Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8747Новости 1747Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

12 место — направление «Психология»

1,733 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Совместное внимание и чувствительность к ориентирующему направлению взгляда у детей с атипичным развитием 36

Смирнова Я.К.
кандидат психологических наук, доцент факультета психологии и педагогики, кафедра общей и прикладной психологии, Алтайский государственный университет (ФГБОУ ВО АлтГУ), Барнаул, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0144
e-mail: yana.smirnova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию связи между механизмом совместного внимания и последующим атипичным развитием ребенка. Анализируются различия в чувствительности к социальным поведенческим сигналам, а именно — ориентирующему направлению взгляда собеседника для установления совместного внимания у детей с типичным развитием и контрольными группами детей с атипичным развитием. На выборке 120 детей с типичным развитием, задержкой психического развития, нарушением слуха, нарушением речи и нарушением зрения был применен ряд разработанных экспериментальных задач на оценку способности использовать направления взгляда персонажа для определения его намерений. Задание измеряло способность ребенка вычислять и сообщать, на что смотрел другой человек и какой объект он намеревался выбрать. На основании сравнения контрастных групп показана вариативность становления и возрастных изменений навыков совместного внимания, а точнее, наличие различий в распознавании, синтезе и интерпретации ориентирующей социальной информации, исходящей из глазного контакта. Обнаружено, что у детей с атипичным развитием низкий уровень «нисходящего» совместного внимания. Результаты показали, что дефицит совместного внимания варьируется в зависимости от специфики сенсорного дефекта.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Результаты исследований получены при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-013-00220 «Роль совместного внимания и способности интегрировать социальную информацию в развитии дошкольников».

Фрагмент статьи

Зрительный контакт является наиболее мощным способом установления коммуникативной связи между людьми, относится к комплексу «социальных когнитивных» процессов, которые появляются к концу первого года жизни (например, социальные ссылки, указание и следование за взглядом), и имеет решающее значение для развития и обучения ребенка. Обработка информации о направлении взгляда, восприятие отведенного взгляда могут вызвать автоматическое смещение внимания в одном и том же направлении двух людей, что позволяет установить «совместное внимание» («joint attention», «shared attention»), взаимный взгляд (зрительный контакт) и обеспечивает основной способ установления и координации коммуникативного контекста между людьми  через процесс прослеживания направления взора собеседника (gaze following).

