Введение
Проблема обеспечения безопасности образовательной среды всегда была важной для образовательных организаций, но в последнее время она приобрела особую остроту и актуальность в нашей стране. Это обусловлено рядом факторов, на которые ссылаются исследователи, изучающие произошедшие в последние десятилетия изменения в современной ситуации развития и характеристиках и качествах, приобретаемых современными детьми в процессе развития (Баева, 2012; Клейберг, Деулин, 2025; Смирнова и др., 2022 и др.).
Несомненно, безопасность предметно-развивающего компонента образовательной среды (В.А. Ясвин, В.И. Панов и др.) является важной, особенно если речь идет о среде дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), обладающей своей спецификой (Кукушкина, 2022, 2023). Ведь это место жизнедеятельности дошкольников, где пребывает довольно длительное время группа детей, которые в силу возрастных особенностей недостаточно самостоятельные, ловкие в передвижениях в пространстве, но активные и любознательные.
Определение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС) дано в нормативных документах – ФГОС1 и ФОП2 ДО: это «часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей … РППС представляет собой единство специально организованного пространства как внешнего (территория ДОО), так и внутреннего (групповые, специализированные, технологические, административные и иные пространства), материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, материалов для организации самостоятельной творческой деятельности детей». Очевидно, если решается проблема безопасности образовательной среды, то каждый элемент пространственно-предметного компонента должен исключать или минимизировать вероятность возникновения угроз и рисков для жизни, здоровья и развития каждого ребенка.
Рассматривая проблему безопасности РППС, нельзя не отметить, что она включает в себя два аспекта. Первый, назовем его «физический» – обусловлен необходимостью обеспечения дошкольной образовательной организацией, прежде всего, условий сохранения жизни и здоровья детей. Фактически, говоря о безопасности предметно-пространственной среды, преимущественно имеют в виду именно «физический» аспект, что, несомненно, является важной и приоритетной задачей каждой ДОО: минимизация вероятности травматизации детей, снижение заболеваемости, исключение негативного влияния на их здоровье. В связи с этим разработано достаточное количество нормативных документов, в которых сформулированы обязательные для исполнения требования, четкие критерии и показатели безопасности. Одним из таких государственных подзаконных нормативных правовых актов (наряду с документами по противопожарной и антитеррористической безопасности, охране труда и пр.) являются СанПиНы3 – санитарные нормы и правила. В них содержатся нормы и правила, по которым должна строиться деятельность образовательной организации: требования к режиму дня воспитанников, организации питания и медицинского обслуживания, гигиене, к пространственно-предметной среде, включая оборудование и материалы (материальной базе, территории ДОО, игровым и прогулочным зонам). Исполнение требований данных документов находится под строгим контролем не только самих руководителей дошкольных учреждений, но и государственных организаций (например, Роспотребнадзора).
Второй аспект не менее важен, поскольку связан с необходимостью обеспечения благоприятных условий для развития детей. Назовем его психологическим. О.М. Дьяченко отмечала, что в условиях детского сада дети приобретают широкий опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. А создание предметно-развивающей среды в группе расширяет возможности организации и обогащения такого опыта (Образовательная работа…, 2001). Это становится возможным благодаря тому, что данный компонент образовательной среды включает в себя наряду с помещениями групп и иными пространствами разнообразные материалы и оборудование «для организации самостоятельной творческой деятельности детей». РППС выступает «основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности» (ФГОС ДО, п. 31.1, 31.2). Каждое образовательное учреждение при организации пространства (вместе с соблюдением санитарно-гигиенических требований) особое внимание уделяет его наполнению игрушками и игровым оборудованием, учебно-методическими материалами и др., а также размещению их в пространствах групп и всей ДОО.
Однако в связи с проблемой безопасности образовательной среды «психологический» аспект в проанализированных нами публикациях практически не упоминается. В связи с этим возникает вопрос о том, что представляет собой безопасность РППС с точки зрения развития дошкольников, можно ли о ней говорить не только с точки зрения сохранения жизни и здоровья детей.
Психологический аспект РППС
Вопросы организации предметной среды рассматривались в довольно большом количестве психолого-педагогических работ (С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л. Кларина и др.) и изучались еще на первых этапах становления российского дошкольного образования. В основном они являлись обоснованием методических рекомендаций для педагогов по созданию пространственно-предметной среды, выполняющей развивающую функцию.
Одной из первых отечественных разработок можно назвать систему игрушек и дидактических пособий, которые должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим особенностям детей. Предназначались они для формирования первоначальной культуры мышления детей раннего и дошкольного возрастов (С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков).
О развивающей функции предметной среды и необходимости учета возрастных особенностей ребенка («эргономика детства») писали и в Концепции дошкольного воспитания (1989)4, разработанной под руководством В.А. Петровского и В.В. Давыдова: «Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения "развивающей среды". Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства» (Концепция дошкольного воспитания, 1989).
Помимо этого, авторы выделили еще одну функцию предметной среды: она «должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка … приспособлена к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых» (Концепция дошкольного воспитания, 1989). То есть предметно-пространственная среда призвана обеспечивать одно из условий развития ребенка – психологическое благополучие.
Большую роль в развитии представлений о РППС сыграли методические рекомендации по ее организации, разработанные С.Л. Новоселовой (1995) и содержащие важные концептуальные положения. Основой выступали деятельностно-возрастной подход и «представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка» (Новоселова, 1995, с. 5). Предметную среду С.Л. Новоселова считала «мощным обогащающим фактором детского развития» и определяла как «систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика» (Новоселова, 1995, с. 11). По мнению С.Л. Новоселовой, предметная среда должна отвечать «закономерностям развития деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов» и представлять собой «систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей» (Новоселова, 1995, с. 11). В качестве предметных сред были определены культурные ландшафты (парк, сад); предметно-игровая среда; детская библиотека, игротека и видеотека; дизайн-студия; компьютерно-игровой комплекс и другие. Предметные среды должны решать задачи и актуального, и ближайшего развития.
И представляется очень важным, как отмечала С.Л. Новоселова, что проектирование компонентов предметной среды должно быть научно обоснованным.
Изучение современных работ, посвященных проблеме РППС, позволяет говорить о том, что вопросы организации предметной среды сохраняют свою актуальность. Они в основном представляют собой описание педагогического опыта по организации предметной среды в соответствии с образовательной программой (Нуриева, 2024 и др.); обзор подходов к вопросам организации РППС и методические рекомендации (Дыбина, 2015; Шакирова, 2018; Скоролупова, 2023; Гуменная, 2025 и др.); особенности создания предметной среды в группах комбинированного вида (Дружинина, 2017; Плаксина, 2006; Никифорова, Вощенко, 2023 и др.). Эмпирических исследований с достоверными результатами, подтверждавших бы утверждения, которые нередко встречаются в публикациях, что РППС влияет на развитие ребенка, обнаружено не было. Можно было бы привести, например, работы по изучению современных игрушек и их влияния на особенности игры детей (Смирнова, Соколова, 2019; Клопотова, Смирнова, 2022; Клопотова и др., 2023 и др.), однако такие игрушки не присутствуют в игровой среде российского детского сада.
При этом в ФГОС и ФОП ДО сформулированы характеристики, принципы и требования к развивающей предметно-пространственной среде, которые можно рассматривать как результаты глубокого анализа и обобщения практического опыта ДОО. Так, при создании РППС необходимо учитывать ряд параметров: «местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОО; возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание образования; задачи образовательной программы для разных возрастных групп; возможности и потребности участников образовательной деятельности» (ФОП ДО, п. 31.5). Кроме того, РППС (ФОП ДО, п. 31.10) должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей. То есть в этих нормативных документах закреплены развивающая функция РППС и функция обеспечения благоприятных условий для развития, которые, как представляется, определяют психологический аспект предметной среды.
На основании представлений о РППС можно говорить, что ее можно рассматривать в двух аспектах – физическом (неопасные для здоровья и жизни детей помещения, материалы и оборудование) и психологическом (оформление пространств и их оборудование, обеспечивающее развитие детей и их психологическое/эмоциональное благополучие в детском саду).
О безопасности РППС
Важность обеспечения безопасности РППС как целостной системы условий на основе представлений о физическом и психологическом аспектах позволяет выделить несколько проблемных зон.
Во-первых, это научная обоснованность принципов и требований к организации предметной среды в детском саду.
Психологический аспект РППС определяется, во-первых, созданием условий, необходимых для разворачивания детьми различных деятельностей, которые им привлекательны и дают возможность удовлетворить их потребности и проявить свои способности. Однако обоснованно говорить о влиянии предметной среды на развитие ребенка в настоящее время сложно. Создаваемые предметные среды в ДОО включают объекты, значимость которых для развития детей определенного возраста экспериментально доказана. Например, для детей второй младшей группы (дети 3-4 лет) рекомендуют использовать игровое оборудование для развития сенсорики; игрушки и материалы с заданным способом действий, конструкторы, простые головоломки, которые активизируют процесс мышления (исследования А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и др.). А принципы организации пространства основываются на особенностях развития деятельности и поведения детей определенной возрастной группы. Так, для детей третьего года жизни необходимо создать достаточно большое пространство, чтобы удовлетворить потребность в активном движении.
