Психолого-педагогические исследования
2014. Том 6. № 3. С. 255–263
doi:10.17759/psyedu.2014060324
ISSN: 2587-6139 (online)
Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростковый возраст, личностное и профессиональное самоопределение, выбор профессии, профориентация, психолого-педагогическое сопровождение
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060324
Для цитаты: Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 255–263. DOI: 10.17759/psyedu.2014060324
Полный текст
Психологические исследования направлены на изучение самого процесса самоопределения, его внутренних механизмов и факторов, на него влияющих. А.Н. Леонтьев подчеркивал активную позицию личности в самоопределении и говорил о том, что на каждом жизненном этапе человек не только подвергается влиянию среды, но и сам должен что-то делать, что-то утверждать в себе и от чего-то освобождаться. Самоопределение он понимает как индивидуальное преломление ценностей и норм окружающего мира, вследствие чего личность избирательно относится к миру и выбирает те деятельности, которые делает своими [Леонтьев, 2005].
Профессиональный компонент составляет весьма значимую часть самоопределения. Проблема профессионального самоопределения - ключевая проблема психологии профессионального становления личности и личностного самоопределения индивида вообще. К понятию «самоопределение» близки такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление». В концепции А. Маслоу самоактуализация как стремление личности совершенствоваться, проявлять себя в значимом для нее деле выступает в качестве центрального понятия. За рубежом также очень популярна концепция Дж. Холланда. Он считает, что выбор профессии обусловлен внутренними и внешними условиями. Дж. Холланд описывает профессиональную идентичность как четкое представление человека о своих личностных свойствах, интересах и талантах, которое способствует выбору подходящей профессии и дает уверенность в принятии профессиональных решений [Пряжникова, 2012].
Один из методологов отечественной психологии труда и профориентации, Е.А. Климов, всесторонне анализируя понятие «профессиональное самоопределение», говорит о том, что слово «профессиональное» подразумевает «относящееся к профессионалам», и потому нужно рассматривать, как молодой специалист или опытный работник со стажем, или профессионал, вышедший на пенсию, строят свой жизненный путь, т. е. «самоопределяются». Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается с окончанием профессиональной подготовки по выбранной специальности, а продолжается на протяжении всей профессиональной жизни [Климов, 2004]. Как пишет Е.А. Климов, «профессиональное самоопределение является системообразующим центром для всей системы возможных “caмоопределений” подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина» [Климов, 2004, с.13].
Рассматривая проблемы профессионального самоопределения современных подростков, мы хотим выделить три важных аспекта: 1) социальную ситуацию, в условиях которой происходит профессиональное самоопределение подростков; 2) отношение самих подростков к выбору профессии; 3) психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения.
Социальная ситуация, в которой формируется личность современного подростка, характеризуется крайней неустойчивостью. Реформирование систем общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, нестабильная социальноэкономическая обстановка в нашей стране, постоянная трансформация рынка труда, изменение ценностных приоритетов в обществе - эти глобальные факторы оказывают значительное влияние как на личностное, так и на профессиональное самоопределение подростков. Современная действительность требует от них умения ориентироваться в происходящем, быть гибкими и мобильными. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка профессионального становления подростков в этих условиях становятся жизненно необходимыми.
Отношение самих подростков к выбору будущей профессии довольно поверхностное. В подростковой среде не являются редкостью иждивенческие настроения, низкая мотивация к обучению, нежелание думать о будущем. Многие школьники недостаточно информированы о мире профессий.
В проведенном нами исследовании осведомленности подростков о мире профессий было установлено, что современные старшеклассники обладают очень поверхностными знаниями о содержании труда [Ильина, 2013]. Например, 31 % девятиклассников на вопрос «чем занимается программист?» ответили слишком обще: «работа с компьютером», «работа с техникой», «разбирается в компьютере»; 17 % не смогли ответить на этот вопрос. При этом среди них есть те, кто выбрал профессию программиста. На вопрос «чем занимается юрист?» не ответили 36 % девятиклассников. Большинство ограничилось также общими словами: «защищает права людей», «работает с документацией». Пять человек, которые выбрали профессию юриста, ответили на этот вопрос так: «разбирается в трудных финансовых проблемах», «помогает», «расследует», «помогает человеку откосить от тюрьмы» и «защищает права человека».
