Вступительное слово

114

Аннотация

В 2020 году отечественная и мировая наука отмечает 90-летие со дня рождения выдающегося ученого, последователя культурно-исторической психологии и теории деятельности, основателя системы развивающего обучения, академика РАО, профессора Василия Васильевича Давыдова. В связи с юбилеем подготовлены 2 тематических номера журнала «Психологическая наука и образование», в которых отражены состояние и перспективы развития научной школы В.В. Давыдова. В материалах, публикуемых в 2-х выпусках журнала «Психологическая наука и образование», развернуто представлены результаты исследований и разработок, которые в настоящее время ведут ближайшие ученики и последователи Василия Васильевича. Острота и глубина поставленных в них проблем свидетельствуют о том, что широкая дискуссия в отношении ключевых идей и положений, сформулированных в научной школе профессора В.В. Давыдова, по-прежнему определяет область поисков условий и эффективных механизмов развития детей в обучении, обеспечивающих формирование у них способностей, позволяющих жить и активно действовать в условиях новых рисков и социальных перемен.

Общая информация

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250401

Для цитаты: Рубцов В.В. Вступительное слово // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 4–5. DOI: 10.17759/pse.2020250401

Полный текст

Вступительное слово

Научная школа В.В. Давыдова: современное состояние
и перспективные направления развития

В 2020 году отечественная и мировая наука отмечает 90-летие со дня рождения выдающегося ученого, последователя культурно-исторической психологии и теории деятельности, основателя системы развивающего обучения, академика РАО, профессора Василия Васильевича Давыдова. В связи с юбилеем подготовлены 2 тематических номера журнала «Психологическая наука и образование», в которых отражены состояние и перспективы развития научной школы В.В. Давыдова.

Общепризнано, что фундамент научной школы В.В. Давыдова составляют три основных направления: теория содержательного обобщения и образования понятий, психологическая теория учебной деятельности и система развивающего обучения (РО). Каждое из этих научных направлений представляет самостоятельную область исследований, но именно в их единстве раскрывается подлинная глубина теоретика и мыслителя В.В. Давыдова.

Первое направление — теория содержательного обобщения и образования понятий — является ядром научной школы В.В. Давыдова. Содержательное обобщение, согласно В.В. Давы­дову, это способ мысли, основной механизм мыслительного акта. Мысль, основанная на обобщении содержательного типа, выделяет в объекте существенное исходное отношение, которое определяет его свойства и признаки. Различая теоретический и эмпирический типы мышления по существу, В.В. Давыдов обосновал два принципиально различных пути развития понятий у детей в условиях обучения (В. Веселов, М. Дафермос, И. Ивич, В.Т. Кудрявцев, В.С. Лазарев, Н.Н. Нечаев, В.В. Рубцов, М. Хедегарт, П. Хаккарайнен и др.).

Второе направление — это психологическая теория учебной деятельности. Сущность этого вида деятельности, согласно В.В. Давыдову, заключается в решении особых учебных задач, отличие которых от других решаемых человеком задач определяется тем, что их цель и результат состоят в изменении самого субъекта, овладевающего обобщенными способами действия. Решение учебной задачи характеризует целостный акт учебной деятельности и определяет ее «строительную единицу». В теории учебной деятельности В.В. Давыдовым была осуществлена содержательная реконструкция понятия как способа деятельности, на этой основе поставлена проблема деятельностного содержания образования, а по существу — обоснована необходимость создания принципиально новой деятельностной дидактики. Разработка и практическое решение проблемы деятельностного содержания образования характеризуют в настоящее время прорывное направление развития научной школы В.В. Давыдова (В.А. Болотов, В.А. Гу- ружапов, Ю.В. Громыко, Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.С. Лазарев, А.А. Марголис, И.М. Ремо- ренко, В.В. Рубцов, Дж. Рюкрим, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин).

