Психолого-педагогические исследования
2020. Том 12. № 1. С. 105–121
doi:10.17759/psyedu.2020120108
ISSN: 2587-6139 (online)
Совместное внимание и чувствительность к ориентирующему направлению взгляда у детей с атипичным развитием
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: внимание, совместное внимание, социальное познание, возрастное развитие, дошкольный возраст, задержка психического развития, аутизм, нарушение слуха
Рубрика издания: Психология развития
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120108
Финансирование. Результаты исследований получены при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-013-00220 «Роль совместного внимания и способности интегрировать социальную информацию в развитии дошкольников».
Для цитаты: Смирнова Я.К. Совместное внимание и чувствительность к ориентирующему направлению взгляда у детей с атипичным развитием [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. С. 105–121. DOI: 10.17759/psyedu.2020120108
Фрагмент статьи
Зрительный контакт является наиболее мощным способом установления коммуникативной связи между людьми, относится к комплексу «социальных когнитивных» процессов, которые появляются к концу первого года жизни (например, социальные ссылки, указание и следование за взглядом), и имеет решающее значение для развития и обучения ребенка. Обработка информации о направлении взгляда, восприятие отведенного взгляда могут вызвать автоматическое смещение внимания в одном и том же направлении двух людей, что позволяет установить «совместное внимание» («joint attention», «shared attention»), взаимный взгляд (зрительный контакт) и обеспечивает основной способ установления и координации коммуникативного контекста между людьми через процесс прослеживания направления взора собеседника (gaze following).
Литература
-
Ахутина Т.В., Засыпкина К.В., Романова А.А. Предпосылки и ранние этапы развития речи: новые данные // Вопросы психолингвистики. 2013. Т. 17. № 1. С. 20–43.
-
Зотов М.В., Андрианова Н.Е., Войт А.П. Роль полиперспективных репрезентаций в процессах совместного внимания // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 16–27. DOI:10.17759/chp.2015110202
-
Сергиенко Е.А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 54. С. 7.
-
Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т. Т. 4 / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 453 с.
-
Aitken K.J., Trevarthen C. Self/other organization in human psychological development // Devl Psychol. 1997. Vol. 9. P. 653–677.
-
Baird G., Charman T., Baron-Cohen S., Cox A., Swettenham J., Wheelwright S., Drew A. A screening instrument for autism at 18 months of age: a six year followup. J.Am. Acad // Child Adolescent Psychiatry. 2000. Vol. 39. P. 694–702. doi: 10.1097/00004583-200006000-00007
-
Bakti A., Baron-Cohen S., Wheelwright S., Connellan J., Ahluwalia J. Is there an innate gaze module? Evidence from human neonates. Infant // Behav. Dev. 2000. Vol. 23. P. 223–229. DOI:10.1016/j.jecp.2013.12.010
-
Baron-Cohen S., Richler J., Bisarya D., Gurunathan N., Wheelwright S. The systemizing quotient (SQ): An investigation of adults with Asperger syndrome or high-functioning autism, and normal sex differences // Philosophical Transactions of the Royal Society of London, Series B. 2003. Vol. 358. P. 361–374. doi: 10.1098/rstb.2002.1206
-
Bigelow A.E. The development of joint attention in blind infants // Development and Psychopathology. 2003. Vol. 15. P. 259–275. DOI:10.1017/S0954579403000142
-
Butterworth G., Jarrett N. What minds have in common in space: spatial mechanisms serving joint visual attention in infancy // Devl Psychol. 1991. Vol. 9. P. 55–72. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-835X.1991.tb00862.x
-
Casey B.J., Gordon C.T., Mannheim G.T., Rumsey J.M. Dysfunctional attention in autistic savants // Clin. Exp. Neuropsychol. 1993. Vol. 15. P. 933–946. DOI:10.1080/01688639308402609
-
Charman T. Why is joint attention a pivotal skill in autism? // Philos Trans R SocLond B Biol Sci. 2003. Vol. 358 (1430). P. 315–24. DOI:10.1098/rstb.2002.1199
-
Courchesne E., Lincoln A.J., Kilman B.A., Galambos R. Event-related brain potential correlates of the processing of novel visual and auditory information in autism // Autism Devl Disorders. 1985. Vol. 15. P. 55–76. doi: 10.1007/bf01837899
-
Dawson G., Jones E.J., Merkle K. Early behavioral intervention is associated with normalized brain activity in young children with autism // Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012. Vol. 51 (11). P. 1150–1159. DOI:10.1016/j.jaac.2012.08.018
-
Driver J., Davis G., Ricciardelli P., Kidd P., Maxwell E., Baron-Cohen S. Gaze perception triggers reflexive visual orienting // Visual Cogn. 1999. Vol. 6. P. 509–540. DOI: 10.1080/135062899394920
-
Emery N.J. The eyes have it: the neuroethology, function and evolution of social gaze // Neurosci. Biobehav. Rev. 2000. Vol. 24. P. 581–604. doi: 10.1016/S0149-7634(00)00025-7·
-
Farroni T., Csibra G., Simion F., Johnson M.H. Eye contact detection in humans from birth. Proc // Natl Acad. Sci. USA. 2002. Vol. 99. P. 9602–9605. DOI:10.1073/pnas.152159999
-
Frischen A., Bayliss A.P., Tipper S.P. Gaze cueing of attention: visual attention, social cognition, and individual differences // Psychol. Bull. 2007. Vol. 133. P. 694–724. DOI: 10.1037/0033-2909.133.4.694
-
Gilmore R.O., Johnson M.H. Working memory in six month old infants revealed by versions of oculomotor delayed response task // Child Psychol. Psychiatry. 1995. Vol. 59. P. 397–418.
-
Hietanen J.K., Nummenmaa L., Nyman M.J., Parkkola R., Hamalainen H. Automatic orienting of attention by social and symbolic cues activates different neural networks: An fMRI study. NeuroImage. 2006. Vol. 33. P. 406–413. doi: 10.1016/j.neuroimage.2006.06.048
-
Hobson R.P. What puts the jointness in joint attention? // Joint attention: Communication and other minds / In J. Roessler (ed.). Oxford: Oxford University Press. 2005. Р. 185–204. DOI:10.1093/acprof:oso/9780199245635.003.0009
-
Hood B.M., Macrae C.N., Cole-Davies V., Dias M. Eye remember you: The effects of gaze direction on face recognition in children and adults // Developmental Science. Vol. 9. P. 276–336. doi: 2003;6:67–71. DOI:10.1111/1467-7687.00256
-
Kleinke C. Gaze and eye contact: a research review // Psychol. Bull. 1986. Vol. 100. P. 78–100.
-
Landry S., Miller-Loncar C., Smith K. Individual differences in the development of social communication competency in very low birthweight children // Developmental variations in learning: Applications to social, executive function, language, and reading skills / In D. Molfese, V. Molfese (eds.). Mahwah. NJ: Lawrence Erlbaum, 2002. P. 81–112. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2007.01042.x
-
Langdon R., Corner T., McLaren J., Coltheart M., Ward P.B. Attention orienting triggered by gaze in schizophrenia // Neuropsychologia. 2006. Vol. 44. P. 417–429. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2005.05.020
-
Lauwereyns J. Exogenous/endogenous control of space based/object-based attention: four types of visual selection? // Cogn. Psychol. 1998. Vol. 10. P. 41–74.
-
Leekam S.R., López B., Moore C. Attention and joint attention in preschool children with autism // Developmental Psychology. 2000. Vol. 36. P. 261–273. DOI: 10.1037//0012-1649.36.2.261
-
Lord C. Follow-up of two year olds referred for autism // Child Psychol. Psychiatry. 1995. Vol. 36. P. 1365–1382. DOI:10.1111/j.1469-7610.1995.tb01669.x
-
Loveland K., Landry S. Joint attention and language in autism and developmental language delay // Autism Devl Disorders. 1986. Vol. 16. P. 335–349.
-
Mundy P., Jarrold W. Infant joint attention, neural networks and social cognition // Neural Netw. 2010. Vol. 23 (8-9). P. 985–987. doi: 10.1016/j.neunet.2010.08.009.
-
Mundy P. A Review of Joint Attention and Social-Cognitive Brain Systems in Typical Development and Autism Spectrum Disorder // European Journal of Neuroscience. 2017. Vol. 47. P. 497–514. DOI:10.1111/ejn.13720.
-
Posner M.I. Orienting attention // Q. J. Exp. Psychol. 1980. Vol. 32. P. 3–25.
-
Povinelli D.J., Eddy T.J. Specificity of gaze following in young chimpanzees // Devl Psychol. 1997. Vol. 15. P. 213–222. DOI:10.1111/j.2044-835X.1997.tb00735.x
-
Rincover A., Ducharme J.M. Variables influencing stimulus over-selectivity and ‘tunnelvision’ in developmentally delayed children // Mental Deficiency. 1987. Vol. 91. P. 422–430.
-
Tomasello M. Becoming Human: A Theory of Ontogeny. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2019. 392 P.
-
Townsend J., Courchesne E., Egaas B. Slowed orienting of covert visual-spatial attention in autism: specific deficits associated with cerebellar and parietal abnormalities // Devl Psychopathol. 1996. Vol. 8. P. 563–584. doi: https://doi.org/10.1017/S0954579400007276
-
Vecera S.P., Rizzo M. Eye gaze does not produce reflexive shifts of attention: Evidence from frontal-lobe damage // Neuropsychologia. 2005. Vol. 44. P. 150–159. DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2005.04.010
-
Vuilleumier P. Perceived gaze direction in faces and spatial attention: a study in patients with parietal damage and unilateral neglect // Neuropsychologia. 2002. Vol. 40. P. 1013–1026. DOI:10.1016/S0028-3932(01)00153-1
-
Wainwright J.A., Bryson S.E. Visual orienting in autism // Autism Devl Disorders. 1996. Vol. 26. P. 423–438. DOI:10.1007/BF02172827
-
Yu C., Smith L.B. Hand–Eye Coordination Predicts Joint Attention // Child Development. 2017. Vol. 88(6). P. 2060–2078. DOI:10.1111/cdev.12730
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 845
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 13
Скачиваний
Всего: 308
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 9