Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10273Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №6 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2020

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальные установки выпускников детских (интернатных) учреждений в отношении будущего 64

|

Телицына А.Ю.
кандидат биологических наук, доцент кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0186-3989
e-mail: atelitsyna@hse.ru

Милакова А.Ю.
стажер-исследователь Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7079-2125
e-mail: a.milakova@hotmail.ru

Аннотация

Отмечается, что, несмотря на усилия государства и некоммерческих организаций (далее – НКО), сохраняются проблемы адаптации детей-сирот к интеграции в социум. Обращается внимание на тот факт, что исследование речевых поведенческих моделей выпускников детских институциональных учреждений (ЦССВ, ЦССД) некоторых некоммерческих организаций выявляет антиномичность их программ друг другу и исходным целям. Объектом этих противоречий выступает процесс формирования зависимых социальных установок детей-сирот. Задача проведенного авторами исследования – выявить социальные установки выпускников детских (интернатных) учреждений, касающиеся собственной траектории социальной и профессиональной адаптации, и сопоставить, насколько выявленным установкам соответствуют существующие программы постинтернатной адаптации, реализуемые НКО. Констатируется, что с помощью вербально-коммуникативного метода интервьюирования и анализа существующих социально-ориентированных программ НКО в области адаптации детей-сирот выявлено, что существующие программы постинтернатной адаптации, характеризующиеся универсальностью, актуальностью и разнообразием своих инструментов, не способны решить разнообразие проблем и вызовов, стоящих перед ними.

Ключевые слова: дети-сироты, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты с ОВЗ, НКО, восприятие мер НКО, дети-эксперты

Рубрика: Тематическое приложение «Психология детства»

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260616

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».

Благодарности. Авторы выражают признательность всем выпускникам детских учреждений, которые поделились своими мыслями и приняли участие в интервью.

Получена: 22.11.2021

Принята в печать: 10.12.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений // Аналитический доклад.М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2012.С.7.
  2. Дисней Т. Этнографический взгляд на роль эмоций в российском детском доме [Электронный ресурс] // ЖИСП.2017.Т.15.№ 3.С.407—420.DOI:10.17323/727-0634-2017-15-3-407-420
  3. Ершова Н.Н., Бородатая М.Н. Практика деятельности некоммерческой организации по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе наставничества // Материалы Всероссийской международной научно- практической конференции «Общество, наука, инновации» (НПК 2017) (г.Киров, 2017).Киров.С. 5554—5561.
  4. Логинова Е.В. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра: 39.03.02.Красноярск: СФУ, 2018.
  5. Мусаева С.Д., Магомедова С.А., Магамедова И.Р. Социальное сопровождение как инструмент социальной адаптации выпускников интернатных учреждений // Региональные проблемы  преобразования экономики.2021.№ 10.С.44—52.DOI:10.26726/1812-7096-2020-10-44—52
  6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы.[Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации.URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/35418 (дата обращения: 25.03.2020).
  7. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Президента Российской Федерации.URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/10418 (дата обращения: 25.03.2020).
  8. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации.URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/38016 (дата обращения: 25.03.2020).
  9. Осипова Н.В. Реализация мероприятий комплекса мер по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни // Образование.Карьера.Общество.2019.№ 2.С.61.
  10. Ослон В.Н., Селенина Е.В. Технология постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в процессе получения профессионального образования и при первичном трудоустройстве [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования».2018.Т.10.№ 3.С.70—83.DOI:10.17759/psyedu.2018100307
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г.№ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/544284/#ixzz6HhvvDvlD (дата обращения: 25.03.2020).
  12. Рекомендации по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации о выполнении рекомендаций от 1 марта 2011 г.№ 06-369.Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/6649167/ (дата обращения: 25.03.2020).
  13. Cемья Г.В., Телицына А.Ю. Роль некоммерческих организаций и института добровольчества в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы // Психологическая наука и образование.2016.№ 1.С.168—183.
  14. Траектории социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов в России: обзор исследовательского отчета / Под ред.Р.Н. Абрамова, К.А.Антонова, А.В.Ильина, Е. Грач, Г.Любарского, Ж.В.Черновой.М.: ООО «СБ Групп», 2016.С.16—20.
  15. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Вверх по лестнице, ведущей вниз: идеология возможностей и ограничения образовательного выбора выпускников детских домов // ЖССА.2020.№ 2.URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vverh-po-lestnitse-veduschey-vniz-ideologiya-vozmozhnostey-i-ogranicheniya-obrazovatelnogo-vybora-vypusknikov-detskih-domov (дата обращения: 08.03.2020).
  16. Alternatives to Orphanages in Northwest Russia: Preconditions and Obstacles in Policy Development / J. Holm-Hansen (ed.) // Placement of Orphans.Russian and Nordic Experiences, NIBR.2005.P.137.
  17. Bindman E., Kulmala M., Bogdanova E. NGOs and the policy‐making process in Russia: The case of child welfare reform.2019.Vol.32.Issue 2.P.207—222.DOI:10.1111/gove.12366
  18. Gavurová B., Grof M., Vagasova T. Chosen Aspects of Non-Profit Sector and Volunteering in Slovakia // Acta Universitatis Agriculturae et Silviculturae Mendelianae Brunensis.2017.Vol.65(3).P.997—1006.DOI:10.11118/actaun201765030997
  19. Kulmala М., Michael R., Chernova Z. Overhauling Russia’s child welfare system: institutional and ideational factors behind the paradigm shift // The journal of social policy studies.2005.Vol.15.No 3.P. 353—366.DOI:10.17323/727-0634-2017-15-3-353-366
  20. Ntshuntshe Z., Taukeni S.G. Psychological and Social Issues Affecting Orphans and Vulnerable Children // Addressing Multicultural Needs in School Guidance and Counseling.2020.P.20—31.IGI Global.DOI:10.4018/978-1-7998-0319-5.ch002
  21. Telitsyna A., Arakantseva T., Zavodilkina O. The Perception of Mentors and Mentorship among Youth at Risk in the Russian Federation // Child Welfare.2020.Vol.97.No.5.P.23—50.
  22. Thurman T.R., Nice J., Luckett B., Visser M. Can family-centered programing mitigate HIV risk factors among orphaned and vulnerable adolescents? Results from a pilot study in South Africa // AIDS care.2018.Vol.30(9).P.1135—1143.DOI:10.1080/09540121.201 8.1455957
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика