Разработка содержания и инструментов оценки эффективности реализации программ прикладного бакалавриата психолого-педагогического направления подготовки

482

Аннотация

Теоретически обосновывается необходимость решения трех основных задач обеспечения эффективной психолого-педагогической подготовки бакалавров: 1) задача фундаментальной теоретической подготовки за счет открытия студентами собственных базовых профессиональных знаний и проведения ими научных исследований; 2) задача практико-ориентированности за счет проектирования, реализации на практике и перепроектирования замыслов организации учебной деятельности детей начальной школы с целью становления их субъектной позиции; 3) задача построения индивидуального образовательного маршрута студентами за счет переноса ими на материал различных практик полученных знаний и умений, субъектной позиции по отношению к своей деятельности. Авторы обосновывают и экспериментально подтверждают, что развитие у студентов базовых компетенций — теоретического мышления, инновационности, коммуникативности — позволяет эффективно решать содержательные задачи их подготовки. Для исследования становления данных компетенций у студентов экспериментальной группы были введены соответствующие компетенциям уровни оценки квалификации студента согласно профилю обучения — репродуктивный, пользовательский и конструктивный. Представлено содержание метода оценки базовых компетенций согласно уровням, статистически обработаны и представлены результаты становления данных компетенций у студентов экспериментальной группы.

Общая информация

Ключевые слова: компетенции, развитие, развивающее обучение, деятельностный подход, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240105

Для цитаты: Юдина Ю.Г., Васильев В.Г. Разработка содержания и инструментов оценки эффективности реализации программ прикладного бакалавриата психолого-педагогического направления подготовки // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 1. С. 69–79. DOI: 10.17759/pse.2019240105

Подкаст

В последние годы в связи с введением новых стандартов как начального, общего, так и профессионального высшего образования становится актуальным вопрос такой профессиональной подготовки студентов, при которой они смогут создавать в школах условия не только для освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков, но и для развития субъектной позиции учащихся, становления их универсальных учебных действий.

Литература

  1. Васильев В.Г. Концепция прикладного знания.К вопросу модернизации профессионального образования // Материалы XVII научно-практической конференции «Педагогика развития: движущие силы и практики развития» (г.Красноярск, 26—28 апреля 2010 г.).Под ред.Б.И.Хасана.Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010.C.165—172.
  2. Васильев В.Г. Опыт, высокий профессионализм и качество образования.Этюд об инновационном образовании //Вопросы образования.2009.№ 2.С. 300—305.
  3. Васильев В.Г., Юдина Ю.Г. Структура рефлексивного развития человека в возрастной динамике как основа психолого-педагогического проектирования // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.№ 2.С.35—49.
  4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход в теории контекстного обучения [Электронный ресурс].Москва: Московская интернет-компания, 2018.URL: http://www.dissers.ru/1/13811-1-rossiya-bolonskom-processe-problemi-zadachi-perspektivi-seminara-trudi-metodologicheskogo-professiona.php(дата обращения: 17.12.2018).
  5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г.№ 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты.М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО.URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/orders/129 (дата обращения: 15.09.2014).
  6. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры// Психологическая наука и образование.2015.Том 20.№ 5.С.45—64.doi: 10.17759/pse.2015200505
  7. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование.2014.Том 19.№ 3.С.105—126.
  8. Опыт, проблемы и перспективы в прикладном бакалавриате психолого-педагогического направления: коллективная монография // Под ред.О.Г.Смоляниновой.Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011.157 с.
  9. Проект «Создание, апробация механизмов организации педагогических практик и инструментария для проведения аттестации в форме квалификационного испытания выпускников учреждений профессионального педагогического образования в соответствии с задачей обеспечения оценки качества образования в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов ступеней общего образования» по государственному контракту № 03.Р20.11.0100 от 14.10.2011 г.[Электронный ресурс] // М.: АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”».URL: http:// www.eurekanet.ru/ewww/info/16974.html (дата обращения: 18.01.2019).
  10. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого- педагогической подготовки учителя для начальной школы // Культурно-историческая психология.2010.№ 4.С.62—68.
  11. Рубцов В.В. Реформа педобразования не терпит промедления/ В.В.Рубцов // Вести образования.2010.№ 8.С.47—67.
  12. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В., Юдина Ю.Г. Новая модель подготовки учителей начальных классов: этап апробации — сибирский вариант // Наука и школа. 2014.№ 6.С.3448.
  13. Федоренко Е.Ю., Юдина Ю.Г. Условия становления метапредметных действий студентов в рамках психолого-педагогического образования // ВЕСТНИК КГПУ им.В.П.Астафьева.2017 № 2 (40).С. 170—174.
  14. Фрумин И.Д. Введение программ прикладного бакалавриата в российскую систему образования: зачем и как?//Вопросы образования.Том 26.№ 5.2010.C.247—267.
  15. Юдина Ю.Г. Подготовка учителей начальных классов в прикладном бакалавриате в соответствии с профессиональным стандартом «педагог»: размышления о профессиональных функциях и способах сетевого взаимодействия // В.В. Коршунова, О.Г.Смолянинова, Ю.Г.Юдина // Стандарты и мониторинг в образовании.М.: ИНФРА, М.V.3.I.1,2014.C.32—39.doi: 10.12737/8538

Информация об авторах

Юдина Юлия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (ФГАОУ ВО СФУ), Красноярск, Россия, e-mail: yudish@mail.ru

Васильев Виктор Георгиевич, кандидат физико-математических наук, профессор института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет (ФГАОУ ВО СФУ), Красноярск, Россия, e-mail: vgvasil2@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1674
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 482
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3