Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт

2155

Аннотация

Представлен анализ проблемы отношения подростков к проявлениям агрессии в социальных сетях. Авторы исследуют связь отношения к агрессии в сети с социально-демографическими и поведенческими характеристиками респондентов. В основе статьи лежат материалы социологического опроса, проведенного сотрудниками ЦСО ИУО РАО с помощью специально разработанной анкеты. Были опрошены 2074 учащихся 5, 7, 9 и 11 классов школ Московской области. Установлено, что с возрастом от 7 к 9 классу уменьшается доля тех, кому «не нравится» видеть сцены агрессии. Активным пользователям чаще «нравится» наблюдать такие сцены. Подростки, относящие свой профиль к «провокационным», «откровенным» или «неординарным», также чаще получают удовольствие от просмотра сцен насилия, чем владельцы «обычных» страниц. Показано, что подростки, выступавшие в роли «агрессоров» или «жертв», более склонны к принятию агрессии, чем «свидетели» (все указанные различия значимы на уровне p≤0,05).Материалы исследования свидетельствуют о своеобразии мужской и женской субкультуры в социальных сетях; пространство сетевого общения оказывается особой зоной, где разворачиваются процессы, связанные с борьбой за социальный статус. Приведенные данные позволяют выделить ключевые факторы, определяющие отношение подростков к проявлениям агрессии в сетевом общении: пол, возраст, интенсивность общения, самопрезентация в сети, статус в классе, оценка своих жизненных перспектив.

Общая информация

Ключевые слова: социальные сети, подростковый возраст, риски , агрессия, кибербуллинг, социальный статус, гендерная специфика, активность пользования социальными сетями, интенсивность пользования социальными сетями, самопрезентация в сети

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240201

Для цитаты: Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2019240201

Подкаст

Фрагмент статьи

Подростковый период является крайне важным для развития самосознания, становления идентичности и жизненного самоопределения. В силу особой ценностной значимости общения со сверстниками в этом возрасте снижается влияние традиционных институтов социализации.

Литература

  1. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2013.Т.6.№ 30.С.5.URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858-belinskaya30.html (дата обращения: 02.04.2019).
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.СПб.: Питер, 2008.398 с.
  3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2014.Т.11.№ 3.С.177—191.
  4. Виноваты игры и соцсети: как эксперты предлагают бороться с агрессией после трагедии в Керчи [Электронный ресурс] // Ruposters.Режим доступа: https://ruposters.ru/news/18-10-2018/eksperti-posle-tragedii-kerchi (дата обращения: 02.04.2019).
  5. Выготский Л.С. Педология подростка // Л.С. Выготский.Собрание сочинений: В 6 т.Т.4.Детская психология / Под ред.Д.Б.Эльконина.М.: Педагогика, 1984.С.5—242.
  6. Ениколопов С.Н. В ситуации кибербуллинга возрастных ограничений нет // Дети в информационном обществе.2014.№ 16.С.36— 41.
  7. Королева Д.О. Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 1.С.28—37.
  8. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Левина Л.В. К вопросу о влиянии Интернета на суицидальное поведение // Ученые записки СПбГИПСР.2014.Т. 22.№ 2.С.103—107.
  9. Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии.2010.№ 3.С.90—102.
  10. Мурсалиева Г. Группы смерти // Новая газета.2016.№ 51.С.2—5.
  11. Парфентьев У. Кибер—агрессоры // Дети в информационном обществе.2009.№ 2.С.66—67.
  12. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре // Труды по социологии образования.Т.8.Вып.13 / Под ред.В.С.Собкина.М.: Центр социологии образования РАО, 2003.391 с.
  13. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М.Подросток: виртуальность и социальная реальность: По материалам социологического исследования // Труды по социологии образования.Т.6.Вып. 10 / Под ред.В.С.Собкина.М.: Центр социологии образования РАО, 2001.156 с.
  14. Собкин В.С. Подросток: включенность в сетевое взаимодействие и отношение к образованию // Коммуникации.Медиа.Дизайн.2017.Т.2.№ 2.С. 99—113.
  15. Собкин В.С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика.2016.№ 8.С.61—72.
  16. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально- психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал.2018.№ 3 (31).С.23—36.
  17. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: риски и реакции // Вопросы психического здоровья детей и подростков.2018.№ 1.С.47—56.
  18. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток— неформал: принадлежность к группе и жизненные ориентации // Труды по социологии образования.Т. 13.Вып.22 / Под ред.В.С.Собкина.М.: Институт социологии образования РАО, 2009.С.84—101.
  19. Солдатова Г.У., Львова Е.Н. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 3.C.29—41.
  20. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество.2018.Т.9.№ 3.С.71—80.doi: 10.17759/sps.2018090308
  21. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети Онлайн» // Консультативная психология и психотерапия.2015.№ 3.С.50—66.
  22. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе.М.: Знание, 1991.80 с.
  23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред.В.В.Давыдова, В.П.Зинченко.М.: Педагогика, 1989.560 с.
  24. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер.с англ.; общ.ред.и предисл.А.В.Толстых.М.: Изд.группа «Прогресс», 1996.344 с.
  25. Griezel L., Finger L.R., Bodkin-Andrews G.H., Craven R.G., Yeung A.S. Uncovering the structure of gender and developmental differences in cyber bullying // The Journal of Educational Research.2012.No.105(6).P.442—455.doi: 10.1080/00220671.2011.629692
  26. Kowalski R.M., Limber S.P. Psychological, Physical, and Academic Correlates of Cyberbullying and Traditional Bullying // Journal of Adolescent Health.2013.No.53.P.13—20.
  27. Raskauskas J., Stoltz A.D. Involvement in Traditional and Electronic Bullying Among Adolescents // Developmental Psychology.2007.Vol.43.No.3.P. 564—575.
  28. Smith P.K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russel S., Tippett N. Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils // Journal of Child and Psychiatry.2008.No.49.P.376—385.
  29. Sobkin V.S., Evstigneeva Iu.M. The Adolescent: Virtual and Social Reality // Russian Education and Society.2004.Vol.46.No.6.P.6—100.
  30. Sobkin. V.S., Evstigneeva Iu.M. The Adolescent: Virtual and Social Reality // Russian Education and Society.2004.Vol.46.No.7.P.3—92.
  31. Walrave M., Heirman W. Cyberbullying: Predicting victimization and perpetration // Children & Society.2011.No.25 (1).P.59—72.doi: 10.1111/j.1099- 0860.2009.00260.x
  32. Williams K., Cheung C.K.T., Choi W.Cyberostracism: Effects of being ignored over the Internet // Journal of Personality and Social Psychology.2000.No.40.P.303—311.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Федотова Александра Владимировна, ведущий специалист, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4960-8183, e-mail: alexandrafedotova@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3755
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2155
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 13