Исследование психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников 7-х, 9-х и 11-х классов

1311

Аннотация

Представлены результаты исследования психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников 7-х, 9-х и 11-х классов. Участники (N=594) заполняли короткий опросник, в котором было необходимо отметить степень наличия у них психологических проблем (например, тестовая тревожность, расстройство настроения, учебные проблемы, проблемы с родителями и т.д.) и желания получить консультацию у педагога-психолога в случае, если проблемы есть или появятся. Результаты работы показали, что наиболее значимыми проблемами школьников, независимо от их возраста, выступили тестовая тревожность, проблемы с настроением и выбором профессии. Девочки показали более высокую тестовую тревожность и больше проблем с настроением, чем мальчики. Семиклассники показали более высокую тестовую тревожность, нежели более старшие школьники. В меньшей степени школьники испытывают проблемы с родителями, сверстниками и учебные проблемы. Вместе с тем учащиеся 9-го класса показали более высокий уровень учебных проблем по сравнению с учащимися 11-го класса. Около 7% школьников отметили наличие частых суицидальных мыслей. Однако подавляющее большинство школьников по всей выборке (80%) не рассматривают возможность обращения к педагогу-психологу по этому поводу. Еще меньше школьников готовы обращаться к педагогу-психологу по поводу тестовой тревожности, проблем с настроением и учебных проблем. Полученные данные могут помочь в разработке мер по улучшению работы педагога-психолога, разработке интервенций и повышению психологической грамотности школьников.

Общая информация

Ключевые слова: школьники, психологические проблемы, консультация педагога-психолога

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240408

Для цитаты: Савина Е.А., Эстерле А.Е., Савенкова И.А., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Исследование психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников 7-х, 9-х и 11-х классов // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 92–104. DOI: 10.17759/pse.2019240408

Полный текст

 

Исследование психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников 7-х, 9-х и 11-х классов

Введение в проблему

Подростковый возраст является важным этапом развития человека . На этом этапе развития начинает формироваться личностная идентичность, подростки вступают в более широкий социум, где сверстники начинают играть все более значимую роль [13; 15] . Происходящий в этот период бурный физический рост тканей и систем организма, а также половое созревание и связанные с ними гормональные изменения оказывают значительное влияние на эмоциональное состояние и поведение подростков . Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности и негативизму [13; 15] . Вместе с тем анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психического развития . Эти изменения преломляются через социальные представления о развитии подростка в данной культуре, культурные традиции взросления и отношение социума к подростку [13] . К числу социокультурных общения, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства и испытывают трудности в установлении контактов . Важными для подросткового возраста являются переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности и вызываемые этим переходом вопросы психологической зависимости и независимости от родителей [7] . Несмотря на стремление к самостоятельности, подростки страдают от потери или ухудшения эмоциональных контактов с родителями и другими значимыми взрослыми (например, учителями) [11] .

Социальные сети стали каждодневной реальностью для современных подростков . Общение в социальных сетях является важным контекстом для общения, удовлетворения потребности в автономии и самопознании, а также получения социальной поддержки [21] . С другой стороны, чрезмерное увлечение социальными сетями создает риски возникновения эмоциональных проблем . Так, обзор зарубежных исследований говорит о том, что страх упустить возможные социальные контакты в сетях, приводящий к потребности постоянно находиться «на связи», приводит к стрессу . Кроме того, существуют данные о связи между чрезмерным использованием социальных сетей и депрессией . Жертвы кибербуллинга часто страдают от высокой тревожности, депрессии и суицидальности [21] .