Литература
  1. Ахутина Т.В., Засыпкина К.В., Романова А.А. Предпосылки и ранние этапы развития речи: новые данные // Вопросы психолингвистики. 2013. Т. 17. № 1. С. 20–43.
  2. Зотов М.В., Андрианова Н.Е., Войт А.П. Роль полиперспективных репрезентаций в процессах совместного внимания // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 16–27. DOI:10.17759/chp.2015110202
  3. Сергиенко Е.А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 54. С. 7.
  4. Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т. Т. 4 / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 453 с.
  5. Aitken K.J., Trevarthen C. Self/other organization in human psychological development // Devl Psychol. 1997. Vol. 9. P. 653–677.
  6. Baird G., Charman T., Baron-Cohen S., Cox A., Swettenham J., Wheelwright S., Drew A. A screening instrument for autism at 18 months of age: a six year followup. J.Am. Acad // Child Adolescent Psychiatry. 2000. Vol. 39. P. 694–702. doi: 10.1097/00004583-200006000-00007
  7. Bakti A., Baron-Cohen S., Wheelwright S., Connellan J., Ahluwalia J. Is there an innate gaze module? Evidence from human neonates. Infant // Behav. Dev. 2000. Vol. 23. P. 223–229. DOI:10.1016/j.jecp.2013.12.010
  8. Baron-Cohen S., Richler J., Bisarya D., Gurunathan N., Wheelwright S. The systemizing quotient (SQ): An investigation of adults with Asperger syndrome or high-functioning autism, and normal sex differences // Philosophical Transactions of the Royal Society of London, Series B. 2003. Vol. 358. P. 361–374. doi: 10.1098/rstb.2002.1206
  9. Bigelow A.E. The development of joint attention in blind infants // Development and Psychopathology. 2003. Vol. 15. P. 259–275. DOI:10.1017/S0954579403000142
  10. Butterworth G., Jarrett N. What minds have in common in space: spatial mechanisms serving joint visual attention in infancy // Devl Psychol. 1991. Vol. 9. P. 55–72. DOI: https://doi.org/10.1111/j.2044-835X.1991.tb00862.x
  11. Casey B.J., Gordon C.T., Mannheim G.T., Rumsey J.M. Dysfunctional attention in autistic savants // Clin. Exp. Neuropsychol. 1993. Vol. 15. P. 933–946. DOI:10.1080/01688639308402609
  12. Charman T. Why is joint attention a pivotal skill in autism? // Philos Trans R SocLond B Biol Sci. 2003. Vol. 358 (1430). P. 315–24. DOI:10.1098/rstb.2002.1199
  13. Courchesne E., Lincoln A.J., Kilman B.A., Galambos R. Event-related brain potential correlates of the processing of novel visual and auditory information in autism // Autism Devl Disorders. 1985. Vol. 15. P. 55–76. doi: 10.1007/bf01837899
  14. Dawson G., Jones E.J., Merkle K. Early behavioral intervention is associated with normalized brain activity in young children with autism // Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012. Vol. 51 (11). P. 1150–1159. DOI:10.1016/j.jaac.2012.08.018
  15. Driver J., Davis G., Ricciardelli P., Kidd P., Maxwell E., Baron-Cohen S. Gaze perception triggers reflexive visual orienting // Visual Cogn. 1999. Vol. 6. P. 509–540. DOI: 10.1080/135062899394920
  16. Emery N.J. The eyes have it: the neuroethology, function and evolution of social gaze // Neurosci. Biobehav. Rev. 2000. Vol. 24. P. 581–604. doi: 10.1016/S0149-7634(00)00025-7·
  17. Farroni T., Csibra G., Simion F., Johnson M.H. Eye contact detection in humans from birth. Proc // Natl Acad. Sci. USA. 2002. Vol. 99. P. 9602–9605. DOI:10.1073/pnas.152159999
  18. Frischen A., Bayliss A.P., Tipper S.P. Gaze cueing of attention: visual attention, social cognition, and individual differences // Psychol. Bull. 2007. Vol. 133. P. 694–724. DOI: 10.1037/0033-2909.133.4.694
  19. Gilmore R.O., Johnson M.H. Working memory in six month old infants revealed by versions of oculomotor delayed response task // Child Psychol. Psychiatry. 1995. Vol. 59. P. 397–418.
  20. Hietanen J.K., Nummenmaa L., Nyman M.J., Parkkola R., Hamalainen H. Automatic orienting of attention by social and symbolic cues activates different neural networks: An fMRI study. NeuroImage. 2006. Vol. 33. P. 406–413. doi: 10.1016/j.neuroimage.2006.06.048
  21. Hobson R.P. What puts the jointness in joint attention? // Joint attention: Communication and other minds / In J. Roessler (ed.). Oxford: Oxford University Press. 2005. Р. 185–204. DOI:10.1093/acprof:oso/9780199245635.003.0009
  22. Hood B.M., Macrae C.N., Cole-Davies V., Dias M. Eye remember you: The effects of gaze direction on face recognition in children and adults // Developmental Science. Vol. 9. P. 276–336. doi: 2003;6:67–71. DOI:10.1111/1467-7687.00256
  23. Kleinke C. Gaze and eye contact: a research review // Psychol. Bull. 1986. Vol. 100. P. 78–100.
  24. Landry S., Miller-Loncar C., Smith K. Individual differences in the development of social communication competency in very low birthweight children // Developmental variations in learning: Applications to social, executive function, language, and reading skills / In D. Molfese, V. Molfese (eds.). Mahwah. NJ: Lawrence Erlbaum, 2002. P. 81–112. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2007.01042.x
  25. Langdon R., Corner T., McLaren J., Coltheart M., Ward P.B. Attention orienting triggered by gaze in schizophrenia // Neuropsychologia. 2006. Vol. 44. P. 417–429. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia.2005.05.020
  26. Lauwereyns J. Exogenous/endogenous control of space based/object-based attention: four types of visual selection? // Cogn. Psychol. 1998. Vol. 10. P. 41–74.
  27. Leekam S.R., López B., Moore C. Attention and joint attention in preschool children with autism // Developmental Psychology. 2000. Vol. 36. P. 261–273. DOI: 10.1037//0012-1649.36.2.261
  28. Lord C. Follow-up of two year olds referred for autism // Child Psychol. Psychiatry. 1995. Vol. 36. P. 1365–1382. DOI:10.1111/j.1469-7610.1995.tb01669.x
  29. Loveland K., Landry S. Joint attention and language in autism and developmental language delay // Autism Devl Disorders. 1986. Vol. 16. P. 335–349.
  30. Mundy P., Jarrold W. Infant joint attention, neural networks and social cognition // Neural Netw. 2010. Vol. 23 (8-9). P. 985–987. doi: 10.1016/j.neunet.2010.08.009.
  31. Mundy P. A Review of Joint Attention and Social-Cognitive Brain Systems in Typical Development and Autism Spectrum Disorder // European Journal of Neuroscience. 2017. Vol. 47. P. 497–514. DOI:10.1111/ejn.13720.
  32. Posner M.I. Orienting attention // Q. J. Exp. Psychol. 1980. Vol. 32. P. 3–25.
  33. Povinelli D.J., Eddy T.J. Specificity of gaze following in young chimpanzees // Devl Psychol. 1997. Vol. 15. P. 213–222. DOI:10.1111/j.2044-835X.1997.tb00735.x
  34. Rincover A., Ducharme J.M. Variables influencing stimulus over-selectivity and ‘tunnelvision’ in developmentally delayed children // Mental Deficiency. 1987. Vol. 91. P. 422–430.
  35. Tomasello M. Becoming Human: A Theory of Ontogeny. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2019. 392 P.
  36. Townsend J., Courchesne E., Egaas B. Slowed orienting of covert visual-spatial attention in autism: specific deficits associated with cerebellar and parietal abnormalities // Devl Psychopathol. 1996. Vol. 8. P. 563–584. doi: https://doi.org/10.1017/S0954579400007276
  37. Vecera S.P., Rizzo M. Eye gaze does not produce reflexive shifts of attention: Evidence from frontal-lobe damage // Neuropsychologia. 2005. Vol. 44. P. 150–159. DOI:10.1016/j.neuropsychologia.2005.04.010
  38. Vuilleumier P. Perceived gaze direction in faces and spatial attention: a study in patients with parietal damage and unilateral neglect // Neuropsychologia. 2002. Vol. 40. P. 1013–1026. DOI:10.1016/S0028-3932(01)00153-1
  39. Wainwright J.A., Bryson S.E. Visual orienting in autism // Autism Devl Disorders. 1996. Vol. 26. P. 423–438. DOI:10.1007/BF02172827
  40. Yu C., Smith L.B. Hand–Eye Coordination Predicts Joint Attention // Child Development. 2017. Vol. 88(6). P. 2060–2078. DOI:10.1111/cdev.12730
Книги по теме
comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика