Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9739Новости 1907Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психологическая наука и образование - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование диалогической позиции студентов-психологов в образовательном процессе 46

|

Сурьянинова Т.И.
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» (ФГБОУ ВО КГМУ), Курск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0484-5997
e-mail: kypck046@bk.ru

Фетисова А.С.
ассистент кафедры педиатрии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» (ФГБОУ ВО КГМУ), Курск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3972-7835
e-mail: kypck046@bk.ru

Аннотация

Описываются результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение связи между ориентацией образовательного процесса и развитием диалогической позиции у студентов-психологов при обучении. Предполагалось, что характер взаимосвязи между ориентацией образовательного процесса и диалогической позицией является различным в образовании, направленном на подготовку специалистов в сферах «чело- век-человек» и «человек-техника». В ходе теоретического анализа выделены основные взгляды на понимание диалогической позиции, качества, способствующие ее развитию (эмпатия, рефлексивность, направленность личности в общении), и разработана методика проективного характера для ее диагностики. Выраженность этих качеств исследовалась у 80 студентов-биотехнологов и клинических психологов. Выборка представлена одной экспериментальной (20 человек) и тремя контрольными группами (по 20 человек). В качестве методик исследования применялись: тест «Рефлексивность как психическое свойство» А.Р. Карпова, «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко, методика «Направленность личности в общении» С.Н. Братченко. Анализ факторной структуры результатов показал наличие трех факторов, тесно взаимосвязанных с эмпатией, рефлексивностью, особенностями диалогической направленности и диалогической позицией. Исследование подтвердило гипотезу о наличии взаимосвязи между ориентацией образовательного процесса и развитием диалогической позиции. Процедура верификации разработанной методики обосновала возможности теста диагностировать диалогическую позицию.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. С. 74.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 480 с.
  4. 4.          Братченко С.Л. Диагностика коммуникативной направленности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. № 3. С. 52—69.
  5. 5.          Василюк Ф.Е. Я и ты: истина неравенства (комментарий к диалогу М. Бубера и К. Роджерса) // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 4. C. 20—22.
  6. 6.          Диалог в философии: традиции и современность. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1995. 192 с.
  7. 7.          Ермолаева М.В., Исаев Е.И., Лубовский Д.В. Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 2. С. 33—43. DOI:10.17759/pse.2020250203
  8. 8.          Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. № 5. С. 45—57.
  9. 9.          Карягина Т.Д.  Некоторые  проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии // Культурно- историческая психология. 2009. № 4.  С.  115— 124.
  10. 10.        Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Психологическое консультирование и психотерапия. Т. 1: Теория и методология. М., 1998. 288 с.
  11. 11.        Клементьева М.В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25.
  12. № 3. С. 64—74. DOI:10.17759/pse.2020250306
  13. 12.        Мартин Бубер — Карл Роджерс: диалог // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 4. С. 1—19.
  14. 13.        Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний   и   когнитивных   процессов   субъекта (на примере учебной деятельности студентов) // Экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 2. С. 33—44.
  15. 14.        Расходчикова М.Н., Сачкова М.Е. Взаимосвязь психологических     особенностей     студентов      и их готовности к волонтерской деятельности // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 85—95. DOI:10.17759/pse.2019240608
  16. 15.        Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 258 с.
  17. 16.        Тихомирова Т.С., Кочетков Н.В. Мотивация к обучению и личностная рефлексия: особенности и взаимосвязь у студентов вузов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 3. C. 53—62. DOI:10.17759/pse.2017220306
  18. 17.        Топольская Т.А. О понятии «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 1. С. 34—63.
  19. 18.        Ухтомский А.А. Письма // Пути в незнаемое. Под ред. Б.Н. Агапова. М.: Советский писатель, 1973. 478 с.
  20. 19.        Флоренская Т.А. Мир дома   твоего.   Человек в решении жизненных проблем. М.: Русскiй Хронографъ, 2006. С. 388—414.
  21. 20.        Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2019. 320 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика