Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10332Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №1 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь волевой регуляции и академической успеваемости студентов вузов 791

|

Шляпников В.Н.
кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4301-4229
e-mail: shlyapnikov.vladimir@gmail.com

Аннотация

Приводятся результаты исследования взаимосвязи особенностей волевой регуляции и академической успеваемости у студентов вузов разных курсов и направлений подготовки.Сравнивались студенты 1—4 курсов, обучающиеся по направлениям подготовки «Психология» (n=133) и «Государственное и муниципальное управление» (n=201).Использовались следующие методы: «Шкала контроля за действием» Ю.Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А.Шапкина; «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» (Г.С.Никифоров, В.К. Васильева и С.В.Фирсова); формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн в адаптации В.А.Иванникова, Е.В. Эйдмана (1990); тест СЖО в адаптации Д.А.Леонтьева.В качестве показателя академической успеваемости использовалось среднее арифметическое от всех экзаменационных оценок, полученных студентом в течение текущего учебного года.Показано, что на младших курсах у студентов-управленцев показатель успеваемости положительно коррелирует с показателями «Шкалы контроля за действием» (p<0,01), теста СЖО (p<0,01) и поведенческим самоконтролем (p<0,01), а у студентов-психологов — с показателями теста СЖО (p<0,01) и социальным самоконтролем (p<0,01).У студентов старших курсов значимые корреляции отсутствуют.Полученные результаты позволяют сделать вывод о вкладе волевой регуляции в уровень академических достижений студентов.

Ключевые слова: воля, волевая регуляция, самоконтроль, саморегуляция, волевые качества, академическая успеваемость , студенты вузов, высшее образование

Рубрика: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260104

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-01108.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ изменений волевой регуляции у студентов первого и второго курса (мониторинг) // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2013.№ 4.С.119—130.
  2. Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно- смысловой сферы личности у студентов разных курсов // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2012.№ 3.С.60—69.
  3. Бухарина А.Ю., Толстых Н.Н. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2019.Том 8.№ 2.С.36—48.DOI:10.17759/jmfp.2019080204
  4. Иванников В.А., Эйдман Е.В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал.1990.Том 11.№ 3.C.39—49.
  5. Иванников В.А., Гусев А.Н., Барабанов Д.Д. Связь осмысленности жизни и способа контроля за действием с самооценками студентами волевых качеств // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2019.№ 2.С.27—44.
  6. Иванников В.А., Барабанов Д.Д., Монроз А.В., Шляпников В.Н., Эйдман Е.В. Место понятия «воля» в современной психологии // Вопросы психологии.2014.№ 2.С.15—23.
  7. Ильин Е.П. Психология воли.СПб.: Питер, 2000.288 c.
  8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО).2-е изд.М.: Смысл, 2000.18 с.
  9. Ржанова И.Е., Алексеева О.С., Бурдукова Ю.А. Успешность в обучении: взаимосвязь флюидного интеллекта и рабочей памяти // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 1.C.63—74.DOI:10.17759/pse.2020250106
  10. Савицкая Н.В., Круковская О.А., Иволина Т.В., Дедова О.В. Психологическая неустойчивость как причина неуспешности школьников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология.2018.Том 8.№ 1.С.64—75.DOI:10.17759/ jmfp.2019080107
  11. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология.2015.Том 11.№ 3.С.9—15.DOI:10.17759/ chp.2015110302
  12. Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников // Экспериментальная психология.2019.Том 12.№ 3.С.164—175.DOI:10.17759/exppsy.2019120313
  13. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов.М.: Смысл, 1997.140 c.
  14. Шляпников В.Н. Динамика волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2007.№ 4.С.75—83.
  15. Шляпников В.Н. Особенности волевойрегуляции менеджеров среднего звена // Наука— образование—профессия: системныйличностно- развивающийподход / Под общ.ред.Л.М.Митиной.М.: Издательство «Перо», 2019.С.542—544.
  16. Шляпников В.Н. Половые различия в состоянии волевой регуляции у представителей маскулинных и фемининных национальных культур РФ и СНГ // Экспериментальная психология.2020.Том 13.№ 2.С.139—152.DOI:10.17759/exppsy.2020130210
  17. Шляпников В.Н. Роль волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов // Вопросы психологии.2010.№ 6.С. 78—90.
  18. Шляпников В.Н. Уроки зарубежной психологии воли // Актуальные проблемы психологического знания.2019.№ 3—4.C.83—92.
  19. Baumann N., Kazén M., Quirin M., Koole S.L. Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl’s Contributions to the Psychology of Motivation and Volition.Hogrefe Publishing, 2018.433 p.
  20. Mischel W., Ayduk O., Berman M.G., Casey B.J., Gotlib I.H., Jonides J., Kross E., Teslovich T., Wilson N.L., Zayas V., Shoda Y. Willpower over the life span: decomposing self-regulation // Social Cognitive and Affective Neuroscience.2011.Vol.6(2).P.252—256.
  21. Panadero E.A. Review of Self-regulated Learning: Six Models and Four Directions for Research // Frontiers in Psychology.2017.Vol.8.P.422.DOI:10.3389/ fpsyg.2017.00422
  22. Schrader F.-W., Helmke A. School Achievement: Motivational Determinants and Processes // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences.2015.P.48—54.DOI:10.1016/b978-0-08- 097086-8.26055-8
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика