Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 4. С. 70–79
doi:10.17759/pse.2018230407
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Страх публичных выступлений у учеников и студентов в подростковом и юношеском возрасте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: страх публичных выступлений, появление и уровень страха публичных выступлений, рейтинг причин, ученики средних школ, студенты университета
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230407
Для цитаты: Хмеларова З., Чонкова А., Шолтес Э. Страх публичных выступлений у учеников и студентов в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 70–79. DOI: 10.17759/pse.2018230407
Полный текст
Введение
Импульс для исследования страха публичных выступлений нам дали студенты университета. Этот феномен в основном рассматривается как один из симптомов социофобии, или как социальное тревожное расстройство, т. е . с точки зрения клинической психологии и психотерапии. Анализ публикаций по этой теме показывает, что с позиций педагогики и педагогической психологии большее внимание уделяется практическим рекомендациям, описанию того, как преодолеть страх публичных выступлений, чем его анализу.
Согласно исследованиям О .А . Пикулевой, необходимым условием социальной успешности современного человека независимо от половозрастной дифференциации является его самопрезентационная компетентность, которая рассматривается как мотивированная способность личности к эффективной само- презентационной деятельности, обусловленная сформированной системой необходимых знаний и умений, вариативных способов и приемов осуществления самопрезентации, а также наличием опыта практического успешного осуществления самопрезентации.
И поэтому по просьбе студентов мы обратились к проблематике страха публичных выступлений, который можно охарактеризовать как стойкие тревожные опасения и/или фактическое нарушение работоспособности в общественном контексте до такой степени, которая несоразмерна индивидуальным способностям, поведению и уровню подготовки.
Андрэ и Легерон описывают страх публичных выступлений как чувство сильного страха, который является временным и связывается с конкретной ситуацией и конкретным моментом времени. У некоторых людей он может быть частью общей социальной ситуативной тревожности, которая проявляется в отношении к другим людям в целом и в любой социальной ситуации. У других людей проявляется только как состояние волнения, связанное с выступлением перед другими людьми.
Личным характеристикам в отношении страха публичных выступлений посвятили работы несколько авторов [20; 24] . Они обнаружили, что существует положительная корреляция между страхом публичных выступлений, нейротизмом и интровертностью; интроверты показывают лучшую производительность, чем экстраверты в условиях низкой интенсивности стресса.
Синден идентифицирует четыре взаимно влияющих фактора, которые определяют интенсивность воздействия страха публичных выступлений на производительность: самооценка, самоэфективность, перфекционизм и опыт работы . Его мнение подтвердила Стевановиц.
В школьной среде в возникновении и сохранении страха публичных выступлений значительную роль играет личность ученика с точки зрения возраста, пола и других характеристик, личность и подход учителя, требования к обучению, коллектив одноклассников, социальный климат и атмосфера в классе и школе.
Комплексное психологическое исследование страха публичных выступлений в Словакии было реализовано еще на переломе 70-х, 80-х гг. прошлого столетия. Данные, касающиеся страха публичных выступлений или страха перед экзаменом в условиях средней школы и университета, в нашей стране в последние десятилетия отсутствуют . Потому мы решили провести исследование появления и уровня страха публичных выступлений у учеников и студентов . Мы приняли следующее определение страха публичных выступлений — это психологическое состояние, которое возникает в важных и трудных ситуациях, когда человек боится провала перед людьми, мнение которых для него является важным . В организованном и проведенном нами исследовании мы проверяли следующие гипотезы:
— существуют статистически значимые различия в уровне страха у разных полов;
— уровень страха с возрастом падает .
Для проверки выдвинутых гипотез необходимо было решить ряд взаимосвязанных задач:
— определить уровень страха публичных выступлений у учеников средних школ и студентов университета;
— выявить ситуации, в которых у учащихся проявляется страх публичных выступлений;
— сравнить полученные результаты с точки зрения ступени школы и пола и проверить, верно ли предположение, что уровень страха снижается с возрастом
Контрольную группу составили 589 респондентов:
1) 270 респондентов из экономически ориентированных школ: обучающиеся в коммерческих училищах и техникумах гостиничного хозяйства в Братиславском районе (123 — ученики 1 курса, 56 мужского (46%) и 67 женского (54%) пола, cредний возраст 15,8 (SD = 0,84), учеников 4 курса школы было 147, из них 46 мужского (31%) и 101 женского (39%) пола, cредний возраст 18,7 (SD = 0,79) . )
2) 319 студентов экономического университета в г . Братислава (163 — студенты 2 курса, 74 мужского (45%) и 89 женского (55%) пола, cредний возраст 20,8 (SD = 0,80); 5 курса — 156, из них 58 мужского (37%) и 98 женского (63%) пола, cредний возраст 22,6 (SD = 0,81)) .
Группа, у которой мы на втором этапе исследования выясняли мнения о причинах повышения страха публичных выступлений в университете по сравнению со школой, состояла из 163 студентов 2 курса со средним возрастом 20,8 (SD = 0,80) . Это были те же респонденты, у которых мы определяли уровень страха публичных выступлений.
Методы исследования
Была использована Шкала классического, социального беспокойства и страха публичных выступлений — KSAT [13] . Шкала соответствует требованиям методов достоверности и надежности . Мы использовали только часть шкалы для определения страха публичных выступлений, которая состоит из 9 пунктов, охватывающих страх, который проявляется в школьных ситуациях (ответ ученика в классе, экзамен перед комиссией, разговор с директором школы), в ситуациях за пределами школы (публичные выступления, решение вопросов в учреждениях, декламация стихов на празднике) и в ситуациях, не зависящих от окружающей среды (разговор с незнакомыми людьми, ситуации, в которых за субъектом наблюдают и оценивают его работу, и ситуации, в которых ему грозит неудача, провал) Полученные данные были обработаны с использованием статистического программного обеспечения SAS Enterprise Guide . Статистические данные мы оценивали при помощи однофакторного и многофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) и общей линейной модели (GLM) . При помощи теста Бонферрони и интервальных оценок мы проанализировали предельные средние значения (LS means — least squares means) уровня страха публичных выступлений у отдельных групп респондентов в зависимости от пола и исследованных курсов и ступеней школ
Дополнительным методом был метод мозгового штурма Студенты получили следующую инструкцию: «Результаты исследования, определяющего уровень страха публичных выступлений, показали, что после поступления в университет уровень страха значительно увеличивается Основываясь на вашем опыте и личных переживаниях, укажите причины повышения страха публичных выступлений после поступления в университет Далее мы при помощи содержательного анализа ответов выделили семь причин . Потом студенты из шести выделенных групп должны были составить рейтинг из семи причин, при этом на первом месте они должны были указать наиболее важную причину, а на последнем — наименее важную Этим причинам мы присвоили баллы в соответствии с порядком важности, больше всего — 7 баллов имела наиболее значимая причина, последняя причина имела 1 балл. На основании присвоенных баллов и их сумм мы составили рейтинг причин повышения уровня страха публичных выступлений
Результаты
К наиболее важным ситуациям, вызывающим страх публичных выступлений, у учеников школ относятся: угроза неудачи, декламация на празднике и публичные выступления как таковые . У студентов университета на первом месте оказался экзамен перед комиссией, далее — угроза неудачи и декламация на празднике . Наименьшей проблемой для обеих групп является решение вопросов в учреждениях.
Значимым фактом является количество респондентов, которые превысили критическое значение, т е степень страха публичных выступлений, который может вызвать у человека серьезные проблемы . Автор метода определяет критическое значение 35, при этом указывает на то, что желательно обратить внимание на позиции со значением 3 В таком случае критическое значение перемещается к 27 баллам.
