Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 128Рубрики 53Авторы 9857Новости 1929Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №5 / 2020 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Восхождение от абстрактного к конкретному в школьном обучении: двойной ход между теоретическими и детскими понятиями 195

|

Хедегаард М.
доктор филологических наук, эмерит-профессор, факультет психологии, Копенгагенский университет
e-mail: mariane.hedegaard@psy.ku.dk

Аннотация

В.В. Давыдов сумел решить проблему ситуативного и абстрактного знания и воплотил свои идеи в связную теорию знания и мышления. Модели «клеточек» (germ-cell models), использованные Давыдовым в качестве методологического инструмента, являются ключом к пониманию интеграции абстрактного знания и конкретного, ситуативного предметного знания. В своих исследованиях детского развития и обучения я постаралась продвинуть эти идеи и описала свой опыт реализации проектного эксперимента. Цель настоящей статьи — показать одновременно и важность, и сложность использования моделей «клеточек» в развивающем обучении как средства, сфокусированного на деятельности детей и стимулирующего их конструировать модели как свои собственные средства, рефлексировать и анализировать многогранность конкретных жизненных сценариев. Проведенный эксперимент показывает, что первичная содержательная абстракция может служить первым шагом в построении «клеточки», которая затем эволюционирует таким образом, что разные предметные области оказываются связанными в процессе восхождения к конкретному в рамках развивающего обучения. Чтобы этого достичь, было необходимо рассматривать точку зрения детей как «двойной ход» между ориентацией детских мотивов и содержательной областью. В эксперименте использовались предметные области биологии, истории и географии с акцентом на эволюцию животных, происхождение человека и исторические изменения в обществах.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Aidarova L. Child development and education. Moscow: Progress, 1982.
  2. Bruner J.S. Man, a course of study. Educational Development Center, Cambridge, Mass., 1970.
  3. Chaiklin S. Developmental teaching in upper-secondary school. In Hedegaard M., Lompscher J. (eds.), Learning Activity and Development. Aarhus: Aarhus University Press, 1999, pp. 187—210.
  4. Davydov V.V. Arten der Verallgemeinerung im Unterricht. Berlin: Volk und Wissen, 1977.
  5. Davydov V.V. Ausbildüng der Lerntä In Davydov V.V., Lompsher J., Markova A.K. (eds.), Ausbildüng der Lerntätigkeit bei Schülern. Berlin: Volk und Wissen, 1982, pp. 14—27.
  6. Davydov V.V. Problems of development teaching. Soviet Education. 30, no. 8—9—10, 1988—1989. (In Russ.).
  7. Davydov V.V. What is real learning activity. In Hedegaard M., Lompscher J. (eds.), Learning activity and development. Aarhus: Aarhus University Press, 1999, pp. 123—138.
  8. Elkonin D.B. Toward the stages in mental development of children. Journal of Russian and East European Psychology, 1999. Vol. 37, no. 6, pp. 11—30.
  9. Engelsted N. Springet fra dyr til menneske. Copenhagen: Dansk Psykologisk Forlag, 1984.
  10. Engeström Y. Learning by expanding: An activity — theoretical approach to developmental research. Helsinki: Orienta-Konsultit, 1987.
  11. Engeström Y., Hedegaard M. Teaching Theoretical Thinking in Elementary School: The Use of Models in History/Biology. In Bol E., Haenen J.P.P., Wolters M. (eds.), Proceedings of the T hird International Symposium on Activity Theory. Den Haag: SVO/Soo, 1985, pp. 159—169.
  12. Gould S. Ever since Darwin. London: Penguin, 1977.
  13. Hansen V.R. Tilegnelse af teoretisk viden. In Schmidt S., Thyssen S., Hansen V.R. (eds.), Virksomhed, udvikling og undervisning. Copenhagen: Tiden, 1983.
  14. Hedegaard M. Skolebørns personlighedsudvikling. Aarhus: Aarhus University Press, 1988.
  15. Hedegaard M. The zone of proximal development as basis for instruction. In Moll L. (ed.), Vygotsky and Education. New York: Cambridge University Press, 1990, pp. 349—371.
  16. Hedegaard M. The qualitative analyses of the development of a child’s theoretical knowledge and thinking. In Martin L.; Nelson K., Toback E. (eds), Sociocultural psychology. Theory and practice of doing and knowing. New York: Cambridge University Press, 1995, pp. 293—325.
  17. Hedegaard M. How instruction influences children’s concepts of evolution. Mind, Culture, and Activity: An International Journal, 1996, no. 3, 11—24,.
  18. Hedegaard M. The influence of societal knowledge traditions on children’s thinking and conceptual development. In Hedegaard M., J. Lompscher (eds.), Learning activity and development. Aarhus: Aarhus University Press, 1999, pp. 22—50.
  19. Hedegaard M. Learning and child development. Aarhus: Aarhus University Press, 2003.
  20. Hedegaard M., Chaiklin S. Radical local teaching and learning. Aarhus: Aarhus University Press, 2005.
  21. Hedegaard M., Frost S., Larsen I. Krigsbørn i eksil. Aarhus: Klim, 2004.
  22. Hedegaard M., Sigersted G. Undervisning i samfundshistorie. Aarhus: Aarhus University Press, 1992.
  23. Illeris K. Tendenser i 70’ernes pedagogik. U90 Samlet uddannelsesplanlægning frem til 90-erne. Copenhagen: Ministery of Education, 1978.
  24. Jensen U.J., Harre R. The philosophy of evolution. London: St. Martin’s Press, 1981.
  25. Kjelstadli K. Fortida er ikke hva den en gang var. Oslo: Universitetsforlaget, 1992.
  26. Leakey R., Lewin L., Møller G. Folket ved søen: Om menneskets oprindelse, natur og fremtid. Copenhagen: Gyldendal, 1982.
  27. Leontiev A.N. Activity, consciousness, and personality. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1978.
  28. Libaneo J.C., Freitas da Madeira R.A.M. Mariane Hedegaard’s contribution to developmental didactics and to pedagogical research in Brazilian context. In Edwards A., M. Fleer, L. Bøttcher (eds.), Cultural-historical approaches to studying learning and development. Societal, institutional and personal perspectives. Singapore: Springer, 2019, pp. 323— 335.
  29. Lompscher J. Problems and results of experimental research on the formation of theoretical thinking through instruction. In Hedegaard M., Hakkarainen P., Y. Engeström (eds.), Learning and teaching on a scientific basis. Aarhus: Aarhus University, Institute of Psychology, 1984.
  30. Markova A.K. The teaching and mastery of language. Sovjet Education, XXI, no. 2—3—4, 1978— 1979.
  31. Marx K. Capital, vol 1. London: Penguin, 1976.
  32. Mayr E. Evolution and the diversity of life. Cambridge, MA.: Harvard University Press, 1976.
  33. Petrovski A. Studier I psykologi. Kollektiv og personlighed. Moskva: Sputnik, 1990.
  34. Thyssen S. Motivation and activity in early school age. In Bol E., Haenen J.P.P., Wolters M. (eds.), Proceedings of the Third International Symposium on Activity Theory. Den Haag: SVO/Soo, 1995, pp. 127—135.
  35. U90 Samlet uddannelsesplanlægning frem til 90- erne. Copenhagen: Ministery of Education, 1978.
  36. Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1. New York: Plenum Presse, 1989.
  37. Zuckerman G.A. Developmental education. A Genetic modelling experiment. Journal of Russian and European Psychology, Vol. 49, no. 6, pp. 45—63. DOI: 10.2753/RPO1061-0405490603
Статьи по теме
 
Баннер проекта по Консультированию родителей
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика