Смирнова Я.К. кандидат психологических наук, доцент факультета психологии и педагогики, кафедра общей и прикладной психологии, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0144 e-mail: yana.smirnova@mail.ru
Статья посвящена исследованию связи между механизмом совместного внимания и последующим атипичным развитием ребенка. Анализируются различия в чувствительности к социальным поведенческим сигналам, а именно — ориентирующему направлению взгляда собеседника для установления совместного внимания у детей с типичным развитием и контрольными группами детей с атипичным развитием. На выборке 120 детей с типичным развитием, задержкой психического развития, нарушением слуха, нарушением речи и нарушением зрения был применен ряд разработанных экспериментальных задач на оценку способности использовать направления взгляда персонажа для определения его намерений. Задание измеряло способность ребенка вычислять и сообщать, на что смотрел другой человек и какой объект он намеревался выбрать. На основании сравнения контрастных групп показана вариативность становления и возрастных изменений навыков совместного внимания, а точнее, наличие различий в распознавании, синтезе и интерпретации ориентирующей социальной информации, исходящей из глазного контакта. Обнаружено, что у детей с атипичным развитием низкий уровень «нисходящего» совместного внимания. Результаты показали, что дефицит совместного внимания варьируется в зависимости от специфики сенсорного дефекта.
Результаты исследований получены при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-013-00220 «Роль совместного внимания и способности интегрировать социальную информацию в развитии дошкольников».
Фрагмент статьи
Зрительный контакт является наиболее мощным способом
установления коммуникативной связи между людьми, относится к комплексу
«социальных когнитивных» процессов, которые появляются к концу первого года
жизни (например, социальные ссылки, указание и следование за взглядом), и имеет
решающее значение для развития и обучения ребенка. Обработка информации о
направлении взгляда, восприятие отведенного взгляда могут вызвать
автоматическое смещение внимания в одном и том же направлении двух людей, что
позволяет установить «совместное внимание» («joint attention», «shared
attention»), взаимный взгляд (зрительный контакт) и обеспечивает основной
способ установления и координации коммуникативного контекста между людьми
через процесс прослеживания направления взора собеседника (gaze
following).
Литература
Ахутина Т.В., Засыпкина К.В., Романова А.А.
Предпосылки и ранние этапы развития речи: новые данные // Вопросы
психолингвистики. 2013. Т. 17. № 1. С. 20–43.
Зотов М.В., Андрианова Н.Е., Войт А.П. Роль
полиперспективных репрезентаций в процессах совместного внимания //
Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 16–27.
DOI:10.17759/chp.2015110202
Сергиенко Е.А. Модель психического как
интегративное понятие в современной психологии // Психологические исследования.
2017. Т. 10. № 54. С. 7.
Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т.
Т. 4 / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 453
с.
Aitken K.J., Trevarthen C. Self/other organization
in human psychological development // Devl Psychol. 1997. Vol. 9. P.
653–677.
Baird G., Charman T., Baron-Cohen S., Cox A.,
Swettenham J., Wheelwright S., Drew A. A screening instrument for autism at
18 months of age: a six year followup. J.Am. Acad // Child Adolescent
Psychiatry. 2000. Vol. 39. P. 694–702. doi:
10.1097/00004583-200006000-00007
Bakti A., Baron-Cohen S., Wheelwright S., Connellan J.,
Ahluwalia J. Is there an innate gaze module? Evidence from human neonates.
Infant // Behav. Dev. 2000. Vol. 23. P. 223–229.
DOI:10.1016/j.jecp.2013.12.010
Baron-Cohen S., Richler J., Bisarya D., Gurunathan N.,
Wheelwright S. The systemizing quotient (SQ): An investigation of adults
with Asperger syndrome or high-functioning autism, and normal sex differences
// Philosophical Transactions of the Royal Society of London, Series B. 2003.
Vol. 358. P. 361–374. doi: 10.1098/rstb.2002.1206
Bigelow A.E. The development of joint attention in
blind infants // Development and Psychopathology. 2003. Vol. 15. P. 259–275.
DOI:10.1017/S0954579403000142
Butterworth G., Jarrett N. What minds have in
common in space: spatial mechanisms serving joint visual attention in infancy
// Devl Psychol. 1991. Vol. 9. P. 55–72. DOI:
https://doi.org/10.1111/j.2044-835X.1991.tb00862.x
Casey B.J., Gordon C.T., Mannheim G.T., Rumsey J.M.
Dysfunctional attention in autistic savants // Clin. Exp. Neuropsychol. 1993.
Vol. 15. P. 933–946. DOI:10.1080/01688639308402609
Charman T. Why is joint attention a pivotal skill
in autism? // Philos Trans R SocLond B Biol Sci. 2003. Vol. 358 (1430). P.
315–24. DOI:10.1098/rstb.2002.1199
Courchesne E., Lincoln A.J., Kilman B.A., Galambos
R. Event-related brain potential correlates of the processing of novel
visual and auditory information in autism // Autism Devl Disorders. 1985. Vol.
15. P. 55–76. doi: 10.1007/bf01837899
Dawson G., Jones E.J., Merkle K. Early behavioral
intervention is associated with normalized brain activity in young children
with autism // Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012. Vol. 51 (11). P.
1150–1159. DOI:10.1016/j.jaac.2012.08.018
Driver J., Davis G., Ricciardelli P., Kidd P., Maxwell
E., Baron-Cohen S. Gaze perception triggers reflexive visual orienting //
Visual Cogn. 1999. Vol. 6. P. 509–540. DOI: 10.1080/135062899394920
Emery N.J. The eyes have it: the neuroethology,
function and evolution of social gaze // Neurosci. Biobehav. Rev. 2000. Vol.
24. P. 581–604. doi: 10.1016/S0149-7634(00)00025-7·
Farroni T., Csibra G., Simion F., Johnson M.H. Eye
contact detection in humans from birth. Proc // Natl Acad. Sci. USA. 2002. Vol.
99. P. 9602–9605. DOI:10.1073/pnas.152159999
Frischen A., Bayliss A.P., Tipper S.P. Gaze cueing
of attention: visual attention, social cognition, and individual differences //
Psychol. Bull. 2007. Vol. 133. P. 694–724. DOI:
10.1037/0033-2909.133.4.694
Gilmore R.O., Johnson M.H. Working memory in six
month old infants revealed by versions of oculomotor delayed response task //
Child Psychol. Psychiatry. 1995. Vol. 59. P. 397–418.
Hietanen J.K., Nummenmaa L., Nyman M.J., Parkkola R.,
Hamalainen H. Automatic orienting of attention by social and symbolic cues
activates different neural networks: An fMRI study. NeuroImage. 2006. Vol. 33.
P. 406–413. doi: 10.1016/j.neuroimage.2006.06.048
Hobson R.P. What puts the jointness in joint
attention? // Joint attention: Communication and other minds / In J. Roessler
(ed.). Oxford: Oxford University Press. 2005. Р. 185–204.
DOI:10.1093/acprof:oso/9780199245635.003.0009
Hood B.M., Macrae C.N., Cole-Davies V., Dias M. Eye
remember you: The effects of gaze direction on face recognition in children and
adults // Developmental Science. Vol. 9. P. 276–336. doi: 2003;6:67–71.
DOI:10.1111/1467-7687.00256
Kleinke C. Gaze and eye contact: a research review
// Psychol. Bull. 1986. Vol. 100. P. 78–100.
Landry S., Miller-Loncar C., Smith K. Individual
differences in the development of social communication competency in very low
birthweight children // Developmental variations in learning: Applications to
social, executive function, language, and reading skills / In D. Molfese, V.
Molfese (eds.). Mahwah. NJ: Lawrence Erlbaum, 2002. P. 81–112. DOI:
10.1111/j.1467-8624.2007.01042.x
Langdon R., Corner T., McLaren J., Coltheart M., Ward
P.B. Attention orienting triggered by gaze in schizophrenia //
Neuropsychologia. 2006. Vol. 44. P. 417–429. DOI:
10.1016/j.neuropsychologia.2005.05.020
Lauwereyns J. Exogenous/endogenous control of space
based/object-based attention: four types of visual selection? // Cogn. Psychol.
1998. Vol. 10. P. 41–74.
Leekam S.R., López B., Moore C.
Attention and joint attention in preschool children with autism //
Developmental Psychology. 2000. Vol. 36. P. 261–273. DOI:
10.1037//0012-1649.36.2.261
Lord C. Follow-up of two year olds referred for
autism // Child Psychol. Psychiatry. 1995. Vol. 36. P. 1365–1382.
DOI:10.1111/j.1469-7610.1995.tb01669.x
Loveland K., Landry S. Joint attention and language
in autism and developmental language delay // Autism Devl Disorders. 1986. Vol.
16. P. 335–349.
Mundy P., Jarrold W. Infant joint attention, neural
networks and social cognition // Neural Netw. 2010. Vol. 23 (8-9). P. 985–987.
doi: 10.1016/j.neunet.2010.08.009.
Mundy P. A Review of Joint Attention and
Social-Cognitive Brain Systems in Typical Development and Autism Spectrum
Disorder // European Journal of Neuroscience. 2017. Vol. 47. P. 497–514.
DOI:10.1111/ejn.13720.
Posner M.I. Orienting attention // Q. J. Exp.
Psychol. 1980. Vol. 32. P. 3–25.
Povinelli D.J., Eddy T.J. Specificity of gaze
following in young chimpanzees // Devl Psychol. 1997. Vol. 15. P. 213–222.
DOI:10.1111/j.2044-835X.1997.tb00735.x
Rincover A., Ducharme J.M. Variables influencing
stimulus over-selectivity and ‘tunnelvision’ in developmentally delayed
children // Mental Deficiency. 1987. Vol. 91. P. 422–430.
Tomasello M. Becoming Human: A Theory of Ontogeny.
Cambridge, MA: Harvard University Press, 2019. 392 P.
Townsend J., Courchesne E., Egaas B. Slowed
orienting of covert visual-spatial attention in autism: specific deficits
associated with cerebellar and parietal abnormalities // Devl Psychopathol.
1996. Vol. 8. P. 563–584. doi: https://doi.org/10.1017/S0954579400007276
Vecera S.P., Rizzo M. Eye gaze does not produce
reflexive shifts of attention: Evidence from frontal-lobe damage //
Neuropsychologia. 2005. Vol. 44. P. 150–159.
DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2005.04.010
Vuilleumier P. Perceived gaze direction in faces
and spatial attention: a study in patients with parietal damage and unilateral
neglect // Neuropsychologia. 2002. Vol. 40. P. 1013–1026.
DOI:10.1016/S0028-3932(01)00153-1
Wainwright J.A., Bryson S.E. Visual orienting in
autism // Autism Devl Disorders. 1996. Vol. 26. P. 423–438.
DOI:10.1007/BF02172827
Yu C., Smith L.B. Hand–Eye Coordination Predicts
Joint Attention // Child Development. 2017. Vol. 88(6). P. 2060–2078.
DOI:10.1111/cdev.12730