Третье направление касается системы развивающего обучения — это наиболее интенсивно формирующееся прикладное направление исследований и разработок в научной школе В.В. Давыдова. В образовании это направление получило оформление как дидактическая система Эльконина—Давыдова (Е.В. Высоцкая, А.Б. Воронцов, Г.Н. Кудина, А.Г. Крицкий, В.С. Лазарев, В.А. Львовский, Л.К. Максимов, Г.Г. Микулина, З.Н. Новлянская, В.В. Репкин, М.А. Янишевская и др.). Необходимым компонентом системы РО является диагностика теоретического мышления и развития основных его структурных компонентов. Методы диагностики таких компонентов теоретического мышления, как анализ, планирование, рефлексия, системность достаточно хорошо отработаны и являются составной частью системы РО (А.З. Зак, В.Х. Магкаев, А.М. Медведев, Л.К. Максимов, В.В. Мульдаров, П.Г. Нежнов, И.М. Ривина и др.). Специальное внимание в системе РО уделяется также разработке методов диагностики развития метапредметных компетенций и личностных образовательных результатов у детей, обучающихся по типу учебной деятельности (В.А. Болотов, Е.В. Высоцкая, П.Г. Нежнов, Н.И. По­ливанова, И.М. Улановская, Е.И. Чудинова, Г.А. Цукерман, М.А. Янишевская).

Принципиально важным направлением исследований научной школы В.В. Давыдова является развитие идеи об исходных коллективно-распределенных формах организации учебной деятельности. Первоначально эта идея разрабатывалась на примере формирования у детей конкретных научных понятий. Впоследствии результаты этих исследований послужили основанием для проектирования учебных предметов, предусматривающих организацию групповых и совместных форм обучения школьников (Е.В. Высоцкая, В.А. Гуружапов, Г.Г. Кравцов, А.Г. Крицкий, Р.Я. Гузман, Т.А. Матис, З.Н. Новлянская, Ю.А. Полуянов, Г.А. Цукерман).

Понятие о совместно-распределенной форме учебной деятельности («форма коллективная») позволило по-новому обсуждать вопрос о механизмах содержательного обобщения и образования понятий у детей. Накопленные здесь данные, с одной стороны, расширяют представление о механизмах теоретического обобщения, а с другой — позволяют критически взглянуть на научную полемику В.В. Давыдова с Л.С. Выготским о путях образования понятий, в частности, на проблему обобщения и его роли в развитии научных понятий в детских возрастах. Ключевыми в данном контексте являются два положения. Во-первых, положение о том, что система предметных действий, специфических для выявления существенных отношений в объекте или ситуации, в своей исходной форме представляет организацию этих действий как совместно-распределенных между участниками деятельности, и, во-вторых, положение о том, что переход от предметных действий к их выполнению в умственном плане связан с обобществлением самого способа действия, опосредованным складывающейся общностью участников (В.А. Агеев, Р.Я. Гузман, А.Г. Критский, Л. Мартин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Ю. Энгестрём).

Система развивающего обучения, основы которой создавались В.В. Давыдовым, его учениками и последователями, не является застывшей дидактической системой. Ее дальнейшая разработка в настоящее время обусловлена необходимостью решения новых проблем, в первую очередь, необходимостью проектирования развивающего образования и создания эффективных моделей новой школы. Важный шаг в данном направлении связан с обоснованием модели современной школы как экосистемы детско-взрослых общностей и различных видов деятельностей (Ю.В. Громыко, В.А. Гуружапов, А.А. Марголис, В.В. Рубцов и др.). Разрабатываемая модель, с одной стороны, опирается на идеи Л.С. Выготского о моделировании культурных средств и способов деятельности в формах детско-взрослых общностей, а с другой — эта модель отвечает принципам новой деятельностной дидактики, которые заложены и обсуждаются в научной школе В.В. Давыдова.

В материалах, публикуемых в 2-х выпусках журнала «Психологическая наука и образование», развернуто представлены результаты исследований и разработок, которые в настоящее время ведут ближайшие ученики и последователи Василия Васильевича. Острота и глубина поставленных в них проблем свидетельствуют о том, что широкая дискуссия в отношении ключевых идей и положений, сформулированных в научной школе профессора В.В. Давыдова, по-прежнему определяет область поисков условий и эффективных механизмов развития детей в обучении, обеспечивающих формирование у них способностей, позволяющих жить и активно действовать в условиях новых рисков и социальных перемен.

Тематический редактор, президент Московского государственного психолого-педагогического университета, академик РАО, профессор В.В. Рубцов

 

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 404
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 114
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0