27.04.2018).
  4. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов. ГОСТ Р 52657-2006. Группа П85. (Information and communication technologies in education. Federal level educational internet-portals. Information resources system of heading).
  5. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. № 1. Т. 21. С. 87—93.
  6. Отчет о выполнении работ по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого- педагогический университет» в целях создания ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов в 2017 г. Руководитель проекта Рубцов В.В. Т. 1 // Под ред. С.В. Панюковой, В.С. Сергеевой. М.: МГППУ, 2017, 82 с.
  7. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10—17. doi:10.17759/pse.2017220102
  8. Allen N. (n.d.). Make textbooks affordable. The Student PIRGS [Электронный ресурс] // A review of the open educational resources (OER) movement: Achievements, challenges, and new opportunities / D.E., Brown, J.S., & Hammond, A.L. (2007). URL: https: www. hewlett.org/wp-content/uploads/2016/08/ReviewoftheOERMovement.pdf (дата обращения: 27.04.2018).
  9. Butcher N., Ed. by Kanwar, A. & Uvalic’-Trumbic, S. A basic guide to open educational resources (OER) [Электронный ресурс]. Vancouver, Canada: Commonwealth of Learning, and Paris, France: UNESCO, 2011. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0021/002158/215804e.pdf (дата обращения: 27.04.2018).
  10. Chan L., Cuplinskas D., Eisen M., Friend F., Genova Y., Guedon J-C. Velterop J. (2002). Budapest Open Access Initiative [Электронный ресурс]. URL: http://www.soros. org/openaccess/ (дата обращения: 27.04.2018).
  11. Creative Commons (n.d.). About the licences [Электронный ресурс]. URL: http:// creativecommons. org/licenses/ (дата обращения: 27.04.2018).
  12. Floe (n.d.). Paving the way toward inclusive open education resources [Электронный ресурс]. URL: http://fl oeproject.org/ (дата обращения: 27.04.2018).
  13. Open Knowledge Foundation (n.d.). Guide to open licensing. Open Defi nition [Электронный ресурс]. URL: https://opendefinition.org/guide/ (дата обращения: 27.04.2018).

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Панюкова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор,, заместитель директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: s.panyukova@mail.ru

Сергеева Вероника Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий аналитик, ресурсный учебно-методический центр обучения инвалидов, Московский государственный педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: Vss58@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2281
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 721
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0