Таблица 1
Проверка статистической значимости влияния переменной «Год обучения» и ее взаимодействие с переменной «Пол» на уровень страха публичных выступлений
Source |
DF |
Тип III СШ |
Mean Square |
F Value |
Pr > F |
Год_обучения |
3 |
2315,417130 |
771,805710 |
25,01 |
< .0001 |
Год _обучения*ПОЛ |
4 |
517,405387 |
129,351347 |
4,19 |
0,0024 |
Если мы принимаем критическое значение равное или превышающее 35 баллов, речь идет о незначительном количестве респондентов Если мы сравним результаты с критическим значением, которое равно или ниже 27 баллов, это значение превышает 18,7% учеников школы первого курса . Ученики, заканчивающие школу, имеют меньшее значение . Из контрольной группы 270 учеников средней школы 15,55% имеют серьезные проблемы с преодолением страха Если мы принимаем критическое значение 35 в группе студентов вуза, из всего количества 319 респондентов это значение превышают только 4,07% . Больший процент имели студенты 2 курса, у которых был отмечен более высокий уровень страха публичных выступлений, чем у студентов последнего курса Если мы принимаем критическое значение 27, это значение превышают 32,6% от всего количества студентов
Далее мы проверили, действительно ли предположение о том, что уровень страха публичных выступлений с возрастом снижается и существуют различия в уровне страха публичных выступлений у разных полов . На основании однофакторного дисперсионного анализа мы обнаружили, что курс обучения существенно влияет на уровень страха публичных выступлений, нo не показал статистически значимого влияния пола на уровень страха публичных выступлений . С целью комплексного анализа, мы построили модель для переменной «Страх публичных выступлений», в которой мы рассматривали переменные «Год обучения», «Пол» и взаимодействие этих переменных И теперь не подтвердилось прямое влияние пола на уровень страха публичных выступлений, но подтвердилось статистически значимое влияние взаимодействия пола и года обучения Проверка статистической значимости указанных релевантных переменных для уровня страха публичных выступлений у студентов представлена в табл 1, а оценка параметров окончательной модели — в табл 2 Следует отметить, что окончательная модель дисперсионного анализа на уровне значимости 0,05 соответствует предположению о нормальном распределении и гомоскедастичности .
Таблица 2
Оценка модели, показывающей зависимость страха публичных выступлений от года обучения и от взаимодействия между годом обучения и полом студентов
Параметр |
Estimate |
Standard Error |
t Value |
Pr > |t| |
|
Intercept |
b0 |
23,99 |
0,56 |
42,54 |
< .0001 |
Год_обучения СШ_1 |
b1 |
-2,05 |
0,88 |
-2,32 |
0,0205 |
Год_обучения СШ _4 |
Ь2 |
-4,51 |
0,79 |
-5,72 |
< .0001 |
Год_обучения ВУЗ _2 |
Ь3 |
2,45 |
0,82 |
3,00 |
0,0028 |
Год_обучения ВУЗ _5 |
|
0,00 |
|
|
|
Год_обучения*ПОЛ СШ_1 M |
Ь4 |
0,95 |
1,01 |
0,95 |
0,3440 |
Год_обучения*ПОЛ СШ_1 Ж |
|
0,00 |
|
|
|
Год_обучения*ПОЛ СШ_4 M |
Ь5 |
-0,52 |
1,00 |
-0,52 |
0,6019 |
Год_обучения*ПОЛ СШ_4 Ж |
|
0,00 |
|
|
|
Год_обучения*ПОЛ ВУЗ_2 M |
Ь6 |
-3,40 |
0,88 |
-3,87 |
0,0001 |
Год_обучения*ПОЛ ВУЗ_2 Ж |
|
0,00 |
|
|
|
Год_обучения*ПОЛ ВУЗ_5 M |
Ь7 |
-0,71 |
0,92 |
-0,77 |
0,4391 |
Год_обучения*ПОЛ ВУЗ_5 Ж |
|
0,00 |
|
|
|
Уровень страха публичных выступлений у учеников школы был явно ниже, чем у студентов . Наименьший уровень страха публичных выступлений был отмечен у учеников 4 курса средних школ (b2 = —4,51; р = 0,0001) . Влияние пола на уровень страха публичных выступлений у учеников указанных курсов школ не подтвердилось (р = 0,3440, или = 0,6019) .
При сравнении учеников школ и студентов университета мы отметили, что наибольший уровень страха публичных выступлений имеют студентки 2 курса, а именно, 26,44 баллов (b0 + b3 = 23,99 + 2,45 = 26,44), что приблизительно на 7 баллов больше, чем в случае учеников (мужского и женского пола) 4 курса средней школы, которые испытывали наименьший уровень страха публичных выступлений (мужской пол: b0 + b2 + b5 = 23,99 — 4,51 — 0,52 = 18,96; женский пол: b0 + b2 = 23,99 — 4,51 = 19,48) .
Табл 3 показывает точечные и интервальные (95%) оценки среднего уровня баллов страха публичных выступлений с разбивкой по годам обучения и по полу респондентов Наивысший уровень страха публичных выступлений чувствовали студенты женского пола на 2 курсе, с вероятностью 95% на уровне выше 25,28 баллов, и в то же время ниже 27,59 балов . С другой стороны, уровень страха публичных выступлений у учеников 4 курса школы был с вероятностью 95% на значительно низшем уровне и не превышал 20,6 баллов (20,58 баллов у мужского и 20,56 балов у женского пола) и в то же время не был ниже 17,33 баллов у женского и 18,39 баллов у мужского пола. Средний уровень баллов страха публичных выступлений студентов (мужского и женского пола) других исследуемых курсов был с вероятностью 95% где-то между 20,6 и 25,1 баллами, это явно ниже, чем у студенток 2 курса, и выше, чем у учеников школы или у учениц 4 курса Среди этих групп студентов не проявилась значительная разница в среднем уровне страха публичных выступлений, что подтверждают взаимно пересекающиеся интервальные оценки, приведенные в табл 3 На основании результатов, полученных методом KSAT, мы пытались найти причину статистически значимого увеличения уровня страха публичных выступлений у студентов по сравнению с учениками школы.
В результате применения метода мозгового штурма и составления рейтинга причин повышения уровня страха публичных выступлений у студентов университета мы пришли к порядку:
1 большая ответственность перед самим собой и стремление к престижу;
2 больше самокритики;
3 больше страх перед преподавателями, которые, в отличие от учителей в средней школе, более дистанцированы;
4 меньше возможностей для выступлений и самопрезентации;
5 преобладание письменных экзаменов в университете;
6 нерегулярная и недостаточная подготовка в связи с работой параллельно с обучением;
7 ответственность перед родителями
Обсуждение и заключение
Серьезные проблемы с преодолением страха публичных выступлений имеют 15,55% учеников школы и 32,60% студентов университета.
Оценка среднего уровня баллов страха публичных выступлений с разбивкой по годам обучения и по полу
Source |
DF |
Тип III СШ |
Mean Square |
F Value |
Pr > F |
Год_обучения |
3 |
2315,417130 |
771,805710 |
25,01 |
< .0001 |
Год _обучения*ПОЛ |
4 |
517,405387 |
129,351347 |
4,19 |
0,0024 |
Наиболее важным у учеников школы является страх перед неудачей . Среди студентов университета занимают первое место комиссионные экзамены. Экзамены перед комиссией мы считаем важнейшими из-за повышенной чувствительности к социальному престижу и страха перед неудачей Это связано с возрастающей потребностью добиться престижа и социального признания в подростковом и раннем юношеском возрасте Изучение уровня страха публичных выступлений, с учетом пола, показало, что нет прямой зависимости между полом и уровнем страха публичных выступлений То есть гипотеза 1 не подтвердилась Статистически значимая разница в уровне страха публичных выступлений между мужским и женским полом была обнаружена только у респондентов 2 курса университета (p-value = 0,0001). Противоположные результаты получили Steptoe et al . Они обнаружили, что более высокий уровень страха публичных выступлений имеют женщины, причем возраст и год обучения не имели значения. Наши результаты совпадают с результатами Кондаша, который не обнаружил различий в уровне страха публичных выступлений между девушками и парнями Уровень страха публичных выступлений, по его мнению, возрастает до 17, 18 лет, а потом снижается.
Исследуя уровень страха публичных выступлений у учащихся отдельных курсов обучения, мы обнаружили, что, в целом, уровень страха публичных выступлений у студентов выше, чем у учеников средней школы Значительно больший уровень страха публичных выступлений (на уровне значимости 0,05) был отмечен у студентов 2 курса, чуть ниже — у студентов 5 курса, далее — у учеников 1 курса и самый низкий уровень страха публичных выступлений — у учеников 4 курса школы . Исходя из этого, мы заключаем, что гипотеза 2 не подтвердилась.
На повышение уровня страха публичных выступлений у студентов влияют причины, связанные с личностью студента, а также причины экзогенного происхождения Первые два места занимают личностные характеристики, связанные со страхом потери престижа На следующие три причины могут повлиять учителя непосредственным и коллегиальным подходом к студентам высших учебных заведений, отдавая предпочтение устным экзаменам и чаще вызывая студентов выступать перед одногруппниками или во время дискуссий, презентаций в университете или вне заведения и т д Уровень страха публичных выступлений связан со степенью подготовки к ответу или экзамену Студенты, которые работают параллельно с обучением в университете, не имеют достаточно времени для подготовки, у них возрастает уровень тревожности и неуверенности, поэтому следующим пунктом является недостаточная подготовка из-за работы параллельно с обучением. На последнем месте находится влияние родителей, чьи завышенные требования и ожидания вызывают страх перед неудачей и непомерный страх перед публичным выступлением на экзамене.
В дальнейших исследованиях мы планируем детальнее сосредоточиться на выявлении конкретных причин возникновения страха публичных выступлений главным образом у наиболее проблемных студентов В педагогической практике это должно привести к разработке и реализации конкретных мер, которые были бы направлены на преодоление страха публичных выступлений . Мы сосредоточимся на разработке и реализации соответствующих стратегий преодоления страха публичных выступлений, которые бы подходили каждому человеку. Из нескольких проведенных исследований известно, что это не всегда получается Например, согласно данным ряда исследований, переживание чувства страха публичных выступлений как проблемы существенно влияет на частоту использования и приема лекарств для преодоления страха публичных выступлений.
В то же время нашей задачей, а также задачей всех преподавателей является создание эмоционально безопасной среды обучения с преобладанием положительных эмоций, которые играют роль в обеспечении физического и психического здоровья . Для обеспечения эмоциональной безопасности образовательной среды будет достаточно минимизировать количество отрицательных эмоций, переживаемых субъектами педагогического процесса (страха, гнева, отвращения, печали), и увеличить количество положительных эмоций (радости, удовольствия, интереса).
Результаты исследования уровня страха публичных выступлений отражают только характер нашей контрольной группы, и мы никоим образом их не обобщаем . Наша цель в будущем — расширить исследование страха публичных выступлений у респондентов других областей науки и предложить студентам применение на практике конкретных и приемлемых способов преодоления страха публичных выступлений
Вкладом нашего исследования в теорию мы считаем:
— обобщение теоретических и исследовательских результатов в области исследуемой проблемы;
— выявление конкретных ситуаций, в которых возникает страх в подростковом и юношеском возрасте;
— выявление причин, которые вызывают повышение уровня страха в подростковом и юношеском возрасте;
— определение количества респондентов, достигающих граничного и критического значения уровня страха;
— проверка соотношения между полом, возрастом и уровнем страха
Ценность исследования для педагогической практики заключается в том, чтобы подчеркнуть важность проблемы и потребность учителей всех ступеней школ сосредоточиться на развитии не только познавательных возможностей студентов, но и их социальных способностей Необходимо ориентироваться не только на работу студентов и расширение их знаний, но также научить их справляться с различными стрессовыми ситуациями, в которых появляется страх или другие отрицательные психологические состояния . Результаты наших исследований — конкретные рекомендации учителям:
— создавать и поддерживать эмоционально стабильную образовательную среду с преобладанием положительных эмоций;
— оказывать повышенное внимание и эмоциональную поддержку тем студентам, которые с большей вероятностью могут испытывать страх, например, интровертам или эмоционально неуравновешеннымличностям;
— применять в отношении к студентам равный подход;
— расширять возможности для самопрезентации студентов, например, при презентации результатов проектов, рефератов или просто при выражении собственного мнения по темам;
— ценить и хвалить каждое удачное выступление студентов и поощрять их к другим;
— чаще проводить устные опросы;
— чаще использовать активизирующие методы обучения, при которых студенты должны выступать перед другими учащимися, например, ролевые игры или дискуссии.
