Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии

826

Аннотация

Представлены материалы исследования наиболее адаптивных копинг-стратегий молодежи подросткового и юношеского возраста, способствующих сохранению психологического благополучия в период пандемии. В исследовании приняли участие 88 девушек, находящихся в России, в возрасте от 13 до 22 лет (M=17,8; SD=3).Данные собирались в период с 6 по 7 мая 2020 года. Использовались шкалы: анкета «Изменения в образе жизни в условиях пандемии», «Общая шкала проблемного использования интернета» (GPIUS3), «Калифорнийская шкала одиночества» (UCLA), «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS), «Индекс общего хорошего самочувствия ВОЗ-5» (WHO-5) и «Опросник выраженности психопатологической симптоматики» (SCL-90-R).Полученные результаты показали, что краткосрочное и долгосрочное планирование оказались положительно связаны с меньшим уровнем депрессивной симптоматики и большей удовлетворенностью жизнью. Социальное взаимодействие и альтруизм связаны с меньшим уровнем показателей проблемного использования интернета. Общение с семьей взаимосвязано с показателями психологического благополучия и меньшим одиночеством. Семейные конфликты взаимосвязаны с увеличением показателей проблемного использования интернета и меньшим уровнем психологического благополучия.

Общая информация

Ключевые слова: COVID-19, стратегии совладания, психологическое благополучие , проблемное использование интернета

Рубрика издания: Психологическое благополучие

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250603

Для цитаты: Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 31–40. DOI: 10.17759/pse.2020250603

Полный текст

 

Введение

Коронавирусная инфекция COVID-19 и принятые органами власти меры по обеспечению безопасности людей в той или иной мере затронули каждого из нас. Одной из наиболее вовлеченных групп оказались лица подросткового и юношеского возраста, чьи образовательные учреждения в обязательном порядке перешли на дистанционные формы обучения. Весной 2020 года Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры сообщала о 68% учащихся во всем мире, переведенных на дистанционное обучение [18]. В России у 87% студентов высших учебных заведений были отменены очные занятия [4]. Столь кардинальные изменения открывают дискуссию о соотношении рисков и потенциального ущерба для учащихся, например, для школьников из средне- и малообеспеченных семей крайне важной в очном обучении была возможность получения бесплатного питания [17]. Среди студентов вузов из низкодоходных групп почти треть не имела достаточно функциональной техники для дистанционного обучения [4].

По данным исследования, проводившегося в период изоляции в Великобритании с 16—19-летними людьми, для них это было сложное и эмоционально насыщенное время, в которое им пришлось отказаться от части привычной жизни. Вместе с тем во время изоляции молодым людям было важно заботиться о себе и чувствовать сопричастность с другими людьми [13]. В России студенты отмечали нехватку общения со сверстниками и преподавателями, увеличение объема самостоятельной работы, ощущение одиночества и изоляции, сложности обучения в домашней обстановке [4; 6].

Исследование взаимодействия родителей с социальными сетями и их детей в США показало с самого начала социального дистанцирования увеличение использования социальных сетей и технологий (особенно среди 13—18-летних). Моделирование структурных уравнений также предсказывало, что чем выше уровень тревоги у детей и родителей, тем чаще они будут использовать социальные сети и телефоны для связи [15]. Сообщается об увеличении с продолжением изоляции разнообразных челленджей с акцентом на само- повреждении, загружаемых на видеохостинги [14]. В числе наиболее актуальных тем среди абонентов детского телефона доверия в период пандемии оказались детско-родительские конфликты, суицидальные мысли и самопо- вреждающее поведение подростков [2].

По данным исследования, проведенного на более старшей выборке и анализирующего динамику психологических реакций, с продолжением времени изоляции вместе с ростом психопатологической симптоматики снижался уровень конструктивного мышления и эмоционального совладания, рос уровень эзотерического мышления и наивного оптимизма [5]. В то же время такие стратегии совладания, как отслеживание информации об инфекции и использование стратегий защиты с сомнительной эффективностью, вносят существенный вклад в дисперсию тревоги заражения и тревоги негативных последствий пандемии [10]. В числе ресурсов совладания со страхом перед новой коронавирусной инфекцией выделяют ценность собственного Я и уверенность в способности контролировать свою жизнь [3]. Среди наиболее часто называемых респондентами стратегий совладания были планирование, активное совладание, принятие и юмор [8].

