Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9086Новости 1793Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

17 место — направление «Психология»

0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика конфликтов в классах со смешанным этнокультурным составом 1049

Хухлаева О.В.
доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: ovc54@yandex.ru

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть специфику протекания конфликтов в классах со смешанным этнокультурным составом. Опираясь на концепцию Л. Берковица, в статье показывается, что конфликты в таком классе начинаются не на основе различной культурной принадлежности, а при депривации у учащихся каких-либо значимых потребностей. Делается вывод, что при таком условии бессмысленно говорить о необходимости формирования толерантности у учащихся. Альтернативный путь – эффективно заниматься формированием эмоциональной грамотности учащихся, чтобы они умели понимать себя и справляться со своими чувствами. Однако на протекание конфликта культурная принадлежность имеет большое влияние. Можно заключить, что если в классе есть этнические меньшинства, то они с высокой степенью вероятности будут создавать ин-группу. Если участники ин-группы принадлежат к более коллективистской культуре, чем аут-группа, то группа станет для них неотъемлемой частью личности. Вероятность межгрупповых конфликтов в такой ситуации повышена.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. Спб,2007.
  2. Берри Д.В., Пуртинга А.Х., Сигалл М.Х., Дасен П.Р. Кросс-культурная психология.  Харьков , 2007.
  3. Гришина Н.В.Психология конфликта. Спб.,2003.
  4. Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. М.,2004.
  5. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
  6. Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. М.,2005.
  7. Стефаненко. Т.Г. Этнопсихология.  М.,2009.
  8. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. М.,2007.
  9. Хухлаева О.В., Чибисова М.Ю. Работа психолога в многонациональной школе. М.,2011.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика