Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии

817

Аннотация

Представлены материалы исследования наиболее адаптивных копинг-стратегий молодежи подросткового и юношеского возраста, способствующих сохранению психологического благополучия в период пандемии. В исследовании приняли участие 88 девушек, находящихся в России, в возрасте от 13 до 22 лет (M=17,8; SD=3).Данные собирались в период с 6 по 7 мая 2020 года. Использовались шкалы: анкета «Изменения в образе жизни в условиях пандемии», «Общая шкала проблемного использования интернета» (GPIUS3), «Калифорнийская шкала одиночества» (UCLA), «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS), «Индекс общего хорошего самочувствия ВОЗ-5» (WHO-5) и «Опросник выраженности психопатологической симптоматики» (SCL-90-R).Полученные результаты показали, что краткосрочное и долгосрочное планирование оказались положительно связаны с меньшим уровнем депрессивной симптоматики и большей удовлетворенностью жизнью. Социальное взаимодействие и альтруизм связаны с меньшим уровнем показателей проблемного использования интернета. Общение с семьей взаимосвязано с показателями психологического благополучия и меньшим одиночеством. Семейные конфликты взаимосвязаны с увеличением показателей проблемного использования интернета и меньшим уровнем психологического благополучия.

Общая информация

Ключевые слова: COVID-19, стратегии совладания, психологическое благополучие , проблемное использование интернета

Рубрика издания: Психологическое благополучие

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250603

Для цитаты: Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 31–40. DOI: 10.17759/pse.2020250603

Фрагмент статьи

Коронавирусная инфекция COVID-19 и принятые органами власти меры по обеспечению безопасности людей в той или иной мере затронули каждого из нас. Одной из наиболее вовлеченных групп оказались лица подросткового и юношеского возраста, чьи образовательные учреждения в обязательном порядке перешли на дистанционные формы обучения.

Литература

  1. Белинская Е.П., Вечерин А.В., Агадуллина Е.Р. Опросник проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и прогностические возможности // Клиническая и специальная психология.2018.Том 7.№ 3.С.192—211.DOI:10.17759/cpse.2018070312
  2. Гаязова Л.А., Вихристюк О.В.Особенности запросов на дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования.2020.Том 17.№ 2.C.78— 88.DOI:10.17759/bppe.2020170210
  3. Гриценко В.В., Резник А.Д., Константинов В.В.и др.Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология.2020.Том 9.№ 2.C.99—118.DOI:10.17759/cpse.2020090205
  4. Груздев И.А., Камальдинова Л.Р., Калинин Р.Г. Результаты опроса студентов российских вузов, осуществляющих переход на дистанционный формат обучения // Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии.Современная аналитика образования.2020.Т.6.№ 36.С.62—67.
  5. Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2020.Том 12.№ 2.С.108—126.DOI:10.17759/ psyedu.2020120207
  6. Захарова У.С., Вилкова К.А.Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная зарубежная психология.2020.Том 9.№ 3.C.87—96.DOI:10.17759/jmfp.2020090308
  7. Крюкова Т.Л.Возрастные и кросскультуральные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал.2005.Т.26.№ 2.С.5—15.
  8. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А.Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия.2020.Т.28.№ 2.С.90—108.DOI:10.17759/cpp.2020280205
  9. Сирота Н.А.Копинг-поведение в подростковом возрасте: дисс.… докт.мед.наук.СПб., 1994.
  10. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия.2020.Том 28.№ 2.С.70—89.DOI:10.17759/cpp.2020280204
  11. Холмогорова А.Б., Герасимова А.А.Психологические факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия.2019.Т.27.№ 3.С. 138—155.DOI:10.17759/cpp.2019270309
  12. Casale S., Lecchi S., Fioravanti G. The association between psychological wellbeing and problematic use of internet communicative services among young people // Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied.2015.Vol.149 (5).P.480—497.DOI:10.1080/002239 80.2014.905432
  13. Demkowicz O. et al. Teenagers’ experiences of life in lockdown [Электронный ресурс].URL: https:// www.research.manchester.ac.uk/portal/en/publications/ teenagers-experiences-of-life-in-lockdown(c45c2c6a-f24e-4670-af7b-e518aaca262b)/export.html (дата обращения: 18.10.2020).
  14. Deslandes S.F., Coutinho T. The intensive use of the internet by children and adolescents in the context of COVID-19 and the risks for self-inflicted violence // Ciência & Saúde Coletiva.2020.Vol.25.P.2479— 2486.DOI:10.1590/1413-81232020256.1.11472020
  15. Drouin M. et al.How Parents and Their Children Used Social Media and Technology at the Beginning of the COVID-19 Pandemic and Associations with Anxiety [Электронный ресурс] // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking.2020.DOI:10.1089/ cyber.2020.0284
  16. López de Ayala M.C., Gutierrez J.C.S., Jiménez A.G.Problematic Internet use among Spanish adolescents: The predictive role of Internet preference and family relationships // European Journal of Communication.2015.Vol.30 (4).P.470—485.DOI:10.1177/0267323115586725
  17. Mayurasakorn K. et al.School closure, COVID-19 and lunch programme: Unprecedented undernutrition crisis in low-middle income countries // J Paediatr Child Health.2020.Vol.56 (7).P.1013—1017.DOI:10.1111/jpc.15018
  18. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization [Электронный ресурс].URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse (дата обращения: 20.10.2020).

Информация об авторах

Герасимова Анна Александровна, Медицинский психолог, ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5298-6084, e-mail: anna.al.gerasimova@gmail.com

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1451
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 817
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4