Результаты исследований детского развития лишь косвенно, не прямо, позволяют говорить о развивающей роли предметной среды, об опосредованном влиянии на развитие дошкольника. Данное обстоятельство обуславливает необходимость проведения исследований, которые бы достоверно показали связь РППС и психического развития детей. Решение данного вопроса представляется весьма проблематичным уже на этапе проектирования, например, при формировании контрольной и экспериментальной групп. Даже если разрабатывать дизайн исследования, основанного на сравнении разных предметных сред (среда групп Монтессори, Вальдорфских детских садов), сложно нивелировать влияние на развитие ребенка других факторов.
Возможно, при обосновании организации РППС стоит говорить о том, что предметная среда не прямо влияет на развитие детей, а создает такую возможность за счет созданных условий. Данная возможность реализуется лишь при активной деятельности ребенка по использованию ее содержания.
Во-вторых, обеспечение условий в РППС для эмоционального благополучия детей.
Несомненно, эта задача частично решается за счет «наполнения» предметной среды содержанием, которое позволяет детям выбирать, организовывать и разворачивать различные деятельности, удовлетворять свои потребности и увлеченно проводить время в детском саду. Однако стоит учитывать некоторые факты и не пренебрегать ими.
В педагогических рекомендациях по организации РППС определяется одно из требований – соответствие задачам образовательной программы. Это требование реализуется через включение учебного и игрового материала, отвечающего содержанию этих задач (развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром и миром профессий и пр.). Учитывая, что в ООП детского сада содержание представлено пятью образовательными областями и довольно большим списком задач (в соответствии с ФОП ДО), можно предположить, что предметная среда может быть перегружена содержащейся информацией. Как следствие, это ведет к формализации процесса организации РППС и/или к повышению эмоционального напряжения у детей.
Кроме того, создавая предметную среду, необходимо учитывать влияние внешних характеристик на самочувствие ребенка, находящего в ней. Здесь стоит вспомнить широко известные зарубежные исследования 80-х годов прошлого века В. Мальке и Н. Шварта, которые установили, что часто «пространственные характеристики помещений, световые и цветовые решения, акустические данные не учитывают особенности и перспективы развития детей, их дифференцированные потребности» (Фуряева, 2023). А С.Л. Новоселова фактически говорила о том, что при проектировании предметной среды необходимо учитывать «эргономику детства»: «такое проектирование должно осуществляться специалистами: архитекторами, в том числе ландшафтными; дизайнерами, эргономистами при участии психологов, педагогов и гигиенистов» (Новоселова, 1995, с. 17).
В-третьих, собственно обеспечение безопасности РППС в психологическом аспекте.
Опираясь на понимание «безопасности» как «наличие определенных условий, необходимых для жизни, развития и деятельности» (Баева, 2024, с. 5) и тезис о том, что «безопасная образовательная среда поддерживает состояние психологической безопасности человека» (Баева, 2024, с. 7), можно говорить, что безопасность РППС в психологическом аспекте определяется условиями, которые необходимы для развития и деятельности детей, а именно – наличием в предметной среде возможности осуществлять привлекательные для детей деятельности и обеспечением эмоционального благополучия.
Заключение
В число требований к реализации образовательной программы дошкольной организацией входит и требование безопасности РППС: «Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования» (ФГОС, п. 3.3.46). Очевидно, что на нормативном уровне закрепляется необходимость обеспечения безопасности именно в физическом аспекте.
ФГОС и ФОП дошкольного образования не выдвигают «жестких требований к организации РППС и оставляют за ДОО право самостоятельного проектирования» (ФОП ДО, п. 31.3). Фактически на сегодняшний день безопасность РППС в психологическом аспекте никак не обеспечена. Отсутствуют научно обоснованные критерии в этой части безопасности образовательной среды и обязательства ДОО. Поэтому самостоятельное обустройство дошкольной организацией «жизненного пространства» детей представляется весьма трудной задачей, что не способствует созданию оптимальной для детского развития предметной среды. Кроме того, проведенный нами анализ показал, что существует явный дефицит научных изысканий и теоретических обсуждений темы психологической составляющей безопасности РППС. Поэтому актуальной задачей в этом направлении является определение нормативных и научных оснований психологической безопасности развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, ее четких критериев. Это позволит успешно решать задачи создания и сохранения оптимальных условий развития детей в образовательной среде дошкольного учреждения.
1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) (зарегистрировано Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384). (2013). Москва. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do
2 Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 (зарегистрировано Минюстом России 28.12.2022, регистрационный № 71847). (2022). Москва. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
3 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». (2020). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28. Москва. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012210122
4 Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 № 7/1).