Значительные изменения в развитии мозга, гормональные изменения и изменения во внешности и сексуальном развитии, потребность в автономии, но в то же время недостаточная социальная зрелость создают риски для психического здоровья. Известно, что многие психические расстройства начинаются именно в этом возрасте [20; 22] . Очень часто психические расстройства, возникшие в подростковом возрасте, переходят во взрослый возраст, особенно если они не были замечены и пролечены вовремя . Более того, с каждым новым поколением число молодых людей, подверженных психическим расстройствам, неуклонно растет [20]

Зарубежные исследования показывают, что 15% подростков и юношей страдают клинической депрессией и 20—30% имеют симптомы депрессии [20], что создает риски для суицидального поведения Суицид занимает третье место среди причин смертности в подростковом и юношеском возрасте [20] В России за последние 6—7 лет частота суи­цидов составила 19—20 случаев на 100 тысяч подростков при среднем мировом показателе в 7 случаев на 100 тысяч подростков [1] . К сожалению, эта статистика выводит нашу страну на одно из первых мест в мире по данному показателю [1; 18] . В одном российском исследовании 22,8% школьников (N=145) в возрасте от 12 до 16 лет отметили у себя наличие суицидальных мыслей, что оказалось связанным с высокими показателями социальной тревожности, а также дезадаптивными стратегиями совладания, такими как самообвинение и негативное сравнение себя с другими [9]

По данным зарубежных эпидемиологических исследований, частота встречаемости тревожных расстройств среди детского и подросткового возраста варьируется от 9 до 32% и характеризуется тенденцией к возрастанию при переходе от младших возрастных групп к более старшим [19; 20] . Согласно данным российских исследований, тревожными расстройствами страдают от 10 до 20% несовершеннолетних [11] . Было обнаружено, что около 30% российских школьников в возрасте от 13 до 17 лет показали значительное превышение среднего для этого возраста уровня тревожности и депрессии . Эти данные оказались выше аналогичных показателей, полученных исследователями у западноевропейских и североамериканских сверстников [11] . Одной из основных причин психоэмоционального неблагополучия подростков, по мнению самих подростков, выступает отсутствие понимания со стороны значимых взрослых, то есть родителей и учителей . Школьная сфера также содержит в себе целый ряд факторов, способных спровоцировать возникновение тревожности у подростков К их числу можно отнести страх потерпеть неудачу на экзамене или спортивных занятиях, беспокойство по поводу своей внешности и ее оценки сверстниками, проблемы в личных отношениях [5] Страх неправильного выбора профиля обуче­
ния и профессии также является возможной причиной тревожности [17] .

Для того чтобы оказать своевременную помощь подросткам, испытывающим психологические проблемы, педагог-психолог должен уметь своевременно обнаружить эти проблемы . Однако даже если эти проблемы обнаружены, подростки должны иметь желание и готовность получить профессиональную помощь . Существует достаточное количество исследований по психологическим проблемам подросткового возраста, в то время как исследований, посвященных готовности получить психологическую помощь, практически нет. Знание потребностей реципиентов психологической помощи является важным условием эффективной профессиональной деятельности педагога-психолога и повышения рейтинга психологической службы образования в целом

Нами было разработано и проведено эмпирическое исследование, целью которого является поиск ответов на следующие вопросы: 1) какова выраженность психологических проблем школьников 7-х, 9-х и 11-х классов; 2) получали ли школьники помощь педагога- психолога прежде и были ли ею удовлетворены; 3) каково содержание потенциальных запросов на помощь педагога-психолога; 4) влияют ли на содержание возможного запроса на помощь возраст и пол школьников; 5) влияет ли на желание получить помощь педагога-психолога степень выраженности психологических проблем

Организация и методы исследования

 
Таблица 1 
 
Процент школьников, получивших психологическую помощь и степень удовлетворенности этой помощью 
 
 

 

7 класс

9 класс

11 класс

м

д

м

д

м

д

Процент школьников, получивших помощь педагога-психолога

12,8

16,1

18,4

8,3

11,9

16,7

Средние значения (SD) по удовлетворенности*

4,72 (2,61)

6,37 (2,77)

7,52 (2,42)

8,12 (1,95)

7,8 (1,61)

6,65 (2,76)

В исследовании приняли участие школьники 7-го класса (86 мальчиков и 112 девочек), 9-го класса (114 мальчиков и 96 девочек) и 11-го класса (84 мальчика и 102 девочки) из г . Орла (n=300), г . Самары (n=228) и г . Белгорода (n=66) . Общая выборка составила 594 школьника Все учащиеся были опрошены в групповой форме

Специально для данного исследования нами был разработан опросник, состоящий из 8 вопросов, направленных на выявление у школьников проблем во взаимоотношениях с родителями, одноклассниками и учителями, трудностей в учебе, наличия тестовой тревожности, плохого настроения, суицидальных мыслей и проблем с выбором профессии Данные проблемы были выделены на основе анализа литературы о типичных психологических проблемах подросткового и юношеского возраста [1; 5; 6; 7; 11; 19; 20; 22] . Школьникам предлагалось оценить по пятибалльной шкале степень выраженности указанных проблем, где 0 баллов означало «никогда», 1 балл — «иногда», 2—3 балла — «нередко», 4 балла — «часто» и 5 баллов — «всегда». После оценки степени выраженности каждой из указанных проблем школьникам предлагалось указать, обратятся ли они к педагогу-психологу, если проблема существует или появится

Кроме того, школьников просили указать их пол, возраст, наличие в школе педагога- психолога, обращались ли они когда-нибудь за помощью к педагогу-психологу и были ли удовлетворены полученной помощью (по десятибалльной шкале, где 0 — «совершенно нет» и 10 — «очень удовлетворен(а)») .

Результаты исследования

Около 92% девочек во всех возрастных группах, 90% мальчиков в 7-х и 9-х классах и
80% мальчиков в 11-м классе указали, что знают о наличии школьного психолога в школе Данные показывают, что в целом от 8 до 18% школьников обращались за помощью к педагогу-психологу (табл 1) Независимо от пола, учащиеся 7-х классов отметили более низкую удовлетворенность от полученной помощи, нежели учащиеся 9-х классов (F=5,85, p=0,004, Tukey test p<0,05) . Разница по удовлетворенности между школьниками 7-го класса и 11-го класса, а также между школьниками 9-го класса и 11-го класса оказалась статистически не значима

В целом по всей выборке на первое место вышли тестовая тревожность, проблемы с настроением и выбор профессии . У мальчиков

Таблица 2 

Средние значения (стандартные отклонения) по проблемам, отмеченным школьникам 

 

Психологические проблемы

7 класс

9 класс

11 класс

Общее

м

д

м

д

м

д

Проблемы в отношениях с родителями

1,14

(0,92)

1,48

(1,29)

1,25

(1,11)

1,48

(1,05)

1,49

(1,03)

1,52

(1,05)

1,39

(1,07)

Проблемы в отношениях со сверстниками

1,21

(1,16)

1,21

(1,09)

1,1

(1,24)

1,29

(1,29)

0,95

(0,81)

1,05

(1,04)

1,13

(1,1)

Учебные проблемы

1,55

(1,05)

1,40

(1,04)

1,73

(1,73)

1,67

(1,14)

1,33

(0,81)

1,22

(0,95)

1,48

(1,12)

Тестовая тревожность

2,19

(1,45)

2,79

(1,51)

1,88

(1,41)

2,35

(1,51)

1,49

(1,13)

2,03

(1,35)

2,12

(1,39)

Проблемы с настроением

1,58

(1,02)

1,79

(1,19)

1,8

(1,29)

2,05

(1,19)

1,7

(1,06)

2,17

(1,19)

1,85

(1,16)

Суицидальные мысли

0,7

(1,02)

0,95

(1,25)

0,68

(1,32)

1

(1,42)

0,93

(1,34)

0,7

(0,95)

0,83

(1,22)

Проблемы с учителями

1,05

(1,08)

1

(1,26)

1,44

(1,37)

1,16

(1,02)

1,30

(1,01)

1,25

(1,04)

1,2

(1,12)

Выбор профессии

1,69

(1,53)

1,78

(1,56)

1,73

(1,62)

2,06

(1,66)

1,8

(1,51)

1,59

(1,40)

1,77

(1,55)


7-    х классов наиболее высокие значения были получены по тестовой тревожности, за которой следуют выбор профессии и проблемы с настроением . У девочек 7-х классов также на первом месте оказалась тестовая тревожность, а далее — проблемы с настроением и выбор профессии . Наиболее значимыми проблемами для мальчиков 9-х классов являются тестовая тревожность, учебные проблемы и выбор профессии . Для девочек 9-х классов наиболее существенными оказались тестовая тревожность, выбор профессии и проблемы с настроением Мальчики 11-х классов отмечают проблемы выбора профессии, проблемы с настроением и в равной степени проблемы с родителями и тестовую тревожность Девочки 11-х классов выделяют проблемы с настроением, тестовую тревожность и выбор профессии (табл . 2) .

Дисперсионный анализ показал, что, независимо от возраста, у девочек, по сравнению с мальчиками, отмечается более высокий уровень проблем с родителями (F=4,96, p=0,026), тестовой тревожности (F=21,17, p<0,001) и плохого настроения ((F=10,4, p=0,001) . Эффект возраста был обнаружен по тестовой тревожности (F=12,61, p<0,001) и учебным проблемам (F=7,66, p=0,001) Так, школьники 7-го класса показали более высокую тестовую тревожность, нежели школьники 9-х и 11-х классов (Tukey test p<0,05) . Учащиеся 9-го класса отметили больше учебных проблем, нежели учащиеся 11-го класса (Tukey test p<0,05) По проблемам со сверстниками и учителями, по суицидальным мыслям и проблемам с выбором профессии не было получено ни половых, ни возрастных различий

Далее мы получили данные по количеству школьников, которые испытывают психологические проблемы часто или всегда Эти данные важны для определения того, сколько школьников нуждаются в психологической помощи относительно психологических проблем Мы подсчитали эти данные по всей выборке и отдельно по мальчикам и девочкам (табл. 3).

Таблица 3 

Количество школьников (%), регулярно испытывающих психологические проблемы 

Психологические проблемы

Вся выборка

Мальчики

Девочки

Проблемы с родителями

6,1

4,6

7,5

Проблемы со сверстниками

5,1

5,4

5,3

Учебные проблемы

8,9

10

7,8

Тестовая тревожность

26,5

18,9

34

Проблемы с настроением

13,7

10,8

16,4

Суицидальные мысли

6,8

6,6

7,1

Проблемы с учителями

6,3

6,9

5,6

Выбор профессии

19,1

20

18,2

 
Таблица 4 
 
Количество школьников (%), выразивших желание получить психологическую помощь 
 

Психологические проблемы

7 класс

9 класс

11 класс

Общее

м

д

м

д

м

д

Проблемы с родителями

9,3

24,1

14

16,7

7,1

15,7

14,48

Проблемы со сверстниками

10,5

21,4

12,3

19,8

10,7

12,7

14,57

Учебные проблемы

9,3

9,8

7,9

7,3

1,2

3,9

6,57

Тестовая тревожность

11,6

8,9

7

6,3

4,8

4,9

7,25

Проблемы с настроением

8,1

14,3

8,8

9,4

2,4

11,8

9,13

Суицидальные мысли

29,9

29,5

17,5

24

7,1

11,8

19,97

Проблемы с учителями

10,5

18,8

15,8

13,5

8,3

12,7

13,27

Выбор профессии

15,1

17,9

14,9

20,8

13,1

20,6

17,07

Таким образом, мы видим, что 34% девочек регулярно испытывают тестовую тревожность . У мальчиков этот показатель ниже — 18,9% . Больше девочек (16,4%), нежели мальчиков (10,8%), имеют частые проблемы с настроением и проблемы с родителями (7,5% и 4,6% соответственно) . Что касается мальчиков, то они несколько опережают девочек по наличию частых проблем с учебой и проблем с учителями (10% и 7,8% соответственно). Около 19% подростков и юношей обоих полов часто испытывают трудности в сфере выбора профессии Около 7% подростков и юношей обоих полов часто испытывают суицидальные мысли, и около 5% школьников обоих полов указали на частые проблемы со сверстниками

Следующей задачей нашего исследования было выявить содержание потенциальных запросов на помощь педагога-психолога у подростков и юношей . Данные представлены в табл 4

В целом от 7 до 20% школьников готовы обратиться к педагогу-психологу по поводу психологических проблем . Большее количество школьников готовы обратиться за помощью по поводу суицидальных мыслей, выбора профессии, проблем с родителями и сверстниками . Меньшее количество школьников — по поводу учебных проблем и тестовой тревожности . Мальчики 7-х классов наиболее склонны обратиться за помощью к школьному психологу по поводу суицидальных мыслей (29,9%) и наименее склонны — по поводу проблем с настроением (8,1%) . Девочки 7-х классов чаще готовы обращаться к психологу по
поводу суицидальных мыслей (29,5%) и реже всего — по поводу тестовой тревожности (8,9%) . Мальчики 9-х классов чаще всего будут обращаться к психологу по поводу суицидальных мыслей (17,5%) и реже всего — по поводу тестовой тревожности (7%) Девочки 9-х классов с большей вероятностью обратятся по поводу суицидальных мыслей (24%), а менее вероятно — по поводу тестовой тревожности (6,3%) . Мальчики 11-х классов наиболее склонны обратиться к педагогу- психологу за помощью в выборе профессии (13,1%) и крайне редко — по учебным проблемам (1,2%) . Девочки 11-х классов чаще всего готовы обращаться к психологу за помощью в выборе профессии (20,6%) и наименее часто — по поводу учебных проблем (3,9%) .

Мы также выяснили, существует ли связь между степенью выраженности проблем и желанием получить помощь педагога-психо- лога . С этой целью мы суммировали баллы, полученные по всем проблемам, и суммировали количество положительных ответов на вопрос о возможности обращения за помощью к педагогу-психологу . У мальчиков коэффициент линейной корреляции оказался r=0,207, p=0,002, а у девочек — r=0,134, p=0,035. Таким образом, существует слабая положительная связь между степенью выраженности проблем и желанием получить помощь педагога-психолога

Обсуждение результатов

Проведенное исследование психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников 7-х, 9-х и 11­х классов позволило обнаружить, что наиболее значимыми проблемами подростков и юношей являются тестовая тревожность, проблемы с настроением и выбор профессии . Полученные данные объясняются теми задачами развития, которые решают молодые люди в этот период своей жизни . Введение тестовой формы промежуточной и итоговой аттестации повышает риск развития тревожности [3; 16] . В частности, тестирование в школе связано с повышенными ожиданиями педагогов и родителей и тревогой за их результат и успешность . Что касается выбора профессии, то рынок труда и реестр профессий меняется с такой скоростью, что педагоги и родители не успевают отслеживать данные изменения, поэтому не способны сориентировать детей в этих вопросах

Также обнаружено, что подростки всех возрастных групп в меньшей степени отметили наличие у себя учебных проблем, а также проблем с родителями, сверстниками и учителями . Возможно, это объясняется тем, что учеба, а также взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками являются предметом внимания педагогов-психологов, педагогов и родителей Самые низкие баллы получили проблемы, связанные с суицидальными мыслями, что является обнадеживающим . Тем не менее, 7% школьников отметили у себя наличие частых суицидальных мыслей Мы полагаем, что число таких школьников, скорее всего, выше, так как испытуемые в нашем исследовании могли не дать правдивый самоотчет . Так, в устной беседе с педагогом- психологом они отмечали, что признание в наличии суицидальных мыслей неизбежно привлечет пристальное внимание со стороны взрослых, их могут «отправить на психиатрическую экспертизу», «установят пристальное наблюдение», «не дадут ни шагу ступить свободно», «будут бесконечно обследовать, расспрашивать» и т п Проблема превенции подросткового суицида чрезвычайно актуальна и сложна, и статистика фиксирует резкое увеличение числа подростковых суицидов и суицидальных попыток [1; 18] . Если подростки и юноши не готовы открыто говорить о наличии суицидальных мыслей, это вызывает опасение, так как они могут не получить своевременную помощь

Полученные данные показывают, что девочки, в отличие от мальчиков, вне зависимости от класса, более склонны к тестовой тревожности и проблемам с настроением . Так, 34% девочек испытывают тестовую тревожность на регулярной основе по сравнению с 18,9% мальчиков . Наши данные согласуются с результатами предыдущих исследований [22] . Установлено, что девочки более подвержены тревожности и депрессии, в то время как мальчики — проблемам поведенческого характера, что объясняется различиями между мальчиками и девочками как на физиологическом уровне, так и разницей в их социализации Так, в силу гормональных особенностей девочки дольше восстанавливаются после стресса, лучше «читают» социальные сигналы и более чувствительны к мнению других о себе Более того, они более склонны испытывать чувство вины, нежели мальчики В совокупности эти особенности приводят девочек к повышенному риску развития тревожности и депрессии [22] Девочки также отметили больше проблем с родителями Очевидно, что девочки в силу их большей вовлеченно­сти в межличностные отношения и большей социальной сенситивности также более чувствительны по отношению к межличностным проблемам

Что касается возрастных различий, то школьники седьмого класса, независимо от пола, обнаружили более высокие показатели по тестовой тревожности Мы предполагаем, что к старшим классам школьники не только повышают уровень своей предметной компетенции, но и приобретают умения и навыки выполнения проверочных и итоговых тестов (например, контролировать время их решения, оценивать трудность письменных заданий и т д ) Кроме того, в большинстве школ организуются так называемые пробные экзамены, в ходе которых отрабатывается определенный алгоритм поведения обучающихся на государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) [3] . Все это повышает эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях, развивает навыки самоконтроля и самоорганизации деятельности и, как следствие, снижает тревожность старшеклассников по отношению к ситуациям проверки и оценки знаний Повышенная тестовая тревожность семиклассников должна стать предметом внимания педагогов-психологов

Также в нашем исследовании установлен более высокий уровень учебных проблем у обучающихся в девятом классе по сравнению с одиннадцатиклассниками Существуют, по крайней мере, два возможных объяснения этим данным Во-первых, обучение в старших классах продолжают не все подростки Как правило, именно подростки с трудностями в учебе после девятого класса поступают в техникумы или колледжи Другими словами, число школьников с учебными проблемами объективно снижается к 10-му классу Во-вторых, проблемы в учебной деятельности, а точнее восприятие этих проблем школьниками, часто определяются отношением педагогов и родителей В девятом классе обучающиеся впервые проходят государственную итоговую аттестацию, и взрослые, стремясь мотивировать подростков к более интенсивной подготовке и ответственности за результаты обучения, проявляют повышенное внимание к учебным проблемам школьников

Было обнаружено, что подавляющее большинство школьников знает о наличии педагога-психолога в школе, однако только 8—18% получили его помощь Тем не менее удовлетворенность от полученной помощи была достаточно высокой Наибольшее число школьников, которые готовы обратиться за помощью по поводу суицидальных мыслей, отмечено в седьмом классе (30%), а наименьшее — среди юношей 11-го класса (7,1%) . Девочки 9-х и 11-х классов наиболее заинтересованы в получении консультаций по поводу выбора профессии (около 20%), и около 21—25% девочек седьмого класса рассматривают возможность обращения по поводу проблем с родителями и сверстниками Однако в целом желание получить помощь педагога-психолога по поводу возможных проблем низкое Например, 93% юношей 11-го класса не рассматривают возможность обращения к педагогу-психологу по поводу суицидальных мыслей Эти данные вызывают серьезную обеспокоенность и говорят либо о недостаточном доверии подростков к педагогу-психологу, либо о недостаточной информированности о его работе

Только около 7% школьников от всей выборки указали на возможность получения помощи педагога-психолога по поводу тестовой тревожности Это несмотря на то, что в целом по всей выборке около 27% школьников отметили, что часто испытывают тестовую тревожность . Эти данные также вызывают обеспокоенность, так как задачей педагога-психолога является обучение школьников стратегиям совладания с тестовой тревожностью и организация ситуации тестирования таким образом, чтобы снизить уровень тревоги . Можно предполагать, что школьники не информированы об этой функции педагога-психолога или сомневаются в его способности помочь им . Возможно также, что подростки не знают, как обратиться к педагогу-психологу

В рамках данной работы мы не ставили задачу изучить причины нежелания школьников обращаться за помощью к психологу в случае возникновения тех или иных проблем Однако во время проведения исследования некоторые испытуемые комментировали, что опасаются обращаться к психологу Так, они говорили, что «это вызовет насмешки среди одноклассников» или «они подумают, что я псих». Другие респонденты говорили, что «не знают, как правильно это сделать», «можно ли самому подойти к психологу», не хотят, чтобы об их посещении психолога знали родители или учителя и т д Необходимы дальнейшие исследования причин нежелания обращения школьников к педагогу-психологу, включая эффект стигматизации и тревогу по поводу конфиденциальности

Результаты проведенного нами исследования подтверждают важность просветительской работы школьного психолога не только с педагогами и родителями, но и со школьниками разных возрастов В современной практической психологии образования разработаны направления психологического просвещения участников образовательных отношений, в том числе формы и методы их информирования о целях и содержании психологической деятельности [2; 4; 8; 10; 12] . Очевидно, что подростков и юношей необходимо знакомить не только с содержанием и принципами работы педагога-психолога, а очень важно формировать доверие к нему Нужны дальнейшие исследования, направленные на изучение наиболее эффективных форм психологического просвещения и повышения психологической грамотности школьников Это позволит изменить отношение к психологической диагностике и снизить страх стигматизации Безусловно, оказание своевременной психологической помощи будет затруднено, если реципиенты не желают этой помощи и не настроены на информирование педагога-психолога о существующих психологических трудностях

Выводы и заключение

Наше исследование показало, что наиболее значимыми проблемами школьников, независимо от их возраста, являются тестовая тревожность, а также проблемы с настроением и выбором профессии Девочки показали более высокую тестовую тревожность и больше проблем с настроением, чем мальчики Семиклассники показали более высокую тестовую тревожность, по сравнению с более старшими школьниками, в то время как учащиеся 9-го класса показали более высокий уровень учебных проблем по сравнению с учащимися 11-го класса . Около 7% школьников по всей выборке отметили наличие частых суицидальных мыслей, однако 80% школьников не рассматривают возможность обращения к педагогу-психологу по этому поводу Подавляющее количество школьников также не готовы обращаться к педагогу-психологу по поводу тестовой тревожности, проблем с настроением и учебных проблем

Это подтверждает тот общеизвестный факт о том, что задача сохранения психического здоровья нации требует внимательного отношения педагогов-психологов к психологическим проблемам подростков и юношей Так, необходимо раннее выявление этих проблем и своевременное оказание квалифицированной помощи . Анализ психологических проблем и потребностей школьников в психологической помощи для их преодоления может выступить важным условием повышения эффективности профессиональной деятельности школьного психолога, повышения рейтинга психологической службы образования и улучшения профессиональной подготовки педагога-психолога


[1] Savina Elena Alexandrovna, PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Graduate Psychology, James Madison University, USA . E-mail: savinaea@jmu . edu

[2] Esterle Anton Evgenyevich, PhD in Psychology, Head of the Social Psychology Lab, Regional Centre for Social Work and School Psychology, Samara, Russia. E-mail: esterle . anton@yandex . ru

[3] Savenkova Irina Anatolyevna, PhD in Psychology, Department of General and Development Psychology, Orel State University named after I . S . Turgenev, Orel, Russia . E-mail: savenkova57r@mail . ru

[4] Ovsyanikova Elena Alekseevna, PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Developmental and Social Psychology, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia . E-mail: ovsyannikova@bsu edu ru

[5] Khudaeva Maya Yuryevna, PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Developmental and Social Psychology, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia . E-mail: khudaeva@bsu . edu . ru

