Успешность в обучении: взаимосвязь флюидного интеллекта и рабочей памяти

1034

Аннотация

Представлен обзор современных работ, посвященных исследованиям взаимосвязи флюидного интеллекта и рабочей памяти. Обращается внимание на то, что в последнее время в мировой психологической науке активно обсуждается тема флюидного интеллекта и его влияния на успешность обучения в детском возрасте. Отмечается, что одной из основных когнитивных характеристик, наиболее выраженно связанной с флюидным интеллектом, является рабочая память, рассматриваемая как сложная интегративная функция, в реализации которой участвуют кратковременная и долговременная память, а также исполнительный контроль внимания. Подчеркивается, что до сих пор дискуссионным остается вопрос, какой из компонентов рабочей памяти в наибольшей степени связан с флюидным интеллектом. В ряде исследований делается вывод о главенствующей роли объема кратковременной памяти, тогда как в других наиболее важным компонентом называют исполнительный контроль. В исследованиях взаимосвязей рабочей памяти и флюидного интеллекта особое место отводится научным работам, в которых поднимается вопрос о возможностях коррекции и тренировки флюидного интеллекта с использованием заданий, направленных на улучшение показателей рабочей памяти. В ряде обучающих экспериментов удалось получить улучшение показателей флюидного интеллекта участников после серии тренировок рабочей памяти.

Общая информация

Ключевые слова: флюидный интеллект, вербальная рабочая память, кратковременная память, тренировка когнитивных функций

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250106

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (№ 18-013-01179).

Тематический сетевой сборник: Клинико-психологические аспекты развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Для цитаты: Ржанова И.Е., Алексеева О.С., Бурдукова Ю.А. Успешность в обучении: взаимосвязь флюидного интеллекта и рабочей памяти // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 63–74. DOI: 10.17759/pse.2020250106

Фрагмент статьи

Флюидный интеллект в самом общем виде можно определить как способность индивида к решению новых абстрактных задач без опоры на имеющиеся у него знания. В мировой литературе активно обсуждается роль флюидного интеллекта в структуре когнитивных функций и его влияние на интегральные когнитивные характеристики.

