Исследование значимых параметров образовательной среды школы

1955

Аннотация

Обсуждается вопрос психологической безопасности образовательной среды школы в оценках учителей и учеников. Определяются ведущие характеристики образовательной среды в представлениях субъектов учебно-воспитательного процесса. Излагаются результаты эмпирического исследования параметров образовательной среды, проведенного на базе средних общеобразовательных школ Москвы, в котором участвовали 58 младших подростков (12–13 лет) и 46 старших подростков (15–16 лет). Анализируются параметры удовлетворенности и защищенности образовательной среды школы и устанавливается взаимозависимость между ними. Делается вывод, что полученные данные подтверждают важность поддержания позитивных межличностных отношений между участниками образовательного процесса и показывают векторы их развития с целью достижения высокого уровня психологической безопасности образовательной среды школы в целом.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая безопасность, социально-психологические компоненты, уровень удовлетворенности и защищенности образовательной среды, характеристики образовательной среды, психологическая оценка безопасности образовательной среды

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Калугин Д.В. Исследование значимых параметров образовательной среды школы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57071 (дата обращения: 27.04.2024)

Полный текст

 

Проблема образовательной среды школы рассматривается сегодня многими авторами как весьма важная, при этом особое внимание уделяется вопросу психологической безопасности данной среды.

Концепция психологической безопасности образовательной среды основывается на представлении о том, что человек будет принят, а не отторгнут некой референтной группой, будет иметь эмоционально благоприятные взаимоотношения со значимыми другими, будет защищен от угроз, неприятия, подавления. Признание значимости социальной среды (прежде всего, позитивных отношений в среде) является условием ощущения персональной идентичности с ней, наряду с эмоциональной поддержкой, чувством ценности друг друга, терпимостью, доверием и ответственностью [6].

При этом понятие «защищенность» тесно связано с понятием «безопасность», а безопасные условия необходимы для личностного развития. Особенно актуален данный вопрос в психологическом аспекте, в соотнесенности с условиями межличностного взаимодействия в образовательной среде. В процессе педагогического взаимодействия создаются как позитивные возможности, так и препятствия состоянию психологической безопасности образовательной среды. Именно межличностное взаимодействие участников образовательной среды позволяет рассматривать референтность среды и психологическую защищенность как показатели психологической безопасности.

Очевидно, не менее важным фактором в оценке качества образовательной среды школы может стать показатель удовлетворенности участников образовательного процесса отдельными составляющими школьной среды. Удовлетворенность образовательной средой влияет на принятие решения о продолжении образовательной и учебной деятельности - той деятельности, которая составляет основу образовательной среды и определяет ее эффективность [2].

В ходе эмпирического исследования мы изучали представления о психологической безопасности образовательной среды школы (методика И.А. Баевой) с целью определения уровней удовлетворенности и защищенности образовательной среды школы в оценках учителей и учащихся. В эксперименте использовался субъективно-оценочный метод.

Примененная нами методика отвечает следующим требованиям [1]:

•      дает достаточно полную характеристику по исследуемым параметрам и их структуре;

•      имеет небольшой объем, что позволяет в относительно короткий промежуток времени охватить исследованием большое количество обследуемых;

•      содержит простую конструкцию вопросов, что делает их одинаково понятными для любой категории субъектов;

•      дает возможность создания стандартизированной схемы обработки полученных данных;

•      обладает относительной простотой и однозначностью интерпретации полученных данных.

Выбранные для изучения два параметра образовательной среды - удовлетворенность и защищенность - в ходе факторного анализа выделились в единый фактор [8], обозначенный нами «психологическая оценка безопасности образовательной среды», который является одним из условий, лежащих в основе восприятия образовательной среды как наиболее благоприятной (в аспекте ее психологической безопасности).

Эмпирическое исследование проводилось с целью получения индивидуальных оценок психологической безопасности образовательной среды участниками образовательного процесса (психологическая безопасность в оценках учеников и педагогов) по критериям:

■      референтность;

■      удовлетворенность;

■      защищенность.

Предполагается, что положительные результаты по каждому из критериев оценки, полученные больше чем у 60 % респондентов, свидетельствуют о высокой степени психологической безопасности образовательной среды, в интервале 60 % - 40 % респондентов - о средней степени психологической безопасности образовательной среды (т. е. о наличии психологических рисков), меньше чем у 40 % респондентов - о низкой степени психологической безопасности образовательной среды, т. е. о наличии угроз.

Эмпирическое исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы Центрального административного округа Москвы в марте - мае 2010 г., средней общеобразовательной школы Южного административного округа Москвы и Северо­Западного административного округа Москвы в марте - мае 2011 г.

