Исследование психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников 7-х, 9-х и 11-х классов

1243

Аннотация

Представлены результаты исследования психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников 7-х, 9-х и 11-х классов. Участники (N=594) заполняли короткий опросник, в котором было необходимо отметить степень наличия у них психологических проблем (например, тестовая тревожность, расстройство настроения, учебные проблемы, проблемы с родителями и т.д.) и желания получить консультацию у педагога-психолога в случае, если проблемы есть или появятся. Результаты работы показали, что наиболее значимыми проблемами школьников, независимо от их возраста, выступили тестовая тревожность, проблемы с настроением и выбором профессии. Девочки показали более высокую тестовую тревожность и больше проблем с настроением, чем мальчики. Семиклассники показали более высокую тестовую тревожность, нежели более старшие школьники. В меньшей степени школьники испытывают проблемы с родителями, сверстниками и учебные проблемы. Вместе с тем учащиеся 9-го класса показали более высокий уровень учебных проблем по сравнению с учащимися 11-го класса. Около 7% школьников отметили наличие частых суицидальных мыслей. Однако подавляющее большинство школьников по всей выборке (80%) не рассматривают возможность обращения к педагогу-психологу по этому поводу. Еще меньше школьников готовы обращаться к педагогу-психологу по поводу тестовой тревожности, проблем с настроением и учебных проблем. Полученные данные могут помочь в разработке мер по улучшению работы педагога-психолога, разработке интервенций и повышению психологической грамотности школьников.

Общая информация

Ключевые слова: школьники, психологические проблемы, консультация педагога-психолога

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240408

Для цитаты: Савина Е.А., Эстерле А.Е., Савенкова И.А., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Исследование психологических проблем и потребности в консультации педагога-психолога у школьников 7-х, 9-х и 11-х классов // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. С. 92–104. DOI: 10.17759/pse.2019240408

Фрагмент статьи

Подростковый возраст является важным этапом развития человека. На этом этапе развития начинает формироваться личностная идентичность, подростки вступают в более широкий социум, где сверстники начинают играть все более значимую роль.

Литература

  1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция.Барнаул, 2014.100 с.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.М.: Генезис, 2000.289 с.
  3. Гришанова О.С. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ.Профилактика экзаменационной тревожности.М.: Учитель, 2012.201 с.
  4. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования // Вестник практической психологии образования.2011.№ 3.С.8—16.
  5. Заваденко Н.Н. Тревожные расстройства у детей и подростков // Фарматека.2016.№ 4—16.C. 28—34.
  6. Леонтьева А.В. Эмпирическое исследование психологических трудностей подростков // Вестник Адыгейского государственного университета.2006.№ 3.С.162—164.
  7. Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии.2002.№ 5.С. 135— 143.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.М: Академия, 2008.448 с.
  9. Павлова Т.С. Копинг-стратегии подростков с антивитальными переживаниями [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование.2013.№ 1.URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/ n1/59152.shtml (дата обращения: 05.11.2018).
  10. Пахальян В.Э. Каким должен и каким может быть психолог, работающий в системе образования // Вопросы психологии.2002.№ 6.С.103—112.
  11. Подольский А.И. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования / А.И.Подольский, О.А.Карабанова, О.А.Идобаева, П.Хейманс // Вестн.Моск.Ун-та.Сер.14.Психология.2011.№ 2.С.9—20.
  12. Рубцов В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития // Вопросы психологии.2003.№ 6.С.32—39.
  13. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии.Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе.Учеб.пособие для вузов / В.И.Слободчиков, Е.И. Исаев.М.: Школьная пресса, 2000.421 с.
  14. Тащева А.И. Психологические проблемы студенток вузов / А.И.Тащева, О.Б.Паненко // Сборник статей «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей».Майкоп: ООО «АЯКС», 2006.С.35—44.
  15. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста / Н.Н.Толстых, А.М.Прихожан.М.: Издательство Юрайт, 2016.406 с.
  16. Фокина И.В. Специфика профилактической работы психолога с экзаменационной тревожностью у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы // Перспективы науки и образования.2014.№.4 (10).С.106—110.
  17. Чернышев А.С. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX-XXI вв) / А.С.Чернышев, С.В.Сарычев, Ю.Л.Лобков, С.Г.Елизаров, Д.В.Беспалов; под общ.ред.А.С.Чернышова.Курск: Курск.гос.ун-т, 2010.213 с.
  18. Юсупова Г.В. Психоэмоциональное здоровье подростков как основа устойчивости личности к факторам, провоцирующим суицид / Г.В.Юсупова, Н.Г.Климанова, А.А.Галиуллина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.Серия: Педагогика, психология.2015.№ 1.С.240— 244.
  19. Essau C.A., Gabbidon J. Epidemiology, comorbidity and mental health service utilization // The Wiley-Blackwell handbook of the treatment of childhood and adolescent anxiety / In Essau C.A., Ollendick T.H.(eds.).Chichester: Wiley-Blackwell, 2013.Рp.23—42.
  20. Evans D.L., Foa E.B., Gur R.E., Hendin H., O’Brien C.P., Seligman M.E.P. & Walsh T. (eds.).Treating and preventing adolescent mental health disorders: What we know and what we don’t know: A research agenda for improving the mental health of our youth.New York, NY, US: Oxford University Press, 2005.818 p.
  21. Savina E., Mills J.L., Atwood K. & Cha J. Digital media and youth: A primer for school psychologists // Contemporary School Psychology.2017.№ 21.Pp. 80—91.doi: 10.1007/s40688-017-0119-0
  22. Zahn-Waxler C., Shirtcliff E.A., Marceau K. Disorders of childhood and adolescence: gender and psychopathology // Annual Review of Clinical Psychology.2008.№ 4.Pp.275—303.doi: 10.1146/ annurev.clinpsy.3.022806.091358

Информация об авторах

Савина Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор, доцент, кафедра последипломного психологического образования, университет Джеймса Мэдисона, Харрисонберг, США, e-mail: savinaea@jmu.edu

Эстерле Антон Евгеньевич, кандидат психологических наук, начальник лаборатории, Лаборатория социальной психологии, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный социопсихологический центр», Самара, Россия, e-mail: esterle.anton@yandex.ru

Савенкова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия, e-mail: savenkova57r@mail.ru

Овсяникова Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, Педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), Белгород, Россия, e-mail: ovsyannikova@bsu.edu.ru

Худаева Майя Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной и социальной психологии, факультет психологии, педагогический институт, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)., Белгород, Россия, e-mail: khudaeva@bsu.edu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1728
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1243
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 1