Литература

  1. Бирюков С.Д., Ходакова Е.Ю. Флюидный интеллект как предиктор успешности обучения // Интеллект и творчество: Сборник научных трудов / Под ред. А.Н. Воронина. М.: Институт психологии РАН, 1999. С. 66—78.
  2. Бурдукова Ю.А., Алексеева О.С., Чижова В.А., Щеглова А.В. Связь вербальной памяти и пространственной рабочей памяти с интеллектом у детей 10—11 лет [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4.С. 43—50. doi:10.17759/psyedu.2017090405
  3. Летинен Х. Интервью «Коррекция дислексии у детей с применением компьютерной игры GraphoGame» // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 84—86. doi:10.17759/pse.2018230308
  4. Ржанова И.Е., Алексеева О.С., Фоминых А.Я., Паршикова О.В. Индекс рабочей памяти как один из основных показателей теста Векслера для дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018a. Т. 11 (57). С. 8. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n57/1529-rzhanova57.html (дата обращения: 23.12.2018).
  5. Ржанова И.Е., Бритова В.С., Алексеева О.С., Бурдукова Ю.А. Флюидный интеллект: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018b. Т. 7 (4). С. 19—43. doi:10.17759/cpse.2018070402
  6. Alloway T.P., Gathercole S.E., Willis C., Adams A.M. A structural analysis of working memory and related cognitive skills in young children // Journal of Experimental Child Psychology. 2004. № 87. P. 85—106.
  7. Baddeley A.D., Hitch G.J. Working Memory // The Psychology of Learning and Motivation / In G. Bower (ed.). San Diego, CA: Academic Press, 1974. Vol. 8. P. 47—90. doi: http://dx.doi.org/10.1016/s0079-7421(08)60452-1
  8. Bayliss D.M., Jarrold C., Baddeley A.D., Gunn D.M., Leigh E. Mapping the developmental constraints on working memory span performance // Developmental Psychology. 2005. Vol. 41 (4). P. 579—597.
  9. Blair C. How similar are fluid cognition and general intelligence? A developmental neuroscience perspective on fluid cognition as an aspect of human cognitive ability // Behavioral Brain Science. 2006. Vol. 29. № 2. P. 109—125. doi: 10.1017/S01405 25X06009034
  10. Cattell R.B. Intelligence: Its structure, growth and action. New York, NY: Elsevier, 1987. 693 p.
  11. Chein J.M., Morrison A.B. Expanding the mind’s workspace: Training and transfer effects with a complex working memory span task // Psychonomic Bulletin and Review. 2010. № 17. P. 193—199.
  12. Cochrane A., Simmering V., Green C.S. Fluid intelligence is related to capacity in memory as well as attention: Evidence from middle childhood and adulthood // PloS one. 2019. Vol. 14 (8). P. e0221353.
  13. Colom R. et al. Working memory and intelligence are highly related constructs, but why? // Intelligence. 2008. Vol. 36 (6) P. 584—606. doi:10.1016/j.intell.2008.01.002
  14. Conway A.R. et al. A latent variable analysis of working memory capacity, shortterm memory capacity, processing speed, and general fluid intelligence // Intelligence. 2002. Vol. 30 (2) P. 163—183. doi:10.1016/ S0160-2896(01)00096-4
  15. Cowan N. et al. On the capacity of attention: Its estimation and its role in working memory and cognitive aptitudes // Cognitive Psychology. 2005. Vol. 51 (1). P. 42—100. doi:10.1016/j.cogpsych.2004.12.001
  16. Dahlin K.I.E. Working memory training and the effect on mathematical achievement in children with attention deficits and special needs // Journal of Education and Learning. 2013. Vol. 2 (1). P. 118—133. doi:10.5539/jel.v2n1p118
  17. Dempster F.N. Memory span: sources of individual and developmental differences // Psychological Bulletin. 1981. № 89. P. 63—100.
  18. Detterman D.K., Sternberg R.J. How and How Much Can Intelligence Be Increased? Mahwah, NJ: Erlbaum, 1982.
  19. Engel de Abreu P.M., Conway A.R., Gathercole S.E. Working memory and fluid intelligence in young children // Intelligence. 2010. Vol. 38 (6). P. 552—561. doi:10.1016/j.intell.2010.07.003
  20. Engle R.W. Role of working memory capacity in cognitive control // Current Anthropology. 2010. № 51. P. 1.
  21. Engle R.W. Working memory capacity as executive attention // Current Directions in Psychological Science. 2002. Vol. 11 (1). P. 19—23. doi: https://doi.org/10.1111/1467-8721.00160
  22. Engle R.W et al. Working memory, short-term memory, and general fluid intelligence: A latentvariable approach // Journal of Experimental Psychology. 1999. Vol. 128 (3). P. 309—331. doi:10.1037/0096-3445.128.3.309
  23. Fry A.F., Hale S. Relationships among processing speed, working memory, and fluid intelligence in children // Biological Psychology. 2000. Vol. 54 (1—3). P. 1—34.
  24. Gottfredson L.S. Why g matters: The complexity of everyday life // Intelligence. 1997. Vol. 24 (1). P. 79—132.
  25. Gray J.R., Chabris C.F., Braver T.S. Neural mechanisms of general fluid intelligence // Natural Neuroscience. 2003. Vol. 6 (3). P. 316—322. doi:10.1038/nn1014
  26. Gray S.A. et al. Effects of a computerized working memory training program on working memory, attention, and academics in adolescents with severe LD and comorbid ADHD; a randomized controlled trial // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2012. Vol. 53 (12). P. 1277—1284. doi:10.1111/j.1469-7610.2012.02592.x
  27. Green A.E. et al. Frontopolar cortex mediates abstract integration in analogy // Brain Research. 2006. Vol. 1096 (1). P. 125—137. doi: 10.1016/j.brainres.2006.04.024
  28. Holmes J., Gathercole S.E., Dunning D. Adaptative training leads to sustained enhancement of poor working memory in children // Developmental Science. 2009. № 12. P. 1—7. doi:10.1111/j.1467-7687.2009.00848.x.
  29. Hornung C., Brunner M., Reuter R., Martin R. Children’s working memory: Its structure and relationship to fluid intelligence // Intelligence. 2011. № 39. P. 210—221.
  30. Jaeggi S.M., Buschkuehl M., Jonides J., Perrig W.J. Improving fluid intelligence with training on working memory // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2008. Vol. 105 (19). P. 6829—6833.
  31. Jaeggi S.M., Buschkuehl M., Jonides J., Shah P. Short- and long-term benefits of cognitive training // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. № 108. P. 10081—10086
  32. Kane M.J. et al. The generality of working memory capacity: A latentvariable approach to verbal and visuospatial memory span and reasoning // Journal of Experimental Psychology. General. 2004. Vol. 133 (2). P. 189—217. doi: 10.1037/0096-3445.133.2.189
  33. Klingberg T., Forssberg H., Westerberg H. Training of working memory in children with ADHD // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. 2002. № 24. P. 781—791. doi:10.1076/jcen.24.6.781.8395
  34. Kramer A.F., Willis S.L. Enhancing the cognitive vitality of older adults // Current Directions of Psychological Science. 2002. № 11. P. 173—177.
  35. Kyllonen P.C., Christal R.E. Reasoning ability is (little more than) working-memory capacity?! // Intelligence. 1990. Vol. 14 (4). P. 389—433. doi:10.1016/S0160-2896(05)80012-1
  36. Linares R., Borella E., Lechuga M.T., Carretti B., Pelegrina S. Training working memory updating in young adults // Psychological research. 2018. Vol. 82 (3). P. 535—548.
  37. Meiran N., Dreisbach G., von Bastian C.C. Mechanisms of working memory training: Insights from individual differences // Intelligence. 2019. Vol. 73. P. 78—87.
  38. Nisbett R.E. et al. Intelligence. New Findings and Theoretical Developments // American Psychologist. 2012. Vol. 67 (2). P. 130—159. doi: 10.1037/a0026699
  39. Otero T.M. Brief review of fluid reasoning: Conceptualization, neurobasis, and applications // Applied Neuropsychology: Child. 2017. Vol. 6 (3). P. 240—211. doi: 10.1080/21622965.2017.1317484
  40. Raven J.C., Court J.H., Raven J. Manual for Raven’s Progressive Matrices and Vocabulary Scales. London: Lewis, 1983.
  41. Redick T.S. et al. What’s working in working memory training? An educational perspective // Educational Psychology Review. 2015. Vol. 27 (4). P. 617—633. doi:10.1007/s10802-010-9387-0.
  42. Rogers M. et al. Inattention, working memory, and academic achievement in adolescents referred for attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD) // Child Neuropsychology. 2011. Vol. 17 (5). P. 444—458. doi:10.1080/09297049.2010.544648
  43. Sala G., Gobet F. Cognitive training does not enhance general cognition // Trends in cognitive sciences. 2018.
  44. Schmiedek F., Lovden M., Lindenberger U. Hundred days of cognitive training enhance broad abilities in adulthood: Findings from the COGITO study // Frontiers in Aging Neuroscience. 2010. № 2. P. 1—10. doi:10.3389/fnagi.2010.00027
  45. Schroeders U., Schipolowski S., Zettler I., Golle J., Wilhelme O. Do the smart get smarter? Development of fluid and crystallized intelligence in 3rd grade // Intelligence. 2016. № 59. P. 84—95.
  46. Siegel L.S. Working memory and reading: a lifespan perspective // International Journal of Behavioral Development. 1994. № 17. P. 109—124.
  47. Sternberg R.J. Increasing fluid intelligence is possible after all // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2008. Vol. 105 (19). P. 6791—6792.
  48. Swanson H.L. Working memory and intelligence in children: What develops? // Journal of Educational Psychology. 2008. Vol. 100 (3). P. 581—602.
  49. Swanson H.L., McMurran M. The impact of working memory training on near and far transfer measures: Is it all about fluid intelligence? Child // Neuropsychology. 2018. Vol. 24 (3). P. 370—395.
  50. Tillman C.M., Nyberg L., Bohlin G. Working memory components and intelligence in children // Intelligence. 2008. Vol. 36 (5). P. 394—402.

Информация об авторах

Ржанова Ирина Евгеньевна, научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИРАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8100-8917, e-mail: irinarzhanova@mail.ru

Алексеева Ольга Сергеевна, научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИРАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0794-2327, e-mail: olga__alexeeva@mail.ru

Бурдукова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4827-2040, e-mail: julia_burd@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2032
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1034
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2