Выборка составила 153 человека: 49 учителей и 104 учащихся (58 учащихся VI -VII классов в возрасте 12-13 лет, 46 учащихся X-XI классов в возрасте 15-16 лет).

Индекс удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды оценивался по следующим социально-психологическим компонентам:

■       взаимоотношения с учителями;

■       взаимоотношения с учениками;

■       возможность высказать свою точку зрения;

■       уважительное отношение к себе;

■       сохранение личного достоинства;

■       возможность обратиться за помощью;

■       возможность проявлять инициативу, активность;

■       учет личных проблем и затруднений.

Учителя в качестве наиболее значимых характеристик выделяют:

■       взаимоотношения с учениками;

■       взаимоотношения с учителями;

■       уважительное отношение к себе;

■       сохранение личного достоинства;

■       возможность обратиться за помощью.

Полученные в ходе обследования данные позволяют сделать вывод, что положительное отношение к образовательной среде школы в группе учителей и учеников находится на высоком уровне. Оценка образовательной среды учителями и учениками говорит об удовлетворенности средой, а также о позитивном оценивании друг друга, что является важным условием реализации учебного и воспитательного процессов [4].

Для учеников ведущими характеристиками образовательной среды школы являются:

•       взаимоотношения с учителями;

•       взаимоотношения с учениками;

•       возможность высказать свою точку зрения;

сохранение личного достоинства; уважительное отношение к себе.

Учителя на первое место ставят «взаимоотношения с учениками», а ученики «взаимоотношения с учителями».

Одной из значимых характеристик образовательной среды школы педагоги и ученики считают «уважительное отношение к себе» со стороны всех субъектов учебно­воспитательного процесса и «сохранение личного достоинства».

Таким образом, общая оценка первого показателя психологической безопасности образовательной среды - удовлетворенности - в соответствии с полученными характеристиками во всех группах испытуемых находится на высоком уровне.

«Возможность обратиться за помощью», «возможность высказать свою точку зрения» оценены средне с некоторой тенденцией к увеличению.

Индекс удовлетворенности во всех группах испытуемых оказался на высоком уровне, что является одним из условий, влияющих на принятие решения о продолжении деятельности.

Другим показателем психологической безопасности образовательной среды выступает уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии - публичного унижения/оскорбления, угроз, принуждения делать что-либо против желания, игнорирования, недоброжелательного отношения (табл.).

Т а б л и ц а

Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии (%)

Субъект

Полностью защищен

Защищен

Частично защищен

Незащищен

Полностью незащищен

Ученики

36,4

31,3

12,9

12,3

7,1

Учителя

38,7

41,5

11,5

8,3

-

Анализ полученных значений показал, что практически все структурные компоненты общей оценки находятся на уровне защищенности. Такие компоненты, как «защищенность от оскорблений учеников» и «защищенность от недоброжелательного отношения учеников», в группе учителей расположены на верхней границе уровня частичной защищенности. В группе учащихся таким компонентом является «защищенность от принуждения учителями делать что-либо».

Наиболее защищенными учителя и учащиеся чувствуют себя от угроз учителей и учеников, принуждения со стороны учеников и оскорблений учителями; наименее защищенными учителя чувствуют себя по таким компонентам, как «недоброжелательное отношение учеников и учителей», «оскорбления учениками» и «принуждения учителями», учащиеся - по таким компонентам, как «принуждение со стороны учителей», «игнорирование учителями», «недоброжелательное отношение учеников и учителей». Таким образом, обе группы совпадают в оценке максимальной и минимальной защищенности, кроме двух компонентов - «защищенность от игнорирования учителями» в группе учащихся и «защищенность от оскорблений учениками» в группе учителей.

Учащиеся более защищены от оскорблений и угроз со стороны учеников и менее - от принуждения со стороны учителей по сравнению с группой учителей, что может быть объяснено занимаемой ролевой позицией.

В группе учащихся 67,7 % чувствуют себя защищенными и полностью защищенными в межличностных отношениях участников образовательной среды школы, в группе учителей этот показатель составил 80,2 %. Абсолютно незащищенными и незащищенными по ряду компонентов считают себя в группе учащихся 19,4 %, в группе учителей - 8,3 %.

Уровни достоверности показателей, рассмотренные в исследовании, определялись по вероятности ошибки и составили 0,01-0,05.

Для определения статистических взаимосвязей между переменными применялся коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Корреляционный анализ параметров удовлетворенности и защищенности образовательной среды выявил положительную корреляцию между ними.

Так, в группе учеников коэффициент корреляции r=0,45 для параметров удовлетворенности и защищенности образовательной среды, в группе учителей коэффициент корреляции составляет r=0,65.

В целом показатели психологической безопасности педагогов находятся на уровне высоких значений [8]. Больше всего выражены в сторону высоких значений ее структурные компоненты - «удовлетворенность» и «защищенность». Это значит, что отношение в образовательной среде строится на основе взаимопонимания, доброжелательных отношений, что предполагает уважительное отношение к себе, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу и активность.

Полученные нами результаты эмпирического исследования хорошо согласуются с результатами других исследований и в целом подтверждают их.

Можно сопоставить полученные нами результаты с данными исследования Н.Г. Рассоха, которая изучала представление о психологических характеристиках образовательной среды школы, способствующих обеспечению ее психологической безопасности. Это исследование включало в себя представления о психологической безопасности, об актуальных потребностях, возможных ожиданиях учителей и учащихся (общий объем выборки 190 человек: 62 учителя и 128 учащихся VII—X классов) [7]. Н.Г. Рассоха показала, что наиболее важным условием психологической безопасности образовательной среды школы, по мнению учителей и учащихся, являются доброжелательные взаимоотношения участников образовательной среды школы. При этом доброжелательные взаимоотношения для учителей более значимы, чем для учащихся. Автор объясняет это тем, что образовательная среда школы является местом профессионального становления и развития, и, значит, является значимой областью жизни, где потребность в доброжелательных взаимоотношениях выступает одним из условий эмоционального благополучия, а удовлетворенность сложившимися в коллективе отношениями способна влиять на эффективность труда и отношение к нему.

В.А. Караваева в исследовании, проведенном среди учащихся V-XI классов, показала, что наиболее значимой характеристикой школьной среды для всех опрошенных учащихся (кроме IX и XI классов) являются «взаимоотношения с учениками», объясняя это тем, что ведущая деятельность подросткового возраста - межличностное общение [5].

По нашим данным, важным для обеспечения психологической безопасности образовательной среды школы 27 % педагогов считают наличие таких характеристик в коллективе учителей, как «ответственность» и «порядочность». От 24 % до 50 % участников образовательной среды выделяют также показатель «дисциплина».

Наши данные также подтверждают мнение о том, что защищенность или отсутствие психологических угроз являются значимым фактором общей психологической безопасности. При этом выявлено, что для учащихся защищенность от психологических угроз и травм более важна, чем для учителей.

Для учащихся также важны взаимоотношения с учителями (меньшая значимость в V, VII и IX классах). Начиная с VII класса, школьники считают наиболее значимыми характеристиками «уважительное отношение к себе» и «сохранение личного достоинства», что объяснимо особенностями подросткового возраста. Как выяснилось, ученики не удовлетворены или удовлетворены в небольшой степени возможностью высказывать свою точку зрения, проявлять инициативу, активность, они считают, что их личные проблемы и затруднения недостаточно учитываются. Выяснилось также, что менее всего учащиеся защищены во взаимодействии друг с другом от оскорбления и обидного обзывания, а в плане психологической незащищенности - от публичного унижения, оскорбления, высмеивания и обидного обзывания со стороны одноклассников.

Это совпадает с данными Л.Ю. Елатенцевой, согласно которым учащиеся V-IX классов менее всего защищены во взаимодействии друг с другом от оскорбления, высмеивания, обидного обзывания и неуважительного отношения [3].

Таким образом, эмпирическое исследование таких важных субъективных показателей образовательной среды, как «удовлетворенность» и «защищенность»,                  подтвердило имеющееся в литературе представление, что они играют значимую и существенную роль в воспитании и оценке образовательной среды школы.

Исследование показало, что субъективные оценки учителей и учащихся, при общем сходстве, различаются в деталях: по сравнению с учителями ученики чувствуют себя менее защищенными, у них ниже корреляция между удовлетворенностью и защищенностью (0,45 против 0,65), у них больше претензий к учителям и они более чувствительны к угрозам психологического насилия.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.
  2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Баевой. М., 2009.
  3. Елатенцева Л.Ю. Организационно-методический аспект создания психологически безопасного образовательного пространства // Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
  4. Калугин Д.В. Психологическая оценка безопасности образовательной среды школы субъектами учебно-воспитательного процесса // Российский научный журнал. 2011. № 4.
  5. Караваева В.А. Толерантное взаимодействие учащихся как основа психологической безопасности образовательной среды // Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова. М., 2008.
  6. Леонова О.И. Психологические риски образовательной среды в эмоционально-личностном состоянии учащихся // Психологическая наука и образование. 2009. № 5.
  7. Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников: Дис. …канд. психол. наук. СПб., 2005.
  8. Рубцов В.В., Баева И.А., Ковров В.В. Система экспертизы психологической безопасности образовательной среды // Итоговые результаты 2-го этапа эксперимента, ГЭП. М., 2009.

Информация об авторах

Калугин Д.В., аспирант факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: kdennis@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2046
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1955
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0