Восхождение от абстрактного к конкретному в школьном обучении: двойной ход между теоретическими и детскими понятиями

474

Аннотация

В.В. Давыдов сумел решить проблему ситуативного и абстрактного знания и воплотил свои идеи в связную теорию знания и мышления. Модели «клеточек» (germ-cell models), использованные Давыдовым в качестве методологического инструмента, являются ключом к пониманию интеграции абстрактного знания и конкретного, ситуативного предметного знания. В своих исследованиях детского развития и обучения я постаралась продвинуть эти идеи и описала свой опыт реализации проектного эксперимента. Цель настоящей статьи — показать одновременно и важность, и сложность использования моделей «клеточек» в развивающем обучении как средства, сфокусированного на деятельности детей и стимулирующего их конструировать модели как свои собственные средства, рефлексировать и анализировать многогранность конкретных жизненных сценариев. Проведенный эксперимент показывает, что первичная содержательная абстракция может служить первым шагом в построении «клеточки», которая затем эволюционирует таким образом, что разные предметные области оказываются связанными в процессе восхождения к конкретному в рамках развивающего обучения. Чтобы этого достичь, было необходимо рассматривать точку зрения детей как «двойной ход» между ориентацией детских мотивов и содержательной областью. В эксперименте использовались предметные области биологии, истории и географии с акцентом на эволюцию животных, происхождение человека и исторические изменения в обществах.

Общая информация

Ключевые слова: первичная содержательная абстракция, клеточка, теоретическое знание, развивающее обучение, двойной ход в обучении, радикально-локализованное обучение

Рубрика издания: Педагогическая психология

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250504

Для цитаты: Хедегаард М. Восхождение от абстрактного к конкретному в школьном обучении: двойной ход между теоретическими и детскими понятиями // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. С. 44–57. DOI: 10.17759/pse.2020250504