Серьезные затруднения вызвали у подростков задания на определение профессионально важных качеств и противопоказаний для ряда профессий. Как выяснилось, многие девятиклассники плохо понимают, что такое профессионально важные качества, и либо ограничиваются перечислением только общечеловеческих качеств (доброта, ум, честность), либо пишут, что художник должен «хорошо рисовать», врач «хорошо лечить», т. е. называют очевидные характеристики. Не смогли назвать ни одного качества для профессии продавец 11 % девочек и 39 % мальчиков, для профессии ювелир - 10 % девочек и 24 % мальчиков.
Задание на определение противопоказаний для ряда профессий оказалось наиболее трудным: 27 % девятиклассников так и не смогли его выполнить. Большинство назвало противопоказания лишь для части профессий. Как правило, назывались характеристики, лежащие на поверхности. Для профессий машинист электропоезда, спасатель, повар подростки перечисляли противопоказания, связанные со здоровьем. Для профессий продавец и психолог основные названные девятиклассниками противопоказания - необщительность и «нервность».
Заметим, что подобные задания не требуют от подростков каких-то специальных знаний, а предлагаемые для анализа профессии встречаются в повседневной жизни. Выполнение этих заданий связано с наблюдательностью, умением логически мыслить и владением начальными навыками анализа информации. Исследование показало, что все эти навыки у подростков развиты недостаточно. Как отмечают в своей статье Е.Ю. Пряжникова и Т.А. Егоренко, человек не может принять верное решение, сделать верный выбор, если не имеет полной информации. Выбор профессии подростками очень часто оказывается непредсказуемым и спонтанным, потому что все более непредсказуемой становится внешняя социальная среда, а система ценностей у подростков до конца не сформирована [Пряжникова, 2012].
Фактически к моменту, когда нужно сделать выбор учебного заведения для дальнейшего, уже профессионального, образования, многие старшеклассники оказываются не готовыми. Так, в исследовании О.В. Кузнецовой, проведенном в общеобразовательных школах и центрах образования города Москвы, показано, что представление о своей будущей профессии имеют всего лишь 47,5 % десятиклассников. Каждый пятый обучающийся XI класса не видит своих профессиональных перспектив и не знает, что будет делать после окончания школы [Кузнецова, 2011].
В проведенном нами в течение трех лет (в 2009-2011гг.) исследовании старшеклассников были получены неутешительные результаты: выяснилось, что около половины обучающихся IX и X классов, а также около 40 % выпускников школ нуждаются в помощи в выборе профессии (табл.).
Таблица
Результаты профориентационного опроса старшеклассников
2009 г. |
|||
Классы |
IX |
X |
XI |
Всего (чел.) |
1323 |
700 |
676 |
Прошли профориентацию из всех опрошенных (%) |
52,08 |
62,86 |
61,39 |
Не прошли профориентацию из всех опрошенных (%) |
47,92 |
37,14 |
38,61 |
Нужна помощь в выборе профессии (%) |
47,17 |
50,86 |
37,28 |
2010 г. |
|||
Классы |
IX |
X |
XI |
Всего (чел.) |
1938 |
1208 |
932 |
Прошли профориентацию из всех опрошенных (%) |
60,63 |
70,45 |
64,16 |
Не прошли профориентацию из всех опрошенных (%) |
39,37 |
29,55 |
35,84 |
Нужна помощь в выборе профессии (%) |
54,08 |
49,09 |
38,95 |
2011 г. |
|||
Классы |
IX |
X |
XI |
Всего (чел.) |
2090 |
1373 |
1286 |
Прошли профориентацию из всех опрошенных (%) |
57,70 |
77,57 |
68,35 |
Не прошли профориентацию из всех опрошенных (%) |
42,30 |
22,43 |
31,65 |
Нужна помощь в выборе профессии (%) |
52,73 |
48,51 |
40,59 |
На психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков хочется обратить особое внимание. Необходимость профессиональной ориентации неоднократно отмечалась на самых разных уровнях. В решении коллегии Департамента образования города Москвы от 14 мая 2009 года «О профессиональной ориентации учащейся молодежи на получение востребованных на рынке труда профессий» работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся и выпускников образовательных учреждений признана приоритетным направлением деятельности Департамента образования города Москвы.
В настоящее время профессиональной ориентацией занимаются различные структуры и организации: общеобразовательные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, центры занятости населения, коммерческие организации, оказывающие профориентационные услуги, предприятия и организации, заинтересованные в привлечении рабочей силы. Проводится множество различных мероприятий, периодически проходят недели и дни профориентации. Но насколько эффективна эта работа? Чтобы понять это, стоит рассмотреть, что сегодня представляет собой модель профориентационной деятельности. Хотя есть и сторонники ранней профессиональной ориентации (некоторые педагоги предлагают проводить профориентационные занятия с V класса и даже в начальной школе), но, как правило, она проводится с обучающимися VIII-XI классов. Профессиональная ориентация, согласно действующему и по сей день Постановлению Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», находится в компетенции психологов.
В действительности основная нагрузка по этой работе в общеобразовательных учреждениях ложится на педагогов, назначенных ответственными за профориентацию, - заместителей директоров по воспитательной или социальной работе, классных руководителей, психологов, учителей-предметников (чаще всего учителей технологии). Таким образом, функции ответственных за профориентацию в школах нередко выполняют педагоги, не имеющие соответствующих компетенций и образования. Педагоги-психологи, в чьей компетенции находится эта деятельность, не всегда могут уделять ей достаточно времени, поскольку помимо нее занимаются проблемами адаптации, профилактикой и коррекцией различных форм нарушений в поведении детей и подростков на всех ступенях обучения, психолого-педагогическим сопровождением ГИА и ЕГЭ.
Основные профориентационные мероприятия, которые проводятся в школах, - это диагностика, встречи с представителями колледжей и вузов, профориентационные конкурсы, экскурсии на предприятия. В IX классе несколько лет назад был введен элективный курс «Профессиональное самоопределение».
Профориентационная диагностика обучающихся в школах в основном сводится к определению их интересов и склонностей и проводится по давно устаревшим методикам. Диагностике индивидуальных особенностей (особенностей темперамента, акцентуаций характера, мотивации выбора профессии и др.), а также диагностике затруднений в профессиональном самоопределении практически не уделяется внимание. Кроме того нередко сама диагностика носит формальный характер и проводится лишь для отчетности.
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob, опросившего 1600 экономически активных россиян в возрасте от 18 до 40 лет, тест на профориентацию проходили 34 % опрошенных, однако только 7 % опрошенных тест помог в выборе профессии. Отметим, что в комментариях к вопросам многие респонденты говорят о слишком общем характере полученных результатов и рекомендаций, о том, что у них «как были затруднения с определением профессии, так и остались» [Исследовательский центр Superjob]. Индивидуальные консультации по профессиональному самоопределению среди школьных психологов, к сожалению, - не такой уж распространенный вид деятельности, хотя именно они, на наш взгляд, являются наиболее эффективной формой работы и должны помочь подросткам определиться с будущей профессией.
Просвещение в профориентации нередко сводится к проведению встреч с представителями колледжей и вузов, а также к экскурсиям на предприятия. Безусловно, такие формы работы необходимы. Однако стоит учесть, что не всегда за потоком рекламы школьники могут распознать необходимую информацию: насколько востребованы сейчас и будут востребованы потом на рынке труда представляемые профессии, каковы содержание и условия труда, а также заработная плата специалистов. Здесь должна проявляться активность и самих подростков, ведь оставаясь пассивными слушателями, не включаясь в диалог, не задавая вопросов, они не получат необходимой им информации и потому не смогут сделать для себя вывод, готовы ли они учиться в этом учебном заведении, подходит ли им предлагаемая специальность.