Литература
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2012.№ 4.С.11—17.URL: https://psyjournals.ru/ psyedu/2012/n4/57717.shtml (дата обращения: 23.03.2017).
- Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2013.№ 4.С.37—45.URL: https:// psyjournals.ru/psyedu/2013/n4/66279.shtml (дата обращения: 29.03.2017).
- Рубцов С., Березина Т.Н.Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.101—107.URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2013/ n6/66597.shtml (дата обращения: 29.03.2017).
- Abromeit J. Prüfungsangst und Lampenfieber besiegen.München: Haufe-Lexware GmbH and Co.KG, 2014.127 p.
- André CH., Légeron P. La peur des autres. Paris: Odile Jacob, 2003.332 p.
- 6.Beilock S. Zbavte sa trémy.Olomouc: ANAG, 2014.280 p.
- Cersten J. Von Prüfungsangst zu Prüfungsmut, von Lampenfieber zu Auftrittslust: mit 10 Tabellen.Stuttgart: Schattauer, 2015.256 p.
- Daníček J. Zkroťte trému.Praha: Grada, 2015.96 p.
- Dowbiggin I.R. High Anxieties: The Social Construction of Anxiety Disorders // The Canadian Journal of Psychiatry.2009.№ 54.P.429—435.
- Endle N.S. Kantor L., Parker J.D. State — Trait Coping, State — Trait Anxiety and Academic Performance // Personal Individual Differences.1993.№ 16.P.663—670.
- Garibal G. Tréma a jak jí překonávat.Praha: Portál, 2013.224 p.
- Hughes I. A cognitive therapy model of social anxiety problems: Potential limits on its effectiveness? // Psychology and Psychotherapy: Theory, Research and Practice.2002.№ 75.P.411—435.
- Kondáš O. Škála klasickej sociálnosituačnej anxiety a trémy — KSAT.Bratislava: Psychodiagnostické a didaktické testy, š.p., 2007.16 p.
- Kondáš O. Psychohygiena všedného dňa.Martin: Osveta, 1985.248 p.
- Kubzansky L.D., Stewart A.J. At the intersection of anxiety, gender and performance // Journal of Social and Clinical Psychology.1999.№ 18.P.76—98.
- Novák T. Tréma — jak s ní bojovat.Praha: Grada, 2014.152 p.
- Petermann U., Petermann F. Training mit sozial unsicheren Kindern: Behandlung von sozialer Angst, Trennungsangst und generalisierter Angst.Weinheim (u.a.): Beltz, 2015.329 p.
- Solovitch S. Anatomy of Stage fright // Prospect.2015.№ 232.P.66—68.
- Stevanovic E. Tréma, sebeúčinnost, sebevědomí a vztah studentů hudby k veřejnému vystupování // Múzy v škole.2013.№ 18.P.15—16.
- Steptoe A. et al. The impact of stage fright on student actors // Britisch Journal of Psychology.1995.№ 86.P.27—39.
- Steptoe A., Fidler H. Stage fright in orchestral musicians: A study of cognitive and behavioural strategies in performance anxiety // British Journal of Psychology.1987.№ 78.P.241—249.
- Studer R. et al. Stage fright: its experience as a problem and coping with it // Int Arch Occup Environ Health.2011.№ 84.P.761—771.
- Subotnik R.F. Psychosocial Strenght Trainining.The Missing Piece in Talent Development // Gifted Child Today.2015.№ 38.P.41—48.
- Tylim I. One Sings, the Other Doesn’t: Stage Fright and the Psychoanalytic Theater // The Psychotherapy Patient.2001.№ 11.P.11—25.
- Wright D.B., London K., Waechter M.Social Anxiety Moderates Memory Conformity in Adolescents [Электронный ресурс] // Applied Cognitive Psychology.2010.№ 24.P.1034—1045.URL: http://onlinelibrary.wiley.com/wol1/doi/10.1002/acp.1604/fulldoi: (дата обращения: 20.03.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2638
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 2750
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 15