Проблема конгруэнтности в христианском общении

853

Аннотация

Раскрываются возможные подходы к трактовке феномена конгруэнтности и ее проекции в христианской общине. Конгруэнтность рассматривается как внутриличностная и межличностная. Совпадение и несовпадение внутриличностной и межличностной конгруэнтности зависят от степени интеграции личности человека, его отношения к себе и к другому, владения навыками общения, готовности поддерживать контакт или вступать в диалог. В статье подчеркивается значение интеграции личности и аутентичности христианина для его продвижения по пути духовного роста. Выделенные типы верующих, различающиеся по характеру реагирования на грехи других людей, анализируются с точки зрения конгруэнтности/неконгруэнтности в аспекте личностной интеграции/дезинтеграции.

Общая информация

Ключевые слова: конгруэнтность, обретение Я, гуманистическая психология, личностная и межличностная конгруэнтность, грех, осуждение, прощение

Рубрика издания: Психология религии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060124

Для цитаты: Гаврилова Т.П. Проблема конгруэнтности в христианском общении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 209–219. DOI: 10.17759/psyedu.2014060124

Фрагмент статьи

Конгруэнтность как важнейший аспект межличностного общения до настоящего времени в психологии почти не исследована, хотя понятие «конгруэнтность» широко используется
в психологической практике. Конгруэнтность в общении чаще всего понимается как адекватность поведения человека во взаимодействии с другим, уважение его автономии, принятие во внимание его индивидуально-личностных особенностей, его состояний и переживаний. Тот, кто конгруэнтен в общении, умеет быть с другим, быть в другом, оставаясь самим собой.

Литература

  1. Антоний Сурожский, митр. Человек перед Богом. М.: Паломник, 2000. 383 с.
  2. Гаврилова Т.П. Интеграция личности как цель помощи верующим // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3. С. 110–128.
  3. Григорий Богослов, св. Алфавит Духовный. М.: Издат-во православного братства Иоанна Богослова, 2005. 603 с.
  4. Иоанн Златоуст, свт. Наставления православному христианину. М.: Оранта, 2009. 383 с.
  5. Иоанн Златоуст, свт. Увещеваю вас, возлюбленные. Избранные беседы. М.: Отчий дом, 2008. 679 с.
  6. Исаак Сирин, св. Подвижнические наставления // Добротолюбие: В 4 т. Т. 2. М.: Артос-Медиа, 2008. 933 с.
  7. Максим Исповедник, преп. Главы о любви. СПб.: Образ, 1991. 94 с.
  8. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 461 с.
  9. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // Основные направления современной психотерапии/ Под ред. А.М. Боковикова. М.: Когито-Центр, 2000. С. 268–300.
  10.  Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Толкование на молитву святого Ефрема Сирина. Сибирская Благозвонница, 2010. 28 с.
  11.  Роджерс К. Несколько важных открытий // Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.: Знание, 1988. С. 70–80.
  12.  Топольская Т.А. О понятии «диалог» в психологических исследованиях и консультативной практике // Консультативная психология и психотерапия. 2012. №1. С. 34–63.
  13.  Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Издат. группа «Прогресс», 1993. 479 с.
  14.  Шиманский Г.И. Нравственное богословие. Киев: О-во любителей православной лит-ры, Издат-во им. свт. Льва, папы Римского, 2005. 670 с.

Информация об авторах

Гаврилова Татьяна Павловна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии, ФГНУ «Психологический институт» Российской академии образования, Москва, Россия, e-mail: tatpg9@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2511
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 853
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4