Литература

  1. Aidarova L. Child development and education. Moscow: Progress, 1982.
  2. Bruner J.S. Man, a course of study. Educational Development Center, Cambridge, Mass., 1970.
  3. Chaiklin S. Developmental teaching in upper-secondary school. In Hedegaard M., Lompscher J. (eds.), Learning Activity and Development. Aarhus: Aarhus University Press, 1999, pp. 187—210.
  4. Davydov V.V. Arten der Verallgemeinerung im Unterricht. Berlin: Volk und Wissen, 1977.
  5. Davydov V.V. Ausbildüng der Lerntä In Davydov V.V., Lompsher J., Markova A.K. (eds.), Ausbildüng der Lerntätigkeit bei Schülern. Berlin: Volk und Wissen, 1982, pp. 14—27.
  6. Davydov V.V. Problems of development teaching. Soviet Education. 30, no. 8—9—10, 1988—1989. (In Russ.).
  7. Davydov V.V. What is real learning activity. In Hedegaard M., Lompscher J. (eds.), Learning activity and development. Aarhus: Aarhus University Press, 1999, pp. 123—138.
  8. Elkonin D.B. Toward the stages in mental development of children. Journal of Russian and East European Psychology, 1999. Vol. 37, no. 6, pp. 11—30.
  9. Engelsted N. Springet fra dyr til menneske. Copenhagen: Dansk Psykologisk Forlag, 1984.
  10. Engeström Y. Learning by expanding: An activity — theoretical approach to developmental research. Helsinki: Orienta-Konsultit, 1987.
  11. Engeström Y., Hedegaard M. Teaching Theoretical Thinking in Elementary School: The Use of Models in History/Biology. In Bol E., Haenen J.P.P., Wolters M. (eds.), Proceedings of the T hird International Symposium on Activity Theory. Den Haag: SVO/Soo, 1985, pp. 159—169.
  12. Gould S. Ever since Darwin. London: Penguin, 1977.
  13. Hansen V.R. Tilegnelse af teoretisk viden. In Schmidt S., Thyssen S., Hansen V.R. (eds.), Virksomhed, udvikling og undervisning. Copenhagen: Tiden, 1983.
  14. Hedegaard M. Skolebørns personlighedsudvikling. Aarhus: Aarhus University Press, 1988.
  15. Hedegaard M. The zone of proximal development as basis for instruction. In Moll L. (ed.), Vygotsky and Education. New York: Cambridge University Press, 1990, pp. 349—371.
  16. Hedegaard M. The qualitative analyses of the development of a child’s theoretical knowledge and thinking. In Martin L.; Nelson K., Toback E. (eds), Sociocultural psychology. Theory and practice of doing and knowing. New York: Cambridge University Press, 1995, pp. 293—325.
  17. Hedegaard M. How instruction influences children’s concepts of evolution. Mind, Culture, and Activity: An International Journal, 1996, no. 3, 11—24,.
  18. Hedegaard M. The influence of societal knowledge traditions on children’s thinking and conceptual development. In Hedegaard M., J. Lompscher (eds.), Learning activity and development. Aarhus: Aarhus University Press, 1999, pp. 22—50.
  19. Hedegaard M. Learning and child development. Aarhus: Aarhus University Press, 2003.
  20. Hedegaard M., Chaiklin S. Radical local teaching and learning. Aarhus: Aarhus University Press, 2005.
  21. Hedegaard M., Frost S., Larsen I. Krigsbørn i eksil. Aarhus: Klim, 2004.
  22. Hedegaard M., Sigersted G. Undervisning i samfundshistorie. Aarhus: Aarhus University Press, 1992.
  23. Illeris K. Tendenser i 70’ernes pedagogik. U90 Samlet uddannelsesplanlægning frem til 90-erne. Copenhagen: Ministery of Education, 1978.
  24. Jensen U.J., Harre R. The philosophy of evolution. London: St. Martin’s Press, 1981.
  25. Kjelstadli K. Fortida er ikke hva den en gang var. Oslo: Universitetsforlaget, 1992.
  26. Leakey R., Lewin L., Møller G. Folket ved søen: Om menneskets oprindelse, natur og fremtid. Copenhagen: Gyldendal, 1982.
  27. Leontiev A.N. Activity, consciousness, and personality. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1978.
  28. Libaneo J.C., Freitas da Madeira R.A.M. Mariane Hedegaard’s contribution to developmental didactics and to pedagogical research in Brazilian context. In Edwards A., M. Fleer, L. Bøttcher (eds.), Cultural-historical approaches to studying learning and development. Societal, institutional and personal perspectives. Singapore: Springer, 2019, pp. 323— 335.
  29. Lompscher J. Problems and results of experimental research on the formation of theoretical thinking through instruction. In Hedegaard M., Hakkarainen P., Y. Engeström (eds.), Learning and teaching on a scientific basis. Aarhus: Aarhus University, Institute of Psychology, 1984.
  30. Markova A.K. The teaching and mastery of language. Sovjet Education, XXI, no. 2—3—4, 1978— 1979.
  31. Marx K. Capital, vol 1. London: Penguin, 1976.
  32. Mayr E. Evolution and the diversity of life. Cambridge, MA.: Harvard University Press, 1976.
  33. Petrovski A. Studier I psykologi. Kollektiv og personlighed. Moskva: Sputnik, 1990.
  34. Thyssen S. Motivation and activity in early school age. In Bol E., Haenen J.P.P., Wolters M. (eds.), Proceedings of the Third International Symposium on Activity Theory. Den Haag: SVO/Soo, 1995, pp. 127—135.
  35. U90 Samlet uddannelsesplanlægning frem til 90- erne. Copenhagen: Ministery of Education, 1978.
  36. Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1. New York: Plenum Presse, 1989.
  37. Zuckerman G.A. Developmental education. A Genetic modelling experiment. Journal of Russian and European Psychology, Vol. 49, no. 6, pp. 45—63. DOI: 10.2753/RPO1061-0405490603

Информация об авторах

Хедегаард Марианна, доктор филологических наук, эмерит-профессор, факультет психологии, Копенгагенский университет, старший научный сотрудник, факультет образования, Оксфордский университет, e-mail: mariane.hedegaard@psy.ku.dk

Метрики

Просмотров

Всего: 655
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 474
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0