Накопленный объем теоретических и эмпирических исследований позволяет выделить наиболее адаптивные стратегии со­владания в подростковом и юношеском возрасте — ориентацию на решение проблем и поиск социальной поддержки [9]. В то время как избегающее поведение и эмоциональное фокусирование адаптивность снижают [7].

Таким образом, в условиях изменившейся ежедневной активности, увеличения использования дистанционных способов коммуникации и изменения в структуре социального взаимодействия представляет интерес выявление адаптивных и дезадаптивных стратегий совладания и их связи с психологическим благополучием.

Процедура исследования

Сбор данных происходил через приложение для устройств на базе Android OS. Доступ к функционалу приложения предоставлялся только в случае выражения согласия на участие в исследовании и последующие анонимный сбор и обработку данных. Приложение также содержало раздел помощи с информацией о способах нормализации настроения и контакты для получения бесплатной психологической помощи. Распространение информации об исследовании осуществлялось через рекламу у популярного блогера.

Выборка

Полностью заполнили все методики 88 девушек, находящихся в России, в возрасте от 13 до 22 лет (M=17,8; SD=3). Данные собирались в период с 6 по 7 мая 2020 года. 90% ответивших в качестве своего основного вида деятельности до пандемии указали обучение, 85% в период пандемии получали среднее или высшее образование online. В качестве основного места проживания в период пандемии 47% указали небольшой город, 29% — большой город, по 10% ответивших проживали в мегаполисе и на даче. В оставшихся случаях был выбран вариант «другое».

Методики

Анкета «Изменения в образе жизни в условиях пандемии» (разработана А.Б. Хол­могоровой, А.А. Герасимовой, А.И. Сергиен­ко). Включает 20 утверждений, касающихся взаимодействия с интернетом, повседневной жизни, отношений с другими людьми и детьми. Утверждения оцениваются по 7-балльной шкале Ликерта от «полностью не согласен» до «полностью согласен».

«Общая шкала проблемного использования интернета», 3 версия (GPIUS3), разработана S. Caplan, модификация и апробация А.Б. Холмогоровой, А.А. Герасимовой. Включает 14 утверждений, каждое из которых относится к одному из пяти факторов проблемного использования интернета: 1) предпочтение online-общения; 2) регуляция настроения; 3) когнитивная поглощенность; 4) компульсив­ное использование; 5) негативные последствия.

«Опросник выраженности психопатологической симптоматики» — Simptom check list-90-Revised (SCL-90-R) — разработан L. Derogatis с соавторами, адаптация Н.В. Та- рабриной. Состоит из 90 вопросов, каждый из которых относится к одной из девяти шкал: соматизация (SOM), обсессивно-компульсив­ное расстройство (OC), интерперсональная чувствительность (INT), депрессия (DEP), тревога (ANX), враждебность (HOS), фобиче­ская тревога (PHOB), параноидное мышление (PAR), психотизм (PSY). При обработке подсчитываются дополнительно три интегративных показателя: общий индекс тяжести (GSI), общее число утвердительных ответов (PST), индекс симптоматического дистресса (PSDI).

«Шкала удовлетворенности жизнью» — Satisfaction with Life Scale (SWLS) — создана E. Diener с соавторами, адаптирована Я.А. Ледовой с соавторами. Шкала состоит из пяти утверждений, оцениваемых по 7-балльной шкале Ликерта. Более высокий балл свидетельствует о большей субъективной удовлетворенности жизнью. Утверждения касаются в основном социально-психологических аспектов удовлетворенности текущей жизненной ситуацией.

«Индекс общего хорошего самочувствия ВОЗ-5» — WHO-5 — создан P. Bech, русская версия разработана Всемирной организацией здравоохранения для оценки субъективного психологического благополучия, его эмоционально-физического компонента. Опросник состоит из пяти утверждений, касающихся эмоционально-психологического состояния и самочувствия за последние 2 недели. Методика находится в свободном доступе.

«Калифорнийская шкала одиночества» — UCLA Loneliness Scale — разработана D. Russell, L.A. Peplau, M.L. Ferguson, в процессе адаптации в русскоязычной популяции. Шкала состоит из 20 утверждений, касающихся переживания чувства одиночества в контексте социальных отношений.

Результаты

Ответы на вопросы анкеты были укрупнены до групп согласившихся и не согласившихся: выразившие несогласие — от «полностью не согласен» до «скорее не согласен», выразившие согласие — от «скорее согласен» до «полностью согласен». В приводящихся ниже результатах указывается количество согласившихся и не согласившихся для каждого утверждения. Ответ «ни то, ни другое» кодировался отдельно и не участвовал в интерпретации результатов.

