Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 2. С. 164–176
ISSN: 2587-6139 (online)
Карьерные представления старшеклассников и студентов во взаимосвязи с гендерными характеристиками
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: карьера, представление, гендер , маскулинность, фемининность, андрогинность, «якоря карьеры», идеалы карьеры
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шевелёва А.М. Карьерные представления старшеклассников и студентов во взаимосвязи с гендерными характеристиками [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 164–176. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n2/61339 (дата обращения: 20.04.2024)
Полный текст
В контексте развития организации изучение карьерного развития основывается на следующих моментах: а) как индивид управляет своей карьерой внутри организации или между организациями; б) как организации структурируют карьерное продвижение своих сотрудников. Это вызывает исследовательский интерес и к изучению степени согласованности между подходами к развитию карьеры у самих сотрудников и их работодателей. В изучении карьеры произошло смещение акцентов с прошлого на будущее: в связи с повышением профессиональной мобильности и одобрением со стороны общества стремления овладевать различными профессиями наметилась тенденция рассматривать карьеру не только как хронологическую последовательность рабочих мест и позиций в опыте индивида, но и как намеченную систему будущих целей и выборов. В более широком смысле карьера стала рассматриваться как относящаяся к системе профессиональных и непрофессиональных ролей индивида на протяжении жизни и связанная не только с трудовой занятостью, но и с целостным жизненным опытом и разнообразными ценностями, например, со стремлением к счастью. Отечественная психология акцентирует внимание в основном на определениях, моделях карьеры, на выборе, ступенях, развитии, сочетании ролей в карьере, удовлетворенности карьерой, представлениях о карьере, планировании карьеры, карьерных стратегиях, отношении к карьере. Социально-психологические аспекты изучения профессиональной карьеры касаются социализации личности в профессии, гендерных особенностей построения карьеры, соотношения профессии и карьеры, факторов, способствующих построению карьеры: личностных, социально-экономических, социально-исторических и культурных. Отличительными чертами отечественных работ по психологии карьеры являются их большая теоретическая направленность, изучение карьеры по аналогии со становлением человека в его профессиональной деятельности, исследование карьеры в связи со спецификой профессиональной деятельности субъектов (руководители, спортсмены, предприниматели, представители разных типов профессий и т.д.). Термин «карьера» обозначает широкий спектр явлений, связанных с общественной и профессиональной жизнью человека, и определяется в трех основных аспектах:
1) отождествляется с квалификацией, профессией, родом занятий, деятельностью;
2) обозначает достижения, успех, славу, положение в обществе, материальную выгоду;
3) обозначает семантическое поле, включающее в себя компоненты движения, пути развития и перспективы. Карьера отражает индивидуальность субъекта, реализующуюся на трудовом поприще, но включает в себя не только профессиональные достижения. Несводимость карьеры к профессии отмечается, в частности, В.Н.Маркиным [2], который указывает на осуществление в карьере личности субъекта, обладающей определенным потенциалом активности, и условий активности (карьерных возможностей среды),
т. е. осуществление объективных и субъективных условий. Опираясь на многообразие подходов к определению и пониманию карьеры, мы сформулировали собственное определение: карьера – это индивидуальный путь человека в определенных видах профессиональной деятельности, потенциально связанный с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям, достатку и социальному признанию.
Разработка и применение типологий карьер осуществляется в различных отраслях
науки и практики: социологии, менеджменте, психологии. С.Т. Джанерьян [1]
обобщила критерии, использовавшиеся для психологических типологий карьер: 1)
род занятий, профессия; 2) последовательность (наличие или чередование
профессиональных проб и стабильных периодов работы) профессий, рабочих мест,
позиций; 3) особенности образа жизни и культура среднего класса; 4) различные
способы идентификации личности с профессией;
5) соответствие полученного образования актуальной предметной области
профессионального труда наряду с полной или частичной занятостью работника на
производстве; 6) способы построения карьер в целом и на отдельных этапах
профессионального пути; 7) «сложившиеся» и «несложившиеся» карьеры; 8)
индивидуальная специфичность концепции карьеры; 9) личностные особенности
субъектов карьер; 10) время осуществления карьеры; 11) научно-психологические
содержательные схемы описания карьер; 12) обобщенные и многомерные критерии
карьер; 13) гендерные особенности построения карьер. Выбранные критерии
отражают представления исследователей о феномене карьеры.
Основания психологических классификаций спортивной карьеры обобщены
Н.Б. Стамбуловой [4], они применимы и к профессиональной карьере: временные
характеристики; скорость продвижения; охват видов деятельности;
преимущественная направленность; динамика результатов; способы достижения
целей; «цена» (трудозатраты); социальное признание; количество кризисов;
характеристики содержательных схем описания.
В плане индивидуальных представлений тип карьеры может определяться карьерными ориентациями личности, т. е. системой ценностей, интересов, побуждений, установок по отношению к карьере. Тип карьерной ориентации человека не зависит от вида выбранной им профессиональной деятельности, но может его определять. Внутри одной и той же профессии могут быть реализованы различные карьерные ориентации, от них будет зависеть, какие профессиональные цели будет ставить себе субъект и что именно он будет расценивать как достижения. Типы карьерных ориентаций, или «якорей карьеры», описаны Эдгаром Шейном (Edgar Schein): 1) профессиональная компетентность (наличие способностей и развитие мастерства в определенной области); 2) менеджмент (управление деятельностью организации и руководство другими людьми); 3) автономия (независимость, свобода в деятельности и принятии решений); 4) стабильность (надежность и предсказуемость работы, образа жизни, отсутствие риска); 5) служение (работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше); 6) вызов (преодоление, победы, решение трудных задач, новизна и разнообразие); 6) интеграция стилей жизни (гармоничное сочетание, баланс между различными сферами жизни); 7) предпринимательство (создание чего-то нового, своего, самоорганизация) [7; 8].
Карьеры могут быть охарактеризованы на основании ценностно-целевого содержания, которое субъект вкладывает в свое представление о карьере (как реальной, так и идеальной), и того, как он определяет для себя карьеру. Индивидуальные житейские определения карьеры соотносятся с многообразием научных. Анализируя научную литературу, мы выделили семь групп определений карьеры на основе их содержания, все они нашли свое отражение в предложенном нами определении, которое было приведено выше. Эти семь групп дали нам основание говорить о семи видах индивидуальных представлений о карьере, специфических по содержанию [5; 6]:
§ карьера – это различные виды профессиональной деятельности. Определяется с точки зрения вида деятельности (например, военная карьера, артистическая карьера), предмета труда, целей, условий, организации, результатов, орудий и средств труда, профессии, рода занятий, трудовых задач;
§ карьера – это последовательность должностей. Определяется с точки зрения должностей и позиций, служебной лестницы, продвижения в служебной иерархии, мест работы в течение трудовой жизни человека, соотношения руководства и подчинения;
§ карьера – это образ жизни. Определяется с точки зрения образа жизни, различных сфер жизни и их сочетания (например, работа + семья + хобби + обучение + общественная деятельность), условий жизни, видов жизнедеятельности, культуры;
§ карьера – это реализация призвания. Определяется с точки зрения призвания, предназначения, самореализации, самоактуализации, совершенства, наилучшего выполнения, потребности в выполнении данной деятельности, удовольствия, различного рода самоотношений и чувств по отношению к карьере, высшей степени пригодности к определенной деятельности, «жизненной задачи» человека;
§ карьера – это обогащение опытом. Определяется с точки зрения опыта, знаний, умений, навыков, квалификации, мастерства, способностей, обучения;
§ карьера – это профессиональный путь. Определяется с точки зрения пути, стадий, ступеней, шагов, этапов, направления, движения, развития, становления, изменения, ступеней профессионализма субъекта. В определение карьеры включаются до- и постпрофессиональные позиции (студенчество и выход на пенсию);
§ карьера – это достижения, достаток и социальное признание. Определяется с точки зрения материального благосостояния, дохода, оплаты труда, статуса, признания, уважения, оценки, социального одобрения, мнения окружающих, успеха.
Представление субъекта о наилучшей желательной для него карьере мы определяем как идеал профессиональной карьеры. С функциональной точки зрения идеал карьеры – это личностно предпочитаемый образец и ориентир, отражающий социальные и индивидуальные ценности, способствующий социализации индивида и идентификации с социальными группами и значимыми людьми, осуществлению профессиональных выборов, оценке успешности карьеры. Идеал карьеры является способом регуляции жизненной и профессиональной активности личности посредством целеполагания, мотивообразования, смыслообразования, стимуляции и мобилизации. Идеал карьеры выполняет функции эмоционального подкрепления и планирования карьерного развития [5].
Итак, содержательный критерий характеризует представление об осуществленной (реальной) карьере индивида и о будущей или желательной (идеальной) карьере.
Построение карьеры связано с формированием профессиональной идентичности и моделями принятия решений относительно карьерных выборов. Можно отметить множество факторов, воздействующих на выбор и реализацию субъектом карьеры. Эти факторы представлены на разных уровнях: индивидном (пол, возраст, состояние здоровья), личностном (интересы, склонности и способности, ценности и установки, потребности и мотивы, самооценка и уровень притязаний, характерологические особенности, особенности представлений о карьере и многое другое), социально-психологическом (влияние референтного окружения, социальные роли индивида). Кроме того, на субъекта воздействуют факторы экономические, исторические, культурные и организационные. Факторы карьерного развития можно также подразделить на внутренние (индивидуально-личностные) и внешние (условия жизнедеятельности), или контекстные. Контекст в этом случае может быть как социальным, так и вещественным. Внутреннее и внешнее в разной степени согласуются между собой при установлении векторов карьерного развития и критериев оценки достижений. Диапазон изменчивости согласованности колеблется от полной гармонии до противоречия между либо разными сторонами личности субъекта, либо субъектом и его окружением. Варианты разрешения подобных противоречий – либо осознание внутреннего критерия как основного и отказ от стремлений соответствовать чуждым, навязанным ценностям, либо то, что Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова [3] обозначают как «личностный компромисс» – «подгонка» карьерного поведения под требования окружения, отказ от части собственной индивидуальности в угоду общепринятым критериям карьерного успеха.
Важной составляющей социального контекста является гендерная ролевая специфика. Гендерные различия в выборе и развитии карьеры довольно стойкие, они начинают проявляться в детстве в виде профессиональных предпочтений и продолжаются у взрослых в виде разделения мира труда.
Основные гендерные различия в карьере: профессиональные интересы, диапазон возможных карьерных выборов, карьерные стремления и ожидания, прогноз профессиональных достижений на протяжении жизни, раннее включение в профессиональную карьеру, действия по преодолению ситуации потери работы, понимание важности карьеры в работающих семейных парах, ролевой конфликт «семья – профессия», ответственность за заботу о детях и домашние хлопоты, стрессогенные факторы в работающих семейных парах [1].
Представители обоих полов в обществе имеют множественные роли (например, профессиональные и семейные), но взаимоотношения между ролями у мужчин и женщин различаются. Женщины с больше вероятностью, чем мужчины, переживают конфликт множества ролей, который является одним из главных стрессогенных факторов и препятствий для профессиональной карьеры, так как и семья, и работа представляют для них одинаково большую ценность. Мужчины также могут испытывать ролевой конфликт «семья – карьера», но реже, чем женщины. Однако не всегда ролевое напряжение деструктивно. Во многих исследованиях отмечается, что хотя работающие женщины и испытывают ролевое напряжение, но участие в многочисленных ролях связано с большей удовлетворенностью жизнью, более высокой самооценкой, лучшей самореализацией. Роль оплачиваемого работника является важным источником психологического благополучия как для мужчин, так и для женщин. Самооценка в значительной степени определяется карьерным статусом. Отмечаются и стимулирующие влияния ролевого напряжения на профессиональную карьеру.
В карьерном поведении мужчин и женщин имеются различия. Для мужчин характерны индивидуализм и соревновательность. Для женщин – направленность на контекстуальную сторону карьеры: социальное окружение и межличностные отношения на работе и вне ее, желание их гармонизировать. Такой тип идентичности может представлять собой препятствие для дальнейшего карьерного продвижения, так как большинство должностей организовано по типу индивидуалистической мужской ориентации. Женские карьеры чаще прерываются и в большей степени определяются событиями биографического характера (замужество, рождение и воспитание детей).
Факторы, определяющие профессиональное удовлетворение, у мужчин и у женщин также различаются. Для мужчины важнее содержание работы, престиж, статус и высокая оплата труда, а для женщин – условия работы, гибкость рабочего расписания, что позволяет сочетать семейные обязанности с профессиональными, т. е. интегрировать различные сферы жизни.
Планирование карьеры более характерно для женщин и более тщательно выполняется женщинами, чем мужчинами. Можно найти двоякое объяснение этому явлению: либо понимание ответственности, вызванной необходимостью баланса разных ролей, либо более выраженные навыки женщин к вербализации своих мыслей и планов.
Таким образом, индивидуальные представления о карьере по своему предметному содержанию отражают житейское определение субъектом карьеры и его ценностно-целевые ориентиры. Гендерная принадлежность, наряду с другими факторами, оказывает влияние на эти представления.
Целью проведенного нами эмпирического исследования стало изучение карьерных представлений старшеклассников и студентов во взаимосвязи с гендерными характеристиками. Гипотезой выступило предположение о взаимосвязи карьерных представлений с гендерными характеристиками испытуемых и этапом их профессионального развития.
В исследовании приняли участие учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ (36 человек: 16 девушек и 20 юношей) и студенты I курса Педагогического института Южного федерального университета специальностей «Психология» и «Логопедия» (40 человек: 34 девушки и 6 юношей).
Нами использовался следующий психодиагностический инструментарий: методика «Якоря карьеры» Э. Шейна; методика С. Бем «Психологический пол»; анкета А.М. Шевелевой «Идеалы профессиональной карьеры». Статистические методы: коэффициент корреляции Спирмена, критерий Фридмана, критерий Манна–Уитни. Анализ данных по математическим критериям считался достоверным при уровне значимости не ниже 0,05.
По гендерным характеристикам испытуемые распределились следующим образом: все старшеклассники относятся к андрогинному типу, среди студентов преобладают фемининные девушки (табл.).
Т а б л и ц а
Соотношений разных гендерных типов в студенческой выборке
Биологический пол |
Маскулинные |
Фемининные |
Андрогинные |
Мужской |
3 |
2 |
1 |
Женский |
2 |
25 |
7 |
Карьерные ориентации («якоря карьеры») в выборке школьников имеют следующую
иерархию (по убыванию): менеджмент, интеграция стилей жизни, автономия,
стабильность, предпринимательство, служение, вызов, профессиональная
компетентность.
У студентов предпочтения распределились таким образом: служение, интеграция
стилей жизни, автономия, менеджмент, предпринимательство, профессиональная
компетентность, вызов, стабильность. Различия в предпочтениях разных карьерных
ориентаций внутри каждой из выборок статистически значимы.
Между собой выборки также значимо различаются: школьники превосходят студентов в ориентации на менеджмент и стабильность, студенты – на служение и профессиональную компетентность.
Идеальная карьера в представлениях как школьников, так и студентов преимущественно связана с достижениями, достатком и социальным признанием и отвержением прохождения последовательности должностей. Однако иерархия предпочтений имеет разную последовательность в выборках. У школьников (по убыванию): достижения и социальное признание, образ жизни, вид профессиональной деятельности, профессиональный путь, обогащение опытом, реализация призвания, последовательность должностей. У студентов (по убыванию): достижения и социальное признание, реализация призвания, профессиональный путь, профессиональная деятельность, обогащение опытом, образ жизни, последовательность должностей. Значимые различия между выборками касаются того, что идеальная карьера у школьников в большей степени связана с достижением желаемого образа жизни (включающего взаимосвязь различных сфер жизнедеятельности), а у студентов – с реализацией призвания.
В выборке школьников значимые различия между юношами и девушками выявились только по отношению к обогащению опытом: для девушек идеал «Обогащение опытом» существенно важнее. Все испытуемые-школьники в выборке оказались андрогинными. Однако независимо от биологического пола с повышением маскулинности усиливается ориентация на преодоление, победы, решение трудных задач, новизну и разнообразие в карьере (карьерная ориентация «Вызов») и понижается значение сочетания различных жизненных сфер, условий, видов жизнедеятельности как содержания идеальной карьеры (идеал «Образ жизни»). Результаты согласуются с данными теоретического анализа о гендерной специфике карьерных предпочтений. В них отражаются индивидуалистские и конкурентные мотивы, свойственные традиционно мужской профессиональной карьере, и стремление к гармоничному сочетанию социальных ролей и видов деятельности, относящихся к различным сферам жизни, свойственное женщинам и все чаще встречающееся в карьере современных мужчин.
В выборке студентов у девушек более выраженными, по сравнению с юношами, являются ориентации «Предпринимательство» и «Профессиональная компетентность». Малый размер выборки и низкая представленность в ней различных гендерных типов побудили нас сосредоточиться на том гендерном типе, который составил большинство – фемининные девушки. В данной группе выявлены следующие взаимосвязи гендерных характеристик с представлениями о карьере.
У девушек-студенток с повышением фемининности повышается значение такого содержания идеальной карьеры, как приобретение опыта, знаний, умений, навыков, профессионализма, квалификации, мастерства в процессе обучения (идеал «Обогащение опытом»), отражаются этапы и стадии профессионального становления, изменение и развитие субъекта карьеры (идеал «Профессиональный путь»). Повышается стремление к автономии, самостоятельности и независимости (карьерная ориентация «Автономия»). В современной психологической литературе отмечается склонность женщин к постоянному повышению своей квалификации через обучение, получающее формальное подтверждение – дипломы, сертификаты и т.д. Таким способом женщина как бы доказывает свою конкурентоспособность в профессиональной сфере. Достижение же независимости считается маловероятным для женщин в обществе с мужским доминированием, поэтому, возможно, оно и столь привлекательно для девушек, осознающих свою гендерную роль и выбравших «женские» профессии.
Чем выше маскулинность, тем выше значение карьерной ориентации «Предпринимательство» (достижение самобытных результатов своего труда, желание работать на себя и полагаться на себя). Подобный тип поведения считается традиционно присущим мужской социальной роли.
Мы полагаем, что выявленные различия между студентами и школьниками отражают различия в этапах их профессионального становления и обусловлены большей однородностью группы студентов по критерию профессиональных предпочтений, которые определяются фактом их обучения на одном факультете.
Подводя итог, можно отметить следующее.
В представлениях об идеальной карьере и старшеклассники, и студенты ориентированы на показатели материального достатка, благосостояния и социального статуса. Для них в равной степени значимо гармонично сочетать различные жизненные сферы. Достижение независимости также рассматривается как важная функция профессиональной карьеры. При этом молодые люди не стремятся к прохождению ступеней должностной лестницы.
Школьники в будущей карьере ориентированы на управление, организацию и интеграцию усилий других людей и в большей, чем студенты, степени включают в результаты карьеры достижение привлекательного образа жизни в целом, не только в профессиональной сфере. При этом школьники не придают значения достижению профессиональной компетентности.
Студенты в значительно большей степени стремятся к реализации призвания в карьере, к тому, чтобы принести пользу людям и обществу, к достижению компетентности и мастерства в профессии. В то же время стабильность, безопасность, надежность и предсказуемость, связанные с карьерой, ими не расцениваются пока как привлекательные факторы. Полагаем, что это является закономерными признаками этапа профессионального развития, на котором находятся студенты первого курса, – начало профессионального обучения, последовавшее за кризисным периодом – выбором профессии и учебного заведения, поступлением в вуз, сменой образа жизни и социально-профессионального статуса.
В выборке школьников различия между карьерными представлениями юношей и девушек заключаются в большем стремлении девушек к приобретению профессионального опыта – обучению, повышению квалификации. Все испытуемые, вошедшие в выборку, характеризуются андрогинностью. Вне зависимости от биологического пола у школьников с повышением маскулинности усиливается ориентация на преодоление, победу, решение трудных задач, новизну и разнообразие в карьере и понижается значение сочетания различных жизненных сфер, условий, видов жизнедеятельности как содержания идеальной карьеры.
Среди студентов различия карьерных представлений юношей и девушек свелись к преобладанию у девушек ориентации на профессиональную компетентность, квалификацию и мастерство, а также на предпринимательство – создание своего дела, которое будет продолжением собственной индивидуальности, и для осуществления этой цели девушки готовы идти на риск.
В студенческой выборке подавляющее большинство составили фемининные девушки. Причем чем выше их фемининность, тем более для них привлекательна карьера как обогащение профессиональным опытом, тем вероятнее, что девушки осознают и отмечают этапы и стадии своей карьеры, стремятся к независимости и самостоятельности. Также повышение фемининности связано со снижением склонности к предпринимательской карьере.
Полученные результаты подтверждают идею о сплаве в карьере средового (объективного) контекста развития субъекта с его личностными характеристиками и оправданность опоры не только на профессиональные, но и на гендерные роли в процессе карьерного планирования и консультирования.
Литература
- Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. Ростов н/Д, 2004.
- Маркин В.Н. Детерминанты формирования индивидуальной карьерной стратегии // Социальная психология и общество. 2011. № 4.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2005.
- Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб., 1999.
- Шевелёва А.М. Идеал профессиональной карьеры как представление о наилучшем пути профессионального развития // Профессиональные представления: теория и реальность / Под ред. Е.И. Рогова. Ростов н/Д, 2008.
- Шевелёва А.М. Профессиональная карьера в организации // Организационная психология: Учебник для вузов / Под ред. Е.И. Рогова. Ростов н/Д, 2009.
- Schein E.H. Career Anchors (Discovering Your Real Values). San Francisco. 1990. URL: https://rapidbi.com/careeranchors/
- Schein E.H. Career anchors revisited: implications for career development in the 21st century // The Academy of Management Executive (1993–2005). Vol. 10. № 4. Careers in the 21st Century (Nov., 1996). URL: http://www.jstor.org/discover/10.2307/4165355?uid=3738936&uid=2&uid=4&sid=21101970543943
- The Career Development Quarterly. 2006–2011. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/journal/10.1002/(ISSN)2161-0045/issues
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5049
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 2061
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2