Герасимова А.А. психолог II категории, мобильный сектор экстренной психологической помощи, ГБУ города Москвы «Московская служба психологической помощи населению» (ГБУ МСППН), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5298-6084 e-mail: anna.al.gerasimova@gmail.com
Холмогорова А.Б. доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199 e-mail: kholmogorova@yandex.ru
Представлены материалы исследования наиболее адаптивных копинг-стратегий молодежи подросткового и юношеского возраста, способствующих сохранению психологического благополучия в период пандемии. В исследовании приняли участие 88 девушек, находящихся в России, в возрасте от 13 до 22 лет (M=17,8; SD=3).Данные собирались в период с 6 по 7 мая 2020 года. Использовались шкалы: анкета «Изменения в образе жизни в условиях пандемии», «Общая шкала проблемного использования интернета» (GPIUS3), «Калифорнийская шкала одиночества» (UCLA), «Шкала удовлетворенности жизнью» (SWLS), «Индекс общего хорошего самочувствия ВОЗ-5» (WHO-5) и «Опросник выраженности психопатологической симптоматики» (SCL-90-R).Полученные результаты показали, что краткосрочное и долгосрочное планирование оказались положительно связаны с меньшим уровнем депрессивной симптоматики и большей удовлетворенностью жизнью. Социальное взаимодействие и альтруизм связаны с меньшим уровнем показателей проблемного использования интернета. Общение с семьей взаимосвязано с показателями психологического благополучия и меньшим одиночеством. Семейные конфликты взаимосвязаны с увеличением показателей проблемного использования интернета и меньшим уровнем психологического благополучия.
Коронавирусная инфекция COVID-19 и принятые органами власти
меры по обеспечению безопасности людей в той или иной мере затронули каждого из
нас. Одной из наиболее вовлеченных групп оказались лица подросткового и
юношеского возраста, чьи образовательные учреждения в обязательном порядке
перешли на дистанционные формы обучения.
Литература
Белинская Е.П., Вечерин А.В., Агадуллина Е.Р.
Опросник проактивного копинга: адаптация на неклинической выборке и
прогностические возможности // Клиническая и специальная психология.2018.Том
7.№ 3.С.192—211.DOI:10.17759/cpse.2018070312
Гаязова Л.А., Вихристюк О.В.Особенности запросов на
дистанционную психологическую помощь в период самоизоляции (COVID-19)
[Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования.2020.Том
17.№ 2.C.78— 88.DOI:10.17759/bppe.2020170210
Гриценко В.В., Резник А.Д., Константинов В.В.и
др.Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения
личности [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология.2020.Том
9.№ 2.C.99—118.DOI:10.17759/cpse.2020090205
Груздев И.А., Камальдинова Л.Р., Калинин Р.Г.
Результаты опроса студентов российских вузов, осуществляющих переход на
дистанционный формат обучения // Шторм первых недель: как высшее образование
шагнуло в реальность пандемии.Современная аналитика образования.2020.Т.6.№
36.С.62—67.
Захарова У.С., Вилкова К.А.Субъектность студентов в
условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная
зарубежная психология.2020.Том 9.№ 3.C.87—96.DOI:10.17759/jmfp.2020090308
Крюкова Т.Л.Возрастные и кросскультуральные
различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический
журнал.2005.Т.26.№ 2.С.5—15.
Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева
А.А.Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание //
Консультативная психология и психотерапия.2020.Т.28.№
2.С.90—108.DOI:10.17759/cpp.2020280205
Сирота Н.А.Копинг-поведение в подростковом
возрасте: дисс.… докт.мед.наук.СПб., 1994.
Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое
содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса
или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и
психотерапия.2020.Том 28.№ 2.С.70—89.DOI:10.17759/cpp.2020280204
Холмогорова А.Б., Герасимова А.А.Психологические
факторы проблемного использования Интернета у девушек подросткового и
юношеского возраста // Консультативная психология и психотерапия.2019.Т.27.№
3.С. 138—155.DOI:10.17759/cpp.2019270309
Casale S., Lecchi S., Fioravanti G. The association
between psychological wellbeing and problematic use of internet communicative
services among young people // Journal of Psychology: Interdisciplinary and
Applied.2015.Vol.149 (5).P.480—497.DOI:10.1080/002239 80.2014.905432
Demkowicz O. et al. Teenagers’ experiences of life
in lockdown [Электронный ресурс].URL: https://
www.research.manchester.ac.uk/portal/en/publications/
teenagers-experiences-of-life-in-lockdown(c45c2c6a-f24e-4670-af7b-e518aaca262b)/export.html
(дата обращения: 18.10.2020).
Deslandes S.F., Coutinho T. The intensive use of
the internet by children and adolescents in the context of COVID-19 and the
risks for self-inflicted violence // Ciência & Saúde
Coletiva.2020.Vol.25.P.2479— 2486.DOI:10.1590/1413-81232020256.1.11472020
Drouin M. et al.How Parents and Their Children Used
Social Media and Technology at the Beginning of the COVID-19 Pandemic and
Associations with Anxiety [Электронный ресурс] // Cyberpsychology, Behavior,
and Social Networking.2020.DOI:10.1089/ cyber.2020.0284
López de Ayala M.C., Gutierrez J.C.S.,
Jiménez A.G.Problematic Internet use among Spanish
adolescents: The predictive role of Internet preference and family
relationships // European Journal of Communication.2015.Vol.30
(4).P.470—485.DOI:10.1177/0267323115586725
Mayurasakorn K. et al.School closure, COVID-19 and
lunch programme: Unprecedented undernutrition crisis in low-middle income
countries // J Paediatr Child Health.2020.Vol.56
(7).P.1013—1017.DOI:10.1111/jpc.15018
United Nations Educational, Scientific and Cultural
Organization.United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization
[Электронный ресурс].URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse (дата
обращения: 20.10.2020).