Литература

  1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция.Барнаул, 2014.100 с.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.М.: Генезис, 2000.289 с.
  3. Гришанова О.С. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ.Профилактика экзаменационной тревожности.М.: Учитель, 2012.201 с.
  4. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования // Вестник практической психологии образования.2011.№ 3.С.8—16.
  5. Заваденко Н.Н. Тревожные расстройства у детей и подростков // Фарматека.2016.№ 4—16.C. 28—34.
  6. Леонтьева А.В. Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков // Вестник Адыгейского государственного университета.2006.№ 3.С.162—164.
  7. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии.2002.№ 5.С. 135— 143.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.М: Академия, 2008.448 с.
  9. Павлова Т.С. Копинг-стратегии подростков с антивитальными переживаниями [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2013.№ 1.URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/ n1/59152.shtml (дата обращения: 05.11.2018).
  10. Пахальян В.Э. Каким должен и каким может быть психолог, работающий в системе образования // Вопросы психологии.2002.№ 6.С.103—112.
  11. Подольский А.И. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования / А.И.Подольский, О.А.Карабанова, О.А.Идобаева, П.Хейманс // Вестн.Моск.Ун-та.Сер.14.Психология.2011.№ 2.С.9—20.
  12. Рубцов В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития // Вопросы психологии.2003.№ 6.С.32—39.
  13. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии.Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе.Учеб.пособие для вузов / В.И.Слободчиков, Е.И. Исаев.М.: Школьная пресса, 2000.421 с.
  14. Тащева А.И. Психологические проблемы студенток вузов / А.И.Тащева, О.Б.Паненко // Сборник статей «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей».Майкоп: ООО «АЯКС», 2006.С.35—44.
  15. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста / Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан.М.: Издательство Юрайт, 2016.406 с.
  16. Фокина И.В. Специфика профилактической работы психолога с экзаменационной тревожностью у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы // Перспективы науки и образования.2014.№.4 (10).С.106—110.
  17. Чернышев А.С. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX-XXI вв) / А.С.Чернышев, С.В.Сарычев, Ю.Л.Лобков, С.Г.Елизаров, Д.В.Беспалов; под общ.ред.А.С.Чернышова.Курск: Курск.гос.ун-т, 2010.213 с.
  18. Юсупова Г.В. Психоэмоциональное здоровье подростков как основа устойчивости личности к факторам, провоцирующим суицид / Г.В.Юсупова, Н.Г.Климанова, А.А.Галиуллина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.Серия: Педагогика, психология.2015.№ 1.С.240— 244.
  19. Essau C.A., Gabbidon J. Epidemiology, comorbidity and mental health service utilization // The Wiley-Blackwell handbook of the treatment of childhood and adolescent anxiety / In Essau C.A., Ollendick T.H.(eds.).Chichester: Wiley-Blackwell, 2013.Рp.23—42.
  20. Evans D.L., Foa E.B., Gur R.E., Hendin H., O’Brien C.P., Seligman M.E.P. & Walsh T. (eds.).Treating and preventing adolescent mental health disorders: What we know and what we don’t know: A research agenda for improving the mental health of our youth.New York, NY, US: Oxford University Press, 2005.818 p.
  21. Savina E., Mills J.L., Atwood K. & Cha J. Digital media and youth: A primer for school psychologists // Contemporary School Psychology.2017.№ 21.Pp. 80—91.doi: 10.1007/s40688-017-0119-0
  22. Zahn-Waxler C., Shirtcliff E.A., Marceau K. Disorders of childhood and adolescence: gender and psychopathology // Annual Review of Clinical Psychology.2008.№ 4.Pp.275—303.doi: 10.1146/ annurev.clinpsy.3.022806.091358

Информация об авторах

Савина Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор, доцент, кафедра последипломного психологического образования, университет Джеймса Мэдисона, Харрисонберг, США, e-mail: savinaea@jmu.edu

Эстерле Антон Евгеньевич, кандидат психологических наук, начальник лаборатории, Лаборатория социальной психологии, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный социопсихологический центр», Самара, Россия, e-mail: esterle.anton@yandex.ru

Савенкова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия, e-mail: savenkova57r@mail.ru

Овсяникова Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, Педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), Белгород, Россия, e-mail: ovsyannikova@bsu.edu.ru

Худаева Майя Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)., Белгород, Россия, e-mail: khudaeva@bsu.edu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1945
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 1311
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1