Психологическая наука и образование
2020. Том 25. № 5. С. 44–57
doi:10.17759/pse.2020250504
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Восхождение от абстрактного к конкретному в школьном обучении: двойной ход между теоретическими и детскими понятиями
Аннотация
В.В. Давыдов сумел решить проблему ситуативного и абстрактного знания и воплотил свои идеи в связную теорию знания и мышления. Модели «клеточек» (germ-cell models), использованные Давыдовым в качестве методологического инструмента, являются ключом к пониманию интеграции абстрактного знания и конкретного, ситуативного предметного знания. В своих исследованиях детского развития и обучения я постаралась продвинуть эти идеи и описала свой опыт реализации проектного эксперимента. Цель настоящей статьи — показать одновременно и важность, и сложность использования моделей «клеточек» в развивающем обучении как средства, сфокусированного на деятельности детей и стимулирующего их конструировать модели как свои собственные средства, рефлексировать и анализировать многогранность конкретных жизненных сценариев. Проведенный эксперимент показывает, что первичная содержательная абстракция может служить первым шагом в построении «клеточки», которая затем эволюционирует таким образом, что разные предметные области оказываются связанными в процессе восхождения к конкретному в рамках развивающего обучения. Чтобы этого достичь, было необходимо рассматривать точку зрения детей как «двойной ход» между ориентацией детских мотивов и содержательной областью. В эксперименте использовались предметные области биологии, истории и географии с акцентом на эволюцию животных, происхождение человека и исторические изменения в обществах.
Общая информация
Ключевые слова: первичная содержательная абстракция, клеточка, теоретическое знание, развивающее обучение, двойной ход в обучении, радикально-локализованное обучение
Рубрика издания: Педагогическая психология
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250504
Для цитаты: Хедегаард М. Восхождение от абстрактного к конкретному в школьном обучении: двойной ход между теоретическими и детскими понятиями // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. С. 44–57. DOI: 10.17759/pse.2020250504
Литература
- Aidarova L. Child development and education. Moscow: Progress, 1982.
- Bruner J.S. Man, a course of study. Educational Development Center, Cambridge, Mass., 1970.
- Chaiklin S. Developmental teaching in upper-secondary school. In Hedegaard M., Lompscher J. (eds.), Learning Activity and Development. Aarhus: Aarhus University Press, 1999, pp. 187—210.
- Davydov V.V. Arten der Verallgemeinerung im Unterricht. Berlin: Volk und Wissen, 1977.
- Davydov V.V. Ausbildüng der Lerntä In Davydov V.V., Lompsher J., Markova A.K. (eds.), Ausbildüng der Lerntätigkeit bei Schülern. Berlin: Volk und Wissen, 1982, pp. 14—27.
- Davydov V.V. Problems of development teaching. Soviet Education. 30, no. 8—9—10, 1988—1989. (In Russ.).
- Davydov V.V. What is real learning activity. In Hedegaard M., Lompscher J. (eds.), Learning activity and development. Aarhus: Aarhus University Press, 1999, pp. 123—138.
- Elkonin D.B. Toward the stages in mental development of children. Journal of Russian and East European Psychology, 1999. Vol. 37, no. 6, pp. 11—30.
- Engelsted N. Springet fra dyr til menneske. Copenhagen: Dansk Psykologisk Forlag, 1984.
- Engeström Y. Learning by expanding: An activity — theoretical approach to developmental research. Helsinki: Orienta-Konsultit, 1987.
- Engeström Y., Hedegaard M. Teaching Theoretical Thinking in Elementary School: The Use of Models in History/Biology. In Bol E., Haenen J.P.P., Wolters M. (eds.), Proceedings of the T hird International Symposium on Activity Theory. Den Haag: SVO/Soo, 1985, pp. 159—169.
- Gould S. Ever since Darwin. London: Penguin, 1977.
- Hansen V.R. Tilegnelse af teoretisk viden. In Schmidt S., Thyssen S., Hansen V.R. (eds.), Virksomhed, udvikling og undervisning. Copenhagen: Tiden, 1983.
- Hedegaard M. Skolebørns personlighedsudvikling. Aarhus: Aarhus University Press, 1988.
- Hedegaard M. The zone of proximal development as basis for instruction. In Moll L. (ed.), Vygotsky and Education. New York: Cambridge University Press, 1990, pp. 349—371.
- Hedegaard M. The qualitative analyses of the development of a child’s theoretical knowledge and thinking. In Martin L.; Nelson K., Toback E. (eds), Sociocultural psychology. Theory and practice of doing and knowing. New York: Cambridge University Press, 1995, pp. 293—325.
- Hedegaard M. How instruction influences children’s concepts of evolution. Mind, Culture, and Activity: An International Journal, 1996, no. 3, 11—24,.
- Hedegaard M. The influence of societal knowledge traditions on children’s thinking and conceptual development. In Hedegaard M., J. Lompscher (eds.), Learning activity and development. Aarhus: Aarhus University Press, 1999, pp. 22—50.
- Hedegaard M. Learning and child development. Aarhus: Aarhus University Press, 2003.
- Hedegaard M., Chaiklin S. Radical local teaching and learning. Aarhus: Aarhus University Press, 2005.
- Hedegaard M., Frost S., Larsen I. Krigsbørn i eksil. Aarhus: Klim, 2004.
- Hedegaard M., Sigersted G. Undervisning i samfundshistorie. Aarhus: Aarhus University Press, 1992.
- Illeris K. Tendenser i 70’ernes pedagogik. U90 Samlet uddannelsesplanlægning frem til 90-erne. Copenhagen: Ministery of Education, 1978.
- Jensen U.J., Harre R. The philosophy of evolution. London: St. Martin’s Press, 1981.
- Kjelstadli K. Fortida er ikke hva den en gang var. Oslo: Universitetsforlaget, 1992.
- Leakey R., Lewin L., Møller G. Folket ved søen: Om menneskets oprindelse, natur og fremtid. Copenhagen: Gyldendal, 1982.
- Leontiev A.N. Activity, consciousness, and personality. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1978.
- Libaneo J.C., Freitas da Madeira R.A.M. Mariane Hedegaard’s contribution to developmental didactics and to pedagogical research in Brazilian context. In Edwards A., M. Fleer, L. Bøttcher (eds.), Cultural-historical approaches to studying learning and development. Societal, institutional and personal perspectives. Singapore: Springer, 2019, pp. 323— 335.
- Lompscher J. Problems and results of experimental research on the formation of theoretical thinking through instruction. In Hedegaard M., Hakkarainen P., Y. Engeström (eds.), Learning and teaching on a scientific basis. Aarhus: Aarhus University, Institute of Psychology, 1984.
- Markova A.K. The teaching and mastery of language. Sovjet Education, XXI, no. 2—3—4, 1978— 1979.
- Marx K. Capital, vol 1. London: Penguin, 1976.
- Mayr E. Evolution and the diversity of life. Cambridge, MA.: Harvard University Press, 1976.
- Petrovski A. Studier I psykologi. Kollektiv og personlighed. Moskva: Sputnik, 1990.
- Thyssen S. Motivation and activity in early school age. In Bol E., Haenen J.P.P., Wolters M. (eds.), Proceedings of the Third International Symposium on Activity Theory. Den Haag: SVO/Soo, 1995, pp. 127—135.
- U90 Samlet uddannelsesplanlægning frem til 90- erne. Copenhagen: Ministery of Education, 1978.
- Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1. New York: Plenum Presse, 1989.
- Zuckerman G.A. Developmental education. A Genetic modelling experiment. Journal of Russian and European Psychology, Vol. 49, no. 6, pp. 45—63. DOI: 10.2753/RPO1061-0405490603
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 729
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 517
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6