Развивающая и коррекционная работа, пожалуй, - наиболее проблематичная область в профессиональной ориентации обучающихся. Условно к развивающей деятельности можно отнести профориентационные конкурсы «Нарисуй профессию», конкурс эссе «Моя будущая профессия», театрализованные фестивали профессий, проектные конкурсы в рамках предметной области «Технология» и подобные им. Однако со временем они все больше формализуются. Выявление затруднений в профессиональном самоопределении и работа с ними, повышение мотивации к осознанному и взвешенному выбору профессии, развитие навыков анализа информации - все это по большей части остается за пределами деятельности школьного психолога.
Несомненно, в настоящее время психологам в школе нужна методическая помощь в профориентационной работе. До прошлого учебного года при окружных управлениях образования существовали методические центры, в которых среди методистов- предметников были и методисты по профориентации. Но произошло объединение окружных методических центров в единый Городской методический центр, что привело к сокращению этих специалистов. Кроме того, не во всех территориальных группах есть методисты по профориентации, а если они и есть, то совмещают эту работу с несколькими другими направлениями. В связи с реорганизацией многих образовательных учреждений оказались разрушенными связи и налаженные формы работы.
Многообразие различных организаций, занимающихся в настоящее время профориентацией школьников, многообразие различных форм профориентационной работы, с одной стороны, открывают огромные перспективы, а с другой - ставят проблему системности, целенаправленности и эффективности профориентации в целом.
В чем же мы видим решение выявленных проблем? На наш взгляд, оно состоит в объединении прошлого положительного опыта и современных технологий. Необходима разработка единой концепции профориентационной работы и нормативных документов, регулирующих профориентационную деятельность. В концепции должно быть отражено, в чьем ведении находится эта деятельность, каким образом должны взаимодействовать все субъекты и структуры, в нее включенные, каковы критерии оценки ее эффективности. Одной из ключевых задач является подготовка квалифицированных специалистов, психологов-профориентаторов. Вариантом ее решения может быть разработка магистерской программы или программы профессиональной переподготовки по направлению «Профориентационная работа». Поскольку профессиональная ориентация напрямую связана с изменяющейся социально-экономической ситуацией в стране, положением на рынке труда, целесообразно проводить повышение квалификации и периодическую аттестацию этих специалистов.
Программы профориентационной работы должны быть разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся на каждом этапе. Эта идея ранее была обозначена в Концепции профессионального самоопределения, разработанной в 1993 г. коллективом Института профессионального самоопределения молодежи РАО [Резапкина, 2010]. Она не получила широкого распространения, однако существуют попытки ее реализации - программы Г.В. Резапкиной, С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева.
Проблемы системности и целенаправленности профориентационной работы может решить создание в каждом административном округе центра социально-трудовой адаптации и профориентации, подчиненного Департаменту образования города Москвы. Такие центры в прошлом назывались учебно-производственными комбинатами, а затем межшкольными учебными комбинатами. Раньше на их базе учащиеся школ могли осуществить свои первые профессиональные пробы, получить начальные навыки работы по профессиям (например: оператор ЭВМ, секретарь-машинистка, портной, слесарь и др.). Сейчас на базе этих центров может осуществляться разнообразная проектная деятельность, что согласуется с ФГОСами основной и старшей школы. Основными специалистами в этих учреждениях должны быть психологи-профориентаторы, получившие специальное образование. Налаживать связи общеобразовательных учреждений с учреждениями среднего и высшего профессионального образования, социальными партнерами, территориальными подразделениями центров занятости и другими структурами, заинтересованными в совместной профориентационной работе будет проще в рамках своего административного округа. Например, имея информацию о профилях в школах, специалисты центров могут осуществлять более скоординированное взаимодействие этих школ с вузами и колледжами. Они могут выполнять консультативную, коррекционную, просветительскую и другие виды деятельности, чего физически не сможет сделать школьный психолог. Методисты по профориентации в этих центрах смогут осуществлять целенаправленную методическую помощь педагогам-психологам школ, занимающимся профориентационной работой.
С осени 2013 г. Департаментом образования города Москвы запущены два просветительско-образовательных проекта - «Профессиональная среда» (на базе колледжей) и «Университетские субботы» (на базе вузов). В рамках этих проектов все желающие - школьники и их родители, педагоги - могут посетить бесплатные лекции, семинары, мастер-классы, экскурсии по различным направлениям. Безусловно, такая практика несет в себе множество положительных моментов: помогает школьникам погрузиться в атмосферу образовательного учреждения, в которое они, возможно, поступят в будущем, мотивирует познавательную деятельность обучающихся, помогает учителям- предметникам более глубоко осветить различные разделы учебных программ, а преподавателям, ведущим мероприятия, - адаптироваться к аудитории школьников и донести необходимую информацию более доступным языком.
Также стоит отметить положительный опыт проведения некоторыми вузами акций «Стань студентом на день», когда школьники погружаются в атмосферу вуза, знакомятся с его учебной и внеучебной жизнью, узнают о специальностях, возможностях поступления и дальнейшего продолжения учебы.
Нам близка точка зрения Г.В. Резапкиной, которая отмечает, что «эффективность профориентационной работы определяется верностью подхода к решению задачи и наличием современных технологий. Сегодня уже недостаточно надежных методик и качественных профориентационных программ для всех классов, начиная с первого - чтобы конкурировать с Интернетом, телевидением ..., мы должны развивать тематические сайты, делать телепередачи, компьютерные игры, электронные книги, осваивать молодежные журналы, привлекая к этой работе самих подростков» [Резапкина, 2010, с. 48]. Как подчеркивает Г.В. Резапкина, основная задача - наполнить эти формы новым содержанием, которое не сводилось бы к формированию знаний, умений и навыков применительно к выбору профессии, а помогло найти подросткам смыслы и ценности, лежащие за пределами профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение связывают с личностными смыслами и ценностями многие авторы. Е.Ю. Пряжникова описывает сущность профессионального самоопределения как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [Пряжников]. Говоря о жизненной перспективе, Е.И. Головаха отмечает, что именно ценностные ориентации, жизненные планы и цели составляют ее ядро, без них она теряет свою регулятивную функцию [Пряжников]. По мнению Е.А. Климова, результат работы педагога, занимающегося профессиональным самоопределением, проявляется в том, что подрастающий человек становится готовым к самостоятельному и сознательному обдумыванию своего профессионального будущего. Это обдумывание должно согласоваться с социальными нормами и важнейшими общечеловеческими ценностями [Климов, 2004].
Профессиональная ориентация - это совместная деятельность профориентатора и подростка по нахождению и определению смысла и ценностей не только в будущей профессии, но и в будущей жизни подростка в социуме. Только обретение смысла и ценности своей будущей работы может помочь подростку найти себя не только в мире профессий, но и в мире людей.
Литература
- Ильина О.Б. Методика исследования осведомленности старшеклассников о мире профессий: опыт проведения // Актуальные проблемы психологии образования: Сб. науч. статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 38–43.
- Исследовательский центр Superjob. Социологические опросы. Образование [Электронный ресурс] // URL: http://www.superjob.ru/community/pervyj_poisk_raboty_vybor_professii/56660/?utm_source=&utm_medium=&utm_campaign= (дата обращения: 25.03.2014).
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.
- Кузнецова О.В. Представления старшеклассников о профильной школе // Современная психология: теория и практика: Материалы I международной научно-практической конференции, 29-30 июня 2011 г. М.: Институт стратегических исследований, 2011. С. 113–117.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие: 2-е изд., стереотип. М.: Смысл; Издат. центр «Академия», 2005. 352 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: электронный учебник [Электронный ресурс] // URL: http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/11.html (дата обращения: 25.03.2014).
- Пряжникова Е.Ю., Егоренко Т.А. Проблема профессионального становления личности // Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 111–122.
- Резапкина Г.В. Москва. Профориентация. Новый век // Материалы городской научно-практической конференции «Профессиональная ориентация в современном социально-экономическом и информационно-технологическом пространстве» / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 44–49.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6339
В прошлом месяце: 92
В текущем месяце: 125
Скачиваний
Всего: 3730
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 23