Приводятся утверждения анкеты, касающиеся взаимодействия с интернетом, ежедневных практик и социальной активности. В силу возраста респондентов утверждения, касающиеся отношений с детьми, не были актуальны.

В табл. 1 представлены результаты сравнения групп по вопросам, касающимся общего состояния в период пандемии. Из общего числа (88 человек) 54 человека (61%) выразили в той или иной форме согласие с утверждением об увеличении стресса в своей жизни, 60 человек (68%) отметили увеличение времени использования интернета.

Как видно, респонденты, согласившиеся с утверждением о повышении уровня стресса, отличаются от не согласившихся более высокими баллами по показателям тревожности, обсессивно-компульсивной симптоматики, а также компонентом проблемного использования интернета негативные последствия.

Респонденты, отметившие увеличение времени использования интернета, имеют более высокие баллы по показателю проблемного использования интернета когнитивная поглощен­ность по сравнению с теми, кто не отметил за собой увеличения времени, проводимого в сети.

В табл. 2 представлены утверждения, касающиеся таких копинг-стратегий, как юмор и структурирование ежедневной активности.

Таблица 1

Различия групп согласившихся и не согласившихся с утверждениями анкеты
об общем изменении состояния в период пандемии

«Из-за изменений в жизни в связи с ситуацией пандемии у меня резко повысился уровень стресса»

Субшкала (методика)

Согласившиеся, N=54

Не согласившиеся, N=32

Негативные последствия (GPIUS)

49,60

35,53

Обсессивно-компульсивная симптоматика (SCL-90)

47,11

37,84

Тревожность (SCL-90)

48,22

36,20

«Я провожу сейчас значительно больше времени в интернете, чем раньше»

Субшкала (методика)

Согласившиеся, N=60

Не согласившиеся, N=20

Когнитивная поглощенность (GPIUS)

47,52

31,78

Примечание. Средний ранг для групп согласившихся/не согласившихся. Сравнение по критерию Краскела- Уоллиса, все представленные значения действительны при р<0.05.

аблица 2

Различия групп согласившихся и не согласившихся с утверждениями анкеты,
касающимися копингов — юмора и структурирования дня

«Меня очень поддерживают и доставляют мне удовольствие шутки, мемы и анекдоты, которые я получаю через интернет»

Субшкала (методика)

Согласившиеся, N=60

Не согласившиеся, N=14

Психотизм (SCL-90)

39,38

54,36

«У меня есть список дел, которые мне бы хотелось успеть сделать до окончания пребывания дома»

Субшкала (методика)

Согласившиеся, N=47

Не согласившиеся, N=34

Одиночество (UCLA)

37,78

55,50

Депрессия (SCL-90)

39,01

53,84

Тревожность (SCL-90)

38,65

53,63

Паранояльность (SCL-90)

41,28

52,22

«У меня всегда есть примерный план на день, и я стараюсь включать в него приятные и важные для меня дела»

Субшкала (методика)

Согласившиеся, N=44

Не согласившиеся, N=40

Удовлетворенность жизнью (SWLS)

52,18

36,28

Депрессия (SCL-90)

38,01

52,51

Примечание. Средний ранг для групп согласившихся/не согласившихся. Сравнение по критерию Краскела- Уоллиса, все представленные значения действительны при р<0.05.

Использование интернета в поддерживающих целях взаимосвязано с меньшим уровнем психотизма. Краткосрочное планирование в виде списка дел на день взаимосвязано с большей удовлетворенностью жизнью и меньшим уровнем депрессивной симптоматики. Долгосрочное планирование, постановка целей на период изоляции отличают согласившихся респондентов от не согласившихся меньшим уровнем одиночества и психопатологической симптоматики — тревожности, депрессивной симптоматики и паранояльности.

В табл. 3 представлены утверждения, касающиеся социального взаимодействия. Как видно, 67% респондентов стараются занимать альтруистическую позицию и оказывать поддержку другим людям, 17% не выразили согласия с данным утверждением. Последняя группа имеет в среднем более высокие показатели когнитивной поглощенности интернетом.

Группа респондентов, согласившихся с осознанием ценности для них социальных контактов, имеет меньший уровень одиночества и меньше предпочитает online- взаимодействие.

В табл. 4 представлены утверждения, касающиеся более узкого аспекта социального взаимодействия — общения с родными и близкими.

Группа респондентов, чье общение с близкими в период пандемии стало более глубоким, имеет выше показатели эмоционально-физического благополучия и ниже уровень одиночества.

В группе, где пребывание дома привело к увеличению конфликтов в семье, отмечается более низкий уровень удовлетворенности жизнью и эмоционально-физического благополучия. В то же время выше уровень показателей проблемного использования интернета — предпочтения online-общения, компульсивного использования, выше суммарный балл шкалы проблемного использования интернета.

Обсуждение

Таблица 3

Различия групп согласившихся и не согласившихся с утверждениями анкеты,
касающимися копинга — социального взаимодействия

«Я стараюсь оказывать поддержку другим людям»

Субшкала (методика)

Согласившиеся, N=59

Не согласившиеся, N=15

Когнитивная поглощенность (GPIUS)

39,16

56,30

«Я более остро осознал, как важны для меня отношения с другими людьми»

Субшкала (методика)

Согласившиеся, N=51

Не согласившиеся, N=28

Предпочтение online-общения (GPIUS)

39,77

54,43

Одиночество (UCLA)

42,92

52,45

Примечание. Средний ранг для групп согласившихся/не согласившихся. Сравнение по критерию Краскела- Уоллиса, все представленные значения действительны при р<0.05.

Таблица 4

Различия групп согласившихся и не согласившихся с утверждениями анкеты,
касающимися копинга — семейного взаимодействия

«Мое общение с близкими людьми стало глубже»

Субшкала (методика)

Согласившиеся, N=41

Не согласившиеся, N=32

Индекс общего хорошего самочувствия (WHO-5)

48,35

35,88

Одиночество (UCLA)

43,26

53,48

«Пребывание дома привело к увеличению конфликтов с членами семьи»

Субшкала (методика)

Согласившиеся, N=33

Не согласившиеся, N=41

Удовлетворенность жизнью (SWLS)

34,61

51,60

Индекс общего хорошего самочувствия (WHO-5)

34,59

49,56

Предпочтение online-общения (GPIUS)

43,79

37,61

Компульсивное использование (GPIUS)

52,83

37,48

Суммарный балл GPIUS

49,85

36,74

Примечание. Средний ранг для групп согласившихся/не согласившихся. Сравнение по критерию Краскела- Уоллиса, все представленные значения действительны при р<0.05.

Следует отметить ограничение исследования, выполненного полностью на девушках подросткового и юношеского возраста. Данное обстоятельство может быть объяснено как размещением рекламы в социальной сети, 75% аудитории которой — женская, так и целевой аудиторией блогера, распространяющего информацию об исследовании. Остается дискуссионным вопрос о возможности экстраполяции результатов на молодых людей того же возраста.

Как можно заметить, ставшее для многих более плотным общение с семьей в период изоляции может быть и фактором риска, и фактором-протектором. Вероятно, что если до периода изоляции взаимодействие с членами семьи уже имело негативный характер, то изоляция усилила и обострила имевшиеся проблемы. Как следствие, в таком случае наблюдается снижение уровня различных аспектов психологического благополучия и увеличение уровня проблемного использования интернета как компенсаторной практики. В случае если до изоляции общение с близкими носило скорее ресурсный характер, то в период изоляции оно стало дополнительной поддержкой, защищающей от чувства одиночества и повышающей уровень психологического благополучия. Исследование испанских подростков показывает влияние доверительных семейных отношений на снижение уровня негативной симптоматики при проблемном использовании интернета [16].

Компоненты проблемного использования интернета оказываются отрицательно взаимосвязаны с другими аспектами социального взаимодействия. Полученные данные согласуются с исследованием итальянской молодежи, где высокий уровень качества и удовлетворенности социальными отношениями, а также ощущение независимости и свободы от других людей оказались отрицательно связаны с компонентами проблемного использования интернета [12]. В то же время активный поиск эмоциональной поддержки взаимосвязан с повышением уровня удовлетворенности жизнью [1]. Отрицательный вклад социально­психологического благополучия в проблемное использование интернета согласуется с нашим предыдущим исследованием [11].

Краткосрочное и долгосрочное планирование, структурирование дня могут быть отнесены к активному виду копинга, вероятно, повышающему чувство контроля над ситуацией, что, в свою очередь, ассоциировано с меньшим уровнем депрессивной симптоматики, одиночества, паранояльности и большей удовлетворенностью жизнью.

Использование юмора также является со- владающей стратегией и отрицательно связано с психотизмом. Использование юмора как совладающей стратегии ассоциировано с большим психологическим благополучием в период пандемии [8].

Выводы

Таким образом, можно выделить стратегии, способствующие и препятствующие поддержанию психологического благополучия и психического здоровья в период изоляции.

Отвлечение через развлекательный кон­тент, краткосрочное и долгосрочное планирование, структурирование дня, социальное взаимодействие и помощь другим положительно связаны с психологическим благополучием и психическим здоровьем.

Семейные коммуникации могут выступать как в качестве поддержки, так и в качестве фактора-риска для психологического благополучия.

Проблемное использование интернета рассматривается в качестве неадаптивной стратегии совладания и проявляется в случае наличия семейных конфликтов и добровольного социального дистанцирования.

С учетом продолжающейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации данное исследование может быть использовано при составлении рекомендаций для лиц подросткового и юношеского возраста с целью наиболее оптимального переживания продолжающейся изоляции.

 

Литература

  1. Белинская Е.П., Вечерин А.В., Агадуллина Е.Р. Опросник проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности // Клиническая и специальная психология.2018.Том 7.№ 3.С.192—211.DOI:10.17759/cpse.2018070312
  2. Гаязова Л.А., Вихристюк О.В.Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования.2020.Том 17.№ 2.C.78— 88.DOI:10.17759/bppe.2020170210
  3. Гриценко В.В., Резник А.Д., Константинов В.В.и др.Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология.2020.Том 9.№ 2.C.99—118.DOI:10.17759/cpse.2020090205
  4. Груздев И.А., Камальдинова Л.Р., Калинин Р.Г. Результаты опроса студентов российских вузов, осуществляющих переход на дистанционный формат обучения // Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии.Современная аналитика образования.2020.Т.6.№ 36.С.62—67.
  5. Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2020.Том 12.№ 2.С.108—126.DOI:10.17759/ psyedu.2020120207
  6. Захарова У.С., Вилкова К.А.Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная зарубежная психология.2020.Том 9.№ 3.C.87—96.DOI:10.17759/jmfp.2020090308
  7. Крюкова Т.Л.Возрастные и кросскультуральные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал.2005.Т.26.№ 2.С.5—15.
  8. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А.Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия.2020.Т.28.№ 2.С.90—108.DOI:10.17759/cpp.2020280205
  9. Сирота Н.А.Копинг-поведение в подростковом возрасте: дисс.… докт.мед.наук.СПб., 1994.
  10. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия.2020.Том 28.№ 2.С.70—89.DOI:10.17759/cpp.2020280204
  11. Холмогорова А.Б., Герасимова А.А.Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия.2019.Т.27.№ 3.С. 138—155.DOI:10.17759/cpp.2019270309
  12. Casale S., Lecchi S., Fioravanti G. The association between psychological wellbeing and problematic use of internet communicative services among young people // Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied.2015.Vol.149 (5).P.480—497.DOI:10.1080/002239 80.2014.905432
  13. Demkowicz O. et al. Teenagers’ experiences of life in lockdown [Электронный ресурс].URL: https:// www.research.manchester.ac.uk/portal/en/publications/ teenagers-experiences-of-life-in-lockdown(c45c2c6a-f24e-4670-af7b-e518aaca262b)/export.html (дата обращения: 18.10.2020).
  14. Deslandes S.F., Coutinho T. The intensive use of the internet by children and adolescents in the context of COVID-19 and the risks for self-inflicted violence // Ciência &amp; Saúde Coletiva.2020.Vol.25.P.2479— 2486.DOI:10.1590/1413-81232020256.1.11472020
  15. Drouin M. et al.How Parents and Their Children Used Social Media and Technology at the Beginning of the COVID-19 Pandemic and Associations with Anxiety [Электронный ресурс] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking.2020.DOI:10.1089/ cyber.2020.0284
  16. López de Ayala M.C., Gutierrez J.C.S., Jiménez A.G.Problematic Internet use among Spanish adolescents: The predictive role of Internet preference and family relationships // European Journal of Communication.2015.Vol.30 (4).P.470—485.DOI:10.1177/0267323115586725
  17. Mayurasakorn K. et al.School closure, COVID-19 and lunch programme: Unprecedented undernutrition crisis in low-middle income countries // J Paediatr Child Health.2020.Vol.56 (7).P.1013—1017.DOI:10.1111/jpc.15018
  18. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization [Электронный ресурс].URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse (дата обращения: 20.10.2020).

Информация об авторах

Герасимова Анна Александровна, Медицинский психолог, ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5298-6084, e-mail: anna.al.gerasimova@gmail.com

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1495
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 28

Скачиваний

Всего: 826
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5